КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К идеалам французских просветителей
От античного амфитеатра КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ФОРМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В ЕВРОПЕ
Автор считает необходимым предварить встречу с читателем кратким историческим очерком развития того направления в великой семье зрелищных искусств, которое взывают «Театр под открытым небом». Такого рода театр уже сам по себе творит праздник. Будучи же частью многообразного праздничного действа; генерирует его главные ней, дает возможность через эмоциональное восприятие событий спектакля на площади постичь общий смысл праздника. В организации театра под открытым небом решающую роль играет пространственная среда как основополагающее условие на пути к образной системе. Мы живем в пространстве наших городов и сел. Не нарушать его, а соединяться с ним — суть закона мироздания. В этом на помощь человеку приходит искусство, которое несет в себе потенциал духовности и гармонии. Творчество масс, как способность объединения мыслей и желаний каждого в одну общечеловеческую радость, формирует театр—зрелище праздник. «Это тот театр, который сам врывается в вашу жизнь. Это не просто особая эстетика, не просто особый вид искусства, это способ мышлениям. Сама среда диктует средства и методы подхода к ней. Так, холмистый ландшафт способствовал созданию древними греками сценической площадки под открытым небом у подножия холма, где зрители располагались по его склону. Театральные постройки были частью какого-либо архитектурного ансамбля: театр Диониса в Афинах располагался на склоне Акрополя, театр в Эпйдавре являлся одной из составляющих святилища бога-врачевателя Асклепия. По такому же принципу освоения пространственной среды создавались зрелищные сооружения в Древнем Риме, которые способствовали развитию амфитеатра и цирка. Освоение «театрального пространства» набирает силу в Европе с XIV в., приобретая все более устойчивый характер. Что же касается самого термина, то появился он сравнительно недавно и обозначает место, которое первоначально не предназначалось для театральных спектаклей, но постепенно стало использоваться для зрелищ. Особый интерес в этом плане представляет опыт Флоренции, где такими местами были внутренние дворы храмов и сады дворцов. Далее идет процесс освоения архитектурной городской среды. Там же, во Флоренции, представления давались на улицах и площадях. Весь город преображался в большую сцену, где происходило коллективное действо. Позже развивается метод покрытия уличных площадок натянутыми тентами. В XIV—XV вв., по свидетельству Р. Роллана, представления под открытым небом наблюдаются также в крестьянской среде Италии. В Тосканской долине крестьяне играли массовые спектакли, в которых принимали участие жители Пизы, Лукки, Пистойи, Сиенны. Традиции этих спектаклей до сих пор живы у итальянского народа. Несмотря на быстрое развитие придворных театров в хорошо обустроенных закрытых помещениях и их приоритеты на протяжении многих десятилетий, уже в конце XVI века наряду с придворными спектаклями удается возобновить представления на открытом воздухе. В 1579 г. по случаю бракосочетания Франческо с Бьянкой Капелло в Палаццо Питти, последней резиденции Медичи, состоялся 1-й театральный турнир. Участники его, сражавшиеся холодным оружием, располагались по обе стороны барьера. По случаю торжеств над гротом, расположенным напротив входа, было установлено панно с перспективным изображением фантастической архитектуры. Здесь проходил не только турнир, но и парад триумфальных колесниц, представлений аллегорического и мифологического содержания/Именно внутренний двор явился тем первичным архитектурным решением, из которого родилась новая форма театрального помещения с его декоративными осо6еиностями, предвосхищавшими зал барочного театра. Последним «театральным пространством» Флоренции эпохи Медичи был амфитеатр в садах Боболи. Он был сотворен в естественной котловине сада. Открытие его состоялось в 1637 году и было приурочено к бракосочетанию Фердинанда П. Продольная ось амфитеатра продолжала щюдольную ось дворца Палаццо Питти, Амфитеатр являлся как бы зеркальным отражением двора. Там, где они щримыкали друг к другу, находились две сцены, соединенные между собой. В саду был дан спектакль — сочетание оперы, балета, турнира. Это была так называемая опера-турнир, представ-, «пение «Празднующий мир» (1661 г.). В разных странах процесс освоения пространства для зрелищ имеет свои специфические особенности. Например, во Франции в ХУ-ХУГ веках театром под открытым небом становится мистериальный театр, господствующий более 200 лет во всей Европе. В площадной мистерии просматривается стремление городского театра к отражению истории Так, после осады Орлеана в 1429 году появляется «Мистерия об осаде Орлеана», в которой весь патриотический пафос был вложен в образ национальной героини Франции Жанны Д'Арк. Мистериальные действа различались способами организации представления: передвижной, кольцевой, бесе-лочный, и имели различные пространственные решения. Средневековая мистерия во Франции явиласыодной из прочно-укоренившихся форм театра под открытым небом, в то время как в Италии начинает развитие «ученая комедия», создателями которой были ученые-гуманисты, впервые вынесшие на народные подмостки творения древних юлассиков. Поводом послуж:ил обычай проводить философские беседы на открытом воздухе, где в дальнейшем апробируется профессором римского университета Пампонио Лето чтение в лицах комедий Плавта, В 1486 году впервые на итальянском языке на специально сооруженных подмостках в дворцовом саду герцога Эрколе I были даны «Менехмы» Плавта, участие в которых приняли около 200 человек. Представления готовились с большой пышностью, для изготрвдения и оформления декораций приглашались знаменитые художники, и з целом на них отво лились огромные средства. Испании на телегах и пешим ходом путешествуют тысячи странствующих актеров, которым в городах сдаются в наем религиозными братствами гостиничные дворы (коррали). Здесь все специально было устроено для сценических. представлений. «Это был обширный двор, имевший с 4-х сторон двух- или трехэтажные дома. Со стороны одного дома устраивалась сцена, а окна и балконы других домов служили ложами. Пристроенные по нижнему цоколю зданий скамьи составляли своеобразный амфитеатр». Таким образом, в Испании XVI века идет прочное освоение жилого архитектурного пространства города. Что же касается освоения площадного пространства, то здесь как нельзя лучше выглядит ранний английский театр, возникший на площади и способствовавший развитию театра английского Возрождения, который отличался национальным своеобразием и доступностью. Примечательно, что «изгнанные властями за пределы города» театры не погибли, а обосновались на южном берегу Темзы в виде больших деревянных зданий разной формы, но без крыш. Одним из таких «театров под открытым небом» (в прямом смысле этого выражения) и был щекспировский «Глобус», показавший исторические хроники «Генрих VI», «Ричард III» и др. В Англии до сих пор на живописных развалинах древнего аббатства по исторически сложившейся традиции, как и в Средние века, играются мистериальные спектакли. В них и история города Йорка, и легенды о его возникновении, и рассказ о грозных событиях, о прошумевших над; городом кровавых битвах, нашествиях иноплеменников. Таким образом, видно, насколько сильны традиции театра под открытым небом в Англии, хотя там и были запрещены уже в середине XVII в, пуританской буржуазией все публичные зрелища. Это время и в других странах характеризуется приостановкой освоения естественного театрального пространства и развитием стационарных театральных помещений. Между тем во Франции великие философы — предтечи Первой французской революции, (как их охарактеризовал Ромен Роллан),Жан: Жак Руссо и Дени Дидро, под- кргая суровой критике театр и культуру своей эпохи, выдвигают идею народного театра, как театра зрелищ, В своем замечательном «Письме о зрелищах» Руссо пишет: «В зрелищах греков не было той пошлости, что в современных. Их театры создавались не из корысти и любостяжания; они не были заключены в темные тюрьмы; их ак- иеры не нуждались в сборах со зрителей, и им не приходилось, чтобы быть уверенными в ужине, украдкой подсчитывать, сколько набралось посетителей. Эти торжественные и великолепные зрелища, дававшиеся под открытым небом, перед лицом всей нации, сплошь представляли битвы, победы, поражения — предметы, способные возбудить пылкое соревнование и воспламенять сердца порывом к чести и славе... Эти величавые картины беспрестанно просвещали народ». Дидро во «Второй беседе о «Незаконном сыне» как бы развивал идеи своего современника: «... Зная о том, каково действие одних людей на других и как заразительны страсти во время народных восстаний, судите сами о силе такого скопления зрителей. Сорок или пятьдесят тысяч человек не станут сдерживаться из благопристойности...Но если большое стечение народа усиливает волнение зрителей, то как же велико должно быть его воздействие на авторов и на актеров!»** Последующие же строки Дидро становятся знаменательны не только для своей, но и для будущих эпох: «Чтобы изменить облик драматического искусства, требуется только одно: очень обширная сцена... В наших театрах всегда можно показать только одно действие, между тем как в природе их почти всегда несколько, происходящих одновременно; и совместное изображение их, взаимно подкрепляя одним другое, могло бы произвести на нас потрясающее впечатление... Мы ждем появления гения, который сумеет соединить пантомиму с речью, примешать к разговорным сценам немые и использовать... сопоставление их в трагическом или комическом плане...»*** События революций 1789 года возродили не только театрализованные шествия и действа на площадях Парижа, но также способствовали распространению идей о народном театре во многих странах Западной Европы. В Берлине, Вене, Брюсселе, Льеже, городах Швейцарии (где в представлениях на открытом воздухе принимали участие тысячи людей) проходили спектакли с массовыми народными сценами, для которых выбирались площадки и строились сценические подмостки новой архитектонкки. Процесс этот, был непрерывен как непрерывна историческая летопись развития театра масс и театра для широких масс.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |