Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние на аварийность. Как в Норвегии, так и в других странах прове ден ряд исследований о влиянии специального обу чения и экзамена профессиональных водителей на риск ДТП





Как в Норвегии, так и в других странах прове ден ряд исследований о влиянии специального обу чения и экзамена профессиональных водителей на риск ДТП. В этих исследованиях в число профессио нальных водителей включены, как правило, и пред ставители профессий, предусматривающих много времени в пути (например, работники торговли, кому приходится много ездить). Результаты, приводимые в настоящей главе, основаны на следующих исследо ваниях:

Payne og Barmack, 1963 (США, обучение с уклоном на преду смотрительную езду)
O'Day, 1970 (США, курс безопасного вождения)
Eriksson, 1983 (Швеция, курс езды на скользкой дороге для водителей автомобилей скорой медицинской помощи)
Manders og Rennie, 1984 (Австралия, курс безопасного вожде ния)
Downing, 1988 (Пакистан, обучение водителей автобусов с учетом предусмотрительности)
Beilock, Capelle og Page, 1989 (США, общее обучение водите лей грузовых автомобилей)
Gray, 1990 (Великобритания, курс безопасного вождения)
Gregersen og Moren, 1990 (Швеция, курс вождения с коммен тариями)
Lаhdeniemi, 1995 (Финляндия, курс безопасного вождения для водителей автобусов)
Christensen og Glad, 1996 (Норвегия, обязательный курс вож дения на скользкой дороге для водителей большегрузных автомобилей)
Hagge og Romanowicz, 1996 (США, ужесточение экзамена для водителей большегрузных автомобилей)
King, 1996 (США, курс безопасного вождения)
Valset, 1996 (Норвегия, курс для водителей автобусов).

Мероприятия по обучению, изученные в приве денных исследованиях, можно грубо делить на три группы: (1) курс безопасного вождения, предназна ченный, в первую очередь, опытным водителям, (2) курс вождения по скользкой дороге, (3) ужесточен ные требования к сдаче водительского экзамена. Ме тодическое качество исследований варьируется. Часть названных исследований (Gray, 1990) являются простыми исследованиями до и после, в результатах которых регрессионный эффект количества ДТП мо жет играть определенную роль. Другие исследования (Gregersen og Moren, 1990) являются эксперимен тальными и в них контролированы все источники ошибок. Особо весомыми считаются те исследова ния, которые с методической точки зрения являются наиболее совершенными. Лучшая оценка влияния на аварийность различных мероприятий по обучению приводится в табл. 6.8.2 (процентное изменение об щего количества ДТП или количества ДТП на одного водителя, или на километр пробега).

Обучение профессиональных водителей преду смотрительной манере езды позволяет сократить ава рийность водителей на 20%. В большинстве случаев эти мероприятия сочетаются с порядками поощрения тех, кто отличается безаварийностью езды. Курс во ждения в условиях гололеда, наоборот, приводит к увеличению аварийности как среди водителей машин скорой помощи, так и среди водителей грузовиков и автопоездов. Ужесточенные требования к сдаче про фессионального водительского удостоверения не приводят к сокращению количества аварий. Наобо рот, прослеживается слабая тенденция к росту ава рийности. Объяснение этого неизвестно. Авторы ис следований (Hagge og Romanowicz, 1996) предпола гают, что методические проблемы могут частично объяснить результат исследования.

Таблица 6.8.2. Влияние обучения и экзамена профессиональных водителей на аварийность

Тяжесть последствий ДТП Процентное изменение количества ДТП
Тип ДТП, на который влияет мероприятие Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Курс предусмотрительного вождения для опытных водителей (количество ДТП на км пробега)
Не установлена (все ДТП) Все типы ДТП -20 (-33; -5)
Курс вождения по скользкой дороге для водителей машин скорой помощи (количество ДТП на водителя)
Не установлена (все ДТП) ДТП в условиях гололеда +45 (-35; +220)
Курс вождения по скользкой дороге для водителей большегрузных транспортных средств (количество ДТП на км пробега)
Не установлена (все ДТП) ДТП в условиях гололеда +22 (+9; +36)
Ужесточенные требования к сдаче экзамена для водителей большегрузных транспортных средств (общее количество ДТП)
ДТП с травматизмом людей Все типы ДТП +5 (+4; +6)

Согласно приведенным исследованиям, риск аварийности водителей автоцистерн с опасными ве ществами значительно ниже, чем риск водителей других типов грузовых машин. В табл. 6.8.3 сопос тавлены риски водителей автоцистерн с опасными веществами и риск водителей обычных грузовиков в периоды 1980-1985 гг. и 1990-94 гг. (Muskaug, 1984; Elvik, 1988; Borger, 1996; Christensen og Glad, 1996).

Таблица 6.8.3. Риск водителей автоцистерн с пожароопасными веществами и водителей обычных грузовиков в периоды 1980-1985 гг. и 1990-1994 гг.

Период Тяжесть последствий ДТП Кол-во ДТП на 1 млн км пробега
Автоцистерна с пожароопасным веще ством Грузовой автомобиль (других типов) Разница в риске (%)
1980-85 ДТП с травматизмом 0,15 0,58 - 74%
1990-94 ДТП с травматизмом 0,12 0,45 - 73%
1990-94 Все ДТП 0,72 4,09 - 82%

Водители, перевозящие пожароопасные вещест ва на автоцистерне, отличаются пониженным риском ДТП (70 - 80%) по сравнению с водителями грузовых автомобилей в целом. Неизвестно, какая доля из дан ного понижения риска вызвана более строгими тре бованиями при подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, но очевидно, что ужесточенные тре бования к подготовке и сдачи экзаменов водителей являются одним из составляющих этого снижения риска. Другими факторами могут быть ужесточенные требования к техническому состоянию автомобиля для перевозки опасных веществ, а также разница в транспортной обстановке, в которой перевозят опас ные грузы (по сравнению с обстановкой, в которой движутся другие типы грузовых автомобилей).


Влияние на пропускную способность дорог

Ни в одном исследовании не отражено влияние специального обучения и сдачи экзаменов для про фессиональных водителей на пропускную способ ность автомобильных дорог. Одной из задач обуче ния является то, чтобы манера вождения профессио нальных водителей была такой, которая вызывает минимальное неудобство другим участникам дорож ного движения и минимальное сокращение пропуск ной способности дорог (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1982).


Влияние на окружающую среду

Не найдено проверенной информации о том, как рассматриваемые в этой главе мероприятия могут влиять на условия окружающей среды. Обучение профессиональных водителей может, судя по всему, снизить ущерб окружающей среде (Statens vegvesen, Vegdirektoratet, 1982).


Производственные условия профессиональных водителей имеют целый ряд отрицательных факторов. В той же мере, в какой обучение может препятствовать тому, чтобы профессиональные води тели не страдали от чисто профессиональных заболе ваний, эти мероприятия могут оказывать положитель ное воздействие на условия труда водителей. Влияние продолжительности обучения и сдачи экзаменов про фессиональными водителями на окружающую среду, то есть на уровень транспортного шум и на уровень загрязнения воздушного бассейна, не исследовалось.


Затраты


Подробной данных об общих затратах, связан ных с обучением и проведением экзаменов профес сиональных водителей в Норвегии, не имеется. Табл. 6.8.4 показывает расходы, рассчитанные на основа нии опроса крупных автошкол, готовящих профес сиональных водителей.

Общие расходы, связанные с подготовкой профес сиональных водителей, составляют 18,7 млн. крон для класса С (включая подготовку для получения квалифи кации по перевозке опасных грузов), около 93,8 млн. для класса СЕ (включая подготовку для получения ква лификации по перевозке опасных грузов) и 17,4 млн. для класса D (включая подготовку для получения ква лификации по перевозке опасных грузов). Расходы, связанные лишь с организацией обучения и сдачей ква лификационного экзамена на перевозку опасных грузов (ADR) в 1994 составляли 25,2 млн. крон. В названном году расходы были исключительно высокие, так как в том году ввели обязательный курс обучения. Сдача экзамена по вождению транспортных средств категорий СЕ раньше автоматически давала право вождения транспортных средств категорий CEDE. С 1997 года для категорий C, CE, D и DE требуется отдельный эк замен


Таблица 6.8.4. Расходы на обучение профессиональных водителей в Норвегии. Цены в кронах 1995 года

Составляющее курса обучения Категория транспортного средства, вождению которого учатся
C CE D ADR
Теоретический курс        
Уроки вождения        
Курс вождения в условиях гололеда        
Прокат автомобиля и сдача экзамена        
Сбор за сдачу теоретического экзамена        
Сбор за сдачу практического экзамена        
Сбор за выдачу удостоверения1        
Средний расход на ученика2        
"Пакетная" стоимость обучения в автошколе        

1 Сбор за выдачу квалификационного свидетельства
2 Сумма включает обязательную подготовку для получения квалификации по перевозке опасных грузов (ADR)


Те водители, кто наряду с водительской лицен зией желает приобрести транспортную лицензию, понесут дополнительные расходы в связи с данным документом. Ходатайствующий должен заплатить областной администрации 2000 крон за рассмотрение ходатайства и выдачу документа. В случае невыдачи документа можно подать заявление на возврат 700 крон (Grоndahl Dreyer, 1995).


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Не существует анализа соотношения выгоды и затрат по обучению профессиональных водителей. Единственным мероприятием, которое, согласно ре зультатам исследований, однозначно способствует снижению аварийности, является обучение водите лей предусмотрительной манере езды. Реализация этого мероприятия может привести к сокращению количества ДТП на 20%.


Предполагаемое количество ДТП с травматизмом на одно тяжелое транспортное средство в год составля ет 0,01. При этом 20 процентное сокращение аварийно сти соответствует 0,002 предотвращенных ДТП на 1 транспортное средство в год. Экономия от предотвра щения ДТП составляет 2200 крон на транспортное средство в год. Все мероприятия по обучению, описан ные выше, имеют гораздо более высокую стоимость. К тому же, некоторые из них (например, курс вождения в условиях гололеда) приводят даже к увеличению ава рийности. Поэтому обучение профессиональных води телей, в том виде, как оно осуществляется в настоящее время в Норвегии, вряд ли приведет к настолько боль шой пользе в плане безопасности движения, чтобы пе рекрыть расходы на организацию учебных мероприя тий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.