КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предполагаемое влияние мероприятий
Уровень знаний и отношение, как мы предполагаем, должны влиять на количество ДТП путем их воздействия на модель поведения. Поэтому изменение в отношении не означает само по себе какоголибо воздействия на ДТП, если при этом не изменяется модель поведения (Assum and Berard-Andersen, 1983). Для того, чтобы снизить количество ДТП путем информации участников дорожного движения и проведения различных кампаний, необходимо не только повысить уровень знаний, но и изменить отношение к существующим правилам, что приведет к изменению модели поведения в требуемом направлении и тем самым - к сокращению количества ДТП. На практике довольно сложно исследовать влияние информации для участников дорожного движения и различных кампаний при достаточно контролируемых условиях. Общество не может существовать без информации. Поэтому единственное, что можно измерить, - это влияние различных объемов информации, информации с различным содержанием или различных способов представления и подачи информации. Если взять проблему в целом, то влияние информации для участников дорожного движения не поддается измерению. Для того, чтобы обнаружить влияние на количество ДТП, нужно, кроме того, отделить влияние на ДТП повышенного уровня знаний, изменение отношения и изменение модели поведения как следствия информационных кампаний от других условий, которые также влияют на количество ДТП, например, интенсивность движения, погодные условия, другие меры по безопасности движения и т.п. Но на практике это едва ли возможно.
Anderson, 1978 (США)
Табл. 7.3.1. Влияние информационных кампаний на ДТП
В период 1986 - 1989 г.г. в Норвегии были проведены кампании, направленные против ДТП со съездом в кювет. Адресатами этих кампаний были молодые водители. Кампании могли привести к снижению количество ДТП со съездом с дороги, однако, результаты не являются статистически достоверными. Измерения скорости, проведенные в связи с кампанией в 1986 г. (Moe, Sakshaug and Stene, 1987), показали, что средняя скорость, измеренная в 28 пунктах, снизилась на 3 км/ч, что являлось результатом кампаний против ДТП со съездом в кювет. Кампания сопровождалась интенсивным контролем скоростей со стороны полиции. По кампании 1989 года не имеется аналогичной информации об изменении поведения водителей. Кампания "Соблюдай дистанцию" была проведена в 1991, 1992 и 1993 годах. Она, повидимому, привела к 10-процентному снижению количества ДТП с наездом сзади в течение периода кампании, однако, изменение количества ДТП статистически недостоверно. Исследование трех авторов (Fosser, Christensen and Ragnоy, 1992) показало, что расстояние во времени между автомобилями увеличилось в течение периода кампании. До кампании 45,34 % водителей держало меньше, чем 2 секундное расстояние до впереди движущегося автомобиля, а после кампании число таких водителей снизилось до 44,17%. Разница небольшая, но статистически достоверная. Кампания в пользу использования ремней безопасности, проведенная в штате Виктория, Австралии (Lane, Milne and Wood, 1983) привела к увеличению использования ремней от 39,5% до 73,5%. Количество раненых в ДТП пассажиров сократилось на 20%. Неизвестно, было ли сокращение количества раненых полностью вызвано увеличением использования ремней безопасности или сокращением количества пассажиров в автомобилях. Кампания, направленная против вождения в нетрезвом виде, адресатами которой были молодые водители, проводилась в Северной Ютландии в Дании (Studsholt, 1990) с весьма сенсационными результатами: количество ДТП с участием нетрезвых водителей в актуальной возрастной группе сократилось на 50%. Автор исследования отмечает, что влияние мероприятия было "удивительно хорошим" (Studsholt, 1990). Информации об изменениях в объеме вождения в нетрезвом виде среди молодых водителей в результате кампании не имеется. В целом впечатление такое, что информационные кампании могут влиять на количество ДТП. Предпосылкой является снижение количества опасных действий водителей и пешеходов. Чтобы достичь этого, кампании должны сочетаться с увеличением контроля со стороны полиции. Кампания должна иметь четкую направленность и определенные задачи и целевые группы. Предупреждения общего характера о том, как важно соблюдать осторожность, не оказывают необходимого влияния.
Таблица 7.3.2. Влияние пропагандистских кампаний на поведение участников дорожного движения (Elliott, 1993)
Большинство исследований касалось использования ремня безопасности (40). В целом кампании привели к увеличению использования ремня безопасности (прирост от 62% до 74%). Наибольшее увеличение наблюдалось в тех случаях, когда доля использующих ремень безопасности водителей и пассажиров в исходной ситуации была низкая. Когда процент использования ремня безопасности доходит до 80%, как в настоящее время в Норвегии, то процент можно поднять в лучшем случае до 85%. Ряд исследований (15) касался кампаний против пьянства за рулем. Большинство исследований использует собственные отчеты о вождении в нетрезвом состоянии как объект измерения, но имеются и такие исследования, при которых были сделаны наблюдения в потоке движения или измерялись задержанные при контроле водители. В среднем доля нетрезвых водителей снизилась с 30 до 24%. Снижение наблюдалось и там, где доля водителей в состоянии алкогольного опьянения уже была низкой (от 6,5 до 4,6% суммарной интенсивности движения). Эти цифры значительно выше, чем в Норвегии (исследование в потоке движения в период 1981-1982 гг., Glad, 1985). Поэтому неизвестно, могут ли они быть перенесены на условия Норвегии. Кампании против превышения допустимого скоростного предела (10) проводились, как правило, в сочетании с интенсификацией полицейского контроля, и позволяли снизить долю превышающих скоростной режим водителей от 50 до 40%. Кампании за использование велосипедного шлема (5) привели к повышению использования шлема от 12 до 20%. В целом эти результаты показывают, что кампании могут направить поведение участников дорожного движения в более безопасную сторону. Одновременно становится ясным, что только отдельные кампании (Vaa and Glad, 1995) за безопасность движения не дают необходимого эффекта. Elliott (1993) на основании математического анализа делает следующий вывод о предпосылках успеха информационных кампаний, пропагандирующих безопасность движения: 1. Значительные изменения в поведении участников дорожного движения достигаются тогда, когда имеется довольно низкая доля тех, кто ведет себя желанным образом и довольно высокая доля тех, кто не ведет.
Изменение модели поведения как следствие информационных кампаний может в сочетании с другими мероприятиями иметь определенное значение для пропускной способности дорог. Например, движение на пониженной скорости приводит к увеличению затрат времени на поездки. Повышенное уважение к правилам о необходимости уступать дорогу может привести к увеличению затрат времени для одних участников дорожного движения и к снижению тех же затрат для других участников. С учетом всех известных нам исследований мы не можем сделать общий вывод о том, что информация для участников дорожного движения и проведение различных информационных кампаний имеют какоелибо влияние на пропускную способность дорог. Проведенная в г. Дармштадте (Германия) кампания по соблюдению заданного скоростного режима 30 км/ч привела к тому, что средняя скорость снизилась с 39,1 до 34,8 км/ч и доля водителей, соблюдающих режим 30 км/ч (или ниже) увеличилась с 12 до 32%. Постановка опыта не предусматривала наличия контрольных зон (Schlabbach, 1990). Кампания в пользу снижения скорости и увеличения дистанции между автомобилями в Англии и Уэльсе с целью снижения аварийности на скоростных автомагистралях не привела к заметному снижению скорости и увеличению дистанции во времени между автомобилями (Christie, 1990). В кампании, охватившей всю Швецию, в сочетании с местными кампаниями в гг. Мэллбю, Сала и Сандвикен, была поставлена задача снизить скорости. Только в одном городе Сала скорости фактически снизились в результате проведения кампании. Снижение составило в среднем 0,9 км/ч (Nolen og Johansson, 1993). Кампания об опасности движения по кривым в плане с недостаточной видимостью в Нидерландах привела к снижению скорости на участках кривых, когда водителям была информация об опасности высокой скорости на кривых (с привязкой к конкретному месту) в сочетании с информацией о безопасной езде в сельской местности. Подопытные лица в этом исследовании были добровольцами и неизвестно, в какой мере результаты можно перенести на произвольно выбранную группу адресатов информации (Hendricks og Vlek, 1991).
Информация для участников дорожного движения и проведение различных информационных кампаний не имеет какоголибо зафиксированного влияния на состояние окружающей среды. Положительное влияние может проявляться в снижении уровня шума и загрязнений, которые обусловлены, например, снижением скорости.
В настоящее время трудно сделать какие-либо обобщения об окупаемости информационных кампаний. Снижение количества ДТП со съездом с дороги и с травматизмом людей в Норвегии во время проведения информационных кампаний, направленных против данного типа ДТП, в 1986 и 1989 г.г. составляло около 10-15 ДТП с травматизмом. Потери общества от таких ДТП составили 23-35 млн. крон. Точные расходы на эти кампании неизвестны, но по всей вероятности они остаются на гораздо более низком уровне, чем потери от ДТП. Потери, вызванные снижением скорости (увеличение времени в пути), трудно рассчитать, так как нам неизвестно, какая часть дорожной сети охвачена более низким скоростным режимом. Количество ДТП, которых удалось избежать благодаря кампании "Соблюдай дистанцию", в 1991, 1992 и 1993 годах составляло 30 - 35 ДТП в год. Потери общества, вызванные этими ДТП, составили 33-39 млн. крон. Расходы кампании остались на более низком уровне, и поэтому она имеет положительный социально-экономический эффект.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |