Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 5 страница




❖ оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;

❖ организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;

❖ экспертизу временной нетрудоспособности;

❖ направление детей на медико-социальную экспертизу;

❖ работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

❖ врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учётом состояния здоровья детей;

❖ медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль над течением адаптации;

❖ медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;

❖ выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образо­вательных учреждениях;

❖ контроль организации рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

❖ санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образова­тельных учреждениях и семьях;

о- врачебный контроль над детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

-о медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

❖ передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;

❖ проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмо­трам;

❖ выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);

❖ диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

❖ обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;

❖ проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

❖ оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;

❖ работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;

❖ контроль над выполнением режима, своевременным проведением мероприя­тий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработ­ку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

❖ установление медицинских показаний и направление детей на санаторно- курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

❖ внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных техноло­гий;

❖ организационно-методическую работу и планирование деятельности поли­клиники;

❖ анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансер­ного наблюдения.

В структуре детской поликлиники предусмотрена организация семи отде­лений: лечебно-профилактического (педиатрического), консультативно- диагностического, организации медицинской помощи в образовательных учреж­дениях, неотложной помощи, восстановительной медицины, медико-социальной помощи и информационно-аналитического; дневного стационара и стационара на дому. Поликлиника может организовать на территории обслуживания врачебные и фельдшерские здравпункты.

Должности врачей для приёма детей и подростков в поликлинике, оказания медицинской помощи в учреждениях дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования, на дому и другой амбулаторно- поликлинической работы устанавливаются из следующего расчёта (табл. 2-1).

Таблица 2-1. Должности врачей для приёма и обслуживания детей и подростоков
Наименование должностей Число должностей на 10 тыс. детей до 17 лет 11 мес 29 дней, обслуживаемых в поликлинике
Педиатр участковый 12,5
Детский хирург 0,5
Травматолог-ортопед 0,75
Детский уролог-андролог 0,5
Акушер-гинеколог 1,25
Оториноларинголог 1,25
Офтальмолог 1,5
Невролог 1,5
Кардиолог (ревматолог) 0,3
Детский эндокринолог 0,5
Детский онколог (гематолог) 0,1
Аллерголог-иммунолог 0,2
Нефролог 0,2
Гастроэнтеролог 0,2

 

Характерные особенностями профессиональной деятельности специалистов первичного звена здравоохранения:

❖ осуществление проспективного мониторинга здоровья детского населения; о- профилактика инфекционных и соматических заболеваний; лечение заболевших детей на дому, в поликлинике, в организованных детских коллективах;

❖ обеспечение неотложной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций;

❖диспансеризация здоровых, детей групп риска и больных детей;

❖ медицинская и социальная реабилитация;

❖ санитарно-просветительная и санитарно-гигиеническая работа с родителями, в детских дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, специализиро­ванных детских учреждениях, решение медико-социальных проблем детей и семей.

Важный раздел работы врача-педиатра общей практики — организация и координация междисциплинарного взаимодействия с узкими специалистами- педиатрами, детскими хирургами, акушерами-гинекологами, урологами- андрологами, гигиенистами и специалистами Госсанэпиднадзора. Врач-педиатр общей практики обеспечивает информационное взаимодействие с семьей в обла­сти развития и здоровья ребёнка; специалисты педиатрического и хирургического профиля выступают консультантами врача-педиатра общей практики в смежных вопросах диагностики, лечения и профилактики нарушений здоровья детей.

Основные учётные медицинские документы участкового врача-педиатра:

о история развития ребёнка (учётная форма № 112/у);

❖ паспорт врачебного участка (педиатрического) (учётная форма № 030/у-пед);

❖ ведомость учёта врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому (учётная форма № 039/у-02).

Учётная форма «Паспорт врачебного педиатрического участка» утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2007 № 102.

Для оценки работы участкового врача-педиатра детской поликлиники пред­ложены унифицированные критерии (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2007 № 283). Так, профилактическую работу участковых врачей-педиатров оценивают по следующим показателям.

• Охват дородовыми патронажами беременных. Показатель рассчитывается путём умножения количества проведённых дородовых патронажей беремен­ных на 100 и деления на количество подлежащих дородовым патронажам беременных.

• Охват патронажем детей первого года жизни. Показатель рассчитывается путём умножения количества проведённых врачебных патронажей детей первого года жизни на 100 и деления на количество плановых врачебных патронажей детей первого года жизни.

• Полнота охвата профилактическими осмотрами детей. Показатель рассчиты­вается путём умножения числа детей, прошедших профилактический осмотр, на 100 и деления на число детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам.

• Полнота охвата детей профилактическими осмотрами должна составлять не менее 95% общего числа детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам, в том числе детей первого года жизни — 100% (в возрасте 1,3, 6, 9 и 12 мес).

• Полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с «Национальным календарём профилактических прививок». Полнота охва­та профилактическими прививками детей должна составлять не менее 95% общего числа детей, подлежащих прививкам.

• Удельный вес детей первого года жизни, находящихся на грудном скармлива­нии. Этот показатель должен быть

о для детей в возрасте 3 мес не менее 80%;

❖6 мес — не менее 50%;

❖ 9 мес - не менее 30%.

Качество медицинской помощи детям на педиатрическом участке оценивают по следующим показателям.

• Качество диспансерного наблюдения детей:

❖ удельный вес детей, находящихся под диспансерным наблюдением, среди всех детей педиатрического участка;

❖ полнота охвата диспансерным наблюдением по нозологическим формам (должна составлять не менее 90% общего числа детей, находящихся под диспансерным наблюдением);

❖ удельный вес детей, снятых с диспансерного наблюдения по выздоровле­нию, должен составлять не менее 10% от общего числа детей, находящихся под диспансерным наблюдением;

❖ удельный вес детей с улучшением состояния здоровья должен составлять не менее 10% от общего числа детей, находящихся под диспансерным наблю­дением;

❖ динамика численности детей-инвалидов.

• Полнота охвата лечебно-профилактической помощью детей, находящихся под диспансерным наблюдением:

❖ удельный вес детей, госпитализированных в плановом порядке, среди детей, находящихся под диспансерным наблюдением и нуждающихся в плановой госпитализации;

❖ удельный вес детей, направленных в плановом порядке в санаторно- курортные учреждения, среди детей, находящихся под диспансерным наблюдением и нуждающихся в плановом санаторно-курортном лечении;

❖ удельный вес детей, получивших противорецидивное лечение, среди детей, находящихся под диспансерным наблюдением и нуждающихся в противо- рецидивном лечении.

• Удельный вес выполненных индивидуальных программ реабилитации детей- инвалидов в общем количестве детей-инвалидов.

• Обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение правил выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг.

Динамика заболеваемости детей включает следующие показатели.

• Динамика первичной заболеваемости у детей. Рассчитывается путём умноже­ния количества установленных впервые в отчётном периоде случаев заболе­ваемости у детей на 100 и деления на общее число детей врачебного участка (педиатрического).

• Динамика общей заболеваемости (распространённость) у детей. Рассчитыва­ется путём умножения количества установленных в отчётном периоде случаев общей заболеваемости (распространённости) у детей на 100 и деления на общее число детей врачебного участка (педиатрического).

Анализ динамики первичной и общей заболеваемости детей по нозологическим формам заболеваний позволяет выявить дефекты в оказании медицинской помо­щи и планировать мероприятия по их устранению.

Кроме того, врач-педиатр участковый проводит анализ случаев смерти детей на дому, в том числе детей первого года жизни, и случаев досуточной летальности детей в стационаре, в том числе детей первого года жизни.

При необходимости в учреждениях здравоохранения можно использовать иные, дополнительные, критерии оценки эффективности работы участкового врача-педиатра.

Профилактическое наблюдение за здоровыми детьми

Главная цель работы врачей-педиатров общей практики — обеспечить опти­мальное состояние здоровья и благополучия детей и их семей. Её достигают с помощью ряда взаимосвязанных действий: наблюдение за состоянием здоровья и его укрепление, профилактика и лечение заболеваний, координация обслужива­ния детей с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями. Возможности врачей в диагностике и лечении были значительно расширены введением в практи­ку скрининга заболеваний и их предвестников в бессимптомной популяции благо­даря развитию молекулярной генетики и фундаментальной педиатрии. Педиатры первичного звена здравоохранения давно оценили профилактические программы, такие, как неонатальный скрининг, массовая иммунизация, профилактика врож­дённого гипотиреоза, метаболических заболеваний и синдромов нарушенного всасывания, эндемического дефицита йода и железа, и продолжают идти вперёд в этом направлении, основываясь на регулярном наблюдении за состоянием здоро­вья детей и участии в профилактической стратегии на комплексной основе.

Основной формой профилактической работы врачей-педиатров общей практи­ки стала диспансеризация здоровых детей. Это система активных медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий:

❖ систематическое наблюдение медицинскими работниками за здоровыми детьми;

❖ контроль государственных и проведение индивидуальных профилактических мер, направленных на предупреждение инфекционных и соматических забо­леваний;

❖ раннее выявление заболеваний и лечение больного до его полной реабилита­ции; наблюдение за здоровьем матери во время беременности;

-о борьба за оздоровление окружающей среды.

Контроль роста и развития ребёнка — основа профилактической работы врача- педиатра детских поликлиник при работе как с неорганизованными, так и органи­зованными детьми. Он включает:

❖ тщательный и углублённый контроль развития детей в определённые возраст­ные периоды;

❖ рекомендации для правильного физического, полового и нервно-психического развития, сохранности и совершенствования всех функциональных систем организма;

❖ раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребёнка с целью быстрой организации оздоровления, а при необходимости и лечения, чтобы предот­вратить нарушения развития и формирование хронических заболеваний;

❖ оценка состояния здоровья;

❖ определение групп риска (биологического, семейно-психолого-педаго- гического и социального) или, точнее, выделение медико-социальных групп детей, требующих специального внимания семьи, педагогов, психологов и социальных работников;

❖ выделение групп детей с острыми (транзиторными, циклическими) и хрони­ческими заболеваниями (диспансерные группы ф. 30).

Содержание комплексных медицинских осмотров зависит от возраста и группы здоровья детей. В осмотрах участвуют многие узкие специалисты, проводятся дополнительные обследования и лабораторные исследования. Это позволяет на междисциплинарном уровне решать вопрос о состоянии здоровья ребёнка и про­гнозировать его развитие. При необходимости назначают оздоровительные про­филактические или лечебные мероприятия.

Наблюдение за здоровьем детей предоставляет врачу первичного звена здра­воохранения уникальный материал, но в то же время требует ответственности.

Влияние окружающей среды на состояние ребёнка становится очевидным. Целостность наблюдения базируется на понимании процесса развития, постоян­ства роста и изменений, происходящих в детстве. При каждом посещении уро­вень развития ребёнка диктует подход к пациенту и содержание визита. Для про­ведения клинического обследования важно желание пациента идти на контакт. Важно также использовать методы, соответствующие возрасту, и обследовать вначале наименее болезненные области для минимизации беспокойства ребён­ка. В педиатрии, в отличие от практики «взрослых» врачей, «терапевтический союз» обязательно должен включать детей и членов их семьи, так как от долго­временных доверительных взаимоотношений зависит здоровье и благополучие ребёнка.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВНУТРИУТРОБНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА

Антенатальная охрана плода относится к важнейшим проблемам здраво­охранения. Известно, что внутриутробно идёт формирование всех органов и систем, их развитие и совершенствование. От того, как развиты органы и систе­мы у плода, зависит состояние здоровья в последующие этапы жизни человека. Описаны критические периоды развития плода человека, которые характеризуют­ся резким повышением чувствительности к патогенным факторам внешней среды. Повреждающий эффект может возникнуть даже при небольшой интенсивности воздействия, которое в другие периоды онтогенеза не влияет отрицательно на процессы развития организма. Считают, что первый критический период - пред­шествующий имплантации оплодотворённого яйца. Он длится до 2 нед. Действие вредных факторов в первые 2 нед гестации очень часто приводит к гибели зароды­ша и прерыванию беременности.

Вторым критическим периодом считают период плацентации и образования зачатков важнейших органов плода. Он занимает от 3 до 6 нед. Третий критиче­ский период — 3-й мес гестации (т.е. от 8 до 12 нед), когда заканчивается форми­рование плаценты и её функции достигают высокой степени активности. Зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему онтогенезу человека. Косвенным доказательством высокой чувствительности плода в данный период считают частые самопроизвольные выкидыши на 3-м мес (у 48-52% бере­менных).

Различные вредные воздействия в эти критические периоды беременности (лекарственные, химические вещества, ионизирующая радиация, соматические и инфекционный заболевания матери и др.) могут привести к развитию бласто- и эмбриопатий. Именно поэтому организация медицинской помощи по рождению здорового ребёнка начинается с этапа охраны плода и заключается в наблюдении беременных женскими консультациями и детскими поликлиниками.

Женские консультации обязаны раз в 10 дней посылать в детскую поликлини­ку сведения о беременных женщинах, взятых на учёт. В этих сведениях, помимо паспортных данных, указывают срок беременности и предполагаемое время родов.

Первое дородовое посещение здоровой беременной проводится участковой медицинской сестрой детской поликлиники после поступления сведений о ней из женской консультации (12-23 нед). Это посещение бытовое или социальное, его цель — выяснить условия быта и труда будущей матери, состояние здоровья, наличие вредных привычек у матери и отца. Детская медицинская сестра обучает женщину методам подготовки молочных желёз к лактации, даёт рекомендации по организации её режима труда и отдыха, питания, закаливания. Особое внимание в беседе с беременной, её мужем, близкими родственниками медицинская сестра уделяет созданию в семье спокойной, доброжелательной обстановки. Беременную приглашают на занятия в школу молодых матерей при детской поликлинике.

Второе дородовое посещение беременной проводится тоже медицинской сестрой детской поликлиники на 32-40 нед беременности, т.е. в период декретного отпуска. Основная цель встречи — забота о будущем ребёнке. Медицинская сестра проверяет выполнение будущей мамой назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных при первом дородовом посещении. Кроме того, она даёт советы по приобретению белья и предметов ухода за ребёнком, по организации уголка новорождённого, уточняет адрес, по которому будут жить мать с ребён­ком. Здоровую беременную женщину, как правило, педиатр не посещает, но это неправильная позиция, так как врач, обладая более высоким уровнем знаний, чем медицинская сестра, способен быть более убедительным в пропаганде про­филактических рекомендаций. В связи с развитием добровольного медицинского страхования педиатр общей практики оказывает дородовый патронаж по аналогии с технологией, принятой в развитых странах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ НОВОРОЖДЁННЫМИ

Как правильно организовать диспансерное наблюдение за здоровыми ново­рождёнными, отражено в таблице (см. приложение 1).

Первое посещение здорового новорождённого на дому выполняет врач-педиатр совместно с участковой медицинской сестрой в первые 3 дня после выписки из родильного дома, но чаще на 1-2-е сут. Медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за ребёнком. В дальнейшем она посещает ребёнка ежедневно в течение первых 2 нед жизни (т.е. до полного заживления пупочной ранки), а затем 1-2 раза в неделю.

Основная задача врача-педиатра общей практики при первичном патронаже — оценка состояния здоровья новорождённого, лактационных возможностей матери и условий среды, где будет находиться ребёнок. Поэтому врач должен собрать генеалогический анамнез с обязательным составлением генеалогического дерева, акушерско-гинекологический, биологический (анте-, интра-, постнатальный) и социальный анамнез. Для более полной и правильной оценки состояния здоровья новорождённого участковый врач должен иметь обменную карту из родильного дома и проанализировать имеющиеся в ней сведения. В обменной карте обяза­тельно должны быть указаны следующие данные:

<> течение беременности, характер родов, оценка по шкале Апгар, состояние и поведение ребёнка в первые дни жизни, сроки отпадения остатка пуповины;

❖ максимальная потеря массы тела, с какого дня началось восстановление этой потери;

❖ проявления гормонального криза, токсической эритемы, физиологической желтухи (степень, продолжительность), локализованной гнойной инфекции;

❖ на какие сутки приложен к груди, как сосал;

^ сведения о вакцинации против туберкулёза;

❖ проведённые обследования и лечебно-профилактические мероприятия.

Если в обменной карте не указаны какие-либо из этих данных, то врач должен

в течение 1-2 дней связаться с родильным домом и получить их. Для окончатель­ного суждения о состоянии здоровья новорождённого врач должен провести объ­ективное обследование ребёнка по всем системам с применением антропометрии и оценки нервно-психического развития.

Объективное обследование здорового новорождённого

Новорождённый склонен к достаточно быстрому переохлаждению, поэтому в отличие от детей более старшего возраста объективный осмотр новорождённого нужно проводить быстро (10-15 мин) и начинать с оценки общего состояния с акцентом на неврологическое обследование. При обследовании новорождённого необходимо придерживаться следующих правил:

❖ выяснить, когда ребёнка кормили, какая у него температура, был ли стул, не получала ли мать или он лекарств, возбуждающих или угнетающих нервную систему;

❖ исследование нужно проводить в комнате при температуре 24-27 °С, так как более низкая температура возбуждает ребёнка; освещённость должна быть достаточной, но падающий на ребёнка свет не должен его раздражать; поверх­ность, на которой обследуют ребёнка, должна быть мягкой, но не прогибаю­щейся;

❖ исследование новорождённого надо проводить минимум через 30-40 мин, максимум через 1-1,5 ч после кормления; он должен быть спокоен, глаза открыты, спонтанные движения не резко выражены; если ребёнок кричит или спит, его обследовать нельзя;

❖ всё обследование должно проводиться в последовательности, наименее трав­мирующей ребёнка: вначале его осматривают в положении на спине, затем в вертикальном подвешенном состоянии ногами вниз, в последнюю очередь — на животе.

Осмотр новорождённого начинается с наблюдения за положением головы, туловища, конечностей, спонтанных движений рук, ног, с позы ребёнка, с опреде­ления тонуса. Поза новорождённого очень характерна: руки и ноги согнуты и приведены к туловищу, пальцы рук плотно сжаты в кулачки, стопы в умеренном тыльном сгибании, есть тенденция к запрокидыванию головки за счёт повышения тонуса в разгибателях шеи. Движения здорового новорождённого в конечностях практически постоянны во время бодрствования. Повышенный тонус мышц в сги­бателях конечностей — норма до 1,5-2 мес.

Затем описывают форму головы: долихоцефалическая (вытянута в передне- заднем направлении), брахицефалическая (вытянута в поперечном направлении), башенная (вытянута вертикально). Это варианты нормы. В ряде случаев бывает деформация головы, связанная с наличием кефалогематомы или родовой опу­холи. Затем измеряют окружность головы, которая обычно составляет 32-37 см. Окружность головы при рождении не должна превышать обхват грудной клетки более чем на 2 см. Если кости черепа находят друг на друга, то размер головы может быть меньше. В дальнейшем окружность головы увеличивается следующим образом: за первые 3 мес — на 4 см, за последующие 3 мес — на 3 см, за последую­щие 6 мес — на 3-4 см, т.е. всего за первый год жизни — на 11-12 см.

После этого обследуют большой родничок и швы. Большой родничок не должен превышать 2,5- 3 см. Коронарный шов к момент)' рождения должен быть закрыт, саггитальный шов может быть раскрыт, но не более чем на 0,3-0,5 см. Симптомы, позволяющие предполагать внутричерепную гипертензию, следующие:

❖ раскрытие саггитального шва более чем на 0,5 см;

❖ выбухание или напряжение большого родничка;

❖ тенденция к башенному черепу с высоким лбом (лоб «Сократа»);

❖ долихоцефалический череп с резко выступающим (нависающим) затылоч­ным бугром с тенденцией головки к излишнему запрокидыванию назад, которое превышает физиологическое умеренное запрокидывание в связи с преобладанием тонуса в разгибателях шеи;

❖ тремор кистей с тенденцией к их раскрытию;

❖ симптом Грефе;

❖ симптом «заходящего солнца».

Необходимо помнить, что небольшие размеры большого родничка при нор­мальной окружности головы, правильном темпе её роста, нормальном психиче­ском развитии сложно считать вариантом нормы.


Очень тщательно проверяют состояние черепно-мозговой иннервации и физио­логических рефлексов новорождённых. Знание педиатром общей практики основ­ных критериев оценки неврологического статуса новорождённого необходимо для того, чтобы дифференцировать симптомы физиологической незрелости ЦНС от перинатальных и постнатальных заболеваний. Кроме того, эти знания необ­ходимы для оказания новорождённому своевременной консультативной помощи невропатологом, окулистом.

Черепно-мозговая иннервация новорождённого

• I пара (обонятельный нерв). В ответ на резкий запах ребёнок морщит нос, чихает, зажмуривает глазки, беспокойно двигается, кричит.

• II пара (зрительный нерв). На яркий свет ребёнок зажмуривает глазки, смы­кает веки. Если нет смыкания век, нужно предполагать повреждение зритель­ного нерва и немедленно проконсультироваться с окулистом для исключения слепоты, кровоизлияния в сетчатку и т.д.

• III, IV, VI пары (глазодвигательный, блоковидный, отводящий). Проверяют величину и форму зрачков, зрачковые реакции, равномерность глазных щелей, наличие птоза. У здорового новорождённого довольно часто отсут­ствуют содружественные движения глазных яблок, может спонтанно возник­нуть косоглазие, отдельные нистагмоидные толчки.

• V пара (тройничный нерв). Для новорождённого имеет большое значение дви­гательная функции тройничного нерва, так как жевательная мускулатура осу­ществляет движение нижней челюсти при присасывании и сосании. Нижняя челюсть в норме должна быть плотно прижата к верхней челюсти. Отвисание нижней челюсти, выливание пищи изо рта, отсутствие чмокающих сосатель­ных движений указывает на возможное поражение тройничного нерва.

• VII пара (лицевой нерв). Даёт представление о функции лицевой мускулату­ры. Необходимо обращать внимание на симметрию лица в покое и при эмо­циональном возбуждении (плач, рефлекторная улыбка), на закрытие глазных щелей (полное, неполное), на углы рта (перетягивание в другую сторону и выливание пищи из поражённого угла).

• VIII пара (вестибуло-слуховой нерв). При резких звуках новорождённый зажмуривает глазки, вздрагивает, разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро). Резкое вздрагивание (так называемый старт рефлекс) может свиде­тельствовать о повышенной судорожной готовности ребёнка.

• IX-X пары (блуждающий и языкоглоточный нервы). Осуществляют функцию глотания, которое происходит за счёт мускулатуры глотки и мягкого нёба.

• XI пара (добавочный нерв). Иннервирует мускулатуру шеи и плечевого пояса, способствует поворотам головы и её подъёмам. В положении на животе этот нерв реализует защитный рефлекс.

• XII пара (подъязычный нерв). Иннервирует мускулатуру языка. В норме язык активно движется в полости рта, если ребёнок бодрствует.

Физиологические рефлексы новорождённых

Описано много безусловных рефлексов, которые входят в неврологический ста­тус новорождённого. Исследовать все рефлексы практически очень трудно, так как это истощает ребёнка. Кроме того, не все они имеют одинаково большое значение для диагноза, поэтому надо определить минимальную группу рефлексов, необхо­димых для неврологического осмотра и позволяющих оценить состояние нервной системы новорождённого.

С точки зрения удобства исследуют рефлексы не по анатомическому принципу замыкания дуг (спинальные, нижнестволовые, верхнестволовые), а по тем пози­циям ребёнка, в которых эти рефлексы проявляются.

Рефлексы в позиции ребёнка на спине.

• Оральная группа (V, VII, XII пары черепно-мозговых нервов).

❖ Поисковый рефлекс (Куссмауля).

❖ Сосательный рефлекс.

❖ Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина).

• Рефлекс «объятия» (Моро), имеющий две фазы: разведение рук, а затем их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища руками.

• Хватательный рефлекс (Робинзона).

• Коленный рефлекс.

• Подошвенный рефлекс (аналог хватательного).

• Рефлекс Бабинского.

• Рефлекс Пуссепа (отведение мизинца при вызывании рефлекса Бабинского).

Рефлексы в вертикальной позиции.

• Рефлекс опоры.

• Автоматическая походка.

Рефлексы в позиции на животе.

• Защитный рефлекс.

• Рефлекс ползания (Бауэра).

• Рефлекс спинного хребта (Галанта).

• Рефлекс Переза (имеет 8 фаз: крик, лордоз и приподнимание таза, сгибание нижних конечностей, сгибание верхних конечностей, поднимание головы, генерализованная мышечная гипертония в течение нескольких секунд, моче­испускание, выпячивание анального отверстия и дефекация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.