КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вспенивают реку
Идея и принципы монтажа ^^Ш^Ш Может ли возникнуть образное видение вне понимания конфликтной ситуации? Что раньше осмысляется — противостояние, борьба, спор или форма их выражения? Вспомним о генетической неразрывности цепочки понятий: идея — способ изложения — наружность или вид (ссылка Эйзенштейна на толкование в «Греческо-русском ело-заре» Поспишеля). Параллельно с этим выстроим логический ряд: нет идеи без проблемы; нет проблемы без конфликта; нет конфликта без формы его выражения. (У Эйзенштейна: «Форма - всегда идеология».); Несколько примеров. Начнем с кинематографа, учитывая то обстоятельство, что сценарий фильма роднит со сценарием представления идентичность подхода к созданию композиционной структуры: раскадровка и монтаж!! киноряда в первом случае и монтаж номеров и эпизодов во втором. Кинофильм Вс.Пудовкина «Мать» (1926). Это история жизни женщины в канун Октябрьской революции. Через ее образ показан драматизм рабочего движения, людей, борющихся за свои права. Пытаясь защитить своего сына, политического агитатора, от полиции, она невольно выдает его и только после того, как он осужден, начинает понимать против чего он борется. Последняя часть «немой» ленты, являющаяся, по сви-; детельству крупнейших киноведов, образцом режиссерского мастерства, начинается с момента встречи Матери с \ Сыном в тюрьме, когда она передает ему записку с пла- \ ном побега. Надзиратель обрывает свидание, они расста- \ ются. Возникает надпись: «А на дворе весна». Следуют кадры: вздувшаяся река; бегущий среди камней ручеек; гуси 1 вперевалку шагают по лужам; смеется мальчик; бушующий поток... Из всех названных признаков весны, включая смеюще-; гося мальчика, остановим внимание на кадрах вздувшей- \ ся реки. Сознательно (или подсознательно) сценарист ирежиссер используют ледоход как повторяющийся прием, 5 как сквозную метафору, смыслово объединяющую целый \ ряд узловых эпизодов (или точнее — картин) киноленты. I 1. Заключенные замышляют массовый побег из тюрьмы. Параллельным монтажом: небольшая группа рабочих идет по городу к месту сбора на всеобщую демонстрацию про-1 теста. На реке взламывается лед. 2. Заключенные цепочкой шагают по тюремному дворуЩ образуя большой круг. | ... Крупные планы льдин; они громоздятся и раскалыва^ ются об опоры моста. Навстречу ледоходу - движение уже 3. В тюремном дворе заключенные начинают бунт. По ним стреляют. Сын в общей суматохе перелезает через тюремную стену, бежит к реке, прыгает на плывущую льдину. По нему стреляют, но промахиваются. • Параллельным монтажом — то Мать во главе демонстрантов, то глыбы льда уносимого рекой. 4. Догнав демонстрантов, Сын пробирается к Матери. От выстрела падает к ней на руки, умирает. Через несколько кадров Мать остается одна. Повернувшись к солдатам лицом, поднимает красный флаг. Команда наступать... Мать погибает под копытами лошадей. Этот эпизод и вместе с ним фильм* заканчиваются кадром громоздящихся друг на друга льдин и рядом коротких, сменяющихся кадров фабричных труб, кремлевских башен и шпилей, и возникает тема весны, освободившейся от сурового зимнего гнета. Таким образом, этот пример дает нам отчетливое понимание: 1. Проблемы общества: противостояние власть имущих работодателей и экономически неимущих, политически бесправных рабочих. 2. Истоков борьбы в фильме: душевные муки и безнадежность в жизни Матери; невыносимость существования, предел терпения рабочих масс. 3. Конфликта: долго накапливающийся протест выливается в мощную демонстрацию против «хозяев» и самодержавия. 4. Образа Весны как Надежды и воссоздание главной метафоры, посредством которой осуществляется развитие образа - ледохода. 5. Идеи фильма: надежда на победу - в активном, бурном движении к цели. На этом выразительном примере (во многом благодаря тому, что фильм — «немой»), мы знакомимся с наиболее часто встречающимся в кинематографе принципом параллельного монтажа. Наиболее часто потому, что параллельный монтаж дает возможность сопоставлять поступки лю- тработке сюжета особую глубину. В эпоху «Великого -•то» этот прием использовался многими известными матографистами: «Нетерпимость» Гриффита, «Броне- ..и «Потемкин» и «Октябрь» Эйзенштейна, «Мать» :овкина и целый ряд других фильмов. Сейчас он развит тужит важнейшим средством режиссерской выразитель- ,тп в современной кинодокументалистике. 3 практике композиционного построения.представле- -: и зрелища применяются четыре основных принципа нтажа: 1) последовательный; 2) параллельный; 3) по -трасту; 4) по принципу контрапункта. Главенствует ттли них последовательный монтаж эпизодов, так как тзод является формирующей единицей представления гелища). Он же формирует тематический цикл номеров. о могут быть номера локального жанра (вокал, танец, зобатика, художественное чтение, пантомима и др.) то разработанные специально для конкретного представ-тнмя и являющие собой синтез разножанровых элемен-з. В любом случае, организованный на их основе эпизод ттупает в соподчинение с идейно-тематическим замыс-м и сверхзадачей будущего представления. Эпизод — единица действия в представлении, и в самом т: из оде действие развивается по законам любой сцениче-;;ой формы: завязка-кульминация-развязка. Это значит, что в эпизоде неизбежна конфликтная ситуация, определющая ход борьбы. Ее разрешение (развязка) в финале эпизода 1 таит завязку эпизода 2, т.е. само по себе выявление конфликта происходит именно на стыке двух эпизодов и может выражаться в музыкальной «срезке», столкновении цветовой символики или пластических решений Вот почему при последовательном монтаже столь важна точность расстановки эпизодов и формирующих их номеров. В связи с движением событий от предыдущего эпизода к последующему темпоритмическая структура представления основывается на монтаже кульминаций. Кульминация может наступать раньше или позднее, что обуславливает ускорение или замедление темпа, тогда как предкульми-национное напряжение борьбы в каждом эпизоде обуславливает ритмический строй в развитии действия. В большой
степени это зависит от музыкальной партитуры каждого | эпизода. •: г.--.;•:-• - ••'-.-ч временным развитием действия на разных сценических планах (представления в помещении — стру 125—127) или же на разных^ площадках в открытом пространстве); > Так, на стадионе могут стать площадками одновременного (параллельного) действия: 1) беговая дорожка; 2) зеленое поле; 3) установленные в какой-либо его части сце-. нические подмостки либо иное необходимое в ходе событий сооружение; 4) в определенные моменты может быть.использовано также воздушное пространство (см. стр. 155- Подобные параллели могут иметь место как в спортивном зрелище, так ив сюжетно-игровом, скажем, на историческую тему; при воплощении любого другого тематического действа (см. стр. Не менее характерен параллельный монтаж эпизодов для действ, проводимых-в границах больших мемориальных комплексов (см. стр. 70-71). Монтаж номеров, развернутых до значимости эпизодов, или эпизодов самостоятельных — по методу контраста или контрапункта показан в главе IV «Цветомузы-кальный контрапункт зрелища» (см. стр. 91-93).
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |