Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование сроков введения прикорма




ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРИКОРМА

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИКОРМА

Во втором полугодии жизни сохраняются высокие темпы роста ребёнка, к 4-5 мес происходит удвоение массы, дети начинают активно двигаться и теперь им требуется большее количество энергии и пищевых веществ. На протяжении лактации в женском молоке снижается содержание белка (к 6 мес - до 7-8 г/л), незаменимых амино-, жирных кислот и других компонентов. Количество железа, цинка, меди, кальция, фосфора, магния и большинства витаминов, поступающее с женским молоком, с 5-6 мес становится недостаточным, эндогенные запасы пищевых веществ у ребёнка ограничены, поэтому может возникнуть дефицит этих элементов, особенно железа.

Таким образом, только молочное питание может обеспечить потребности ребёнка до 5-6 мес жизни, а затем возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объёму количестве пищи. Такие дополни­тельные продукты питания носят название «продукты и блюда прикорма». Они компенсируют разницу между возрастающими потребностями ребёнка и тем коли­чеством пищевых ингредиентов, которые получает ребёнок из молока.

• Дополнительное введение в организм ребёнка пищевых веществ, отличных от тех, что присутствуют в грудном молоке (или в его заменителях), и энергии для обеспечения возрастающих потребностей ребёнка. К ним относятся рас­тительные белки и жиры, различные группы углеводов, в том числе полисаха­риды, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

• Освоение ребёнком навыков потребления густой, а затем и плотной пищи, освоение навыков кусания, жевания, а в дальнейшем — навыков самостоя­тельной еды.

• Обеспечение дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы, зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

• Формирование вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

• Приучение ребёнка к новым видам пищи для постепенного отлучения от груди матери (или кормлений заменителями женского молока) и перехода на семейное питание, что в дальнейшем способствует социализации ребёнка.

Сроки введения прикорма определяются, с одной стороны, возрастающими потребностями ребёнка, которые уже не могут быть удовлетворены только жен­ским молоком (или его заменителями), а с другой стороны, готовностью физиоло­гических систем организма ребёнка принять и усвоить новую пищу. Современные научные исследования позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, иммунной и других систем достигает уровня, необходимого для принятия новой пищи, не ранее 4 мес жизни, что и определяет самые ранние сроки введения прикорма.

Развитие нервной системы обеспечивает приём, продвижение и проглатывание более густой пищи: угасает рефлекс «выталкивания» языком, язык используется для продвижения пищи во рту, есть готовность к жевательным движениям, созре­вает эмоциональная реакция ребёнка на чувство голода и насыщения — активные целенаправленные движения головой, руками, показывающие отношение ребёнка к приёму пищи.

Эти навыки появляются к 4-6 мес. Таким образом, до 4 мес ребёнок физиологи­чески не готов к введению прикорма. Раннее введение прикорма может привести к появлению кишечной дисфункции, пищевой аллергии, аспирации пищи, а также к снижению лактации вследствие уменьшения частоты и активности сосания мате­ринской груди.

Оптимальный возраст для введения прикорма с научных позиций точно не определён. Большинство педиатров варьируют сроки введения прикорма от 4 до 6 мес жизни ребёнка, а фактические сроки определяют индивидуально для каждо­го малыша совместно с врачом-педиатром, наблюдающим ребёнка, и его матерью. При этом следует учитывать не столько календарный возраст, сколько степень биологической зрелости ребёнка, его готовность к восприятию и усвоению более сложной пищи.

Чаще всего педиатры советуют начать введение прикорма с 5 мес жизни. Однако эксперты ВОЗ (2002) рекомендуют сохранять исключительно грудное вскармли­вание (т.е. кормление только материнским молоком, без допаивания водой, без введения соков) до 6 мес, так как имеются доказательства снижения заболевае­мости и более высоких темпов психомоторного развития у детей при такой дли­тельности. К сожалению, в России процент детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, пока ещё невелик.

Введение прикорма позже 6-7 мес также неблагоприятно сказывается на раз­витии ребёнка, так как происходит задержка формирования навыков потребления пищи более густой и плотной консистенции и отказ от пережевывания и глотания плотной пищи на длительный срок и др.

Во втором полугодии жизни формируются навыки жевания и кусания с доста­точно быстрыми изменениями в промежутке между 6-м и 10-м мес. Если обучения этим навыкам своевременно не происходит, то при попытке ввести густую или плотную пищу в более позднем возрасте возникает рвота, отказ от пережёвывания пищи на длительный срок, приверженность к жидкой или пюреобразной пище и привередливость в еде. Кроме того, своевременное формирование навыка жева­ния — один из компонентов правильного развития аппарата речи.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи включает ряд последова­тельных этапов (по зарубежной терминологии — ступеней, или стадий). Структура и консистенция пищи меняются в зависимости от степени зрелости и возраста ребёнка (табл. 6-5). Вначале (для детей 4-6 мес — I ступень) блюда прикорма должны быть гомогенными и иметь полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. На следующем этапе (для детей 7-9 мес — II ступень) их делают более густыми, пюреобразной консистенции, и начинают питание мел­кими мягкими кусочками не более 2-3 мм (протёртая пища). Затем (9-12 мес -


III ступень) пища становится более плотной, размеры кусочков будут постепенно увеличиваться до 3-5 мм, пища только измельчается, но не протирается.

Таблица 6-5. Связь сроков формирования навыков и умений приёма пищи с рекомендуемыми видами пищи

Возраст, мес Навыки и умения приёма пищи Рекомендуемая плотность пищи Рекомендуемые виды пищи
0-4 Врождённые безусловные реф­лексы сосания и глотания. С 2-3 мес сосательные движения сопровождаются возвратно- поступательными движениями языка, помогая продвижению жидкости Жидкости Грудное молоко или молочные смеси. Мать должна разнообразно и полноценно питаться, чтобы через грудное молоко приучить ребёнка к разным вкусам и ароматам
4-6 t Перемещение рвотного реф­лекса от середины к задней трети, языка, постепенно исче­зает рефлекс выталкивания. • Пассивно заглатывает вло­женную в рот пищу. • Перемещает полугустую пищу языком вперёд и назад, чтобы проглотить. • Узнаёт ложку и открывает рот при поднесении ложки • Жидкости. • Гомогенная пища в виде полугустых, пюре • Грудное молоко или молочные смеси. •Детские фруктовые соки. t Детские фруктовые и овощные пюре, вначале монокомпонентные, затем из 2-3 видов продуктов. • Детские молочные каши, лучше без клейкоеины (например, рис)
7-9 • Наклоняется за пищей к ложке, открывает рот, верхней губой захватывает пищу, очи­щая ложку. • Продвигает, перекатывает пищу во рту вперёд и назад, с одной стороны на другую, вбок, чтобы её перемешать. Держит во рту большую порцию пюре. • Появляется пережёвывание пищи с помощью языка и дёсен. Может пить из чашки, которую держит взрослый. • Может брать пищу руками • Жидкости. • Более густые пюре. • Протёртая пища. • Мелкоизмельчённая пища с мягкими ком­ками • Женское молоко и/или молочные смеси, обогащенные железом. •Детские каши. • Более густые поликомпонентные детские овощные и фруктовые пюре. • Детские пюре из мяса. • Смешанные и комбинированные детские консервированные про­дукты. • Творог, желток куриного яйца. • Размоченное печенье, крекер. • Соки и нектары для детского питания
10-12 • Перемещает пищу к зубам, перемешивает пищу во рту с помощью движений языка и жевания. Разминает пищу язы­ком о нёбо. • Более тщательно пережёвы­вает пищу. • Кусает пищу различной плот­ности. Самостоятельно берёт пищу руками, тянет в рот и ест. • Во время еды играет с лож­кой, может брать её в рот, макает ложку в пищу. К началу второго года пытается есть ложкой самостоятельно. • Может держать чашку двумя руками и пить из неё • Крупно или средне и мелко протёртая пища. • Мелкорубленые продукты. • Пища разной плот­ности, в том числе умеренно твёрдые продукты, от которых ребёнок может отку­сывать кусочки. • Жидкости • Грудное молоко. • Кисломолочные и пресные молоч­ные смеси. • Соки и нектары для детского питания. • Растёртые или мелкорубленые варёные овощи и фрукты, сырые мелко натёртые фрукты (банан, яблоко). • Смешанные фруктово-злаковые продукты, хлеб. • Молотое мясо (котлеты, фрика­дельки). • Комбинированные и смешанные консервированные продукты. • К концу первого года частично можно использовать блюда с семей­ного стола

 

При составлении данной таблицы использованы «Методические рекомендации ВОЗ-ЮНИСЕФ» (2001) и рекомендации Американской диетологической ассоциа­ции (2004), содержащиеся в программе «Расти здоровым с первых дней».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.