Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К идеалам французских просветителей




От античного амфитеатра

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ФОРМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В ЕВРОПЕ

 

Автор считает необходимым предварить встречу с читателем кратким историческим очерком развития того направления в великой семье зрелищных искусств, которое взывают «Театр под открытым небом». Такого рода театр уже сам по себе творит праздник. Будучи же частью много­образного праздничного действа; генерирует его главные ней, дает возможность через эмоциональное восприятие событий спектакля на площади постичь общий смысл праздника.

В организации театра под открытым небом решающую роль играет пространственная среда как основополагающее условие на пути к образной системе. Мы живем в про­странстве наших городов и сел. Не нарушать его, а соеди­няться с ним — суть закона мироздания. В этом на помощь человеку приходит искусство, которое несет в себе потен­циал духовности и гармонии. Творчество масс, как спо­собность объединения мыслей и желаний каждого в одну общечеловеческую радость, формирует театр—зрелище праздник. «Это тот театр, который сам врывается в вашу жизнь. Это не просто особая эстетика, не просто особый вид искусства, это способ мышлениям.

Сама среда диктует средства и методы подхода к ней. Так, холмистый ландшафт способствовал созданию древ­ними греками сценической площадки под открытым не­бом у подножия холма, где зрители располагались по его склону. Театральные постройки были частью какого-либо архитектурного ансамбля: театр Диониса в Афинах располагался на склоне Акрополя, театр в Эпйдавре являлся одной из составляющих святилища бога-врачевателя Асклепия.

По такому же принципу освоения пространственной среды создавались зрелищные сооружения в Древнем Риме, которые способствовали развитию амфитеатра и цирка.

Освоение «театрального пространства» набирает силу в Европе с XIV в., приобретая все более устойчивый харак­тер. Что же касается самого термина, то появился он срав­нительно недавно и обозначает место, которое первона­чально не предназначалось для театральных спектаклей, но постепенно стало использоваться для зрелищ. Особый интерес в этом плане представляет опыт Флоренции, где такими местами были внутренние дворы храмов и сады дворцов. Далее идет процесс освоения архитектурной го­родской среды. Там же, во Флоренции, представления да­вались на улицах и площадях. Весь город преображался в большую сцену, где происходило коллективное действо. Позже развивается метод покрытия уличных площадок натянутыми тентами.

В XIV—XV вв., по свидетельству Р. Роллана, представ­ления под открытым небом наблюдаются также в кресть­янской среде Италии. В Тосканской долине крестьяне иг­рали массовые спектакли, в которых принимали участие жители Пизы, Лукки, Пистойи, Сиенны. Традиции этих спектаклей до сих пор живы у итальянского народа.

Несмотря на быстрое развитие придворных театров в хорошо обустроенных закрытых помещениях и их приори­теты на протяжении многих десятилетий, уже в конце XVI века наряду с придворными спектаклями удается во­зобновить представления на открытом воздухе. В 1579 г. по случаю бракосочетания Франческо с Бьянкой Капелло в Палаццо Питти, последней резиденции Медичи, состо­ялся 1-й театральный турнир. Участники его, сражавшие­ся холодным оружием, располагались по обе стороны барь­ера. По случаю торжеств над гротом, расположенным на­против входа, было установлено панно с перспективным изображением фантастической архитектуры. Здесь прохо­дил не только турнир, но и парад триумфальных колес­ниц, представлений аллегорического и мифологического содержания/Именно внутренний двор явился тем первич­ным архитектурным решением, из которого родилась новая форма театрального помещения с его декоративными осо6еиностями, предвосхищавшими зал барочного театра.

Последним «театральным пространством» Флоренции эпохи Медичи был амфитеатр в садах Боболи. Он был сотворен в естественной котловине сада. Открытие его состоялось в 1637 году и было приурочено к бракосочетанию Фердинанда П. Продольная ось амфитеатра продолжала щюдольную ось дворца Палаццо Питти, Амфитеатр являл­ся как бы зеркальным отражением двора. Там, где они щримыкали друг к другу, находились две сцены, соеди­ненные между собой.

В саду был дан спектакль — сочетание оперы, балета, турнира. Это была так называемая опера-турнир, представ-, «пение «Празднующий мир» (1661 г.).

В разных странах процесс освоения пространства для зрелищ имеет свои специфические особенности. Напри­мер, во Франции в ХУ-ХУГ веках театром под открытым небом становится мистериальный театр, господствующий более 200 лет во всей Европе. В площадной мистерии про­сматривается стремление городского театра к отражению истории Так, после осады Орлеана в 1429 году появляется «Мистерия об осаде Орлеана», в которой весь патриотиче­ский пафос был вложен в образ национальной героини Франции Жанны Д'Арк.

Мистериальные действа различались способами орга­низации представления: передвижной, кольцевой, бесе-лочный, и имели различные пространственные решения.

Средневековая мистерия во Франции явиласыодной из прочно-укоренившихся форм театра под открытым небом, в то время как в Италии начинает развитие «ученая коме­дия», создателями которой были ученые-гуманисты, впер­вые вынесшие на народные подмостки творения древних юлассиков. Поводом послуж:ил обычай проводить философ­ские беседы на открытом воздухе, где в дальнейшем апро­бируется профессором римского университета Пампонио Лето чтение в лицах комедий Плавта, В 1486 году впервые на итальянском языке на специально сооруженных под­мостках в дворцовом саду герцога Эрколе I были даны «Менехмы» Плавта, участие в которых приняли около 200 человек. Представления готовились с большой пыш­ностью, для изготрвдения и оформления декораций при­глашались знаменитые художники, и з целом на них отво лились огромные средства.

Испании на телегах и пешим ходом путешествуют тысячи странствующих актеров, которым в городах сдаются в наем религиозными братствами гостиничные дворы (коррали). Здесь все специально было устроено для сценических. пред­ставлений. «Это был обширный двор, имевший с 4-х сто­рон двух- или трехэтажные дома. Со стороны одного дома устраивалась сцена, а окна и балконы других домов слу­жили ложами. Пристроенные по нижнему цоколю зданий скамьи составляли своеобразный амфитеатр».

Таким образом, в Испании XVI века идет прочное освоение жилого архитектурного пространства города.

Что же касается освоения площадного пространства, то здесь как нельзя лучше выглядит ранний английский театр, возникший на площади и способствовавший разви­тию театра английского Возрождения, который отличался национальным своеобразием и доступностью. Примечатель­но, что «изгнанные властями за пределы города» театры не погибли, а обосновались на южном берегу Темзы в виде больших деревянных зданий разной формы, но без крыш. Одним из таких «театров под открытым небом» (в прямом смысле этого выражения) и был щекспировский «Гло­бус», показавший исторические хроники «Генрих VI», «Ричард III» и др. В Англии до сих пор на живописных развалинах древнего аббатства по исторически сложившей­ся традиции, как и в Средние века, играются мистериальные спектакли. В них и история города Йорка, и легенды о его возникновении, и рассказ о грозных событиях, о про­шумевших над; городом кровавых битвах, нашествиях ино­племенников. Таким образом, видно, насколько сильны традиции театра под открытым небом в Англии, хотя там и были запрещены уже в середине XVII в, пуританской буржуазией все публичные зрелища.

Это время и в других странах характеризуется приоста­новкой освоения естественного театрального пространст­ва и развитием стационарных театральных помещений.

Между тем во Франции великие философы — предтечи Первой французской революции, (как их охарактеризовал Ромен Роллан),Жан: Жак Руссо и Дени Дидро, под-

кргая суровой критике театр и культуру своей эпохи, выдвигают идею народного театра, как театра зрелищ, В своем замечательном «Письме о зрелищах» Руссо пишет: «В зрелищах греков не было той пошлости, что в совре­менных. Их театры создавались не из корысти и любостя­жания; они не были заключены в темные тюрьмы; их ак- иеры не нуждались в сборах со зрителей, и им не приходи­лось, чтобы быть уверенными в ужине, украдкой подсчитывать, сколько набралось посетителей. Эти торжествен­ные и великолепные зрелища, дававшиеся под открытым небом, перед лицом всей нации, сплошь представляли битвы, победы, поражения — предметы, способные воз­будить пылкое соревнование и воспламенять сердца поры­вом к чести и славе... Эти величавые картины беспрестан­но просвещали народ».

Дидро во «Второй беседе о «Незаконном сыне» как бы развивал идеи своего современника: «... Зная о том, како­во действие одних людей на других и как заразительны страсти во время народных восстаний, судите сами о силе такого скопления зрителей. Сорок или пятьдесят тысяч человек не станут сдерживаться из благопристойности...Но если большое стечение народа усиливает волнение зрите­лей, то как же велико должно быть его воздействие на авторов и на актеров!»**

Последующие же строки Дидро становятся знаменатель­ны не только для своей, но и для будущих эпох: «Чтобы изменить облик драматического искусства, требуется только одно: очень обширная сцена... В наших театрах всегда мож­но показать только одно действие, между тем как в приро­де их почти всегда несколько, происходящих одновремен­но; и совместное изображение их, взаимно подкрепляя одним другое, могло бы произвести на нас потрясающее впечатление... Мы ждем появления гения, который сумеет соединить пантомиму с речью, примешать к разговорным сценам немые и использовать... сопоставление их в траги­ческом или комическом плане...»***

События революций 1789 года возродили не только те­атрализованные шествия и действа на площадях Парижа,

но также способствовали распространению идей о народ­ном театре во многих странах Западной Европы. В Берли­не, Вене, Брюсселе, Льеже, городах Швейцарии (где в представлениях на открытом воздухе принимали участие тысячи людей) проходили спектакли с массовыми народ­ными сценами, для которых выбирались площадки и строи­лись сценические подмостки новой архитектонкки.

Процесс этот, был непрерывен как непрерывна исто­рическая летопись развития театра масс и театра для ши­роких масс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.