КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 7 страница
Контроль нервно-психического развития детей второго года жизни проводят по следующим параметрам. ❖ Сенсорное развитие. ❖ Развитие общих движений. ❖ Развитие игры и действий с предметами. ❖ Развитие активной речи. ❖ Развитие понимаемой речи. ❖ Развитие навыков. Давая заключение об уровне нервно-психического развития ребёнка, его относят к одной из четырёх групп: ❖ I группа — нормальное или ускоренное развитие; ❖ II группа — первоначальные отклонения в развитии на один эпикризный срок; ❖ III группа - более глубокая задержка (отклонения на два эпикризных срока); ❖ IV группа — глубокая задержка (отклонения на три эпикризных срока), что встречается примерно в 1,5%. Таким образом, на профилактическом осмотре здорового ребёнка второго года жизни врач должен научить мать следующему: о санитарно-гигиеническому уходу за ребёнком; ❖ строгому соблюдению режима; ❖ проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий; > формированию оптимального питания; ❖ организации разнообразной двигательной активности; ❖ способам развития у ребёнка навыков активной речи; ❖ созданию условий для положительных эмоций при общении; ❖ способам привития ребёнку культурно-гигиенических навыков; <> поощрению его самостоятельной активности. На втором году жизни проводится контроль над развитием ребёнка раз в квартал с проведением антропометрии и психометрии. Стоматолог осматривает раз в год, другие специалисты — по показаниям. В декретированные сроки (1 год 3 мес, 1 год 6 мес, 1 год 9 мес и в 2 года) педиатр общей практики пишет эпикриз, даёт подробное заключение о состоянии здоровья ребёнка, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Каждый эпикриз обязательно обсуждают с матерью, акцентируя её внимание на недостатках в развитии и воспитании, необходимости выполнения тех или иных назначений. После этого дают рекомендации по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребёнка. В конце второго года жизни врач пишет эпикриз, анализируя все объективные данные этого года жизни ребёнка. Данный эпикриз также обязательно оговаривают с матерью. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НА: 1ЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Большинство детей, достигших двухлетнего возраста, в нашей стране воспитывают дома, однако часть детей начинают посещать детские ясли (сад). На этом фоне появляется необходимость в новых контактах врача-педиатра и расширении рекомендаций для сотрудников организованных коллективов. Очень большая ответственность за здоровье и правильное воспитание этих детей лежит на взрослых, которое должны быть едины в своих воспитательных, оздоровительных, организационных методах в семье. Для детей третьего года жизни тоже характерна довольно высокая иммунологическая защищённость по сравнению с детьми первого и второго года жизни, более совершенная функция терморегуляции, более высокий уровень адаптационных механизмов, в том числе к аллергизации организма, высокая двигательная и познавательная активность, высокая физическая выносливость. В связи с перечисленными особенностями детей третьего года жизни недопустим разнобой требований к ребёнку со стороны матери, отца, бабушек, дедушек и других родственников, так как это затрудняет формирование устойчивых условных связей. Разнонаправленность требований к ребёнку сказывается на его поведении: он становится капризным, нервным, у него ухудшается сон, аппетит, может появиться агрессивность в поведении. Если ребёнок в первые 2 года жизни развивался нормально, без каких-либо отклонений, если он приобрёл все необходимые для этого возраста навыки и умения, то на третьем году жизни этих детей проще воспитывать и значительно легче прививать им новые навыки и совершенствовать старые. Задачи медико- педагогического наблюдения за детьми третьего года жизни такие же, как и для детей первого и второго года. • Санитарно-гигиенический уход за ребёнком определяется тем, насколько ребёнок владеет самостоятельными навыками. Надо обязательно закрепить все культурно-гигиенические навыки, необходимые для этого возраста: самостоятельная еда, умывание, одевание, раздевание. Кроме того, необходимо воспитывать новые навыки: убрать со стола, вытереть стол, убрать свой уголок, расставить на место игрушки и т.д. Прогулки надо организовать таким образом, чтобы ребёнок имел возможность активно играть, поэтому очень важна удобная одежда для ребёнка. • Режим дня должен строиться таким образом, чтобы активное бодрствование не превышало 6,5-7 ч, дневной сон — раз в день. • В отношении питания требования остаются теми же, но надо стараться разнообразить диету, не кормить ребёнка насильно, а также со всевозможными отвлечениями во время еды. Это вредно сказывается на здоровье и характере ребёнка. • Физическое воспитание требует особого внимания, необходимо рекомендовать родителям продолжать заниматься с детьми гимнастикой, плаванием, проводить закаливающие мероприятия. В этом возрасте необходимо развивать у детей ориентировку тела в пространстве: чувство равновесия, навыки бега, прыжков, развивать мускулатуру спины, грудной клетки, шеи для того, чтобы предотвратить нарушение осанки. • Умственное развитие ребёнка данного возраста, его речь быстро прогрессируют и совершенствуются: расширяется кругозор ребёнка, происходит постепенное познание окружающей среды, природы. В этом возрасте особенно нужна помощь родителей, чтобы правильно организовать бодрствование ребёнка. Родители должны научить его играть игрушками, создавая разнообразные игровые ситуации, иначе игрушки быстро надоедают, ребёнок утомляется, капризничает. Чтобы правильно развивать речь и мышление ребёнка, родители должны научить его грамматически правильным речевым формам и в дальнейшем их постоянно закреплять. Родителей нужно информировать о том, что в этом возрасте у детей появляется острая потребность общения с другими детьми, поэтому обязательно надо предоставлять детям такую возможность. На третьем году жизни контролируют те же нервно-психические вехи или линии развития, что и на втором году, кроме понимания речи, так как развитие речи идёт только через активное общение. Контроль за состоянием здоровья и развитием детей третьего года жизни врач- педиатр общей практики осуществляет раз в полугодие. Основное внимание обращается на организацию режима, на нервно-психическое и физическое развитие, состояние костной, зубочелюстной, мышечной систем, внутренних органов. При осмотре проводят антропометрию, психометрию, назначают анализы крови, мочи, кала на яйца глистов. Один раз в год ребёнка осматривает офтальмолог и стоматолог, другие специалисты — по показаниям. В конце третьего года жизни, когда заканчивается период раннего возраста, врач оценивает состояние здоровья ребёнка по всем параметрам. На основании динамического наблюдения за ребёнком, лабораторных исследований, заключений специалистов врач подводит итоги трёхлетней профилактической работы с ребёнком. После этого намечает план оздоровительных мероприятий на последующий период. При осуществлении контроля за здоровьем ребёнка каждый осмотр ребёнка на третьем году жизни состоит из следующих разделов. • Оценка физического и психомоторного развития ребёнка. • Исследование состояния здоровья по критериям здоровья [на третьем году жизни количество хронических больных (пороки развития, наследственные заболевания, отдалённые результаты перинатальной патологии и др.) не превышает 5%]. • Выделение детей группы риска (биологического, социального, экологического и др.). • Назначение рекомендаций в зависимости от группы здоровья. • Оформление этапного эпикриза. Основные задачи индивидуального контроля за состоянием здоровья ребёнка таковы. • Углублённое исследование, оценка состояния здоровья и назначение соответствующих рекомендаций. • Ранние выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка. • Решение вопроса о возможности посещать ребёнком детское дошкольное учреждение. • Решение вопроса о необходимости консультаций врачей-специалистов и лабораторно-инструментальных наблюдений. • Решение вопроса о проведении профилактических прививок. • Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение. К вопросу подготовки здоровых неорганизованных детей в ясли или сад необходимо относиться очень серьёзно. В условиях детской поликлиники всю организационную работу в этом плане проводит комиссия, представленная врачами отделений организационного детства и старшей сестрой отделения. Заседания этой комиссии проходят еженедельно, по фиксированным дням, причём обязательно привлекаются врачи-педиатры общей практики и врачи-специалисты. Комиссия выполняет следующие функции. • Контроль за подготовкой детей к поступлению в ясли дли сад и организация преемственности между работой детской поликлиники и дошкольным учреждением. • Разбор всех случаев тяжёлой адаптации детей к дошкольным учреждениям, выявление её причин с тщательным анализом качества подготовки ребёнка со стороны медперсонала поликлиники и родителей. • Изучение и анализ эффективности проводимых мероприятий по подготовке детей к поступлению в организованные коллективы, внесение соответствующих корректировок. Следует предупредить родителей о том, что поступление любого здорового ребёнка в организованный коллектив сопровождается нагрузкой на нервную систему. Не каждый, даже здоровый, ребёнок легко переносит переход из условий семьи в условия яслей и садов, т.е. резко изменившимся условиям жизни. Поэтому необходимо точно знать особенности высшей нервной деятельности ребёнка для того, чтобы вовремя обратить внимание на все отрицательные факторы, провоцирующие напряжение нервной системы. Выделяют три степени тяжести адаптации детей к детским дошкольным учреждениям. • Лёгкая степень адаптации: ❖ поведенческие реакции нормализуются в течение 10-20 дней (восстановление сна, аппетита, речевой активности, устранение отрицательных эмоций в общении со взрослыми и детьми, боязни пространства); ❖ нет отставания в нервно-психическом развитии; ❖ острых респираторных заболеваний (ОРЗ) в первые дни нет совсем или однократное в течение первых 10 дней в детских дошкольных учреждениях; ❖ масса тела и рост неизменны. • Адаптация средней тяжести: ❖ нормализация поведенческих реакций продолжается до 60 дней; ❖ замедление темпа речевой активности в течение 1-2 мес; ❖ возникновение ОРЗ в первые дни, затем могут быть повторные респираторные инфекции; ❖ замедление увеличения или потеря массы тела в течение 30-40 дней. • Тяжёлая адаптация: ❖ нормализация поведенческих реакций продолжается более 60 дней; ❖ замедление темпов речевой активности в течение 1-2 кварталов; ❖ возникновение ОРЗ в первые дни, болезни длительные, часто с осложнениями, повторные; ❖ замедление темпов роста и прибавки массы тела в течение 6 мес. Для того чтобы уменьшить или устранить отрицательные влияния новых условий в детских дошкольных учреждениях на практически здорового ребёнка, врач- педиатр должен провести следующую организационную работу по подготовке детей к поступлению в детские дошкольные учреждения. • За 1-2 мес до поступления в детские дошкольные учреждения желательно максимально приблизить домашний режим ребёнка к режиму детского дошкольного учреждения, включая режим питания, расширение организационных контактов ребёнка и контроля санитарно-гигиенических навыков. • Минимум за месяц до поступления в детские дошкольные учреждения должны быть завершены все прививки, так как любая прививка транзиторно снижает общую иммунологическую защищённость организма в период формирования специфического прививочного иммунитета. • Мать должна иметь «резерв времени», чтобы приучать ребёнка к режиму детских дошкольных учреждений, т.е. 1-2 мес до выхода на работу. • В первые 2-3 нед посещения детских дошкольных учреждений желательно забирать ребёнка домой после обеда (т.е. после 12:30). Выписка из поликлиники для детских дошкольных учреждений должна содержать: • подробные сведения о состоянии здоровья ребёнка и особенностях его развития; • даты проведения профилактических прививок и описание реакций на них; • перенесённые заболевания; • данные о проведённой подготовке к поступлению в детские дошкольные учреждения с подробными рекомендациями по оздоровлению ребёнка в период адаптации и в последующее время. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ НЕОРГАНИЗОВАННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Как уже говорилось, по достижении ребёнком трёхлетнего возрасга заканчивается период раннего детства и начинается период дошкольного возраста. Он имеет также свои особенности, которые обеспечивают здоровье ребёнку и к концу этого периода готовность к обучению в школе. Наиболее значимые особенности данного периода. • Интенсивно развивается высшая нервная деятельность. В конце дошкольного периода клетка коры мозга мало чем отличается от клеток взрослого. Поведение ребёнка характеризуется дифференцированностью и сложностью. Он становится социальным существом, в котором хорошо выражены типологические и индивидуальные черты. У него совершенствуется интеллект, речь. Большинство детей предпочитают общение со своими сверстниками. • Практически заканчивается морфофункциональное созревание всех органов и систем, завершается созревание иммунной системы. • Совершенствуется развитие физической силы и ловкости, что неотделимо от развития функций мозга. Надо отметить, что число детей дошкольного возраста, не посещающих детские учреждения, в последние годы увеличивается. Именно этой группе детей должен уделять повышенное внимание медицинский персонал поликлиники, чтобы при необходимости вовремя корригировать физическое, умственное, санитарно- гигиеническое развитие и воспитание в семье. Поэтому при работе с неорганизованными детьми дошкольного возраста врач-педиатр общей практики должен использовать любое обращение пациента (по острому заболеванию, при плановом профилактическом осмотре, за рецептом, справкой, санитарно-курортной картой и т.д.), активный вызов по телефону на приём к врачу, активный выход медицинской сестры на дом для приглашения на приём и т.д. При осмотре этой группы детей особое внимание врач-педиатр общей практики должен уделять нервно-психическому развитию. Прежде всего развитию речи, которое должно быть связано с обогащением словарного фонда и совершенствованием грамматического строя, введением в речь всё большего количества интеграторов, которые способствуют абстрагированию и обобщению, а также формированию эстетических представлений, моральных понятий; развитию умения читать, писать. По-прежнему в центре внимания должно быть и физическое состояние ребёнка: осанка, мышечная сила, ловкость, выносливость; состояние зубочелюстной системы (прикус, кариозные зубы, недоразвитие зубов и т.д.); острота зрения, слуха и состояние носоглотки (аденоиды, хронический тонзиллит, синуситы и т.д.). Следует обращать внимание на звукопроизношение и развитие речевых функций (невнятная речь, ограниченный словарный запас, заикание и т.д.). Детей четвёртого года жизни педиатр обязательно осматривает раз в год, другие специалисты — по показаниям. При осмотре проводят антропометрию, психометрию, назначают анализы крови, мочи, кала на яйца глистов. На основании объективного обследования, лабораторных исследований определяют группу здоровья с особым акцентом на группу риска (внимания). После этого врач даёт рекомендации по режиму дня, питанию, закаливанию, воспитанию и составляет план оздоровительных мероприятий на следующий год, в который включает санацию носоглотки, полости рта, дегельминтизацию, занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массаж, различные водные процедуры. На каждого ребёнка заполняется карта учёта диспансеризации (форма 131/у), но эти карты хранятся отдельно от карт детей, посещающих детские учреждения. Таким образом, контроль над проведением оздоровительных мероприятий у неорганизованных детей четвёртого года жизни проводят по картам учёта диспансеризации и историям развития (форма 112/у). В последней форме в конце четвёртого года составляют подробный эпикриз. Детей пятого года жизни также в обязательном порядке осматривает педиатр раз в год. Им назначают те же обследования, что и детям четвёртого года жизни. Но, учитывая тот факт, что большинство детей начинают учёбу с 6 лет (в связи с реформой общеобразовательной школы), за год до поступления в школу неорганизованные дети пятилетнего возраста проходят углублённое обследование в детской поликлинике с привлечением следующих специалистов: педиатр, окулист, невропатолог, отоларинголог, стоматолог, хирург, ортопед. Другие специалисты осматривают детей по показаниям. Обследования проводят те же, что и при диспансеризации детей четырёхлетнего возраста. Дополнительно измеряют артериальное давление (АД). При выявлении каких-либо отклонений (кариес, аденоиды, снижение остроты зрения и т.д.) проводят санацию, коррекцию. Самое главное при осмотре здоровых неорганизованных детей пятилетнего возраста за год до поступления в школу — определение и оценка степени готовности к школе. Это исследование проводится педиатром совместно с невропатологом, по возможности с психологом, а при необходимости с детским психиатром и другими специалистами. Для определения степени психофункциональной готовности к школе проводят диагностические скрининг-тесты. Наиболее распространённые из них следующие. • Исследование чистоты речи. Ребёнку предлагают произнести слова со свистящими звуками («с», «з»), с сонорными («р», «д»), с шипящими («ч», «ш», «щ»). Если ребёнок не произносит хотя бы один звук, тест считается отрицательным. • Тест Керна-Ирасека состоит из трёх заданий: ❖ нарисовать человека («дядю», «тётю»), контроль осуществляется за различиями полов на рисунках; ❖ переписать текст, например: «Он ел суп», где высота строчной буквы должна быть 1 см, а заглавной — 1,5 см; ❖ перерисовать 10 точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см в определённой последовательности (рис. 2-1). Тест оценивают в баллах, причём оценка «1» считается высшей, оценка «5» — низшей, при сумме баллов 1,2,3 тест считают выполненным. • Фотометрический тест — вырезание круга. На листе бумаги рисуют жирной линией окружность, диаметром 3 см. Снаружи и внутри окружности на расстоянии 1 мм друг от друга рисуют ещё по три окружности более тонкими линиями. Ребёнку предлагают вырезать круг по жирной линии за 1 мин. Разрешается ближайшую к «жирному» кругу линию пересечь два раза или вторую 1 раз. При всех прочих отклонениях тест считают отрицательным. Если ребёнок выполнил два теста из трёх, то он готов к школе. Кроме того, его биологический возраст соответствует паспортному или опережает его.. •. После обследования пятилетнего ребёнка врач делает заключение о состоянии его здоровья, •... определяет группу здоровья, степень готовности к школе. Если среди детей I—II группы здоровья обнаруживаются биологически и психофункцио- • • • нально не готовые к школе, педиатр общей прак- рис. 2-1. Тест Керна-Ирасека (тре- тики, невропатолог или психоневролог ставят тье задание). этих детей на учёт и совместно с родителями, логопедом проводят соответствующую подготовку их к поступлению в школу (тренировка проведения всех тестов, занятия с логопедом, рисование, штриховка, развитие мелких мышц руки и т.д.). Перед началом учебного года дети уже шестилетнего возраста проходят углублённый медицинский осмотр с участием всех врачей-специалистов, исследование крови, мочи, кала на яйца глистов, антропометрию, психометрию, снова проверяется психофункциональная готовность к школе медико-педагогической комиссией. После этого составляют подробный эпикриз с заключением о состоянии здоровья ребёнка и с выводами медико-педагогической комиссии о готовности его к школе. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, стал не только актуальной медицинской, но и острой социальной необходимостью. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации напрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В связи с этим, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утверждённом совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Этим Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого- педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет. Они включают три обязательных этапа профилактических осмотров: доврачебный, педиатрический, специализированный (табл. 2-2) — и организацию осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняют на врачебном этапе). Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Выбор модели организации профилактических осмотров (дошкольное учреждение/школа и/или поликлиника) определяется конкретными условиями на местах, обеспеченностью медицинскими кадрами, в том числе врачами-специалистами, оснащённостью медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, отдалённостью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д.
Окончание табл. 2-2
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |