Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предполагаемое влияние мероприятий





Информация для участников дорожного движения и различные пропагандистские кампании должны повысить уровень знаний этих участников и изменить их отношение к существующим правилам, что позволит предотвратить создание опасных моделей поведения и будет способствовать созданию модели безопасного поведения. Под отношением понимается точка зрения участников дорожного движения на то, что считается правильным или неправильным действием в условиях дорожного движения, например, их оценка того, насколько приемлемым или неприемлемым является превышение ограничений скорости.

Уровень знаний и отношение, как мы предполагаем, должны влиять на количество ДТП путем их воздействия на модель поведения. Поэтому изменение в отношении не означает само по себе какоголибо воздействия на ДТП, если при этом не изменяется модель поведения (Assum and Berard-Andersen, 1983). Для того, чтобы снизить количество ДТП путем информации участников дорожного движения и проведения различных кампаний, необходимо не только повысить уровень знаний, но и изменить отношение к существующим правилам, что приведет к изменению модели поведения в требуемом направлении и тем самым - к сокращению количества ДТП.

На практике довольно сложно исследовать влияние информации для участников дорожного движения и различных кампаний при достаточно контролируемых условиях. Общество не может существовать без информации. Поэтому единственное, что можно измерить, - это влияние различных объемов информации, информации с различным содержанием или различных способов представления и подачи информации. Если взять проблему в целом, то влияние информации для участников дорожного движения не поддается измерению. Для того, чтобы обнаружить влияние на количество ДТП, нужно, кроме того, отделить влияние на ДТП повышенного уровня знаний, изменение отношения и изменение модели поведения как следствия информационных кампаний от других условий, которые также влияют на количество ДТП, например, интенсивность движения, погодные условия, другие меры по безопасности движения и т.п. Но на практике это едва ли возможно.


Влияние информационных кампаний на уровень аварийности


Влияние информационных кампаний на аварийность дорожного движения исследовалось многими исследователями. Приведенные здесь результаты основываются на исследованиях следующих авторов:

Anderson, 1978 (США)
Blomberg, Preusser, Hale and Leaf, 1983 (США)
Lane, Milne and Wood, 1983 (Австралия)
Fosser 1984; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Glad 1986; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Sakshaug, Moe Stene, 1987; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Stene, 1988; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Moe Stene, 1990; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Schlabbach, 1990 (Германия)
Studsholt, 1990 (Дания)
Fosser, Christensen and Ragnоy, 1992; jfr Elvik, 1995 (Норвегия)
Britt and Bergman, 1995 (США)
Savenhed, Brude, Nygaard, Pettersson and Thulin, 1996 (Швеция)


Результаты сгруппированы по типам ДТП, против которых направлены кампании. Лучшая оценка влияния на количество ДТП с травматизмом приводится в табл. 7.3.1.

Табл. 7.3.1. Влияние информационных кампаний на ДТП

Тип пропагандистских кампаний Процентное изменение количества ДТП
ДТП, на которое влияет Лучшая оценка Пределы колебания результатов
Общие кампании Все ДТП   (-3; +3)
Кампании, направленные на пешеходов ДТП с участием пешеходов +3 (-2; +8)
Кампании по предупреждению опасности съезда с дороги ДТП со съездом с дороги -3 (-16; +11)
Кампании "Соблюдай дистанцию" ДТП с наездом сзади -9 (-17; +1)
Кампании по использованию ремня безопасности ДТП с травматизмом водителя и пассажиров -23 (-31; -13)
Кампании против вождения в нетрезвом виде ДТП с участием нетрезвых водителей -49 (-60; -35)


Кампании, направленные в целом против ДТП и призывающие водителей к более безопасному вождению, согласно результатам этих исследований не привели к статистически значимому изменению количества ДТП. Это же касается кампаний, направленных, в первую очередь, на пешеходов. В исследованиях рассматривались два типа кампаний: кампания, направленная на использование катафотов, и кампания, направленная на большее уважение к пешеходному переходу (адресатами кампании были не только пешеходы, но и водители).

В период 1986 - 1989 г.г. в Норвегии были проведены кампании, направленные против ДТП со съездом в кювет. Адресатами этих кампаний были молодые водители. Кампании могли привести к снижению количество ДТП со съездом с дороги, однако, результаты не являются статистически достоверными. Измерения скорости, проведенные в связи с кампанией в 1986 г. (Moe, Sakshaug and Stene, 1987), показали, что средняя скорость, измеренная в 28 пунктах, снизилась на 3 км/ч, что являлось результатом кампаний против ДТП со съездом в кювет. Кампания сопровождалась интенсивным контролем скоростей со стороны полиции. По кампании 1989 года не имеется аналогичной информации об изменении поведения водителей.

Кампания "Соблюдай дистанцию" была проведена в 1991, 1992 и 1993 годах. Она, повидимому, привела к 10-процентному снижению количества ДТП с наездом сзади в течение периода кампании, однако, изменение количества ДТП статистически недостоверно. Исследование трех авторов (Fosser, Christensen and Ragnоy, 1992) показало, что расстояние во времени между автомобилями увеличилось в течение периода кампании. До кампании 45,34 % водителей держало меньше, чем 2 секундное расстояние до впереди движущегося автомобиля, а после кампании число таких водителей снизилось до 44,17%. Разница небольшая, но статистически достоверная.

Кампания в пользу использования ремней безопасности, проведенная в штате Виктория, Австралии (Lane, Milne and Wood, 1983) привела к увеличению использования ремней от 39,5% до 73,5%. Количество раненых в ДТП пассажиров сократилось на 20%. Неизвестно, было ли сокращение количества раненых полностью вызвано увеличением использования ремней безопасности или сокращением количества пассажиров в автомобилях.

Кампания, направленная против вождения в нетрезвом виде, адресатами которой были молодые водители, проводилась в Северной Ютландии в Дании (Studsholt, 1990) с весьма сенсационными результатами: количество ДТП с участием нетрезвых водителей в актуальной возрастной группе сократилось на 50%. Автор исследования отмечает, что влияние мероприятия было "удивительно хорошим" (Studsholt, 1990). Информации об изменениях в объеме вождения в нетрезвом виде среди молодых водителей в результате кампании не имеется.

В целом впечатление такое, что информационные кампании могут влиять на количество ДТП. Предпосылкой является снижение количества опасных действий водителей и пешеходов. Чтобы достичь этого, кампании должны сочетаться с увеличением контроля со стороны полиции. Кампания должна иметь четкую направленность и определенные задачи и целевые группы. Предупреждения общего характера о том, как важно соблюдать осторожность, не оказывают необходимого влияния.


Влияние информационных кампаний на поведение участников дорожного движения


Предпосылкой того, чтобы информационные кампании привели к сокращению количества ДТП, является то, что участники дорожного движения меняют свое поведение в сторону более безопасного. Количество исследований, обращающих внимание на изменение поведения гораздо больше, чем количество исследований, рассматривающих аварийность (количество ДТП). Отчет Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, 1993) просматривает 46 исследований по информационным кампаниям или подобным мероприятиям. Только в 13 из них была предпринята попытка измерить влияние кампаний на количество ДТП, в то время как всего в 34 исследованиях сделали попытку измерить влияние кампаний на поведение участников дорожного движения. Метанализ, выполненный австралийскими специалистами (Elliott,. 1993) суммирует результаты исследований о влиянии кампаний на поведение участников дорожного движения. В табл. 7.3.2. приведены результаты этого исследования.

Таблица 7.3.2. Влияние пропагандистских кампаний на поведение участников дорожного движения (Elliott, 1993)

Вид поведения Поставленная цель (на что влияет мероприятие) До кампании После кампании Пределы колебания результатов "до/после"
Использование ремня безопасности Доля пользователей ремнями (%) 61,6 73,7 (73,3; 74,0)
Вождение в нетрезвом состоянии Доля нетрезвых водителей (%) 29,8 24,2 (23,3; 25,3)
Превышение скоростного режима Доля водителей, превышающих скорость (%) 50,5 40,1 (39,6; 40,3)
Использование велосипедного шлема Доля пользователей шлемом (%) 12,4 19,8 (18,2; 21,5)

Большинство исследований касалось использования ремня безопасности (40). В целом кампании привели к увеличению использования ремня безопасности (прирост от 62% до 74%). Наибольшее увеличение наблюдалось в тех случаях, когда доля использующих ремень безопасности водителей и пассажиров в исходной ситуации была низкая. Когда процент использования ремня безопасности доходит до 80%, как в настоящее время в Норвегии, то процент можно поднять в лучшем случае до 85%.

Ряд исследований (15) касался кампаний против пьянства за рулем. Большинство исследований использует собственные отчеты о вождении в нетрезвом состоянии как объект измерения, но имеются и такие исследования, при которых были сделаны наблюдения в потоке движения или измерялись задержанные при контроле водители. В среднем доля нетрезвых водителей снизилась с 30 до 24%. Снижение наблюдалось и там, где доля водителей в состоянии алкогольного опьянения уже была низкой (от 6,5 до 4,6% суммарной интенсивности движения). Эти цифры значительно выше, чем в Норвегии (исследование в потоке движения в период 1981-1982 гг., Glad, 1985). Поэтому неизвестно, могут ли они быть перенесены на условия Норвегии.

Кампании против превышения допустимого скоростного предела (10) проводились, как правило, в сочетании с интенсификацией полицейского контроля, и позволяли снизить долю превышающих скоростной режим водителей от 50 до 40%. Кампании за использование велосипедного шлема (5) привели к повышению использования шлема от 12 до 20%.

В целом эти результаты показывают, что кампании могут направить поведение участников дорожного движения в более безопасную сторону. Одновременно становится ясным, что только отдельные кампании (Vaa and Glad, 1995) за безопасность движения не дают необходимого эффекта. Elliott (1993) на основании математического анализа делает следующий вывод о предпосылках успеха информационных кампаний, пропагандирующих безопасность движения:

1. Значительные изменения в поведении участников дорожного движения достигаются тогда, когда имеется довольно низкая доля тех, кто ведет себя желанным образом и довольно высокая доля тех, кто не ведет.


2. Значительные результаты были достигнуты тогда, когда кампании сочетались с интенсивным полицейским контролем.


3. Кампании, которые однозначно устанавливают, какое изменение в поведении участников дорожного движения ставится как цель, имеют больший успех чем кампании, которые лишь призывают к безопасному вождению в более общих чертах.


4. Телевидение как средство кампании, повидимому, наиболее эффективное средство массовой информации, так как охватывает большую долю населения.


Влияние на пропускную способность дорог

Изменение модели поведения как следствие информационных кампаний может в сочетании с другими мероприятиями иметь определенное значение для пропускной способности дорог. Например, движение на пониженной скорости приводит к увеличению затрат времени на поездки. Повышенное уважение к правилам о необходимости уступать дорогу может привести к увеличению затрат времени для одних участников дорожного движения и к снижению тех же затрат для других участников. С учетом всех известных нам исследований мы не можем сделать общий вывод о том, что информация для участников дорожного движения и проведение различных информационных кампаний имеют какоелибо влияние на пропускную способность дорог.

Проведенная в г. Дармштадте (Германия) кампания по соблюдению заданного скоростного режима 30 км/ч привела к тому, что средняя скорость снизилась с 39,1 до 34,8 км/ч и доля водителей, соблюдающих режим 30 км/ч (или ниже) увеличилась с 12 до 32%. Постановка опыта не предусматривала наличия контрольных зон (Schlabbach, 1990).

Кампания в пользу снижения скорости и увеличения дистанции между автомобилями в Англии и Уэльсе с целью снижения аварийности на скоростных автомагистралях не привела к заметному снижению скорости и увеличению дистанции во времени между автомобилями (Christie, 1990).

В кампании, охватившей всю Швецию, в сочетании с местными кампаниями в гг. Мэллбю, Сала и Сандвикен, была поставлена задача снизить скорости. Только в одном городе Сала скорости фактически снизились в результате проведения кампании. Снижение составило в среднем 0,9 км/ч (Nolen og Johansson, 1993).

Кампания об опасности движения по кривым в плане с недостаточной видимостью в Нидерландах привела к снижению скорости на участках кривых, когда водителям была информация об опасности высокой скорости на кривых (с привязкой к конкретному месту) в сочетании с информацией о безопасной езде в сельской местности. Подопытные лица в этом исследовании были добровольцами и неизвестно, в какой мере результаты можно перенести на произвольно выбранную группу адресатов информации (Hendricks og Vlek, 1991).


Влияние на окружающую среду

Информация для участников дорожного движения и проведение различных информационных кампаний не имеет какоголибо зафиксированного влияния на состояние окружающей среды. Положительное влияние может проявляться в снижении уровня шума и загрязнений, которые обусловлены, например, снижением скорости.


Затраты


Расходы на проведение информационных кампаний колеблются в зависимости от продолжительности кампании, ее охвата и методов. Самых последних сведений о расходах проведения информационных кампаний не имеется, но текущая информация может быть собрана в разных организациях.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

В настоящее время трудно сделать какие-либо обобщения об окупаемости информационных кампаний. Снижение количества ДТП со съездом с дороги и с травматизмом людей в Норвегии во время проведения информационных кампаний, направленных против данного типа ДТП, в 1986 и 1989 г.г. составляло около 10-15 ДТП с травматизмом. Потери общества от таких ДТП составили 23-35 млн. крон. Точные расходы на эти кампании неизвестны, но по всей вероятности они остаются на гораздо более низком уровне, чем потери от ДТП. Потери, вызванные снижением скорости (увеличение времени в пути), трудно рассчитать, так как нам неизвестно, какая часть дорожной сети охвачена более низким скоростным режимом.

Количество ДТП, которых удалось избежать благодаря кампании "Соблюдай дистанцию", в 1991, 1992 и 1993 годах составляло 30 - 35 ДТП в год. Потери общества, вызванные этими ДТП, составили 33-39 млн. крон. Расходы кампании остались на более низком уровне, и поэтому она имеет положительный социально-экономический эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.