Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Обучение детей дошкольного возраста (до 6 лет)




Обучение детей дошкольного возраста (до 6 лет)


Согласно официальной норвежской статистике в 1995 году на дорогах страны погибло или было ранено 292 ребенка в возрасте до 6 лет (Центральное статисти ческое бюро Норвегии, 1996). Фактические цифры, ви димо, гораздо выше. В норвежском исследовании за 1991 год (Borger, 1991) сопоставлялось количество ра неных детей, зарегистрированное Государственным ин ститутом здравоохранения (Statens institutt for folkehelse) с количеством раненых детей, зарегистрированным Центральным статистическим бюро Норвегии в 1990 году. Результаты приводятся в табл. 7.1.1.

Когда все группы участников дорожного движе ния принимаются как одно, степень отчетности для де тей возрастом до 6 лет составляет 15%. Для участников дорожного движения старших возрастных групп сте пень отчетности составляет 37%. Табл. 7.1.1. показыва ет, что особенно неудовлетворительна отчетность по ДТП с участием одних велосипедистов (без участия других групп участников дорожного движения). По тем ДТП, в которых принимает участие механическое транспортное средство, степень отчетности является достаточно высокой. ДТП с участием детей гораздо ху же представлены в официальной статистике несчастных случаев, чем ДТП с участием взрослых.

В условиях Норвегии дети до 4 лет чаще всего по лучают травмы, находясь в качестве пассажиров в ав томобиле. Для детей школьного возраста (младшие классы, 6-7 лет) ДТП с участием в качестве пешехода является наиболее типичным видом несчастного случая (Midtland, 1995). Большинство ДТП с участием детей-пешеходов происходит при переходе через дорогу (Berard-Anderson, 1985). Значительная часть ДТП про исходит вблизи дома и на участках, где дети играют и находятся в дневное время суток.

Согласно официальной норвежской статистике несчастных случаев, на 100000 жителей в рассматри ваемой возрастной группе дети дошкольного возраста имеют более высокий риск в Норвегии, чем в других Северных странах. Эта хорошо видно из табл. 7.1.2.


Таблица 7.1.1. Официальная статистика и фактическое количество раненых детей в ДТП в Норвегии в 1990 г.

Тип транспортного средства и уча стников движения Дети возрастом до 6 лет Дети возрастом 7 лет и старше
Официальная статистика Рассчитанное фактиче ское количество Официальная статистика Рассчитанное факти ческое количество
Автомобиль        
Мопед и мотоцикл        
Велосипед        
Пешеход        
Итого        

 

Таблица 7.1.2. Риск травмирования детей при ДТП в скандинавских странах

Страны Количество травмированных детей на 100.000 жителей данных возрастных групп в разные годы
до 2 лет 3-6 лет
           
Дания            
Финляндия            
Швеция            
Норвегия            


В Норвегии дети возрастом от 3 до 6 лет в пери од 1993 - 1995 гг. имели на 60% более высокий риск травмирования в ДТП, чем дети таких же возрастов в других скандинавских странах. В тот же период, в возрастной группе до 2 лет риск травмирования в ДТП для норвежских детей был на 35% выше, чем в других скандинавских странах. При этом следует учесть, что эти данные могут не соответствовать дей ствительности из-за неполного статистического учета ДТП в разных странах. Сравнение риска здоровья на основании количества погибших в ДТП детей не имело бы этого источника неточности. Количество погибших в ДТП детей возрастом до 6 лет в сканди навских странах низкое и расчет риска на основании количества погибших был бы статистически недос товерным.

Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению на дороге, как взрослые (Berard-Andersen, 1985). Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, прави лах дорожного движения и в разметке проезжей час ти. Они не обладают теми же способностями взрос лых людей и детей старшего возраста в плане оценки скорости и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на даль ние (и наоборот) с такой же скоростью, как взрослые люди, и им подчас трудно определить, с какой сторо ны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост детей не позволяет им получить полный обзор до рожной ситуации, что вполне естественно для взрос лых людей. Способность осуществлять одновремен но несколько действий развита в недостаточной сте пени у детей младшего возраста. Дети также не обла дают способностью делать заключения общего ха рактера из своего обучения, то есть они не могут пе ренести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу. Стремление играть в любых ситуациях объясняет не предсказуемость или импульсивность их поведения, поэтому невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обу чения (Berard-Andersen, 1995).

Для того, чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного воз раста должны быть согласованы со способностью де тей поддаваться обучению. Это означает, что в про цессе обучения следует избегать применения слов и понятий теоретического и абстрактного характера, практические упражнения должны проводиться там, где дети находятся ежедневно и где они могут ис пользовать те навыки, которым их научили, модели поведения, которым их учат, не должны быть слиш ком сложными и не должны быть рассчитаны на то, чтобы дети выполняли несколько поступков одно временно.

Дети должны обучаться различным типам пове дения как участники дорожного движения следую щими способами:

  • влиять на поведение детей таким образом, что бы снизить их показатель риска ДТП, когда они выступают в роли активных участников дорож ного движения,
  • дать родителям знания о том, какие условия должны быть созданы для детей различного возраста для их безопасной перевозки на транс порте,
  • создать мотивацию родителям для повышения степени безопасности детей в дорожном движе нии, и прежде всего за счет направленного обу чения и использования оборудования для безо пасности движения.


Описание мероприятий


Дети обучаются различным типам поведения в дорожном движении двумя способами:

  • путем подражания поведению других лиц (со вместное обучение),
  • путем приобретения собственного опыта уча стия в дорожном движении,
  • путем организованных мероприятий по обуче нию.


Путем подражания поведению других лиц дети могут научиться весьма опасным поступкам, напри мер, они могут переходить дорогу, не убедившись предварительно в отсутствии транспортного средства на проезжей части дороги, идти на красный свет и т.п. Импульсивность и склонность к играм, свойст венные детям, также приводят к тому, что они со вершают непредсказуемые действия, которые весьма опасны в условиях дорожного движения.

Организованное обучение детей имеет своей це лью противодействовать нежелательным проявлени ям тех действий, которым они научились путем под ражания, и создать модели безопасного поведения в тех ситуациях, с которыми дети часто сталкиваются в условиях дорожного движения.


Влияние на аварийность


После анализа специальной литературы Органи зация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (OECD, 1983) пришли к выводу о том, что большинство исследований об эффективности обу чения детей дошкольного возраста правилам поведе ния в условиях дорожного движения отличается множеством недостатков. Только в некоторых из этих исследований были сделаны попытки оценить влияние осуществляемых мероприятий на количест во ДТП.

Работа Детского клуба дорожного движения ис следовалась в Норвегии и Швеции (Schioldborg, 1974, Gregersen and Nolen, 1994). Норвежский анализ (Schioldborg, 1974) показывает, что члены этого клу ба имеют на 30% меньше ДТП на 10.000 детей, чем не члены клуба (пределы колебания результатов от 50 до 3%). Результаты этой работы широко обсужда лись (Knudsen 1974A, 1975B, Schioldborg, 1975A, 1975B). Так как членство клуба добровольное, разни ца в показателях риска ДТП может быть объяснена тем, что родители детей членов клуба имеют гораздо выше мотивацию обучить детей безопасному пове дению в дорожном движении. Подобное искажение результатов из-за "самоселекционирования" отмече но во многих исследованиях, касающихся добро вольных мер по обучению (OECD, 1983).

Вместе с тем шведский анализ (Gregersen and Nolen, 1994) показал, что дети члены Детского клуба дорожного движения имеют на 67% выше риск по пасть в ДТП на 100 часов нахождения в дорожном движении (пределы колебания результатов: увеличе ние риска на 39 и 100%), чем дети-нечлены клуба. Эти клубы в Швеции работают по тем же принципам, как и в Норвегии, и их работой руководит аналогич ная норвежской организации по пропаганде безопас ности движения (Trygg Trafikk) шведская организа ция "Национальное общество по пропаганде безо пасности движения" (Nationalfоreningen fоr Trafiksakerhetens Framjande - NTF).

Авторы исследования (Gregersen and Nolen, 1994) рассматривают возможные объяснения разни цы в результатах работы организаций двух стран. Одно возможное объяснение заключается в том, что родители детей членов клубов сообщают обо всех ДТП, участниками которых были их дети. Против этого объяснения говорит, однако, то, что дети-члены клубов имели меньше других происшествий, чем де ти-нечлены клубов. Другое возможное объяснение заключается в том, что родители детей-членов клу бов безопасности движения переоценивают воздей ствие работы клуба и больше допускают движение своих детей без присмотра, чем родители детей-нечленов клубов. Третье возможное объяснение мо жет быть то, что дети-члены клубов проживают в районах с более сложной дорожной обстановкой, чем дети-нечлены (большая интенсивность движения, меньшее разделение потоков движения, более высо кая скорость и т.д.). Ни одно из этих объяснений не получило полной поддержки авторов исследования. Они сделали вывод, что даже методические слабости исследования не полностью объясняют разницу в ре зультатах. Конечный вывод авторов заключается в том, что участие в работе детских клубов безопасно сти движения в Швеции не уменьшает риск ребенка быть вовлеченных в ДТП.

Описанные два исследования показали сущест венно расходящиеся результаты. Оба исследования бы ли неэкспериментальными. Не исключено, что исследо вания имели методические недостатки, но эти недос татки не могут объяснить расхождение результатов. Норвежское исследование показало, что дети-члены клубов безопасного движения имеют в среднем более основательные знания о безопасном движении и ведут себя, как правило, более безопасно, чем дети-нечлены. Эти разницы могут быть результатом "самоселекцио нирования". Шведское исследование относится к более позднему периоду, чем норвежское. Оно учитывает не счастные случаи, происходящие вне дорожного движе ния, но в качестве контрольной группы рассматривает взаимосвязь между знаниями ребенка и его поведением. Невозможно полностью объяснить такое значительное расхождение результатов. Можно сделать вывод, что мероприятия типа создание Детского клуба дорожного движения могут привести к сокращению количества ДТП при условии, что родители не переоценивают обу чение ребенка, так как факт обучения еще не гаранти рует высоких конечных результатов.

В городах Лос-Анджелесе (Калифорния), Ко лумбус (Огайо) и Милуоки (Висконсин) в США по детскому телевидению был показан информацион ный фильм о правильном переходе дороги (Blomberg, Preusser, Hale and Leaf, 1983). Исследования, прове денные до и после этой кампания, показали, что по ведение детей при переходе дороги значительно улучшилось. Количество наездов на детей возрастом от 5 до 9 лет при переходе дороги снизилось на 10% (нижняя граница 15%, верхняя 7%). Пропагандист ская кампания была специально направлена против этого типа ДТП.


Влияние на пропускную способность дорог
Мероприятия по обучению детей дошкольного возраста не имеют какого либо зарегистрированного влияния на пропускную способность дорог.


Влияние на окружающую среду
Обучение может уменьшить чувство пережитой неуверенности и страха. Но до тех пор, пока это нельзя считать основанием для повышения действи тельной безопасности, это должно рассматриваться как отрицательное воздействие.

Ни в одном из документов не отражено каких-либо влияний мер по обучению детей дошкольного возраста на окружающую среду. Меры, которые по могают родителям понять сущность ограничений для детей в условиях дорожного движения, могут также способствовать пониманию мер, направленных на ограничение скорости.


Затраты


Расходы Общества Trygg Trafikk по содержанию Детских клубов дорожного движения в 1995 году со ставляли 4,2 млн крон. Эти расходы покрываются частично членскими взносами, взимаемыми с роди телей детей-членов этих клубов (Trygg Trafikk, 1996). Общие расходы не распределялись. Так как общие расходы распределяются на различные виды дея тельности, то можно посчитать, что они составляют около 10 млн. крон в год. Информации о расходах по другому обучению детей дошкольного возраста не имеется.


Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий
Анализ окупаемости кампании по сокращению наездов на детей в Лос-Анджелесе, Колумбусе и Ми луоки показал весьма высокий эффект от вложенных средств (OECD, 1986). Информация о влиянии работы Детских клубов дорожного движения является слишком недостовер ным, чтобы на его основании можно было посчитать окупаемость средств. Расходы Общества Trygg Trafikk по реализации мероприятия составляют при мерно столько же, сколько потери от двух трех ДТП с травматизмом в год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.