КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менталитет
Менталитет (фр. Mentalite, от позднелат. mentalis — умственный) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие менталитета утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души. Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Понятие «менталитет» ведет свое происхождение из латинского языка от слова mens {mentis) — ум, мышление, рассудок. От него произошло прилагательное mentalis, появившееся в XIV в. и обозначавшее в средневековой схоластике принадлежность разуму, рассудку, уму. В эпоху Просвещения Mentalite отождествлял сознание с разумом. В большинстве европейских языков этот термин активно употребляется в научной литературе примерно с середины XIX в. Известно также, что понятие «ментальность» («менталитет») в современном его значении было предложено французским социологом и философом Л. Леви-Брюлем, который использовал его для описания особого «пралогического мышления» дикарей. Важную роль в понятийной разработке нужно отвести французской антропологической школе «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ф. Ариес и др.), получившей название от исторического журнала, где публиковались статьи и по проблемам ментальное™. Люсьен Февр и Марк Блок, заимствовав это понятие у Леви-Брюля, применили его для обозначения общего умонастроения, склада ума, коллективной психологии, «умственного инструментария», «психологической оснастки» людей, принадлежащих к одной культуре, являющихся членами одного общества. Общий менталитет дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение, а также самих себя. Фактически именно французским антропологам М. Блоку и Л. Февру принадлежит заслуга введения этой категории в научный обиход. В современной социологии, психологии и культурологи Mentalite означает то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций. В определенном смысле категория «менталитет» может быть отождествлена с категорией «подсознательная духовность», которой пользуется В. Франкл для обозначения неосознаваемой, неотрефлектированной и принципиально нерефлектируемой духовности, выступающей несущей основой всей сознательной духовности. В этих иррациональных глубинах духовного бессознательного коренятся, по В. Франклу, истоки этического (совесть), эротического (любовь) и эстетического (художественная совесть) поведения человека22. Ментальность обозначает уровень индивидуального и общественного сознания. По мнению А. Гуревича23, существуют религиозные, национальные, номенклатурно-бюрократические, тоталитарные, сервилистские, сциентистские и другие ментальное™. Российские психологи в последние годы проявляют немалый интерес к феномену менталитета, в том числе к эмпирическим исследованиям его характеристик. Определенный вклад в разработку теории ментальное™ внесли такие представители отечественной науки, как А.Я. Гуревич, А.П. Ястре-битская, В.П. Даркевич, Ю.Л. Бессмертный, Л.М. Баткин, А.В. Ар-циховский, Н.В. Воронин, Б.Л. Романов, В.К. Кантор, А.С. Ахиезер. В этой связи стоит отметить также работы К.А. Абульхановой, А.С. Мельникова, А.В. Брушлинского, Л.М. Смирнова, И.Г. Дубова. По мнению последнего, «менталитет — это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него»24. На первый план у психологов выходит рефлексия человека на внешнюю действительность, оригинальность видения этой действительности через призму соответствующей культурной среды. Для них менталитет — характеристика исключительно индивидуального сознания. Для социологов это свойство коллективного сознания больших социальных групп, например наций. Вот почему социологи ныне немало трудятся над проработкой вопроса о специфических особенностях русского менталитета и русского национального характера. Социологический анализ менталитета опирается на глубокое знакомство с социальными стереотипами как типизированным восприятием окружающего мира, изучение ценностных ориентации и связанных с ними социальных установок. У антропологов менталитет выражается через понятие «всеобщая установка», связанное с поведенческими характеристиками, одновременно не зависящее от сознательной рефлексии. Иными словами, менталитет может быть понят как система прочных стереотипов, поскольку с необходимостью отражает определенные статичные свойства социального типа, сложившиеся в процессе практики25. 22 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 96-99. 23 См.: Гуревич А. Ментальность. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. 24 Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И.Г. Ду ъ Кусов В. Г. Категория «менталитет» в социологическом измерении // Социс. 2000. № 9. С. 132—135. У философов, культурологов и историков данный термин не получил однозначной трактовки. Так, И.К. Пантин подчеркивает его массовый характер, обусловленность исторической судьбой народа, определенную предза-данность26. Наоборот, А.С. Ахиезер делает акцент на динамике менталитета и его функциональных качествах. Менталитет, считает он, «устойчивый изоморфизм, присущий культуре», и «особый способ организации, структуры освоения, осмысления через систему основополагающих ценностей»27. Историки России не раз указывали на взаимосвязь российского менталитета с пространственными и геополитическими факторами развития страны. Открытость, отсутствие природно-географических границ, невозможность естественной изоляции общества от внешнего мира, огромная протяженность, наличие богатейших ресурсов сказываются на характере хозяйствования и общественной организации народа. А.П. Бутенко и Ю.В. Колесниченко, анализируя менталитет в соотношении с идеологией в России, полагают, что это «определенное социально-психологическое состояние нации, народности, народа, граждан, запечатлевшее в себе (не "в памяти" народа, а в подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета»28. Менталитет — фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или устойчивой социальной группе. Он является тем общим, что связывает его с соплеменниками, сородичами, братьями по классу и т.д. Именно поэтому менталитет не поддается сознательным усилиям по его изменению. Ни этнос, ни общность, ни индивид не могут менять менталитет по своему усмотрению. Он изменяется спонтанно, и этот процесс растягивается на долгое историческое время и зависит от крупномасштабных событий и социетальных факторов. Привычка мыслить и оценивать события известным способом формировалась на протяжении десятилетий и веков. Крупные исторические события отложили в менталитете свой отпечаток и роковым образом повлияли на его формирование. Выходит, что менталитет — продукт исторической социализации. Действительно. Разве крепостное право и сохранявшийся долгое время институт принудительного труда не оказали влияния на способность русского человека так, а не иначе мотивировать свои поступки, работать с прохладцей, зная, что сверхнормативный труд не принесет ему пользу, — излишки труда отберет у него помещик, работодатель или государство? Зная это, русский человек руководствуется теми, а не иными мотивами, выбирая место работы, режим труда, тип трудового поведения и многое другое. См.: Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1994. № 1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. III. С. 189-190. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 94. Сущность российского крестьянского менталитета (или, пользуясь словами К. Мяло, «совокупности подлинно мировоззренческих и творческих принципов») определяется как «изощренная диалектика космоса, социума и единичной личности, когда, входя в общину (мир), человек через весь объем ее представлений одновременно как бы входил в "правильный" миропорядок. А только через связь с этим порядком он и мог обрести то, что согласно универсальной христианской идее здесь выступало также как высшее благо — спасение души... Сутью этого мировоззрения была принципиальная космоцентричность, стремление любой новый порядок вещей и любое техническое нововведение приводить в соответствие с моделью идеального равновесия вселенной. Нам нужно было дожить до эпохи глобальных нарушений экологического равновесия и озоновой бреши, дабы понять, что интуиция наших предков, подсказывавшая им идею такого равновесия, была безупречна»29. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Захватывая бессознательное, менталитет выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции. Ментальность позволяет человеку «осознавать себя и других лишь в качестве членов племени, социальной или религиозной общин, а не в качестве самостоятельных человеческих существ»30. Через менталитет индивидуальное сознание как бы растворяется в коллективном «Мы», выражающем солидарную идентичность какой-либо общности. Она выступает по отношению к индивиду как высшая власть и высшая сила. При этом надо говорить о добровольном и зачастую самим индиви дом не замечаемом усвоении принятых в данной общине шаблонов, схем и образцов мышления и поведения, которые рассматриваются как единственно возможные. Принадлежность к «Мы» избавляет индивида от ответственности за поиск собственных решений, мучительных сомнений, тягостного бремени свободы. Все крупнейшие исторические события, происходившие на его родине, подобно пластам или слоям культуры, накапливаются в структуре психики представителя данной национальности, определяя структуру его менталитета. Расшифровать структуру менталитета — значит перечислить значимые исторические события и выяснить то, как их переживал и оценивал народ, как они повлияли в конечном итоге на его мотивацию, систему ценностных предпочтений, структуру выборов. 29 Мяло К. Оборванная нить // Новый мир. 1988. № 8. С. 253. 30 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 39. Таким образом, менталитет делают история и историческая социализация, а национальный характер формируют человеческая природа, климат, география. Для отечественных исследователей в отличие от зарубежных характерно понимание менталитета в основном как общественного явления, обладающего качествами, свойственными той или иной нации. Возможно, что в таком высокоабстрактном понимании менталитета чувствуется значительное влияние философии марксизма, которому всегда была присуща излишняя теоретизированность, использование таких философских категорий, как сознание, общество, мышление. Менталитет в понимании некоторых зарубежных ученых включает в себя чувства, симпатии и антипатии, образы, представления о человеке и его месте в мире. Причем все эти представления и ощущения не подвергнуты логической систематизации, осмыслению. Они связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием; если сознание регулирует мышление человека, то менталитет регулирует его поведение. В связи с этим, как полагает И.М. Дзялошинский31, менталитет не только связан с познавательными и ценностными структурами смысловой сферы, но и непосредственно влияет на поведение человека. Причем это влияние может проявляться в самых неожиданных сферах и формах. Много лет назад были проведены исследования на пляжах США. Предметом изучения была манера постилать циновки на песок. Оказалось, что белые американцы, когда укладываются, соблюдают определенную дистанцию. Они не терпят «чувства локтя». А вот когда на пляже располагаются жители Сан-Доминго или пуэрториканцы, то расстояние между ними гораздо меньше. Это подтверждает, что чувство минимального жизненного пространства в разных этнических культурах различно. И на Западе оно больше. Это связано с тем, что человек осозна ет себя как личность, нуждающуюся в некотором минимуме жизненного пространства, пусть оно составляет всего 10—15 см. Между тем как у представителей других культур такой необходимости не существует. Это различие культур проявляется в мелких деталях быта. В западных электричках, к примеру, сиденья отделены друг от друга подлокотниками, т.е. некоторой границей между сидящими рядом. В Большом энциклопедическом словаре Ларусса менталитет определяется как «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы; состояние ума... склад мышления». В связи с этим в науке широкое распространение получило изучение национального менталитета, которое опира- Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. ется на многочисленные эмпирические данные результатов сравнительного исследования национальных (этнических) культур, их воздействия на восприятие мира, способы мышления и социальное поведение (так называемые кросскультурные исследования). Американцы при этом активно используют данные социологических опросов, психологических тестов и включенное наблюдение, которое проводят квалифицированные специалисты, имеющие за плечами большой опыт полевых исследований.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |