КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 6 страница
Врождённые рефлексы считают клиническими критериям нормального физиологического созревания различных уровней ЦНС. Любое их нарушение (запаздывание в созревании, отсутствие, слабая выраженность) указывает на отклонение созревания данного индивидуума от видовой нормы. Наиболее зрелыми к моменту рождения бывают рефлексы подошвенный, хватательный, Бабинского, Робинзона, Бабкина, коленный, Галанта, Переза, Бауэра. Эта последовательность сохраняется до 30 дня жизни. Рефлексы оценивают следующим образом: 0 - отсутствие, «+» — слабый ответ, «++» — хороший ответ, «+++» — резко усиленный рефлекс. Оценка психического развития ребёнка в периоде новорождённое™ представляет собой определённые трудности и требует от врача знаний и опыта. Оценку проводят методом психометрии, имеющим свои тесты. • Сенсорное развитие — зрительные, звуковые анализаторы. • Эмоции — мимика положительная, отрицательная. • Общие движения — попытка удержать голову, лёжа на животе. Новорождённый в 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение); при резком звуке вздрагивает и мигает; при наступлении чувства голода делает недовольную гримасу и кричит. Ребёнок в 18-20 дней удерживает в поле зрения относительно неподвижные объекты (лицо матери, отца и т.д.); пытается поднять голову, лёжа на животе. В 1 мес ребёнок сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, прослеживает плавно движущийся предмет; прислушивается к голосу взрослого и другим звукам, улыбается в ответ на слова взрослого; лёжа на животе, пытается поднять и удержать голову. Здорового новорождённого выписывают на участок на 5-7-й день жизни, поэтому после исследования нервно-психического статуса необходимо обратить внимание на его переходные состояния, которые могут еще сохраниться у ребёнка после выписки из родильного дома. • Токсическая эритема (чаще остатки везикулёзной сыпи). • Физиологическая желтуха I степени. • Транзиторный дисбиоз кишечника и диспепсия (зеленоватый, чуть разжиженный стул со слизью и непереваренными комочками, который может сохраняться до 10-12-го дня жизни и считается нормой для данного неонатального периода). • Гормональный криз (нагрубание молочных желёз, гидроцелле и т.д.). • Масса тела не восстанавливается (у здоровых новорождённых масса тела должна восстановиться к 12-14-му дню жизни). • Изменения со стороны почек («инфарктная моча»). После этого врач должен обследовать другие органы и системы организма: о телосложение, питание; • состояние кожных покровов и видимых слизистых, состояние пупочной ранки; о плотность костей черепа, форма грудной клетки, разведение в тазобедренных суставах; • перкуссия, пальпация, аускультация сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; о форма живота, размеры печени, селезёнки; • состояние заднего прохода, половых органов, стул, мочеиспускание; • стигмы дисэмбриогенеза (за порог стигматизации принимается 5-7 стигм у одного ребёнка). Особенно тщательно выяснить, как сосёт ребёнок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. В конце осмотра обычно проводят антропометрическое исследование (длина тела, масса тела, окружность головы и грудной клетки). Его можно провести и в самом начале осмотра, но делать это надо быстро, мягкими движениями, не вызывая у ребёнка отрицательных эмоций и не перевозбуждая его. После полного объективного осмотра педиатр должен сделать развёрнутое заключение. • Дать оценку уровня физического развития, сопоставляя антропометрические данные новорождённого с показателями физического развития детей данного возраста (среднее, ниже среднего, выше среднего). • Определить уровень нервно-психического развития (соответствует возрасту, отстаёт, опережает). • Определить группу здоровья на период новорождённости. • Определить комплекс оздоровительных и воспитательных мероприятий. • Составить индивидуальный план ведения новорождённого (количество посещений, консультации у специалистов, режим кормления, введение соков, начало профилактики рахита, железодефицитной анемии и т.д.). • Дать рекомендации по уходу. • Дать рекомендации по питанию. При первичном патронаже врач советует родителям популярную литературу по уходу за ребёнком, его вскармливанию и воспитанию. Родителей информируют о графике работы детской поликлиники. Проводится беседа о всевозможном развитии некоторых состояний у новорождённого, которые требуют немедленной помощи медицинских работников (беспокойство, нарушение аппетита, сна, дыхания, повышение температуры тела, появление кожных высыпаний, срыгивания, рвота и др.). Необходимо объяснить, куда следует обратиться матери в случае заболевания ребёнка. Через день после первого посещения врач повторно проводит патронаж. Он проверяет состояние здоровья новорождённого, его самочувствие; обращает внимание на адаптацию новорождённого к новым для него условиям жизни, на санитарно-гигиеническое состояние помещения, где находится ребёнок. Особое внимание уделяют выполнению матерью всех рекомендаций врача и медицинской сестры, организации режима дня и воспитания ребёнка. При повторном патронаже врач даёт рекомендации, советы по организации прогулок (на улице, с открытым лицом, температура воздуха в прохладное время года не ниже 10 °С), по купанию (купать ежедневно в течение 1-го мес жизни, температура воды 36-37 °С, с детским шампунем 2-3 раза в неделю), по организации бодрствования во время кормления. При втором посещении дают рекомендации по выкладыванию ребёнка на живот с проведением лёгкого массажа спины (поглаживание), по проведению воздушных ванн (перед каждым кормлением по 2-3 мин). На 14-й день жизни проводится третий врачебный патронаж на дому, при этом врач контролирует выполнение всех назначений и рекомендаций, вносит при необходимости коррекцию в них. В возрасте 1 мес врач осматривает ребёнка в поликлинике, оценивает эффективность назначенных ранее профилактических, оздоровительных мероприятий. Анализируя течение всего периода новорождённое™, врач должен дать комплексную оценку состояния здоровья ребёнка, определить группу здоровья для наблюдения на первом году жизни. Кроме того, он должен провести санитарно- просветительную работу с родителями о необходимости профилактических действий с учётом социально-гигиенической характеристики семьи ребёнка. Кроме врача педиатра, ребёнка в 1 мес осматривают невропатолог, окулист, ортопед, а также должны быть проведены исследования крови (полный клинический анализ) и мочи. Показатель эффективности диспансерного наблюдения за новорождённым в течение 1-го мес жизни — нормальное физическое и нервно-психическое развитие, отсутствие дефектов ухода и острых заболеваний. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Для ребёнка первого года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в более старшем возрасте. • Быстрый темп физического и нервно-психического развития. • Потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности. Обездвиженность ребёнка, «сенсорный голод» приводят к задержке в развитии. • Взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Эмоциональная обеднённость, отсутствие впечатлений, недостаточная двигательная активность ведут к задержке нервно-психического и физического развития. • Низкая сопротивляемость к метео- и экологическим воздействиям и различным заболеваниям. • Очень большая зависимость развития ребёнка от матери (родителей, опекунов). Характерной особенностью этого периода жизни ребёнка становится превращение его из беспомощного существа в человека с характером и определёнными чертами личности. Нет такого периода в более старшем возрасте, чтобы за 12 мес здоровый ребёнок утроил свою массу и вырос на 25-30 см, т.е. именно за первый год жизни рост и развитие ребёнка идут очень быстрыми темпами. Бурно развивается и функциональная речевая система. Ребёнок овладевает интонацией того языка, на котором с ним говорят; появляется гуление, лепет, первые слоги, слова. Он начинает понимать речь взрослых, общающихся с ним. У него постепенно вырабатываются навыки и умения: умение пить из кружки, чашки, есть пищу с ложки, есть хлеб или сухарик; первые элементы навыка чистоплотности. Значительно расширяется эмоциональная сфера ребёнка, и он адекватно реагирует на изменение обстоятельств плачем, смехом, улыбкой, хныканьем, интересом к окружающим предметам и действиям и т.д. В связи с этим необходимо правильно организовать контроль развития ребёнка и состояния его здоровья, чтобы как можно раньше заметить отклонения в психическом и моторном развитии и планировать оздоровительные мероприятия, обеспечивающие профилактику различных заболеваний. На каждом профилактическом приёме здорового ребёнка педиатр, учитывая возрастные особенности пациента, решает следующие задачи. 1. Организация санитарно-гигиенического ухода за ребёнком (микроклимат помещения, количество и качество проветриваний, освещённость, организация места сна и бодрствования, прогулки, одежда, соблюдение правил личной гигиены). Матери необходимо объяснить, что несоблюдение санитарно-гигиенического ухода за ребёнком может отрицательно сказаться на состоянии его здоровья, на его физическом и умственном развитии. В истории развития врач фиксирует имеющиеся в уходе за ребёнком недостатки, даёт соответствующие советы для их исправления. 2. Организация режима жизни и питания соответственно возрасту. Часто плохой аппетит у ребёнка, повышенная или пониженная возбудимость, плаксивость связаны не с какими-то органическими изменениями, а с неправильной организацией режима сна и бодрствования, кормления. Необходимо знать, что до 9 мес должна быть следующая последовательность: сон, кормление, бодрствование, что соответствует анатомо-физиологическим потребностям ребёнка. После 9 мес эта последовательность изменяется в связи с удлинением отрезков бодрствования, а именно: бодрствование, кормление, сон. На протяжении первого года жизни время активного бодрствования увеличивается от нескольких минут до 3 ч, продолжительность сна за сутки уменьшается с 18 до 14 ч. Произвольное увеличение периода бодрствования может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, капризность, повышенную возбудимость. 3. Организация рационального вскармливания и питания — одна из основных задач врача-педиатра общей практики. При каждом приёме или визите на дом врач осуществляет строгий контроль соответствия получаемого ребёнком кормления его физиологическим потребностям в основных пищевых ингредиентах. Особенно это касается детей, родившихся с массой тела до 2,5 и более 4 кг. Они нуждаются в более частых расчётах питания по ингредиентам и калоражу, так как у них легко могут возникнуть нарушения питания. Поэтому при организации рационального вскармливания и питания необходимо соблюдать следующие основные правила. • Поддерживать, поощрять и максимально долго сохранять грудное вскармливание. • Своевременно переводить ребёнка на смешанное или искусственное вскармливание при недостатке грудного молока и невозможности получать донорское молоко. • Своевременно, с учётом возраста, вида вскармливания, индивидуальных особенностей ребёнка, вводить в рацион соки, фруктовые пюре, докорм, прикорм. Докорм следует давать после кормления грудью и не из ложечки, а из рожка с соской. Объясняется это тем, что для ребёнка первых 3-4 мес физиологически необходим акт сосания, который поддерживает возбудимость пищевого центра. Кормление с ложечки вызывает снижение возбудимости этого центра, рассогласование ритма сосания и глотания, что влечёт быструю утомляемость ребёнка, а возможно, и отказ от еды. Прикорм обычно дают с 4-5 мес в начале кормления при высокой возбудимости пищевого центра. Его целесообразно давать с ложки, чтобы приучать ребёнка снимать пищу губами и постепенно овладевать навыками жевания. ❖Периодически (до 3 мес ежемесячно, а затем раз в 3 мес) проводить расчёты химического состава пищи, фактически получаемой ребёнком, чтобы при необходимости внести соответствующую коррекцию. ❖ Правильно организовать методику кормления. При введении докорма ребёнка надо держать на руках, как и при кормлении грудью. При введении прикорма ребёнка надо держать на руках, но он должен сидеть. Несоблюдение только методики кормления часто приводит к нарушениям питания у детей. Если при ежемесячном осмотре темпы нарастания массы тела и роста ребёнка грудного возраста соответствуют нормальным и ребёнок здоров, то получаемое им питание надо считать рациональным. Следовательно, он находится в оптимальных условиях вскармливания. 4. Организация физического воспитания ребёнка. Физическое воспитание положительно воздействует на организм в целом: ❖ повышает активность неспецифических факторов защиты организма (лизо- цим, компоненты комплемента и др.) и тем самым повышает сопротивляемость к вирусно-бактериальной инфекции; ❖ улучшает кровоснабжение, особенно периферии; ❖ улучшает обмен веществ и тем самым утилизацию пищевых продуктов; ❖ регулирует процессы возбуждения и торможения; ❖ повышает активность надпочечников (усиливается выработка кортикосте- роидов); ❖ регулирует деятельность эндокринной системы; ❖ улучшает работу мозга и всех внутренних органов. Физическое воспитание ребёнка первого года жизни включает массаж, гимнастику и кинезиотерапию (выкладывание ребёнка на живот в каждый период бодрствования для развития самостоятельных движений). Очень важно занятия гимнастикой, массаж проводить систематически с постепенным усложнением упражнений и приёмов массажа. Если контроль над проведением массажа и гимнастики недостаточен со стороны врача и медсестры, если на приёмах не фиксируют внимание родителей на важности физического воспитания, то естественно, что эффективность его значительно снижается. Кроме того, мать необходимо обучить проведению закаливающих процедур с использованием воздушных ванн, сна на улице, на балконе, купания два раза в день, обтирания тела влажным полотенцем, а затем и обливания с постепенным снижением температуры (с 36 °С до комнатной). 5. Организация нервно-психического развития ребёнка. Нервно- психическое развитие ребёнка тесно связано с физическим, это одна из составных частей здоровья. Нарушение или отставание в физическом развитии часто приводит к задержке нервно-психического развития. У часто болеющего ребёнка, физически ослабленного, задерживается формирование условных рефлексов, различных умений, бывает трудно вызвать радость. Поэтому врачу-педиатру необходимо учитывать взаимовлияние физического и нервно-психического состояний и создавать благоприятные условия для их развития. Необходимо помнить, что формирование различных движений, умений, а также речи у детей первого года жизни зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от воздействия взрослых, ухаживающих за детьми, от окружающей обстановка. На первом году жизни контролируют следующие линии нервно-психического развития. ❖ До 6 мес. ❖ Зрительные ориентировочные реакции. ❖ Слуховые ориентировочные реакции. ❖ Положительные эмоции. ❖ Общие ориентировочные реакции. о Движения рук. о Подготовительные этапы активной речи. ❖ Навыки. • С 6 мес до 1 года. ❖ Сенсорное развитие. ❖ Общие движения. о Действия с предметами. ❖ Подготовительные этапы активной речи. ❖ Подготовительные этапы понимания речи. Навыки. Развитие всех умений и навыков на первом году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимы зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы. Для ребёнка до 3 мес очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, также развитие положительных эмоций — улыбка и комплекс оживления. В возрасте от 3 до 6 мес важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с умением отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуления, лепета (начало речевого развития). В возрасте от 6 до 9 мес ведущим становится ползание, подражание в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами. В возрасте 9-12 мес самыми значительными считаются понимание речи взрослого, образование первых простых слов, первичные действия с предметами и самостоятельная ходьба. Развитие движений не менее важно, чем сенсорное. Мать должна быть информирована, каким движениям и в каком возрасте учить ребёнка. С первых дней и недель жизни в периоды бодрствования ручки и ножки ребёнка должны быть свободны, перед каждым кормлением его необходимо выкладывать на живот, развивая умение поднимать и удерживать головку. Такие свободные движения головой укрепляют мышцы шеи и спины, формируют правильный изгиб позвоночника, улучшают кровообращение мозга. Если можно поддерживать комфортную температуру для раздетого ребёнка, желательно в период бодрствования выкладывать его на деревянный трек на полу для развития ползания и ощущения тела в пространстве. В дальнейшем все эти движения надо продолжать развивать, выкладывая на трек игрушки, чтобы ребёнок мог их захватывать и/или целенаправленно двигаться к ним. Время от времени (но не слишком часто) ребёнка обязательно надо брать на руки, придавая ему вертикальное положение. Этим стимулируют удерживание головы, фиксацию взора на лицах матери, отца и других родных и знакомых. С 3 мес особое внимание уделяют развитию движений рук, с 4 мес надо учить ребёнка захватывать игрушку, к 6 мес — переворачиваться с живота на спину. Во втором полугодии необходимо учить ползать, а к 8 мес — садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже. При такой последовательности развития движений ребёнок к 12 мес овладевает умением самостоятельной ходьбы. Кроме того, педиатр должен знать, в каком возрасте и какой речевой навык должен появиться у ребёнка. Известно, что с 1,5-2 мес появляется гуление, которое достигает полного развитая к 4 мес, когда ребёнок долго гулит самостоятельно и в ответ на речевой контакт во взрослыми. С 6 мес появляется лепет, с 10-11 мес — первые слова («кис», «дай», «мама»), с 11-12 мес ребёнок понимает обращение к нему взрослого, имеет запас установленных связей между предметами, действиями. Участковый врач должен помнить и обязательно разъяснять матери, что на фоне отрицательных эмоций очень затруднительно (а часто и невозможно) выработать какие-либо навыки, умения или положительные формы поведения. Делая заключение об уровне нервно-психического развития, ребёнка относят к одной из четырёх групп развития: I группа — нормальное развитие; II группа — с наличием отклонений в развитии на один эпикризный срок; III группа — более глубокая задержка (отклонение на два эпикризных срока); IV группа — глубокая задержка (отклонение на три эпикризных срока), что встречается в 1%. Контроль над состоянием здоровья ребёнка, его нервно-психическим и физическим развитием должен осуществлять ежемесячно участковый врач и медсестра. На каждом приёме необходимо проводить все антропометрические измерения с последующим определением по центильным таблицам сигмальных отклонений. Это позволяет рано заметить отставание или негармоничность развития (паратро- фия, гипотрофия, микроцефалия и т.д.) и осуществить соответствующую коррекцию. В декретированные возрасты (3, 6, 9,12 мес) врач-педиатр общей практики подытоживает в эпикризах данные динамики развитая ребёнка: определяет уровень физического и нервно-психического развития, определяет группу здоровья, назначает при необходимости элементарное обследование (анализ крови, мочи) и консультаций специалистов. В первый год ребёнок должен пройти полную диспансеризацию: осмотр участкового врача, окулиста, невропатолога, ортопеда, хирурга, зав. отделением; анализы крови, мочи, кала на яйца глистов. Анализы крови и мочи в обязательном порядке должны проводиться в 3 и в 12 мес, в остальные месяцы — по показаниям. Проводя дифференцированное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни необходимо обращать внимание на профилактику таких состояний, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит и другие, о чём подробно изложено в руководстве по детским болезням. Но по отношению к здоровому ребёнку первого года жизни необходимо знать следующее. • С 1 мес здоровому ребёнку на грудном вскармливании начинают проводить профилактику рахита — эргокальциферол ежедневно по 400-500 ME весь осенне-зимний период; а также вводят соки, начиная с 1-2 капель. • С 2 мес вводят яблочное пюре. • С 3 мес начинается вакцинация АКДС и против полиомиелита в один день. • В 4,5-5 мес вводят первый прикорм (овощной), творог; проводят вторую вакцинацию против коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС) и против полиомиелита. Обязательно исследование гемоглобина и гематокрита для определения, необходима ли коррекция содержания железа. • С 6-6,5 мес вводят второй прикорм в виде каш (гречневая, овсяная, манная), сливочное масло, желток (4/ через день); проводят третью вакцинацию АКДС и против полиомиелита. • С 7 мес вводят третий прикорм в виде овощного супа с добавлением круп и мясного фарша (10 г). • С 8,5-9 мес — мясной бульон, на котором готовится овощной суп; кисель, хлеб или печенье. • С 10-11 мес дают ребёнку яблоко, кефир или цельное молоко. Если участковый врач выявляет отставание в развитии ребёнка по отдельным показателям, то необходимо поставить в известность мать и вместе с ней наметить пути ликвидации этих отставаний. Таким образом, здорового ребёнка первого года жизни педиатр осматривает раз в месяц, ортопед — в 1, 3 и 12 мес, невропатолог — в течение года, окулист — в 1-2 и в 12 мес, другие специалисты — по показаниям. Антропометрия и психометрия проводятся раз в месяц, анализы крови и мочи в 3 и в 12 мес, анализ кала на яйца глистов — в 12 мес. Второй год жизни ребёнка, особенно первое полугодие второго года, также очень важен как для его физического, так и для нервно-психического развития. Развитие ребёнка этого года тоже отличается быстрым темпом, поэтому нельзя ослаблять внимание к динамике развития и состоянию его здоровья. Надо, чтобы все умения и навыки, приобретённые ребёнком в течение первого года жизни, закреплялись и совершенствовались, а новые вырабатывались в оптимальные сроки. Характерные особенности детей второго года жизни: ❖ высокая двигательная активность; ❖ потребность в общении со взрослыми; о- повышенная активность и работоспособность нервной системы, сильная ориентировочная реакция; ❖ сохраняющаяся высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Всё это надо учитывать при организации профилактических приёмов детей второго года жизни, на которых врач решает следующие медико-педагогические задачи. 1. Организация санитарно-гигиенического ухода за ребёнком (микроклимат помещения основного пребывания ребёнка, т.е. температура, количество и качество проветриваний, освещённость, организация мест сна и бодрствования; режим прогулок, одежда ребёнка, соблюдение правил личной гигиены и т.д.). Надо помнить, что у детей второго года жизни потребность в обеспечении организма кислородом увеличивается именно в связи с их повышенной двигательной активностью. Именно поэтому нарушения в организации прогулок, проветривания помещения могут привести к скрытой гипоксемии, нарушению кислотно-основного состояния и микроциркуляции, расстройствам обменных процессов, к значительному снижению активности механизмов саногенеза (защиты, компенсации и приспособления) и, естественно, к повышению заболеваемости. Неправильно подобранная одежда может привести к перегреванию или переохлаждению ребёнка, к его малой подвижности, а малая подвижность в стеснённой одежде приводит к снижению эмоционального тонуса, к повышенному утомлению и плаксивости. Поэтому необходимо на профилактических приёмах рекомендовать матери в первом полугодии второго года в осенне- зимнее время и весной укладывать спать ребёнка днём на воздухе, а во втором полугодии гулять с ним на улице в период его бодрствования, организуя ему на прогулке разнообразные подвижные занятия (игра в песочнице, сбор опавших листьев, цветов, копание в земле и т.д.). 2. Организация режима. На протяжении второго года жизни у ребёнка дважды меняется режим: в первом полугодии он имеет два дневных сна, во втором полугодии — один, более ранний перевод его на один дневной сон может привести к переутомлению, что отражается и на его поведении. Ребёнок становится капризным, раздражительным, у него снижается аппетит, нарушается ночной сон, он с трудом засыпает вечером и обычно очень поздно для ребёнка (в 23-24 ч и позднее), а утром спит до 11—12 ч. Все это отражается и на состоянии здоровья, что приводит к повышенной возбудимости, а затем к хроническому переутомлению, снижению иммунологической защищённости и повышению восприимчивости к вирусно-бактериальным инфекциям. В связи с этим врач-педиатр общей практики должен информировать мать о том, что в силу своих анатомо-физиологических особенностей ребёнок первого полугодия второго года жизни может бодрствовать 3,5-4 ч, а во втором полугодии при одном дневном сне период бодрствования увеличивается до 5-6 ч, а иногда и до 7 ч. Показатели перевода ребёнка на один дневной сон: ❖ активность ребёнка на протяжении всего периода бодрствования; ❖ трудность засыпания; о короткий дневной сон. В ситуации, когда ребёнок в течение первой недели хорошо переносит перевод на один дневной сон, а затем появляются симптомы переутомления, желательно вновь перевести его на два сна на 7-10 дней, а затем окончательно уже переходить на один сон. 3. Организация питания ребёнка второго года жизни. К сожалению, питанию ребёнка второго года жизни не всегда уделяется должное внимание, хотя именно в этот период совершенствуется акт жевания и тем самым стимулируется развитие всей функциональной системы пищеварения, формируется нормальный прикус. Исходя из этого, необходимо стимулировать навык самостоятельной еды. Оптимальный срок для такой стимуляции — 1 год 2-3 мес, так как в первом полугодии второго года мышцы руки ребёнка уже окрепли до такой степени, что он может сам пользоваться ложкой, брать в руки чашку, миску и также манипулировать ими. Кроме того, сам акт еды вызывает у ребёнка очень большой интерес и повышенную ориентировочную деятельность. В связи с этим правильная организация питания — важнейший фактор, который определяет темпы роста, развития ребёнка, совершенствование местного иммунитета, нормальный уровень энергетического баланса. Поэтому пища должна содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов, минеральных веществ (кальций, фосфор, натрий, калий, магний, железо, марганец, медь, цинк, йод, фтор), витаминов. Правильное сочетание пищевых ингредиентов, продуктов при составлении меню должен контролировать врач-педиатр общей практики. Необходимо всегда помнить, особенно при работе с неорганизованными детьми раннего возраста, что залог здоровья, прежде всего, рациональное питание. 4. Организация физического воспитания ребёнка. Полезное воздействие физических упражнений, массажа, водных процедур на детей раннего возраста широко известны. Неорганизованным детям в домашних условиях необходимо организовать систематические занятая гимнастикой, которая способствует повышению качества разнообразных движений ребёнка. С этой целью назначают определённые комплексы гимнастики и обучают им мать. В сочетании с гимнастикой назначается массаж, водные процедуры, воздушные ванны. Если в поликлинике есть бассейн, то необходимо назначать детям занятия в бассейне (массаж, гимнастика, а затем плавание). 5. Организация умственного развития. Важнейшее значение в дифференцированном наблюдении за детьми второго года жизни, помимо физического, имеет умственное развитие. В первом полугодии идёт закрепление и совершенствование всех приобретённых навыков и умений, которые возникли в конце первого года жизни (ходьба, подражание словам, понимание речи взрослого и т.д.). Во втором полугодии происходят значительные качественные сдвиги в сенсорном и умственном развитии. Дети хорошо ориентируются в окружающей их обстановке, при перемене обстановки, достаточно быстро к этому приспосабливаются. Происходит и качественный скачок в развитии речи: увеличивается запас слов более чем в 10 раз и речь уже становится основным средством общения с окружающими лицами. Большое влияние на умственное развитие ребёнка оказывает его познание качеств предмета: формы, величины, цвета. У ребёнка появляется потребность к самостоятельности (сам старается умываться, одеваться, держать ложку, кружку, садиться на стул и вставать с него). Эту самостоятельность ни в коем случае нельзя подавлять, так как она может угаснуть и в дальнейшем восстановить и выработать её бывает очень трудно. Таким образом, основное внимание в этом возрасте должно быть уделено воспитанию самостоятельности и культурно-гигиеническим навыков. организация работы детской поликлиники 57 Необходимо подчеркнуть, что эффективное воспитательное воздействие можно осуществлять только на фоне положительных эмоций. Взрослым необходимо учитывать, что в возрасте от 1 года до 2 лет у детей бывает больная эмоциональная лабильность. Они легко переходят от положительного эмоционального состояния к отрицательному и наоборот.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |