КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактильное восприятие
Сомато-пространсвенное восприятие Знание схемы тела: покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо и т.д. покажи правой рукой стул, левой рукой люстру; Результат выполнения: Схема тела сохранна/нарушена
Узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению: узнает/не узнает ВНИМАНИЕ - объем; концентрация; избирательность; распределение; устойчивость.
ПАМЯТЬ а) общая воспроизведение прошлых событий: что ты делал сегодня? (летом?) Результат: воспроизводит события, затрудняется. б) слухоречевая повторение слов (непосредственное и отсроченное): «Повтори за мной слова: дом, стол, игла», «Повтори еще раз те же слова». повторение серий слов (непосредственное и отсроченное): «Повтори стол, звон – еще раз; повтори лес, шкаф, еще раз». запоминание групп слов: «Запомни и повтори эти слова: круг, земля, стол. еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова: день, собака, дерево. Еще раз повтори. Теперь скажи какие слова были первыми, а какие вторыми». Запоминание двух смысловых рядов: «Запомни и повтори: Собака лает. Дом горит». Скажи первое предложение, а какое второе? Результат: объем ______, прочность ______. в) зрительная запоминание предметных картинок (непосредственное и отсроченное). Непосредственное: «Запомни эти картинки (2 –5 картинок). А теперь найди их среди этой группы картинок (другие 7 – 10). ______________ Отсроченные: «Через 5 – 10 мин. найди снова картинки, которые ты запомнил». _______________ запоминание символических фигур (задание аналогично предыдущему, но используются геометрические фигуры) непосредственное _____________ отсроченное ______________ опосредствованное запоминание: «Запомни эти картинки (2 – 4) и посмотри какого цвета картинки (все разные) лежат на них». Картинки убираются. Показываются кружки. Какая картинка была под каким кружком?
МЫШЛЕНИЕ а) наглядно-действенное и наглядно-образное: складывание пирамиды (складывает с учетом величины/без учета величины (до 3 лет), соотнесение с помощью примеривания/зрительное); конструирование предметов без опоры на слово (сложи из этих частей предмет); конструирование предметов по слову-наименованию (сложи из этих частей стол и т.д.); нахождение последовательности картин в серии. Результаты: характер манипулирования картинами (без смысла/осмысленное) поведение (активное/инертное). Классификация предметов: по одному признаку (выполняет правильно/с ошибками); по двум признакам (выполняет правильно/с ошибками). б) вербально-логическое: определение понятия (с 5 лет): (Скажи, что такое… (стол)?). указывает функциональный признак предмета (5 лет) или отвлеченные категории (с 6 лет). подбор противоположных понятий: (Придумай слово, противоположное по содержанию). Например: глупый – умный теплый - … зимний - … большой - … дорогой - … классификация предметов по самостоятельно выделенным признакам: «Разложи картинки на группы, назови эти группы: (обобщение на функциональном уровне (5 лет); с использованием отвлеченных категорий (с 6 лет). по заданным признакам: раздели эти предметы на живые и неживые и т.д. вербальные аналогии: найди среди слов, относящихся к корове такое, которое подходило бы к ней так же, как «жеребенок к лошади». Лошадь Корова Жеребенок? Пастбище Молоко Теленок понимание рассказов (смысла, морали): «Внимательно послушай рассказ («Галка и голуби», «Лев и мышь» и др.) и скажи, в чем здесь дело, в чем смысл, чему учит этот рассказ. Результаты: пересказ с фиксацией существенных деталей; понимает/не понимает смысл.
Общая оценка результатов деятельности при решении мыслительных задач: принятие задачи: не принимает в игровой/учебной форме; принимает в игровой/учебной форме; понимание инструкции (понимает/не понимает; причины непонимания); возможность самостоятельного выполнения заданий (выполняет/не выполняет); результативность выполнения заданий и возможность коррекции ошибок (выполнил правильно/неправильно; ошибки замечает/не замечает; ошибки исправляет/не исправляет); мера помощи; виды помощи (организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная). БЛОК ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Развитие понимания речи ребенком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней. Выделяются уровни становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием: Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации, запрещения или поощрения. Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т.п.). совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (ч е м? к о м у? с к е м? и т.п.). Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различают грамматических форм. Расчлененный уровень: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) – флексиям, приставками, суффиксами ( стол – столы, улетел – прилетел ).
Задание 1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он мог много раз слышать. Выяснив из беседы с родителями, какие обороты речи ребенок много раз слышал, логопед предлагает ему проделать действия, например: поцеловать маму, обнять папу, пожалеть бабушку, поиграть в ладушки, закрыть глаза, помахать ручкой, взять маму за руку и идти домой.
Задание 2. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку. Логопед предлагает ребенку показать расставленные перед ним игрушки (без учета цвета и величины), например: «Покажи зайчика», «Покажи машину», «Покажи собачку». Задания можно сформулировать иначе: «Возьми коровку», «Возьми лошадку», «Возьми мишку». Или предложить ребенку поочередно подать игрушки, расставленные на столе: «Дай мне куклу», «Дай мне пирамиду», «Дай мне козлика», «Дай мне пароход», «Дай мне рыбку» и т.д.
Задание 3. Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту.
Задание 4. Выяснить. Может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.
Задание 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках. Одновременно показывают ребенку не более 4-5 картинок.
Задание 6. Установить, названия каких действий знакомы ребенку. а) Логопед раскладывает перед ребенком сюжетные картинки (3-4), на которых одно и то же лицо (например. Девочка или мальчик) совершает различные действия. Сначала логопед дает возможность ребенку рассмотреть картинки, а затем задает ему вопрос таким образом, чтобы можно было выявить, названия каких действий знакомы ребенку, а каких незнакомы, исключая в вопросах подсказывающие слова, т.е. названия знакомых предметов. «Покажи, где девочка кушает. А где девочка идет?»; «Покажи, где девочка сидит. А где читает?»; или «Покажи, какая девочка читает. А какая девочка прыгает?»; «Покажи, какая девочка пьет. А какая девочка спит?». Можно спросить так: «Покажи, кто здесь шьет. Кто здесь рисует? «; «Кто здесь стирает? А кто лежит?». б) Вопросы ставятся к названиям действий, выраженным возвратными глаголами: «Кто здесь одевается?»; «Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается? А кто обувается?»; «Покажи, кто катается». в) Поставить вопросы к смежным картинкам, где изображены действия, сходные (близкие) по ситуации. Перед ребенком кладут две, а затем четыре картинки, которые заменяются следующей парой. «Покажи, кто здесь умывается. А кто вытирается?»; «Покажи, кто стирает. А кто купается?»; «Покажи, какой мальчик (девочка) пишет, а какой рисует»; «Покажи, кто прыгает, а кто бежит».
Задание 7. Установить 9при помощи вопросов к сюжетным картинкам: что? кого? где? куда? на чем? чем? кому? с кем? с чем? и т.д.), сложиллось ли у ребенка понимание направленности действия, понимание места действия или для кого оно совершается и т.п. Сначала логопед предлагает детям рассмотреть внимательно картинки, а затем к одной из них ставит несколько вопросов, отмечая, какие вопросы вызывают затруднения в понимании. К картинке «Девочка сидит за столом» (девочка держит ложку в руке, на столе хлеб, тарелка с супом) можно поставить следующие вопросы: «Чем кушает девочка? Что она кушает? С чем кушает девочка суп? На чем девочка сидит?» К картинке «Мальчик вытирается полотенцем»: «Покажи, чем он вытирает уши. Что вытирает мальчик? Куда он потом повесит полотенце?» К картинке «Мальчик рисует цветок»: «Покажи, что рисует мальчик. А теперь покажи, чем он рисует. А где у него лежат краски? Посмотри внимательно и угадай, куда мальчик повесит свою картинку».
Задание 8. Установить, понимает ли ребенок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребенка местах. Предлоги даются в словосочетаниях с названиями хорошо знакомых предметов и названиями хорошо знакомых действий, например: «Давай уберем игрушки со стола и поставим их в шкаф. Теперь подойди к окну. Посмотри в окно. Кто там на улице? Достань кису из шкафа и поставь ее на стол. Садись за стол. Сел? А ножки убери (спрячь) под стол. Вот так. Удобно? Положи ручки на стол». Или: «Подойди к шкафу. Возьми игрушку из шкафа. Положи игрушку на стол» и т.д.
Задание 9. Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению. Перед ребенком кладут картинки с изображением знакомы предметов, например детских ботинок, расчески. Чашки, детской лопатки, и просят показать: «Из чего ты пьешь молоко? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? Что тебе нужно, чтобы копать песок?» Картинки заменяются другими знакомыми предметными картинками, например: мыло, ложка, очки, пальто, ключ, зубная щетка. «Что ты возьмешь, если будешь купаться? Дай мне то. Чем ты будешь есть. Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Что ты наденешь, если пойдешь гулять? Если дверь заперта, чем ты ее откроешь? Что ты возьмешь, чтобы вычистить зубы?» Предметные картинки снова заменяются другими: иголка с ниткой, ножницы, шапка, варежки. «Что нужно маме, чтобы пришить тебе пуговицу? Что тебе нужно, чтобы разрезать бумагу? Что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять? Если ручки замерзнут, что ты наденешь на них?».
Задание 10. Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированных в одной просьбе: «Налей в стакан воды и дай бабушке (маме). Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф. Вот смотри: зайчик и кукла. Зайчика ты отнеси маме, а куклу положи спать. (Рядом одеяло, подушка или детская кровать.) открой дверь, подай стул, возьми мяч». То же самое можно предложить проделать с предметными картинками: «Дай маме домик, а лопату спрячь в стол, кошку же оставь на столе. Мячик дай мне, зайчика возьми себе, а рыбку положи маме в сумку».
Задание 11. Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку. а) Задаются вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку (например, об одежде, сумке, носовом платке и т.д.). Логопед кладет на стол свой платок, а рядом кладет платок ребенка. Спрашивает: «Покажи, где мой платок, а где твой. Где твоя шапка. А где моя? Где твои варежки, а где мои?» б) Логопед предлагает сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, где большая собака, а где маленькая. Таким же образом выясняется, знает ли ребенок такие словесные обозначения признаков, как: длинный – короткий (карандаш), толстый – тонкий (карандаш), или: толстая – тонкая (веревка), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (стол, забор). в) Логопед предлагает ребенку сравнить два предмета по величине: «какой кубик больше? Какой кубик меньше? Какая палочка длиннее, а какая корче? Какая веревка толще, а какая тоньше?» и т.д.
Задание 12. Установить, как ребенок понимает элементарные временные отношения: давно – недавно, вчера – сегодня. Для этого необходимо сначала выяснить у родителей, какое наиболее яркое событие в жизни ребенка было вчера и что былор сегодня. Можнос просить о каких-либо покупках.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |