Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 4 страница




Шкарин Александр Николаевич (1876-1921) — профессор, в 1909-1921 гг. начальник кафедры детских болезней ВМА, внёс весомый вклад в изучение осо­бенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здорового ребёнка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал 8 лекций по диететике и издал их в виде книги «О кормлении здорового и больно­го ребёнка» (СПб. 1909,1912). Кроме того, А.Н. Шкарин в 1910-1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник организовал отделение для грудных детей, консультативные приёмы в амбулатории для них, создал молочную кухню.

Маслов Михаил Степанович (1985-1961) — профессор, акад. АМН СССР, заслуженный деятель науки РФ, руководил кафедрой и клиникой детских болезней Военно-медицинской академии (1921-1961) и кафедрой факультетской педиатрии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте (1935-1961).

Научные направления кафедр, руководимых М.С. Масловым, были такие:

1. Особенности детского возраста (акцент на возрастные биохимические и функциональные особенности в норме и при патологии); конституция и аномалии конституции; реактивность детского организма.

2. Этиология, патогенез, функциональная диагностика и лечение заболеваний у детей (острые и хронические расстройства питания и пищеварения, гепатиты, нефропатии, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, сепсис и септические состояния).

3. История педиатрии.

Лечебную деятельность М.С. Маслова характеризовал индивидуальный подход к больному ребёнку с учётом и анализом особенностей его конституции и реактив­ности. Разработанные М.С. Масловым новые методы лечения, в частности токсиче­ской диспепсии, успешно внедрялись в повседневную практическую деятельность педиатрических лечебных учреждений города и страны. Широкое их использова­ние позволило существенно снизить число летальных исходов. М.С. Маслов был первым отечественным педиатром, начавшим совместно с акад. АМН СССР хирур­гом Петром Андреевичем Куприяновым разрабатывать проблему диагностики и хирургического лечения врождённых пороков сердца и лёгких у детей. Учебники и монографии М.С. Маслова («Учение об аномалиях конституции», «Детские болезни», «Лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз» и др.) на протяжении сорока лет были настольными книгами для отечественных педиатров, переведены на многие иностранные языки: болгарский, сербский, корейский, китайский, румынский и албанский. Среди учеников академика более двадцати профессоров-педиатров.

Тур Александр Фёдорович (1894-1974) — профессор, академик АМН СССР, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки РФ, с 1925 г. заведовал рядом кафедр в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Один из основоположников таких разделов отечественной педиатрии, как детская гема­тология и эндокринология, неонатология, диететика, использование массажа и гимнастики, закаливания в рациональном воспитании детей раннего возраста. Книги А.Ф. Тура «Пропедевтика детских болезней» (издана 6 раз), «Справочник по диететике детей раннего возраста» (издан 7 раз), «Физиология и патология детей периода новорождённое™» (издана 4 раза), «Гематология детского возрас­та» (издана 3 раза), «Рахит» (издан 2 раза) и другие были на протяжении десяти­летий незаменимыми руководствами для отечественных педиатров. А.Ф. тур был главным педиатром Ленинграда в тяжёлые годы его блокады во время Великой Отечественной войны. Большинство современных ведущих педиатров Санкт- Петербурга — ученики А.Ф Тура и М.С. Маслова

Соколов Дмитрий Александрович (1861-1915) — ученик Н.И. Быстрова, организатор кафедры и клиник Женского медицинского института (1900, ныне Санкт-Петербургский медицинский университет им. И.П. Павлова), первый главный врач крупнейшей в Петербурге городской детской больницы на 400 коек (1904-1907), на базе которой в 1925 г. был открыт первый в стране Научно-практический институт охраны материнства и младенчества и далее, в 1935 г., — Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ, ныне Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), разработавший проект индивидуального изолятора (бокс Соколова-Мельцера), описавший дугообразную линию верхней границы укорочения перкуторного тона при экссудативных плевритах (линия Соколова-Дамуазо).

Красногорский Николай Иванович (1882-1961) — ученик И.П. Павлова, плодотворно применивший для исследования становления высшей нервной дея­тельности у ребёнка методики и принципы И.П. Павлова, предложивший диету для лечения детей с ночным энурезом (диета Красногорского), капсулу для сбора слюны (капсула Красногорского).

Медовиков Пётр Сергеевич (1873-1941) - ученик Н.П. Гундобина, орга­низатор и первый заведующий кафедрой детского туберкулёза ЛПМИ, крупный фтизиатр и курортолог.

Данилевич Михаил Георгиевич (1882-1956) — ученик А.Н. Шкарина, выда­ющийся детский инфекционист, создатель учения о перекрёстной инфекции и системы профилактики внутрибольничных инфекций, в течение 26 лет заведо­вавший кафедрой детских инфекций ЛПМИ, основатель ныне очень плодотворно работающей школы детских инфекционистов, автор неоднократно переиздавав­шихся учебника и руководства по детским инфекциям.

Воловик Аркадий Борисович (1892-1980) - заслуженный деятель науки РФ, крупнейший детский кардиолог и ревматолог страны, впервые описавший латент­ное течение ревматизма, верифицирующееся по сформированному митральному стенозу, коронарит и инфаркт миокарда у детей, доброкачественный перикардит, дующий тембр систолического шума при эндокардитах.

Воронцов Игорь Михайлович (1935-2007) — заслуженный деятель науки РФ, выдающийся педиатр, гематолог, кардиолог и аллерголог, организатор дет­ского здравоохранения, предложивший в частности, автора (в соавторстве с А.В. Мазуриным) общепризнанного учебника «Пропедевтика детских болезней».

Велик вклад в развитие отечественной детской гематологии Ю.А. Котикова (1897-1979) и A.M. Абезгауза (1898-1977); эндокринологии - В.Г. Баранова (1899-1985), Л.М. Скородка (1939-1982) и В.Л. Лисс (1946-2003); нефрологии - Э.И. Фридмана (1899-1959), А.А. Валентинович (1909-1976) и А.В. Папаяна (1936-2002); организации детского здравоохранения и социальной педиатрии — Ю.А. Менделевой (1883-1959), А.Н. Антонова (1884-1947), Н.Г.Веселова (1940- 1996); детских инфекций — А.Т. Кузьмичёвой (1908-1983), Г.А. Тимофеевой (1921-1985); детской кардиологии и пульмонологии — К.Ф. Ширяевой (1928- 2000), реанимации и неотложной терапии — Э.К. Цыбулькина (1938-2001).

Из ныне здравствующих петербургских педиатров немало сделали для развития кардиологии Н.В. Орлова, В.В. Юрьев; нефрологии — К.М. Сергеева и М.В. Эрман; аллергологии — Д.С. Коростовцев и Г.А. Новик; эндокринологии — А.С. Стройкова; пульмонологии — В.П. Алфёров, А.В. Богданова, К.М. Сергеева, М.Г. Чухловина; гастроэнтерологии — Е.А. Корниенко, В.Ф. Привородский, В.А. Александрова, И.Ю. Мельникова; педиатрической фармакологии — М.Л. Чухловина, И.В. Марко­ва, И.Б. Михайлов; гинекологии детского возраста — Ю.А. Гуркин.

Московская школа педиатров

Тольский Николай Алексеевич (1832-1891) — основатель детского отделе­ния (1868), клиники (1891) и кафедры (1888) детских болезней Московского уни­верситета, московской школы педиатров; активный пропагандист профилактиче­ской направленности медицины, один из основоположников школьной гигиены.

Филатов Нил Фёдорович (1847-1902) - выдающийся русский педиатр, по общепринятому мнению, «отец русской клинической педиатрии». Выдающийся клиницист, впервые выделивший как самостоятельные заболевания идиопати- ческое воспаление лимфатических желёз (инфекционный мононуклеоз, ранее называвшийся болезнью Филатова-Пфейфера), скарлатинозную краснуху и впер­вые описавший отрубевидное шелушение на слизистой оболочке щёк как ранний признак кори (симптом Филатова), специфический запах изо рта при дифтерии, «скарлатинозное сердце» и безбелковые отёки как признак «скарлатинозного нефрита». Н.Ф. Филатов впервые в России применил противодифтерийную сыво­ротку, а также люмбальную пункцию для диагностики менингита. Его монографии «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Лекции об острых инфек­ционных болезнях у детей» (1885, 1895), «Краткий учебник детских болезней» (издавался 12 раз!), «Клинические лекции» (1890,1902,2007) стали золотым фон­дом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки.

Кисель Александр Андреевич (1859-1938) в начале свой врачебной дея­тельности работал в детской клинике Военно-медицинской академии под руко­водством проф. Н.И. Быстрова, где в 1887 г. защитил докторскую диссертацию. А.А. Кисель с 1910 г. заведовал кафедрой детских болезней медицинского факуль­тета Московского университета (ныне Медицинская академия им. И.М. Сеченова). Известен как один из организаторов педиатрического факультета в ныне Россий­ском медицинском университете, горячий сторонник профилактического направ­ления в педиатрии и использования природных факторов (воздух, солнце, вода) как для предупреждения, так и для лечения болезней детей, санаторно-курортного лечения, наблюдения за естественным течением болезни. Он описал хроническую туберкулёзную интоксикацию, выделил «большие» симптомы ревматизма (крите­рии Киселя-Джонса). Будучи сторонником минимальной фармакотерапии у детей и применения медикаментов с доказанным эффектом, он подчёркивал, что склон­ность течения большинства заболеваний у детей — выздоровление.

Сперанский Георгий Несторович (1873-1968) — выдающийся педиатр, ученик Н.Ф. Филатова, Герой социалистического труда, акад. АМН СССР и чл.-кор. АН СССР, основатель (1922) и многолетний редактор старейшего отече­ственного журнала «Педиатрия» (сейчас журнал носит его имя). Был одним из основоположников организации системы охраны материнства и детства в России. Ещё в 1908 г. он организовал в Москве консультацию для матерей по уходу за грудными детьми и был одним из первых педиатров, начавших работать в родиль­ном доме (1906), редактор и основной автор учебника «Болезни раннего детского возраста» (1934). Исследования Г.Н. Сперанского и его школы в области рас­стройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний у детей грудного возраста, нефрологии и т.д. отличаются новизной мысли, большой практической значимостью. Он был горячим сторонником про­филактического направления педиатрии, организации перинатальной службы и специализированных родильных домов.

Таболин Вячеслав Александрович (1926-2007) — ученик Г.Н. Сперанского, акад. АМН СССР, в течение 40 лет заведовавший кафедрой госпитальной педиа­трии (ныне детских болезней № 2) 2-го Московского государственного медицин­ского института им. Н.И. Пирогова (ныне Российский государственный меди­цинский университет), один из основоположников современной неонатологии. Основал школу учёных педиатров (под его руководством защищено 43 докторских и 140 кандидатских диссертаций). Труды В.А. Таболина и его учеников способ­ствовали снижению ранней детской смертности, развитию клинической генетики и многих других разделов педиатрии.

Мазурин Андрей Владимирович (1923-2001) — чл.-кор. РАМН, лауре­ат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ, участник Великой Отечественной войны, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней (1967-1989) 2-го Московского государственного медицинского институ­та им. Н.И. Пирогова (ныне Российский государственный медицинский универси­тет), выдающийся отечественный педиатр, гематолог и гастроэнтеролог.

Следует назвать также следующих видных московских педиатров. Н.С. Корсаков (1859-1925) — ученик Н.А. Тольского и Н.Ф. Филатова, возглавивший после смер­ти Нила Федоровича кафедру детских болезней МГУ, известен своими работами о патогенезе рахита, инфекционного мононуклеоза и способностями исключитель­ного диагноста и клинициста. А А. Колтыпин (1883-1942) — ученик А. А. Киселя, выдающий инфекционист, разработал единый принцип классификации инфек­ций, учение о фазах инфекционного процесса (выделил три фазы: токсическую, аллергическую и фазу вторичной микробной инвазии) и инфекционном сердце. В.И. Молчанов (1898-1959) — ученик Н.Ф. Филатова, в течение 28 лет возглавлял кафедру детских болезней МГУ, внёс существенный вклад в изучение патогенеза детских инфекций, в частности скарлатины, стоял у истоков детской эндокри­нологии в нашей стране, автор (вместе с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым) учебника «Пропедевтика детских болезней» и монографий о задержках роста и развития у детей, о Н.Ф. Филатове. Ю.Ф. Домбровская (1891-1976) — уче­ница В.И. Молчанова, организовала отделение для грудных детей и молочную кухню при детской клинике МГУ, разрабатывала проблемы детской пульмоно­логии, витаминной недостаточности. Л.А. Исаева (1925-1991) активно работа­ла в области изучения и лечения диффузных болезней соединительной ткани. А.И. Доброхотова (1884-1958) — соратница Г.Н. Сперанского, много сделала для организации рациональной диагностики, лечения и профилактики острых детских инфекций, в частности кори, коклюша и скарлатины. Д.Д. Лебедев (1884-1970) — ученик Н.С. Корсакова, внёс существенный вклад в изучение патогенеза ревма­тизма и тонзиллогенной интоксикации, особенностей реактивности детей разного возраста. М.И. Мартынова (1925-2002) — замечательный педиатр-эндокринолог.

Из ныне здравствующих московских профессоров-педиатров выдающийся вклад в изучение проблем генетики, физиологии и патологии обмена веществ, этики и деонтологии, организации научных исследований в педиатрии внёс Ю.Е. Вельтищев; детской гематологии — Н.С. Кисляк, А.Г. Румянцев, А.А. Масчан; детских инфек­ций — Н.И. Нисевич и В.Ф. Учайкин; детской гастроэнтерологии — А.А. Баранов, М.Я. Студеникин, A.M. Запруднов, Ю.Г. Мухина, С.М. Бельмер, JI.A. Харитонова, П.Л. Щербаков; эндокринологии — Э.П. Касаткина, Ю.А. Князев; пульмонологии - В.К. Таточенко, С.В. Рачинский; аллергологии — И.И. Балаболкин, В.А. Ревякина, Л.С. Намазова; неонатологии — Г.М. Дементьева, Н.Н. Володин, Г.А. Самсыгина, Г.В. Яцык, Е.Н. Байбарина и Д.Н. Дегтярёв.

Кафедры педиатрии в других городах России были организованы также в конце XIX - начале XX вв.: в Казани (1881, проф. Н.А. Толмачёв), в Киеве (1889, проф. В.Е. Чернов), в Харькове (1889, проф. М.Д. Пономарёв), в Томске (1901, проф. С.М. Тимашев), в Новороссийске (1904, проф. В.Ф. Якубович), в Саратове (1912, проф. И.Н. Быстренин), в Перми (1920, проф. П.И. Пичугин), в Симферополе (1921, проф. А.В. Попов), в Омске (1922, проф. О.Д. Соколова- Пономарёва), в Ярославле (1921, проф. В.П. Жуковский), в Астрахани (1926, проф. А.Н. Федорович), в Самаре (1932, проф. В.М. Курзон) и т.д.

В конце XIX в. появились и первые кафедры педиатрии в Европе — в Берлине (1872), Париже (1879), Неаполе (1886).

Педиатрический факультет в Москве и педиатрический институт (как высшее учебное заведение) в Ленинграде были открыты в 1935 г.

ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Первый отечественный педиатрический журнал «Детская медицина» издавал с 1896 по 1905 гг. в Москве на личные средства один из основоположников отече­ственной детской хирургии Л.П. Александров (1857-1929). В 1911 г. в Петербурге Д.А. Соколов начал издавать журнал «Педиатрия». Издание его прекратилось в 1914 г. в связи с тяжёлой болезнью, а затем смертью Д.А. Соколова. В 1922 г. в Москве, под редакцией Г.Н. Сперанского, началось издание «Журнала по изуче­нию раннего возраста», переименованного в 1934 г. в «Советскую педиатрию», а в 1936-м — в «Педиатрию». Г.Н. Сперанский возглавлял его почти полвека (1922-1969). Сейчас «Педиатрия» издаётся как журнал им. Г.Н. Сперанского. В 1916-1918 гг. в Петербурге выходил журнал «Охрана материнства и младен­чества» (ред. Н.А. Русских, В.П. Герасимович и П.С. Медовиков), а в Ленинграде с 1929 по 1942 гг. — журнал «Вопросы педиатрии, педологии и охраны мате­ринства и детства» (с 1936 г. «Вопросы педиатрии и охраны материнства и дет­ства»), главным редактором которого была директор Педиатрического института проф. Ю.А. Менделева. С 1946 по 1953 гг. журнал издавался в Ленинграде (глав­ный редактор М.С. Маслов), а с 1956-го — в Москве под названием «Вопросы охраны материнства и детства» (главным редактором на протяжении длитель­ного времени была акад. РАМН Н.И. Нисевич), который сегодня выходит под названием «Российский вестник перинатологии и педиатрии» (главный редактор акад. РАМН Ю.Е. Вельтищев, затем проф. А.Д. Царегородцев). В конце 90-х гг. также в Москве стали выходить под редакцией президента Союза педиатров России акад. РАМН А.А. Баранова два новых педиатрических издания «Детский доктор» и «Российский педиатрический журнал», которые в дальнейшем были объединены в журнал «Вопросы современной педиатрии». Уже в XXI в. стали изда­ваться журналы «Вопросы практической педиатрии» (акад. РАМН Н.Н. Володин), «Педиатрическая клиническая фармакология» (проф. Л.С. Намазова), «Вопросы детской диетологии» (акад. РАМН В.А. Тутельян), «Вопросы гематологии/онко­логии и иммунологии в педиатрии» (чл.-кор. РАМН А.Г. Румянцев), «Детская больница» (проф. Н.Н. Ваганов), «Вестник педиатрической фармакологии и нутрициологии» (проф. А.Д. Царегородцев), «Детская гастроэнтерология» (проф. А.И. Волков).

Научно-исследовательские педиатрические институты впервые были организо­ваны в 1922 г. в Москве (ныне НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН) и в 1925 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургская государственная педи­атрическая медицинская академия). Сейчас в России 18 научно-исследовательских институтов разного профиля педиатрического направления.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДИАТРОВ

Первоначально повышение квалификации педиатров и профессиональная переподготовка проходили по желанию врача при детских больницах, кафед­рах педиатрии. В 1885 г. в Петербурге по инициативе Великой княгини Елены Павловны был открыт Клинический институт — первое в мире учреждение, пред­назначенное для повышения квалификации врачей (ныне Санкт-Петербургская академия последипломного образования), а в 1931 г. в Москве — Центральный институт усовершенствования врачей (ныне Российская академия последиплом­ного образования). В этих учреждениях созданы и кафедры педиатрии. Сегодня в России функционируют 26 кафедр педиатрии (в рамках как перечисленных акаде­мий, так и факультетов повышения квалификации и профессиональной перепод­готовки различных высших медицинских образовательных учреждений в разных городах страны), где педиатры не реже раза в пять лет обязаны повышать свою квалификацию.

ОБЩЕСТВА И СЪЕЗДЫ ПЕДИАТРОВ

Первое в России (второе в Европе) Общество детских врачей было органи­зовано Н.И. Быстровым в Петербурге в декабре 1885 г. (в Москве — в 1892 г. Н.Ф. Филатовым). В 1904 г. в Петербурге был создан Союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. в Москве — Общество борьбы с детской смертностью, в 1913 г. — Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Определённую положительную роль в создании системы помощи матерям и детям сыграли такие общественные организации, как Русское общество охраны народ­ного здравия (1877), Общество попечения о бедных и больных детях («Синий крест», 1882) и др.

Первый съезд детских врачей России состоялся 27-31 декабря 1912 г. в Санкт-Петербурге и открыл его приветственной речью К.А. Раухфус, председа­тель организационного комитета. Было внесено предложение об организации Всероссийского общества детских врачей, но это не было осуществлено, а на IV Всероссийском съезде детских врачей, который проходил в Москве с 30 мая по 4 июня 1927 г. было принято решение о создании Всесоюзного общества детских врачей. Первый председатель правления Общества проф. А.А. Кисель был избран на V съезде педиатров (1935). На VI Всесоюзном съезде педиатров (1947) пред­седателем Общества стал акад. АМН СССР Г.Н. Сперанский, возглавлявший его затем в течение 25 лет. На VIII съезде Всесоюзного общества детских врачей (1962) председателем правления избрана акад. АМН СССР Ю.Ф. Домбровская, через 10 лет её сменил на этом посту акад. АМН СССР М.Я. Студеникин, возглавлявший общество вплоть до распада СССР. В феврале 1994 г. проводится Учредительная конференция Союза педиатров России, преемника Всесоюзного и Всероссийского обществ детских врачей. Председателем Исполкома Союза педиатров России изби­рают акад. РАМН А.А. Баранова. Союз педиатров России ежегодно проводил свои конгрессы (всего 11). Конгрессы стали продолжением съездов Всероссийского общества детских врачей (организованного в 1959 г. акад. АМН СССР А.Ф. Туром и после его смерти возглавлявшегося акад. АМН СССР В.П. Бисяриной, чл.-кор. АМН СССР А.В. Мазуриным). С 19 по 23 февраля 2008 г. в Москве про­ходил XII Конгресс педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». Теперь Конгрессы педиатров проводятся ежегодно и раз в 4 года — съезды, на которых педиатры привлекают внимание законодателей и исполнительной власти, орга­нов здравоохранения, широкой общественности, СМИ к наиболее острым и злободневным проблемам детского здравоохранения. В частности, в резолюции XII Конгресса педиатров России указано: «В стране сохраняются негативные тен­денции динамики основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения. Растёт заболеваемость и инвалидность детского населения, сохраняется достаточно высокий уровень смертности. Более 40% детей рождаются больными или заболевают в периоде новорождённости. Заболеваемость ново­рождённых в 2006 г. составила 5883,7 на 10 000 родившихся живыми. В среднем каждый десятый младенец рождается недоношенным и с низкой массой тела. В течение последнего пятилетия среди детей первого года жизни частота отдельных классов и групп болезней увеличилась на 13-23%. Общая заболеваемость детей всех возрастов (до 17 лет включительно) ежегодно увеличивается на 5-6%. Среди детей отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время достигает 30-32%». В связи с этим приняты обращения с конкретными планами по совершенствованию служ­бы охраны материнства и младенчества в Государственную Думу Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации.

Педиатры России могут гордиться: единственным положительным сдвигом в здравоохранении России после распада СССР стало ежегодное, пусть и небольшое, но неуклонное, снижение младенческой смертности, прежде всего неонатальной. Впрочем, ещё в 1978 г. в заключительных документах Конференции ВОЗ по пер­вичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата) указывалось, что СССР в первой половине XX в. создана лучшая в мире система детского здравоохранения, обе­спечивающая быструю квалифицированную бесплатную помощь детям с первого дня болезни. Однако возникает вопрос: почему же показатели здоровья женщин и детей, и в первую очередь младенческой и детской смертности, у нас в конце XX в., да и в наступившем веке намного хуже, чем в развитых странах? Ответ не прост.

• Несомненно, начавшаяся в мире во второй половине XX в. бурная научно- техническая революция в нашей стране охватила лишь военно-промышленный комплекс и практически не коснулась медицинской промышленности, меди­цины.

• В годы Великой Отечественной войны было уничтожено 40 тыс. больниц и поликлиник. Восстановление разрушенной и опустошённой страны потребо­вало огромных материальных затрат.

• К сожалению, как в послевоенные годы, так и сейчас медицина финансиро­валась по остаточному принципу — около 2-3% дохода от валового нацио­нального продукта шло и идёт на здравоохранение, тогда как в развитых странах — 8-13%.

• Низкая и фиксированная заработная плата медицинских работников, даже сейчас в разы более низкая, чем средняя зарплата по стране, создаёт есте­ственные трудности для полноценной работы медиков, не даёт стимулов для развития.

• До сих пор нет ответственности государства, Президента за состояние здо­ровья народа, хотя ещё в 1760 г. И.Л. Данилевский в Московском универси­тете защитил диссертацию на степень доктора медицины «Государственная власть — лучший лекарь». В большинстве развитых стран происходит зако­нодательное обогащение поваренной соли йодом, молочных продуктов вита­минами А и D, хлебобулочных изделий витаминами Blf В2, РР, Be, Fe, а у нас

нет. Наши федеральное и региональные законодательства не приведены в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

• Недооценивается роль профессиональных медицинских обществ при при­нятии государственных решений по тем или иным медицинским вопросам, сертификации врачей, медицинских учреждений. Примером может быть национальный проект «Здоровье», в общем-то направленный на хорошее, но не согласованный с медицинской общественностью.

• К сожалению, в нашей стране даже у медиков определённой специальности, в том числе и педиатров, очень часто нет единства взглядов по узко специ­альным вопросам, и чуть ли не в каждом крупном городе или на кафедре есть свои классификации тех или иных болезней, свои подходы к лечению. Как ни вспомнить А.К. Толстого: «Страна у нас богата, порядка только нет». К счастью, во второй половине 1990-х гг. в педиатрии эти тенденции стали уменьшаться, приняты национальные договорённости по первичной помощи новорождённым в родильной комнате и ряду других аспектов перинатальной патологии, бронхиальной астмы, атопического дерматита, лечению острых лейкозов и ещё некоторых гематологических заболеваний.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бетюцкая А.В. Н.А Тольский. — М.: Медгиз, 1953. — 221 с.

Бисярина В.П. О.Д. Соколова-Пономарёва. — М.: Медицина, 1989. — 63 с.

Вайль B.C. Первый русский педиатр Хотовицкий. — JL: Медгиз, 1949. — 126 с.

Вайль B.C. Один из основоположников научной педиатрии Н.П. Гундобин. — Сталинабад: Труды Сталинабадского медицинского института им. Абу Али Ибн-Сино (Авиценны). — Т. 26. - 1957. - 127 с.

Вайль B.C. Очерки по истории русской педиатрии. — Сталинабад: Труды Сталинабадского медицинского института им. Абу Али Ибн-Сино (Авиценны). — Т. 42. — 1959.— 119 с.

Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. - М.: Медгиз, 1946. — 414 с.

Конюс Э.М. А.А. Кисель и его школа. — М.: Медгиз, 1949. — 346 с.

Конюс Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917- 1940). - М.: ЦИУВ, 1954. - 402 с.

Маслов М.С. К.А. Раухфус. — Л.: Медгиз, 1960. - 118 с.

Микиртичан Г.Л. М.С. Маслов (1885-1961). - М.: Медицина, 1990. - 175 с.

Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. — СПб.: ГПМА, 1998. - 155 с.

Молчанов В.И. Н.Ф. Филатов. - М.: Медгиз, 1947. — 90 с.

Сперанский Г.Н. Московские педиатрические школы. — М.: Медгиз, 1949. — 32 с.

Сперанский Г.Н., Домбровская Ю.Ф., Жуковский М.А Очерки истории отечественной педиатрии // Руководство по педиатрии / Под ред. Г.Н. Сперанского. — М.: Медицина, 1965. - Т. 10. - С. 621-720.

Тарасов О.Ф., Шабалов Н.П. А.Ф. Тур. - М.: Медицина, 1980. - 127 с.

Тур А.Ф. М.С. Маслов. — М.: Медицина, 1969. — 52 с.

Чумаевская О.А. Г.Н. Сперанский. — М.: Медицина, 3973. — 80 с.

Шабалов Н.П. Старейшая в России кафедра педиатрии. — СПб.: ВМА, 2001. — 47 с.


Глава 2

Организация работы детской поликлиники

Основное организационное звено государственной систе­мы первичной эпидемиологической, социально-гигиенической и лечебно-профилактической помощи детскому населению — детские поликлиники (городские, консультативно-диагностические, сто­матологические), а главная фигура — врач-педиатр общей практи­ки, имеющий междисциплинарную поликлиническую подготовку. Основную часть врачей-педиатров страны, которых более 65 тыс., составляют эти специалисты. К ним относятся участковые педи­атры, врачи школьно-дошкольных и подростковых отделений, врачи домов ребёнка, реабилитационных, санаторно-курортных и медико-социальных центров, отделений и станций неотложной и скорой помощи.

Порядок организации деятельности и структура детской поли­клиники определены Приказом Минздравсоцразвития РФ № 56 от 23.01.2007. В соответствии с этим Приказом детская поликлиника осуществляет:

❖ диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

❖ антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиа­тром);

❖ первичный патронаж новорождённых и детей раннего возраста в установленные сроки;

❖ оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, трав­мах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевре­менное направление их на госпитализацию;

❖ установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

❖ динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоя­щими на диспансерном учёте, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора соци­альных услуг;

о профилактические мероприятия по предупреждению и сни­жению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм


заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;

❖ проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих под­ростков;

❖ диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выяв­ленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

❖ оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.