КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форм слов
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ Задание 13. Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных. Перед ребенком раскладывают картинки. На одних из них изображены единичные предметы, на других – эти же предметы в количестве от двух и более. Сначала подбираются картинки с изображением предметов, название которых во множественном числе имеет ударение на конце слова. Например: Шар – шары стол – столы гриб – грибы Карандаш – карандаши слон – слоны Кот – коты дом – дома
Дай мне гриб. Дай грибы. Дай карандаш. Дай карандаши.
Затем существительные с безударным окончанием во множественном числе: Кукла – куклы кошка – кошки Собака – собаки корова – коровы Лопата – лопаты
Логопед предлагает показать, где собаки, а где собака; где гриб, а где грибы, и т.д.
Задание 14. Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие или игрушечные предметы он будет называть ласково, нежно. «Покажи, где стол, а где столик (обеденный и детский столы)»; «Где дом, а где домик (жилой дом и детский)?»; «Где ложка, а где ложечка (обычная или игрушечная)?». П р и м е ч а н и е. Ответы детей нужно правильно оценивать, так как суффиксальные изменения предлагаемых существительных не изменяют реального значения слова. Поэтому дети, имея в активной речи эти формы (дом – домик, мяч – мячик и т.д.), могут не пониать задания.
Задание 15. Установить, различает ли ребенок формы единственного и множественного числа глаголов. В этом задании используются пары картинок. Например, на одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой – несколько девочек, сидящих на такой же скамейке. Подбираются аналогичные картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами. В ответ ребенок может показать картинку, но лучше, если ответит словесно.
Лежит на столе (что?) … (тетрадь). Лежат на столе (что?) … (тетради, карандаши). Стоит на окне (что?) … (цветок). Стоят на окне (что?) … (цветы). Задание 16. Установить, различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой – упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково, например Валя, или Женя, или Шура и т.д. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит логопед – о мальчике или о девочке, и показать. Можно сформулировать вопросы и так: «Покажи, где Женя нарисовал цветок. Покажи, где Женя нарисовал цветок»; «Покажи, где Женя поймал Жука (бабочку). Покажи, где Женя поймала жука (бабочку)»; «Где Женя разбила вазу? Где Женя разбил вазу?».
Задание 17. Установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм. На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но знания меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать: Где мальчик в ходит, а где вы ходит? Какая девочка на ливает воду, а какая вы ливает воду? Где самолет у летает, а где при летает? Какой мальчик раз девается, а какой о девается? Где машина под ъезжает, а где она у езжает? Какая дверь за крыта, а какая от крыта? Какая машина на гружена, а какая раз гружена?
Задание 18. Установить, понимает ли ребенок залоговые отношения. Покажи, где девочка сама причесывает ся, а где девочку причесывает мама. Первый усложненный вариант: Где девочка причесывает ся сама, а где девочку причесывают? Покажи, где мальчик одевает ся сам, а где мальчика одевают. Второй усложненный вариант: Где мальчик одевает ся, а где мальчика одевают? Где девочка купает ся, а где девочку купают?
Задание 19. установить, понимает ли ребенок глаголы совершенного и несовершенного вида. Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
П р и м е р н ы й л е к с и ч е с к и й м а т е р и а л: Рисует – нарисовал Пишет – написал Снимает – снял Вешает – повесил Стирает – выстирал Режет – разрезал Пилит – распилил Льет – разлил – вылил Задание 20. Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация). а) На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой. б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок логопед кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Логопед предлагает взять или достать предмет: Возьми кружок из коробки. Возьми кружок из-под коробки.
Можно: Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке. Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
в) усложняя задание, можно предложить положить карандаш перед коробкой, за коробку, между коробками.
Задание 21. Установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных. Логопед предлагает ребенку: Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю. Большие (что?) … Покажи. Большой (что?) … А теперь: Красный (что?) … Красные (что?) …
Задание 22. Установить, различает ли ребенок грамматические формы прилагательных. Ребенку предлагают три картинки. На которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Логопед предлагает закончить фразу. О ком я говорю: большой к т о? Большая к т о? Большое ч т о? Так же можно спросить о красном шаре, красной морковке, красном яблоке или о синем карандаше, синей рубашке, синем небе и синих карандашах.
Задание 23. Установить, понимает ли ребенок родовые признаки предметов, выраженные личными местоимениями в косвенных падежах. Логопед предлагает ребенку запомнить один-два одинаковых предмета мужского рода и один-два одинаковых предмета женского рода, например два платка и две ленты. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает логопед, например: «Убери его в ящик».
Задание 24. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц. Предметов между собой. а) На стол кладут 2-3 предмета: карандаш. Ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т.д. Могут быть любые сочетания слов, главное. Чтобы названия предметов были хорошо знакомы детям. б) логопед предлагает повторить фразу «Собака бежит за мальчиком» и далее спрашивает: «Кто бежит впереди?» Или: «Мальчик бежит за собакой. кто бежит первым?» Или: «Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?»
В р е м е н н ы е о т н о ш е н и я: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошел в кино или прочитал книгу? После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес – до дождя или после?
Задание 25. Выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности. Логопед эмоционально читает текст к сюжетной картинке. Убедившись, что ребенок заинтересовался прочитанным, логопед задает ему вопросы к тексту. Ребенок может давать ответы показом, но лучше – словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.
П р и б л и з и т е л ь н а я с л о ж н о с т ь т е к с т о в и в о п р о с ы к н и м
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |