КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паратеатральные действа у мемориалов
Но вот в родословной зрелищ возникает новая форма: паратеатралъное действо на мемориальном комплексе. \1^- вым, кто осуществил такого типа постановку — дал развернутую панораму блокады Ленинграда, — был Анатолий Силин. 1 июня 1970 г., прорезая ночь ярким светом фар, к воротам мемориала «Пискаревское кладбище» один за другим подъезжали автобусы, привезшие 12 тысяч комсомольцев и иностранной молодежи***. Как и в представлениях «Звук и свет», здесь не было актеров. Все строилось на строго документальной основе. В фонограмме звучали записи выступлений профессора Огородникова, драматурга Ве. Вишневского, матери девочки Доры Бениновой, которой оторвало ноги в момент обстрела школы, а также других вполне реальных лиц. Даже блокадный хлеб, ломтики которого вместе с копией дневника Тани Савичевой получал каждый, покидая мемориал, был испечен по рецептам того трагического времени, «Действующие лица» блокадного города словно выходили на встречу с молодежью, собравшейся на свой форум в ознаменование 25-летия победы над гитлеровцами. Молодые люди внимали их голосам, речам, стихам в записи автора их Ольги Берггольц. Они как бы прикасались к жтории, чтобы пропустить ее через свое сердце. Они зажигали факелы от зечного огня, и огненная река растекалась по кладбищу. Они склоняли головы, возлагая венки и букеты живых аветов к стеле, проходили по аллеям, отмеченным строгими шеренгами матросов. Они уносили с собой реликвии страшных дней блокады... Они не были актерами и не были зрителями. Здесь все превращались в участников грандиозной драмы — действа-документа. Сами участники творили образ зрелища' точно мозаичное полотно, он складывался в их сознании в мощную метафору жизни, побеждающей смерть. Мемориалы — эта вечная память в камне — звала режиссеров. Белорусские режиссеры В. Лейдман, В. Колесов, В. Пашко и другие участвовали в акции 1982 г, в честь 40-летия победы под Сталинградом. На знаменитом мемориальном комплексе «Мамаев курган» ими была создана двухчастная композиция, в которой рота молодых солдат, переодетых в форму 1942 г., и артисты театра пантомимы «Рух» воссоединились с запечатленными в граните героями скульптора Е,Вучетича. ... Между двумя беломраморными скульптурами — «Родины-матери» с вознесенным мечом на вершине холма и сидящей в противоположном конце широкой дороги, у Зала воинской славы, «Скорбящей матери» над умирающим на ее руках солдатом — сияет голубизною «Озеро слез». Его обступили фигуры бойцов, вышедших из ада Сталинградской битвы. Обессиленные от ран, окровавленные и почерневшие от копоти, они поддерживают друг друга, не опуская оружия. «Стоять насмерть!»— эти слова стучат в висках, когда всматриваешься в каждую скульптурную группу. В один из июльских дней 1982 года этим могучим и безмолвным собеседникам нашим суждено было «ожить». В сгустившихся над курганом сумерках, когда скульптуры стали отражаться в потемневшей воде, у входа в Зал воинской славы/вырос батальон. Солдаты его, измученные, но готовые принять новый бой, выглядели «двойниками» персонажей Вучетича. Их поход прикрывала мгла. Лишь карманные фонарики резали темноту, и им немедленно отвечали сотни таких же со склона, где разместились зрители-ветераны. Гулко печатались шаги солдат по каменным плитам. Батальон, собрав ^остатки сил, уходил в ночь — в бессмертие... А с трибун ему вслед смотрели соратники по оружию, однополчане. Еще не умолкли шаги, как зазвучала музыка, и на белых ступенях под монументом Родины-матери, охваченным «сполохами» алых стягов, появились мимы в красных трико.* Краткая по времени, но емкая по содержанию пластическая композиция «Сердце солдата» продолжала рассказ о безымянных героях: перенеся безмерные тяготы, не сдавшись в смертельном бою, солдат умирал, оставляя потомкам свое полыхающее сердце. В этот момент действия по обе стороны «Скорбящей матери» загорались «красные гвоздики». Сколь сильна метафора площади! Взаимоисключающие, казалось бы, элементы: реальный батальон, своей натуральностью, мгновенным опрокидыванием сознания в прошлое обжигал мозг и сердце так, что люди не могли сдерживать рыданий, и сугубо условное искусство пантомимы, где Солдат предстает не в тяжелых сапогах и пропотевшей гимнастерке, ас босыми ногами, и убеждает нас языком пластики и жеста. Образный строй пантомимы раскрывал то, о чем думал каждый, «прочитывая» рассказы в камне Вучетича, воодушевляясь торжественным выносом боевых знамен; потрясаясь внезапностью встречи с батальоном 42-го года. В Беларуси летом 1984 года; в ознаменование 40-летия партизанского движения и прорыва блокады 16-ти партизанских бригад Полоцко-Лепельской зоны, на мемориальном комплексе «Прорыв», созданном скульптором А. Аникейчиком в Ушачском районе под Полоцком, состоялся митинг-реквием «Заклинаю вас, помните!» Режиссер Петр Гуд видел для себя главную задачу в том, чтобы на строго документальной основе воспроизвести напряжение боя, драматургию которого «написала» сама война. «Бой» — в условиях локальной площадки мемориала требовал новых выразительных средств. Такой важной составляющей режиссуры стала пиротехника. ... Темная каменная стена на холме, «разорванная» титаническим усилием, словно раздвинулась, образовав просвет — вход на площадку. В просвете в динамике движения «застыла» в стоп-кадре могучая фигура Партизана с автоматом в левой руке. Три компонента, театрализации объединились, чтобы создать иллюзию боя и максимально обострить восприятие зрителя: фонограмма, пиротехника и фигура партизана, которую ни один из присутствующих не мог исключить из поля зрения. За ним, высеченным из камня, виделась масса других, в безудержном натиске устремившихся на фашистов. Вот воссоздание «прорыва блокады». В фонограмме (звукорежиссер Виктор Красовский) — звуки затихающего боя, из которых выплывает тиканье часов. В шипящем репродукторе на фоне белорусской народной песни «Перепелочка» звучит призыв немецкого командования сдаваться. Звук орудийного выстрела и синхронно — пиротехнический взрыв. Мелодия «Перепел очки» обрывается. — Товарищ командир! Бригады для прорыва сосредоточены. Разведчики для ориентиров посланы поджечь сарай.
Паратеатральное действо на мемориале «Прорыв» -«Заклинаю Вас, помните!» Тиканье часов. За мемориальным комплексом на месте бывшего сарая загорается красная дымовая шашка. — Товарищ командир, сарай торит! - К бо-о-ою! С двух сторон площадки взлетают сигнальные ракеты. В фонограмме — топот бегущих ног, возникает, нарастая, «Ура!». Мощный шквал пулеметного, автоматного и минометного огня. Пиротехнические взрывы перекрывает грохот немецких танков... Пиротехнике в этом действе была отведена, по существу, та же роль, что и свету в представлениях «Звук и свет». Дымовые шашки и вспышки огня, взрывы и ракеты, - все это придавало событию конкретность, делало звуковой бой как бы осязаемым и «оживляло» фигуру Партизана. Явно была выражена и паратеатральная природа действа. У Анатолия Силина встреча молодежи с жителями блокадного Ленинграда происходила через посредство фонограммы. Петр Гуд приглашает на мемориал реальных участников операции «Прорыв». Это бывший командир партизанского соединения Полоцко-Лепельской зоны, герой Советского Союза Лобанок, выступивший на закрытии митинга; это 40 партизан ~ непосредственных участни- ков боя, и, наконец, жена одного из павших и похороненных здесь героев прорыва, которой режиссер придал собирательный образ Родины-Матери. Встреча с ними молодежи, представлявшей все шесть областей Беларуси, а также роты молодых солдат была подлинной и глубоко волнующей. Ярче всего это обнаружилось в развитии событий ритуала Памяти. Так, движение группы партизан предупреждалось рассыпанием на их пути живых цветов. А Мать в черном наряде с большим букетом алых роз проходила дорогой Скорби и Славы. Этот эпизод начинался ударами сердца в фонограмме, переходящими в плач-вокализ. Мать появлялась на его фоне и, проходя мимо бронзовых плит, внимательно вчитывалась в надписи, у каждой плиты оставляя алую розу. Перед ней приспускались. знамена партизанских бригад, а солдаты-факелоносцы образовали огненную аллею Славы. Так приближалась она к монументу Партизана и, возложив у подножия цветы, опускалась на колени в скорбном молчании... А над мемориалом звучал голос диктора — голос нынешних 20-летних: Нам руки даны, чтобы землю обнять И сердцем ее обогреть. Нам память дана, чтобы павших поднять, И вечную славу им петь.
На фестивале были представлены основные направления хореографии. Самыми многочисленными явились фольклорные ансамбли детско-юношеского и молодежного составов, среди которых были такие оригинальные образования, как Мастерская обрядового творчества «Спас» и фольк-ансамбль «Берагшя» с Минщины, вокально-хореографический ансамбль «Гомий» с Гомелыцины, а также отличавшиеся ярко выраженными национальными чертами ансамбли «Кидка» (Македония) и «Фазиси» (Грузия). 8 шоу-групп, минским театр магического танца «Магия», гомельские Образцовый театр «Синтез», ансамбли танца «Колорит», «Апельсин» и другие определили направление современного танца. Его выразительные особенности мастерски раскрыли гродненские Модерн-балет «Галерея» и группа «ТАД», ансамбль современной хореографии города Клермон-Ферран (Франция). В Открытом Мировом турнире по европейским и латиноамериканским программам принимали участие 48 танцевальных пар из 12 стран. 20 пар входят в первую сотню мирового рейтинга и 10 — в двадцатку сильнейших пар мира. В Международном турнире бально-спортивных пар участвовали также юниоры I и юниоры II, молодежь. Но самым грандиозным по числу участников и протяженности своей стал чемпионат Европы среди ансамблей баль-нр-спортивного танца (латиноамериканская программа). Вот что сказал в своем приветственном обращении к участникам фестиваля генеральный секретарь 1В5Р (Международной федерации спортивного танца) РудиХуберт: «Одна из любимых дисциплин спортивного танца — ансамблевые танцы — имеют уже 30-летнюю традицию. Начиная с 1996 года коллективы из Восточной Европы 13 раз завоевывали призовые места и дважды — титул мастеров в этой номинации. Учитывая это, Международная федерация передала проведение.Европейского Чемпионата «Латина-Формейшен» Белорусской федерации спортивного танца в городе Гомеле. ... Мы сердечно приветствуем всех участников и гостей! Мы желаем Вам получить огромное удовольствие от демонстрации танцевального спорта на самом высоком уровне. Пусть этот чемпионат останется у Вас в памяти как прекрасное событие». Таким образом, у Гомельского фестиваля была широкая география; богатейшая творческая палитра и весьма высокая шкала уровней художественного мастерства во всех танцевальных жанрах. Замечательными подарками участникам фестиваля явились спектакли Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь «Кармина Бурана» К.Орфа и «Кармен-сюита» Ж.Бизе—Р.Щедрина в постановке народного артиста СССР и РБ, лауреата Государственной премии РБ, академика Валентина Елизарьева; концерт Белорусского государственного заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки» (художественный руководитель — лауреат Государственной премии РБ, народная артистка РБ Валентина Гаевая), 17 сентября в 19 часов на Центральной площади города состоялось торжественное открытие II МФХИ «Сожск! карагод», главным режиссером-постановщиком которого был заслуженный деятель искусств РБ, главный балетмейстер ансамбля «Хорошки» Николай Дудченко. Его режиссерский замысел заключался в том, чтобы, не прибегая к форме обычного концерта, выстроить композицию непрерывно движущихся, замысловато перетекающих друг в друга линий и фигур, которые должны создавать впечатление пластико-ритмического развития действия по нарастанию числа танцоров — от малых групп до очень крупных и, соответственно, — музыкального нарастания по принципу сге-$сепс1о. При этом «вхождение» появляющихся на сцене новых ансамблей композиционно определялось новым соцветьем костюмов, новым пластическим витком, когда Ведущие комментировали «цитаты» из танцевальных номеров того или иного коллектива. Паузы в этом безостановочном действе — царстве красоты, музыки, грации — осуществлялся Ведущими в моменты смены танцевальных жанров, а следовательно — необходимости звучания иного музыкального блока. Цвето-музыкально-пластическая гармония поглощала внимание зрителя, властно переселяя его в фантастический мир В этот же день начал свою работу Международный турнир бально-спортивных пар среди юниоров. Состоялось открытие ряда выставок, среди которых в первую очередь хотелось бы назвать коллекцию репродукций картин Николая и Святослава Рерихов «О вечном», чему сопутствовал концерт мастера классического индийского танца Светланы Баркун, выпускницы Академии искусств «Калакшет-ра» (г. Мадрас, Индия), а также выставку работ немецких художников группы «Оег ВОСЕМ». В последующие дни Гомель буквально «кипел на кострах» творчества, рассредоточенных по всем его уголкам. Над рекою Сож — в районе Бйлецкого и Киевского спусков и гребной базы — шли концерты, показательные выступления спортивных клубов и другие разнообразные программы. Все лучшие сценические площадки города и его предместий были отданы участникам фестиваля. Зрителем, казалось, стал каждый житель! А поздними вечерами молодежь устремлялась в диско-клуб «Лайт» на «Ночное рандеву» с участием коллективов эстрадного танца городов Гомеля и Минска. 18 сентября в 20 час. 30 мин. парк над рекой погрузился во тьму. Лишь слабый свет далеких звезд повергал в напряженное ожидание собравшихся. Внезапно в вышине над горбатой дугой моста повис огненный столб, и, словно отрываясь от него, к нам понеслись звуки космоса, ас ними— ощущение беспредельности пространства, отсутствия материальных форм, могущества инфернальных сил. В эту холодную музыкальную гамму вплетались едва уловимые, но конкретные «блики» народных мелодий — человеческое тепло. И вновь — возвращение к космической неопределенности и глубине (композитор Вангелис). Вступает ас!а§10 из балета «Спартак» А.И.Хачатуряна. С невидимой в темноте баржи поднимается шар (диаметр 45 м) с воздушной акробаткой на высоту 50 М; Попав б эпицентр мощных лазерных потоков, шар озарился сине-фиолето-80-изумрудным люминесцентным свечением. 300-тысячный «зрительный зал» на высоком берегу Сожа ахнул от космического сюрприза: под огромным пылающим кораблем в недосягаемой вышине парила сверкающая фигурка. Но вот светящееся видение исчезает. Внимание переключается на воду: белые прожектора и голубые дымы подсвечивают водопад Д 50-метровой высоты. Встречным движением из реки на, 15-метровую ширину бьют фонтаны. Фонтанирует весь периметр просматриваемой прибрежной полосы. На противоположном зрителю берегу - вправо и влево от центра пляжа - загораются, желто-красным ореолом 2000 светильников. Словно в ответ им пустились в «танец» на небе лазеры. По реке движется «караван» из 15 яхт, освещенных по контуру и посылающих пиротехнические «приветы» зрителю. В поле зрения зрителей входит ярко-розовый плот-сцена, медленно движущийся против течения. На сцене, окруженной темной гладью воды, повторяющей пляску огней, Натэллла Дадишкилиани и Александр Фурман исполняют айадо из «Лебединого озера» П.И.Чайковского. Балет трех стихий: воды, огня и аэродинамики, а в центре - мастера искусств! Словно по взмаху волшебной палочки меняется «кадр»: на плоту уже не одна пара, а три с пиро-факелами танцуют «Вальс цветов». Ему подтанцовывают небесные лазеры, образуя зелено-голубые дорожки.; Освещается водопад десятками ко мет с длинными горящими «хвостами». «Вспыхивает» мост. Восторженный рев зрителей, наблюдающих «пожар» моста. Венчал все это действо фейерверк. Таков был обобщенный образ фестиваля хореографии - искусства танца, разработанный творческим содружеством двух художников: режиссера-балетмейстера Николая Дудченко и режиссера-художника кинетических образов Владимира Кустова. Глава IV
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |