Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование детской речи первого уровня развития




КАТЯ И МАША

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

(Л. Толстой.)

В о п р о с ы: Покажи. Кто пошел в лес. Кого Катя взяла с собой? Что повстречали дети на своем пути? Кого катя посадила себе на спину?

 

ПРО КОТЕНКА БУСЮ

Солнышко светит, солнышко греет. Солнышку все рады. Любит солнышко и наш котенок Буся. Выходит он утром на крыльцо и ложиться там. Где солнце пригревает. От удовольствия закрывает глаза, сначала печенки напевает, а потом засыпает. А солнце на месте не стоит, передвигается. Ушло солнышко далеко за крыльцо. И Буся просыпается.

(С. Казанин.)

В о п р о с ы: Как зовут котенка, о котором я тебе прочитала? Когда он выходил на крыльцо? Какое место он выбирает себе на крылечке. Чтобы поспать? Почему он просыпается?

 

 

ЕЩЕ ПРО КОТЕНКА БУСЮ, БАБУШКУ И МИШУ

Все чаще стали дожди выпадать. Солнце уже не припекает. Иногда слабо крыльцо пригревает. И наш котенок Буся не на крыльце, а больше дома, на окошке сидит, на улицу глядит или спит у бабушки в кресле.

Бабушка Мишу стала теплее одевать, раньше стала его домой зазывать. Говорит бабушка внуку: «Ну, Миша, видно, скоро зима настанет».

(С. Казанин)

В о п р о с ы: О ком я тебе прочитала? Почему Буся стал оставаться дома?

Почему Миша стал одеваться теплее? Почему он стал меньше гулять?

Что сказала бабушка Мише?

 

Предложить сравнить две сюжетные картинки и спросить ребенка, в какое время года изображен котенок Буся на первой картинке и в какое время года – на второй.

 

(«Полное отсутствие общеупотребительных средств общения»)

О с н о в н ы е в и д ы р е ч е в о й д е я т е л ь н о с т и, подлежащее обследованию: понимание речи; активный словарь ребенка; речевое подражание; потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении); звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Д о п о л н и т е л ь н ы е в и д ы д е я т е л ь н о с т и, подлежащие наблюдению: действия с игрушками; зрительные соотнесения предметов, одинаковых по форме, цвету, величине; умение составлять из часте целлое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.

М а т е р и а л о б с л е д о в а н и я: игрушки, предметы, фигуры разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображения игрушек.

 

Задание 1. Выявит уровень развития понимания речи с помощью материалов «Обследование понимания речи».

 

Задание 2. Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.

П р и м е ч а н и е: Объяснить родителям, что за слова принимаются все звуко-речевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, ощущения, предметы («тпруа» - гулять, «бобо» - больно, «ам» - собака, «пи» - пьет, вода и т.п.).

 

Задание 3. Установить точное количество словесных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей).

 

Задание 4. Выявить возможности речевого подражания.

П р и м е р н ы е п р и е м ы в ы я в л е н и й:

попросить повторить за мамой (папой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется;

предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а (девочка плачет), у, и, о, а затем их сочетания: иа (кричит ослик), ау, уа, аиу, оаи и т.п.;

предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова, состоящие из 1-2 слогов.

 

Задание 5. 9для редких случаев использования отдельных слов, когда их количество не поддается учету). Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.).

 

Задание 6. Отметь максимальное количество слогов по числу слогообразующих гласных в воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.

 

Задание 7. Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например: «кука», но «дай куку» (называет и просит игрушку), или «ти», «ток» (собирает цветы, поливает цветок).

Р е к о м е н д а ц и и к а н а л и з у и о ц е н к е д е т с к о й р е ч и

п е р в о г о у р о в н я р а з в и т и я

 

Соотнести уровень понимания речи ребенком с уровнем развития его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий.

Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам: а) правильно произносимые (мама, дай, на и т.п.); б) слова-звукоподражания («ав-ав», «би-би» и т.д.); в) слова-фрагменты или обрывки слов «ва» («за») – зайчик, «маи», «яба» (яблоко), «ни» (книга) и т.п.; г) контурные слова, или абрисы слов, в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении из звукового состава, кроме гласных: «тититики» (кирпичики), «апата» (лопата), «иска» (мишка) и т.п.; в) отметить слова, даже отдаленно не напоминающие слова родного языка.

В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные «разряды» слов в количественном отношении (если лексикон ребенка можно учесть).

В заключение – соотнести материалы своего обследования с данными условного эталона нормы, помещенным в графе «однословное предложение».

 

 

 

Стр: 100
[Е1]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.