Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние монотонии




 

Близким, но нетождественным состоянию утомления является состояние монотонии. Утомление – естественная реакция организма на работу чрезмерной длительности или интенсивности; состояние монотонии – результат однообразия деятельности.

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены часто встречаются на тренировках, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объёмной нагрузки. Особенно она характерна для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, циклических видов спорта.

По своему влиянию на деятельность монотония симулирует утомление, под её влиянием работоспособность падает значительно раньше развития утомления, продуктивность однообразной деятельности снижается уже вскоре после начала работы, но может быть поднята до прежнего уровня модификацией деятельности. Таким образом, следствием утомления является прогрессивное падение работоспособности, а следствием монотонии - колебания уровня работоспособности. Фактор монотонии уменьшает эффективность работы, лишает её творческого элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит недостаточно эмоциональная насыщенность занятий, бедность впечатлений, получаемых спортсменом.

Выделяют действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы. Объективное связано с условиями тренировок – проводятся неэмоционально; плохо освещено место занятий; без спарринг-партнёра; при чрезмерном дроблении упражнений, что приводит к простоте действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе при малой или средней интенсивности нагрузки. Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. Считается, что чем ниже темп работы, тем быстрее развивается монотония. Хотя есть и другое мнение. Субъективное однообразие может сопутствовать объективному, являясь его отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение заданий не даёт «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не даёт оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «суженным объёмом внимания» (по Х.Бартенверферу).

Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа х х х

Наоборот, заинтересованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, хотя физиологически процесс один и тот же.

Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спортсмена и получило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере, в раздражительности спортсмена и получило название психического пресыщения.

Различают субъективные и объективные признаки, характеризующие состояние монотонии. Субъективные переживания: имеется целая гамма субъективных симптомов – падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворённости. Переживания связаны с динамикой их развёртывания: сначала возникает равнодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, сонливость. Наблюдается переоценка временных интервалов (долго длится тренировка), ослабляется мотивация деятельности.

Объективные симптомы: при наступлении монотонии возникает сложная картина психофизиологических изменений. Ухудшается внимание, вследствие чего спортсмен чаще реагирует на дифференцировочные сигналы (например, на ложные действия соперника). Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать своевременно принять решение. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (ответ на один сигнал), увеличивается мышечная сила, темп произвольной деятельности. Это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы возбуждение двигательной системы увеличивается, т.е. о двигательном утомлении на первых стадиях монотонии речь не идёт.

Своеобразно изменяются вегетативные показатели: ЧСС, АД, ЧДых., энерготраты, газообмен, мышечный тонус снижаются. Создаётся картина сдвигов, соответствующих успокоению организма, перехода его из рабочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос (становится глухим), речь вялая.

При монотонии страдают в первую очередь творческие функции, образуется «мотивационный вакуум», потеря интереса к деятельности. Однако поскольку работа должна быть продолжена, то возникает противоречие: с одной стороны, х х х регуляцию и контроль за деятельностью, с другой – работа продолжается при оптимальном состоянии (должна, желательно) центров, непосредственно управляющих рабочими действиями. Выход из этого положения человек часто находит в том, что повышает свою двигательную активность: увеличивает темп движений, мышечные усилия и быстроту простого реагирования на сигнал. Эти изменения не результат врабатывания при двигательной деятельности, а отражение механизмов саморегуляции, порой неосознаваемых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.