КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное сознание и общественное бытие: зависимость и автономия
ТРАЕКТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Общественное сознание выступает не столько общефилософской категорией, сколько конкретно-философским понятием, относящимся к области социальной философии. Оно является парной категорией или парным понятием общественному бытию, охватывающему, как правило, все продукты материальной деятельности, включая экономическую, как и сам процесс общественного бытия, В этой более приземленной и конкретной сфере философского анализа можно говорить о закономерностях формирования и функционирования общественного сознания, например, о формах его зависимости от состояния и развития общественного бытия. Как только мы переходим от сознания к общественному сознанию, так немедленно возникает необходимость в его дифференциации на виды и подвиды. Действительно, общественное сознание как собирательное название для всех надстроечных процессов включает в себя мировоззрение, идеологию, религию, духовную культуру, научное познание (или науку в целом). Социальная философия исследует, опять же только на теоретико-методологическом уровне, не проводя эмпирических или полевых исследований, исторические особенности формирования каждого вида общественного сознания, к примеру идеологии, его конкретно-исторические формы, внутреннюю структуру и зависимость от социально-экономических (равно как и политических) условий, существующих в данном обществе и в данное историческое время. В отечественной социологической литературе были предприняты попытки определить основные компоненты общественного сознания: интересы (А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, Н. Стефанов, А.Т. Ханипов), ценности и ценностные ориентации (Н.И. Лапин, A.M. Макаревич, А.М. Яковлев), социальное настроение (Ю.А. Левада, Б.Д. Парыгин, Ж.Т. Тощенко, СВ. Харченко). Особо социологи выделяют такой принципиальной важный элемент, как общественное мнение. И не случайно: именно оно выступает предметом массовых социологических опросов. Сознание и познание соотносятся приблизительно так же, как образование и наука. Познание — передовой фронт, или фронтиер (идущий впереди) сознания, оно открывает новое знание, а сознание — что-то делает с добытым знанием — осмысляет, оценивает, усваивает и перерабатывает в культурный корпус человека или человечества. Однако наибольший теоретический вклад в разработку категорий «общественное сознание» и «общественное бытие» внесли все-таки философы1. Общественное сознание для них представляется совокупностью идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. В этом смысле познание выступает производным от сознания (рис. 54). Образно выражаясь, сознание — это основная часть наступающих войск, а познание — их разведка или дозор, высланные узнать дорогу. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Между общественным бытием и общественным сознанием существует, как известно, сложная диалектическая взаимосвязь, предпо- Рис. 54. Соотношение сознания и познания 1 См.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988; Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994; Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание. Кишинев, 1970; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественное сознание и общественные науки. М., 1973; Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988; Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990; Общество и сознание. М., 1980; Ойзерман Т.Н. Философия как история философии. СПб., 1999; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Степин B.C., УледовА.К. Структура общественного сознания. М., 1968; Философская антропология и история науки. М., 1992; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989; Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. М., 1985; Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. М., 1984 и др. лагающая, что в разных исторических ситуациях первичным фактором выступает то одно, то другое. Говорить о первенстве или первичности бытия по отношению к сознанию в каком-то абсолютном или априорном смысле, видимо, неправильно, поскольку невозможно себе представить такую историческую эпоху, даже если мы назовем ее началом истории человеческого общества, когда бы существовало бытие, но еще не существовало сознания. Если у животного, которого антропологи признали бы в качестве гоминидного существа, нет сознания, то его нельзя именовать человеком. Стало быть, сознание эволюционно появляется вместе с человеком и служит его необходимым, генетически и онтологически неустранимым критерием (фактором). По мере становления человеческого общества, прохождения им различных культурных и хозяйственных стадий, в том числе рабовладельческого, феодального, капиталистического общества, вопрос о первичности бытия или сознания вообще нельзя решить, поскольку катализатором изменений в общественном бытии всегда выступают новые идеи, которые воплощаются в социальные и культурные практики, социальные нововведения, технологии и процедурные репертуары. К историческим формам общественного сознания, на наш взгляд, относятся: • мифологическое сознание — знаменует растворение личного сознания в коллективном; • героическое сознание — впервые знаменует выделение личного сознания из недр коллективного; • массовое сознание — возникает в современный период в связи с развитием массового общества и социального усреднения личного сознания, его профанирования, низведения. Таким образом, нельзя упрощенно говорить о первичности и вторично-сти бытия и сознания. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. В результате вопрос о первичности переносится в иную философскую плоскость: правильнее говорить не о первичности бытия (или наоборот), а скорее о первичности одной из функций сознания. На одной эволюционной стадии отражательная функция более развита, чем активно-творческая, и складывается впечатление о своеобразном запаздывании в развитии сознания, первичности бытия. Скажем, наскальная живопись, вероятно, воплощает больше отражательную, а не активно-творческую функцию сознания. Но уже современное абстрактное искусство, в котором, кажется, уже ничто не напоминает окружающую реальность и которое видится зрителю совершенно выдуманным, призрачным, демонстрирует первичность активно-творческой функции сознания. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание данной исторической эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием, выраженном в общественном мнении, не дадут ожидаемых результатов. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Здесь вовсе не требуется опосредующей роли общественного бытия как проводника или канала рас пространения духовных норм и ценностей. Обряды, традиции, заветы и ценности предков передаются потомкам изустно, путем непосредственного общения и демонстрации. В результате мы видим, что общественное сознание может развиваться и эволюционировать на своей собственной основе, пользуясь накопленным капиталом. Но может ли бытие эволюционировать без вмешательства и опосредующей роли общественного сознания — притока новых идей и теорий? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Таким образом, у общественного сознания есть известное онтологическое и генетическое преимущество над бытием. В этом и заключается сущность относительной самостоятельности общественного бытия. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн реализовались почти через 35 лет после их открытия и т.д. Сознание не только может, но и должно опережать общественное бытие, иначе бы его активно-творческая функция безмолвствовала. Таким образом, мы можем заключить, что общественное сознание представляет собой особый социальный и культурный феномен, отличающийся своими собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Таковыми не обладает общественное бытие. Такие проявления общественного сознания, как национализм или шовинизм, вовсе не обязательно своими корнями уходят в общественное бытие или являются его дериватами. В СССР культивировались равенство и национальное уважение. На Северном Кавказе в национально смешанных поселках мирно уживались представители разных национальностей, которые сегодня, спустя всего 10—15 лет, превратились чуть ли не во врагов. Конечно, за отмеченный период резко изменилось общественное бытие — десятки межнациональных конфликтов, перешедших в фазу межнациональных войн, озлобили и отдалили народы. Однако и в период существования СССР находились регионы, в частности Прибалтика, где, несмотря на пропаганду и культивируемые ценности интернационализма, процветал скрытый межнациональный антагонизм. Дальнейшим шагом на пути конкретизации общественного сознания выступает расщепление его на формы. Так, эмпирическим референтом, одним из многих, социально-философского понятия «общественное сознание» выступает, по всей видимости, понятие «массовое сознание». Оно характеризует совокупность ценностных ориентации, мнений, воззрений, присущих большим социальным группам или нерасчленимому в научном анализе (иногда это действительно трудно сделать) некоему большинству населения. При этом не уточняется, что или кто именно понимается под этим большинством: пенсионеры, домохозяйки, женщины, мужчины, верующие или рабочий класс. Профанирование и сакрализация — два противоположно направленных действия общественного сознания. Первое нечто снижает, второе — возвышает. Результатом профанирования становится массовое и обыденное сознание, а результатом сакрализации — художественное, мифологическое и религиозное сознание. Массовое сознание выступает носителем довольно упрощенных ментальных ориентиров и стереотипов, в которые включаются как элементы вымысла и фантазии, так и подтверждаемые наукой взгляды, убеждения, суждения и т.д. Если философская категория «сознание» не предполагает какого-либо ценностного или оценочного компонента, то массовое сознание сплошь субъективно, оценочно, пристрастно. Каждый человек со свойственными ему предрассудками и все люди в целом с присущими им предубеждениями являют собой субъекта или носителя массового сознания. Поскольку истинный субъект массового сознания анонимен, социальное расчленение населения по профессиональным, религиозным, политическим, демографическим и прочим признакам недопустимо. Неправильно говорить о массовом сознании пенсионеров или католиков. Каждая социальная группа обладает присущим ей групповым сознанием, а лучше сказать, мировоззрением, которое отнюдь не сводится к массовому сознанию в обозначенном выше смысле. Мировоззрение баптиста резко отличается от мировоззрения католика или православного, как мировоззрение либерала контрастирует с мировоззрением консерватора, мировоззрение национал-патриота — с мировоззрением интернационалиста. Сегодняшнее состояние общественного сознания можно охарактеризовать как переходное. Общество глубоко разочаровано практически во всех существующих проектах и политических конструкциях, происходит активный поиск некоторых новых доминант, которые, возможно, способны час- тично восстановить утраченную идентичность. Однако процесс пересмотра системы ценностей, действовавших в течение 90-х гг., еще лишь в самом начале, и на его завершение потребуется длительное время. Эмпирические исследования демонстрируют размывание политического спектра, возникновение «нового консенсуса» по некоторым ценностным системам, сохранение раскола по другим, возможно, не менее важным основаниям2. Эволюция массовых ценностей — политических и социальных — носит в последние годы сложный характер. На фоне некоторых «поступательных» процессов (таких, как индивидуализация массового сознания, связанная с активным разложением посттрадиционных и традиционных структур) наблюдаются не менее существенные «циклические» процессы, отражающие совмещение индивидуальных и групповых ценностных систем с представлениями о «целом» — обществе, нации, этносе, национальной истории. Массовое сознание, даже опирающееся на элементы рационального выбора, по мнению Л. Вызова, в основе своей достаточно мифологизировано. Число мифов, влияющих на политический выбор, ограничено3. За каждым мифом и стоящим за ним архетипом сознания просматривается целостная картина мира, объясняющая индивиду его место в этом мире. Эмпирический анализ показывает, что важнейшими факторами, выполняющими роль доминант типологии, являются: А) ось, которую можно условно назвать «реформисты — традиционалисты» (отношение к модернизаци-онному проекту в целом); реформисты отличаются от традиционалистов особенностями системы ценностных ориентации, из которых наиболее существенными являются ориентации на ценности индивидуализма (индивидуальной свободы) в альтернативе с ценностями порядка (коллективной ответственности); Б) отношение к Западу и западному пути развития (ориентация на догоняющий или органичный тип развития). Пересечение этих двух осей позволяет выделить как раз три основные реальные или «идеальные» (потенциальные) группы с разными идейно-политическими ориентациями: • сторонники догоняющей модернизации; • сторонники органической модернизации; • противники любой модернизации, или традиционалисты. Действительно, можно утверждать, что общественное мнение в постреформенной России оказалось расколото именно по отношению к реформам по типу догоняющей модернизации. «Традиционалисты» готовы пожертвовать реформами во имя сохранения традиционной идентичности, «либералы» готовы пожертвовать традиционной идентичностью во имя скорейшего проведения реформ, а «националисты» или «национал-протестанты» 2 Бызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция со 3 Там же. протестуют именно против разрушения идентичности при поддержке общего вектора модернизационных процессов. Так, кризис субъектности российского общества особенно резко обострился именно в последние 10 лет. Наиболее «продвинутые» слои населения — научно-техническая интеллигенция, значительная часть ранее правившей элиты, в целом население крупнейших мегаполисов, в большей степени подготовленное к процессам модернизации социально-экономической и социально-политической системы, — в силу ряда историко-культурных обстоятельств не оказались носителями традиционной идентичности, идентифицируя себя и свои интересы в первую очередь с полностью заимствованной на Западе системой ценностей, западным путем развития. Разумеется, сознание большинства из них было мифологизировано. Основой идеологии тогдашних «либералов» являлась даже не столько рыночная экономика (точнее — и она, но тоже в мифологизированном виде), а именно идея абсолютной ценности западного цивилизационного типа развития и, соответственно, отрицание самоценности «российской почвы». Функции «защиты идентичности» оказались отданными на откуп «антимодернизационным» группам общества, выступающим с позиций традиционной ментальное™. Таким образом, внутри общества возникли по крайней мере две ярко выраженные субкультуры, характеризующиеся как «традиционалистская» и «западническая». В каждой из этих субкультур наблюдались свои механизмы ретрансляции ценностей, социальных норм и политических установок, свои «опережающие» группы, выступающие в качестве генераторов установок. В то же время не менее половины общества существовало в рамках пограничных культурно-политических ценностей4. Перечисленные типы сознания достаточно непостоянны — в процессе политического развития у их носителей меняются конкретные политические симпатии, оценки текущей политической конъюнктуры, корректируется отношение к тем или иным ценностям. Меняется и количествен ное соотношение этих типов. Так, если в первые годы «демократической революции» сторонники либеральных реформ и скорейшего сближения с Западом имели значительное численное превосходство и опирались на наиболее активную часть общества, то за последнее время «ядра» как «либерального», так и «коммунистического» электоратов (в особенности первого из Бызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция социально-политических ориентации и общественного запроса (http://pubs.carnegie.ru). них) стали стремительно размываться, а наиболее представительной оказалась достаточно пока аморфная группа, соответствующая «новому запросу» той части общества, которая отрицательно относится к проводимым в России реформам (таких большинство) и, с другой стороны, не принадлежит к «традиционалистским» группам. Ее можно охарактеризовать как «государственников», «русских националистов», «национал-реформистов», «национал-центристов», «национал-протестантов» и т.д. Но ее внутреннее содержание далеко не полностью соответствует привычному пониманию этих терминов. Она достаточно противоречива по кругу идей, распространенных внутри нее, но одновременно в ней наблюдается процесс постепенной консолидации5.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |