КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образность и сценарно-режиесерский ход
; Сценарно-режиесерский ход - это прием, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции; представления (зрелища).Сценарно-режиесерский ход формирует образный строй зрелища. Рассмотрим пример драматургии историко-художествен-ного представления «Молодечно-600», осуществленного в 1988 году на городском стадионе.* Принцип создания сценария,предполагал изучение истории города с последующим отбором наиболее ярких со-\бытии, являвшихся поворотными в еголсудьбе, — от первого упоминания о замчцще Молодечно в. 1388 году до наш их дней.Художественная обработка исторических фактов и документов для дальнейшего занесения в сценарий велась в основном и прежде всего в плане поиска '«площадной метафоры», образных иносказаний, которые, вовлекая1 зрителя в свою'Эмоциональную сферу, могли бы с максимальной конкретностью выразить сущность того или много события.^ Диьсгорским текстам отводилась роль документально точных, художественно ярких, но предельно кратких комментариев. В данном случае нельзя говорить о единой проблеме, как это было в Киносценарии «Мать» или как это могло г бы быть при рассмотрении представления или зрелища в празднике более локальной темы. Каждая историческая эпоха выдвигала свой важнейшие вопросы, на которых необходимо было сфокусировать внимание зрителя. Ив размышлениях над тем, что же все-таки должно стать объединяющим номера и эпизоды элементом зрелища, определились •-'фЛаг^.'; Флаг—стяг—хоругвь—знамя. Их понятия многозначны, их цвет, изображенные на них знаки-символы приходят на помощь и режиссеру, и зрителю в «узнаваемости» эпох, стран и, что наиболее важно, — осмыслении борьбы. Флаговые же композиции на площадях, как известно, не только эффектны, но и принимают на себя как образно-смысловые, так и чисто рабочие функции, нередко сочетая то и другое. Пролог полуторачасового представления «Молодечно-600» начинался дефилированием 4-х духовых оркестров по зеленому полю стадиона - каждого со своими маршами и в своей униформе. Затем они объединялись в общую колонну и с одним торжественным маршем обходили беговую дорожку; Тотчас после них на поле выходили 288 флагоносцев и, как бы продолжая дефиле оркестров, исполняли композиционный комплекс перестроений. Элегантные костюмы музыкантов четкие линии спортсменов-флагоносцев в белом с развевающимися алыми стягами в сочетании с прекрасными меШдиями маршей создавали радостно-приподнятую атмосферу праздника, его торжественного открытия. В процессе перестроений вдоль дальней беговой дорожки, напротив гостевых трибун возникал «Живой занавес» из алых стягов, за которым группи- решались-.перед выходом участники многолюдных композиций. Здесь флаги принимали на себя рабочую функцию. Но вот 12 фанфаристов в средневековых^костюма^ протрубили в 12 старинных труб, открыв «летопись веков». И флаговым группам предстояло занять весьма важное.место на ее увлекательных'Страницах. ^ • им;;; Одной из самых драматических из них в истории Моло-де.чно было XVI столетие. В 1511 году Молодечненский замок перешел во владение князя Мстиславского, при котором доселе свободные крестьяне застонали от крепостного ярма (эпизод «Ярмо»). Несколько лет спустя они испытали новое унижение: свершился акт насильственного обращения в католическую веру православных. Еще через полстолетия, в 1567 году, (что для истории совсем небольшой срок), в Мол одечно сошлись князья Великого княжества Литовского и Польши, чтобы решить, как устоять против рати Ивана Грозного, В 1569 году они подписали в Люблине Унию. с • -; Это событие стало пиком противостояния белорусских крестьян поработителям — внешне пассивного, внутренне же очень сильного. Тревожный звон колокола. На зеленом квадрате стадиона коленопреклоненные с воздетыми к небу руками, с мольбой к Богу о защите застыли мужчины и женщины в бело-полотняных одеждах. А через поле, на котором они трудились и которое им уже не принадлежит, попирая их, идут под воинственные звуки фанфар войска'Речи Посполитой. Сверкая шлемами и латами, шагают навстречу друг другу по беговой дорожке воины с хоругвями: темно-синими с белым двухглавым орлом - польскими; голубыми с белым всадником на коне («Погоня») -Литовскими. Их; четкие шеренги словно врастают в границы поля, и сквозь строй хоругвей выступают воины с мечами, с красными и синими щитами. Последний аккорд фанфар, последний удар литавр, и мечи синхронно опускаются к земле, — достигнуто согласие. ' Таким образом, хоругви и мечи в финале; этого эпизода становятся главными символами, выражающими смысл событий; Хоругви с гербовыми знакамщ смыкаясь в едином строю, утверждаютгтакже новую державность: установление федеративного государства— Речи Посполитой. Далее важнейшие вехи истории города. 1905 год — стачка железнодорожников Молодечненско- депо. Движение колонны рабочих с красными транспа-ми, флагами. Выстрел в оратора, стоявшего на плечах товарищей и разбрасывавшего листовки. Убитого прикрыва- атым стягом, и он «уплывает» на гребне волнующейся %жш, отступающей под натиском конной жандармерии. 1922 год — -активизация революционного подполья в шадной Белоруссии. Эпизод «Из искры возгорится пла- : построение флагоносцами «костров», в центре которого работают гимнастки с пантомимой «языки пламени». (ыки вспыхивают и воспламеняются» от прикосновений легкого красного шарфа, развевающегося в руках «ле-|шщей искры» — маленькой девочки-гимнастки. 1939 год ,— воссоединение западной и восточной частей Белоруссии. Расцвет единой державы показан в построении флагоносцами многоплановой композиции «клумба», в цен-"тре которой вырастают государственный флаг и герб БССР. Военное лихолетье. Партизанская война. Подходу развития действия на одной из башен древнего замка Молодечество (макет в восточной стороне стадиона) происходит смена флагов: партизаны срывают фашистский штандарт и вооружают знамя Красной Армии. Одной из самых волнующих страниц этого историко-ждожествевного представления, «прочитываемой» как»льминациядейства;на стадионе, было решение эпизода «Молодечненские-гвардейские». Солдаты со знаменами 13 дивизий, входивших в состав 3-го Белорусского фронта;ш освободивших под командованием генерала Черняхов-;ского г.Молодечно, под звуки военных маршей образовы-Ьали «Аллею Славы» или «Знаменную аллею», протянувшуюся вдоль поперечной линии поля. В начале «Аллеи» - у гостевых трибун — возникало полукружие из 13 ;групп, ;в каждую из которых прямо с трибун проходили представители дивизий, поименно названные. С противоположной беговой дорожки по этой «Аллее» шагали юнармейцы с касками, заполненными яркими цветами, предназначенными для ветеранов-гвардейцев. Затем открытая легковая I машина с почетными гражданами города Молодечно подъезжала к гостевым трибунам. Старший из приехавших передавал горящий факел самому молодому почетному гра-:4сданину — воину-интернационалисту, и тот проносил его по «Знаменной аллее», чтобы зажечь огонь праздника. В финальном спортивном блоке представления «Мо-| лодечно-600» флагам снова отводилась важная смысловая! функция. 1988 год - крутые перемены в жизни страны,! набирают темп и силу события перестройки. На зеленом! поле под мелодию «Беловежской, пущи» медленно восхо-| дит золотистый диск.*сШшца (композицйй^строят 200 ;де-| вушек с обручами). Все выше поднимается «солнце», и от| диска его далеко отбрасываются лучи-флаги (мужские груп-1 пы флагоносцев). В пространство между 'ними вбегают! спортсмены; боксеры, акробаты, атлеты, волейболисты;! и другие. Начинается динамичный и яркий спортивный] калейдоскоп.;.: Подведем итог сказанному. 1. Ни в одном из названных эпизодов зрелища, отра-1 зивших важнейшие события в исторической судьбе Моло-< дечно, включение флаговых композиций не было само-;! довлеющим или нарочитым. Всякий раз их появление было) обусловлено конфликтной ситуацией'•.и определяло либо] кульминацию борьбы, либо ее исход: в «Знаменной аллее» торжество Победы. 2. Флаговые композиции, независимо от степени их { сложности, в соединении с музыкой и общим пластическим решением на ее основе, а также с предметно-символическими деталями, являют тот или иной образ — мета- \ фору. Поэтому мы можем сказать, что использование фла-•] гов в разных эпизодах при их последовательном монтаже — I не что иное, как сценарный ход:или образный строй пред- "\ ставления и ведет к раскрытию его главной идей, равно как и сверхзадачи праздника...; Генеральная идея: показать борьбу коренного населения молодечненской земли за свое человеческое достоинство, веру, духовность; борьбу за независимость Отчизны. Сверхзадача праздника: проследить многовековое ста-1 новление и расцвет города художественными средствами; режиссуры под открытым небом. ' Глава III
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |