Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие театрально-зрелищных форм под открытым небом в период 50—90 гг




В 1947 году во внутреннем дворе папского дворца в Авиньоне, недалеко от Парижа, Жан Вилар ставит спек­такль «Убийство в Соборе». Эффект привязки режиссер­ского решения к архитектурному ансамблю дворца был по достоинству оценен не только французским зрителем и сотнями туристов, но и требовательной критикой. Вилар берется за организацию международного театрального фес­тиваля; Одни спектакли проходят здесь на полукруглой сцене, «вписанной» в окружение зданий, при полном от­сутствии декораций; другие — на площадке, построенной на естественном склоне холма, окруженной темной сте­ною леса и светлым куполом неба.

Авиньонский театральный фестиваль, жизнь которого продолжается и по сей день, становился одним из самых представительных и престижных в Европе. В его рамках были показаны «Сид», «Макбет», «Лорензаччо», «Принц Гам­бургский», «Дон Жуан» в постановке Жана Вилара. «Авинь­он, любимый мой Авиньон поддержал Жана Вилара... — пишет Эльза Триоле.— Мы хотели бы, чтобы, как во вре­мя оно, театральное искусство приносило человеку отдых и радость. Не тот напряженный отдых, который дает го­родской закрытый театр, но отдых, который в дни исклю­чительных празднеств ему приносят земля, камень, ночь... Вот что сулил Жан Вилар зрителям Авиньонского фести­валя. «Дон Жуан», которого я видела в Авиньоне, не похо­дил на обычного мольеровского «Дон Жуана»... В тот вечер дул сильный ветер, мистраль, он срывал с Дон Жуана шляпу со страусовыми перьями и трепал наши волосы, он объединял актеров и зрителей, превращал фантастику в реальность, и, когда в настоящем небе, общем для сцены и для нас, грянул гром, мы поверили, что это грохот камен­ной поступи появившегося под темными сводами дворца белого именного гостя»*.

После авиньонских триумфов театральные фестивали стали уст­раиваться по всей Франции: в Безансоне и Бордо, Оранже и Савойе, Ниме и Блуа. Через де­сять лет их было уже двадцать три. Потом их число перевалило за тридцать. v

«Летние фестивали приобрели популярность во всем мире, уко­ренились с быстротой, совершен­но невиданной, слились с могу­чей.туристской индустрией —

Жан Вилар

фестивали разных типов: на улицах Венеции и Мехико, в парках Стокгольма и Гале; среди античных развалин — в Эпидавре, Сиракузах, Оранже, ливанском/Баальбеке; на | фоне средневековых замков, на папертях соборов, под по- * лотняным шатром, наконец, в обычных театральных зда­ниях; драматические, оперные, балетные, фольклорные, кукольные; областные, национальные, международные, профессиональные, любительские... Летом 1962 года толь­ко в Европе было несколько десятков фестивалей, собрав­ших зрителей и участников со всего света. А ведь они про­водились еще на Кубе,;в Австралии, США, Канаде, Ин­дии.,..»*- Знаменательно, что именно Жан В ил ар' явился воспре-емником дела, начатого Фирменом Жемье, и в 1951 году возглавил ТНР. Один из крупнейших режиссеров совре­менности, выдающийся актер и автор ряда осуществлен­ных им пьес (например, документальной драмы «Дело Оппенгеймера», имевшей огромный политический резо­нанс в середине 60-х годов), он создал великолепную ак­терскую труппу. На протяжении первого десятилетия его руководства ТЫР идейные мотивы творчества определяли трое; Жан Вил ар, Жерар Филип, Мария Казарес \ имена

которых приумножили мировую славу французского театра и ки­нематографа ХХ-го столетия.

В Югославии, в 1949 году, в старинном городе Дубровники, древние стены которого сложе­ны из светлого камня и омыва­ются синими водами Адриатики, -впервые был организован меж­дународный фестиваль музыку, театра и фольклора, ставший традиционным. Основой его сце­нической площадки явились раз­валины крепости.

^В чешском городе Крумлове,..... не изменившем свой облик с Жерар Филип в роли Сида хПГвека, с 1958 года проводит-

еш театральный/фестиваль, пользующийся большой попу-шрностью в стране и за ее пределами. Великолепный парк, ээседствующий со средневековым замком,- обеспечил не-" жолько.сценических площадок. Это, прежде всего, сцена ветнего дворцового театра, построенного в 1775 году, ал -вея вековых деревьев, ведущая к большому скульптурно­му фонтану, а также — зеленые лужайки лесопарка.

Бетти Глан, побывавшая на одном из таких фестива­лей, пишет;-«Но едва ли не главной притягательной си-юй Крумловского фестиваля является вращающийся зал 13 800 мест, дающий драматургам, режиссерам и худож­никам возможность в естественных условиях широко при­менять панорамные декорации и. феерическое освещение.

... Гаснет свет, и, словно по волшебству, возникает за-лавес из причудливых серебристо-белых лучей...

Поворот круга — и перед зрителями возникает дворец. На площадь перед дворцом и на боковые балконы выбега­ют слуги с пылающими факелами. На верхнем балконе появляется рыцарь с факелом в руке. Он медленно, торже­ственно возвещает: «Сегодня будет показана «Баллада о вечной любви Тристана и Изольды». Мерцают за бликами занавеса факелы.;.

Снова повороты.Чередуются одна за другой сцены: лу­жайка под сенью вековых дубов, где встречаются Тристан и Изольда..., густые лесные дебри..., светящееся, волнук>-щееся море вдали (эффект достигается с помощью тене­вого экрана).*

В репертуаре крумловского театра как драматические, так и оперные спектакли. Особое внимание уделяется пье­сам, действие кбторых происходит преимущественно на открытом воздухе. Среди них целый ряд произведений У.Шекспира. В 70-х годах поставлены «Укрощение строп­тивой», «Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится?», Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь». С большим успехом идут классические чешские оперы — «Проданая невеста», «Две вдовы», «Далибор» Сметаны и «Русалка» Дворжака.

По свидетельству Б.Глан^ в 1981 году Крумлрвский кру­говой театр посетил миллионный зритель.

В Венгрии, в Сегеде, на берегу Тиссы, на площади пе-1 ред старинным готическим собором, несколько лет под­ряд в разгар лета устраиваются грандиозные' «театральные 1 игры». А театральный успех здесь особый. Он связан со свое-1 образным решением спектаклей и стилем игры, которых^ требуют грандиозные масштабы сцены (ею является па-; перть собора) и «зрительного зала». :

«Опыт проведения Сегедских игр, летопись которых ве-? дется с 1959 г /доказал,, что чем шире и полнее использу-1 ются режиссурой возможности открытой сценической пло­щадки и естественной перспективы архитектурного ансамб-; ля, тем ярче, интереснее, эстетически значительнее пред-1 ставление под открытым небом»*.

В 1963 году в Сегедском массовом театре были показа-; ны «Трагедия человека» Мадача, «Сон в летнюю ночь»; Шекспира, «Трубадур» Верди, «Дьердь Бранкович» Эрке-ля, «Цыганский барон» Штрауса, а в 1966 г. - «Принцесса Турайдот» Пуччини, «Банк-Бан» Эркеля, ?;«Вестсайдская история» Бернстайна. ;

Однако не все постановки оказались удачными. В част­ности, «Вестсайдская история» в исполнении английской балетной труппы, по мнению критики, была «невырази­тельной» по многим причинам. Наиболее значительными и успешными были спектакли, поставленные специально для Сегедского театрального фестиваля. Так, успех оперы Пуччини «Принцесса Турандот» решила режиссура Мик-; лоша Синетара и художника Золтана Фюлепа, использо­вавших возможность огромного пространства паперти со­бора «для создания сценических площадок на разных уров­нях, ще одновременно или; поочередно разворачивалось действие»**. >.

Немаловажную роль сыграл и выбор талантливых зару­бежных певцов, исполнителей центральных персонажей — Турандот, принца Калафа и Лиу.;

Другим "блестящим достижением фестиваля стала фи­лософская драма «Трагедия человека» Имре Мадача, по­ражавшая монументальностью и размахомупостановки мас­совых сцен, в которых принимали участие почти тысяча

>век, а также три известных венгерских актера в ролях (Ева Руткаи), Адама (Атилла Каджи) и Люцифера гклош Габор).

^Таким образом, мьг видим яркую и насыщенную кар-51 развития зрелищных форм на фоне архитектуры. Стра-Европы буквально заражены этим направлением ре-ссуры. Поэтому очень логичным представляется путь:ка и развития светозвуковых и светрмузыкальных ком-зиций в,городской среде. Представление «Звук и свет» -5ый- жанр, подробный разговор о нем впереди. Истоки эго жанра — в неутомимой жажде твррцов-постановщи-расширять выразительные возможности режиссуры, ^шзрчество зодчего, дивные результаты его безудержной нтазии для режиссера чреваты загадками, способными завести в квадрат его собственный вымысел.

Отсюда — стремление «вдохнуть жизнь» в давно умолк-1ие камни,

Вот;небольшая: статистика* поступательного расшире-географии представлений «Звук и свет» в Европе:

1952 г. — Франция 1955т. — Бельгия 1957 г. — Англия

1959 г. —/Греция

1960 г. —Австрия

|Вне Европы:

1960 г. — Иордания

1961 г, — Египет

1967 г. — Финляндия 1970 г. — Татария 1975 г. — Польша 1985г. — Белоруссия.

1962 г. - США 1965г. —Индия 1976 т. — Узбекистан

Мы уже упоминали об использовании в ряде случаев Рсинтезированной среды, т.е. архитектурных сооружений ^совместно с особенностями ландшафта для привязки те-ртрализованного действа, (что характерно и для представ-|лений «Звук и свет»). Такого рода зрелища неоднократно рставились на территории Беларуси. В наши дни их отдель-|ные формы наиболее часто осуществлялись в рамках

 

крупномасштабных празднеств — дней городов, творче­ских фестивалей (например, «Сожсю карагод») и других.

70-80-е годы в Беларуси отмечены целым рядом празд­ников-юбилеев городов, 1000-летие Витебска*, состоявшее­ся в 1974 г., было одним из самых ярких действ, открыв­ших новые возможности «театра под небом». Определила эту новизну привязка к сложному многоплановому ланд­шафту. У впадения реки Витьбы в Западную Двину, возле Успенской горки, где левый и правый склоны Двины спус­каются природным амфитеатром и образуют узкую глубо­кую долину (200—300 м), по преданию, возникло поселе­ние, позднее город Витебск. Именно это место привлекло внимание режиссеров: здесь был создан естественный «зри­тельный зал», вмещающий 30—36 тысяч зрителей.

31 августа и 20 часов в районе Кировского моста и Ус­пенской горки началось театрализованное зрелище на воде «Витебские огни». >

; На склоне берега Двинй расположился йноготысяч зритель. Противоположный берег с громадой зданий-стал «декорацией» к сценической площадке, разместившейся прямо на воде, на нескольких декорированных к соеди­ненных между собой понтонами баржах. Действие разви­валось на воде, освещаемое множеством прожекторов.

...Звонкие фанфары оповещают о начале празднования. Духовой оркестр исполняет «Сустрэчны марш». И вот по реке двинулась длинная огненная полоса. По мере ее при­ближения «вырисовывается» огромная цифра «1000».

Широкая народная мелодия гусляров разносится по реке. Вдалеке, освещенная мощными прожекторами, появля­ется декорированная ладья. Десятки динамиков, установ­ленных на берегах, доносят слова летописи.

Далее ладья с княжной Ольгой причаливает к берегу, где ее встречают веселые скоморохи. Свита усаживается на специально приподнятое место и наблюдает за происхо­дящими событиями. А на Двине перед глазами зрителей разворачивается театрализованное повествование,,

Вот в лучах прожекторов из темноты выплывает фигура Николая-вешателя, символизируя собой мрачный период русского царизма. Но звучит в оркестре тема всенародного протеста, и 'чучело царя вспыхивает огромным факелом.

* Автор сценария праздника и главный режиссер Александр Нис-невич.

Гремит «Варшавянка», в окнах и на балконах многоэтаж-

•яых домов краЬными птицами вспыхивают сотни флагов, подсвеченных прожекторами.

Этот момент представления, связавший использование особенностей ландшафта и архитектурного декорума, стал ижльминацией эпизода. Две пространственные среды как

«заговорили» в унисон, усиливая эффект воздействия.

Водный праздник то и дело поражал зрителей своими [неожиданностями. Апофеозом его стал фейерверк. «Вспы-ршвая высоко в небе, световые гирлянды ярко освещали рберега древней реки, на которой еще никогда не собира-1лось столько людей. Из Западной Двины поднялись фон-|тны. Их брызги переливались в лучах прожекторов всеми цветами радуги. Казалось, что сама вода приняла участие в ^празднике»*..'..'-. '. ; •' "./, _-.-..•_,...:,,;-.-.. : ..;

В последующие годы в Витебске при праздновании го-5жшщин города ^Ь1д;и наибрттее цолно и^^ мюжности водного пейзажа, и потенциал холмистой ме­стности. Например, по воде пускались огромные «ромаш-см» (на шинах от КАМАЗов), создававшие впечатление плавающих по: реке цветов:, оживляющих молчаливое те-;

*1ение Двины, о; \ \г/>;;; •';•-;.;/,:;;/.• •;;•.?:,•:.;-?• •-•:;/ v. • -/- ••;: -^ •••-.;....' На; противоположном от зрителя берегу ставился отры­вок из пьесы;В.Короткевича «Званы В1цебска», (ранее поставленной в?театре Я.Коласа). Вынесенная на склон горы-сцена боя вызывала живое ощущение военных лет. Когда, но режиссерскому замыслу,- переодетые в немецкую фор­му «фа:шисты»Щодъезжалй на Черных мотоциклах к берегу м затевали «бой» со зрителями, солдаты Советской армии'

ПРИХОДИЛИ ИМ :На ПОМОЩЬ; к: ';

Для режиссеров, осваивающих открытое пространство, прием вовлечения зрителей в;действие не нов и бткрываег разнообразные перспективы постановщикам.

ТЬл^ко обратившись к истории театра и Зрелища, по­нимаешь справедливость бытующего афоризма: «все новое это хорошо забытое старое». Впрочем • он справедлив лишь наполовину, ибо технический прогресс, давший '«театру военных дейс-гвий» артиллерию, а забавам человека — ли-: ротехнику, (в чем первым в Европе оказался белорусский

инженер Казимир Семенович), неизмеримо расширил вы­разительные средства синтетического искусства режиссуры.

.: * *•-.'*'•:.'.'"-.'..

Думается, очень важно проследить динамичную эстафету поколений режиссеров по возвращению праздничных форм.

Уже шла речь о театрализованных шествиях на празд­нествах конца 20-х годов в Минске. Если учесть продолжи­тельность традиции демонстраций 1-го Мая и 7-го Нояб­ря, прерванной в годы ВОВ, но затем возобновленной, то можно сказать, что городские шествия не утрачивали сво­ей ценности. Но наступил срок, когда эта форма стала наполняться новым содержанием. 1 января 1979 г. в Мин­ске состоялось театрализованное шествие в ознаменова­ние 60-летия БССР и КПБ «Этапы большого пути» (Реж. Э.Д. Корсаков), В нем приняли участие все 9 районов города.

Общегражданский праздник 9 Мая— Дня Победы, на долгие годы определившегогсудьбы участников Великой Отечественной, немыслим сегодня без встреч и шествий ветеранов к мемориалам памяти и обелискам славы. Сло­жились сопутствующие им ритуалы, в которых обязатель­но участие юношеских и молодежных групп., /

Однако сценарии театрализованных шествий на празд­никах Победы немногочисленны и потому для истории режиссуры зрелищ не менее значимы, чем инсценировки событий мировых Революций.

Одним из таких шествий стало действо на улицах и пло­щадях Минска 9 мая 1987 года, названное «Дорогой памя­ти»*. Шествие начиналось в 9 часов утра по маршруту: пло­щадь Ленина — проспект Ленина — площадь Победы. Вдоль проспекта, на пересекающих его улицах, проходили инс­ценировки событий военных действий на территории Бе­ларуси.,..V •; •'-'.-..-;'.: =-•-; -.;. ' -,. ".,;:•,-,-•:,: '^ '^ •'..;..

Эпизод 1. При переходе с площади на проспект, у гос­тиницы «Минск» — картина «Проводы на фронт». В испол­нении хора с оркестром звучит песня Б.Александрова «Свя­щенная война», идет прощание новобранцев с близкими.

Эпизод 2. У Главпочтамта разыгрывается отрывок из спектакля по книге Смирнова «Брестская крепость». Раз­ворачивается бой за крепость.

* Автор сценария и режиссер-постановщик Петр Гуд.

Эпизод 3. Сквер им.Дзержинского — «Минское подпо­лье». Исполнители групповой пантомимы «печатают» на гектографе листовки и передают их участникам шествия. Звучат сводки Совинфорбюро, обсуждаются новости и планы противодействий врагу. г.

Эпизод 4. «Белорусская партизанская». На площадке пе­ред ГУМом— партизанский лагерь: костры, шалаши. Вы­ступление партизанской концертной бригады.

Эпизод 5. Лестница с площади перед Домом офицеров на проспект -^- «Освобожденная Европа». Группы ^артистов в костюмах разных народов приветствуют шествие цвета­ми, песнями, национальными танцами. Подъезжают гру­зовики с воинами Советской армии..

Эпизод 6. Площадка у входа ы цирк. Фасад декорирован под Рейхстаг. Идет «последний бой» — между воинами Совет­ской армии и «фашистами». Воодружение красного флага.

Эпизод 7. Мост через реку Свислочь. «Встреча победителей».

Эпизод 8. Дорога:от реки к площади Победы — «Спа­сенное детство». Выступления детских хоров, ансамблей танцевальных и музыкальных. Дети дарят ветеранам свое творчество и цветы.

Эпизод 9. Площадь Победы. Митинг-реквием и возло­жение цветов к обелиску славы;

Остановки по^ пути шествия -^-древнейшая традиция, истоки которой в египетском празднике Опет (в честь бога солнца Амона — с XIX века до н.э.) и в греческих Великих Дио-нисиях (в честь бога плодородия Диониса^—^- с VI в до н,э.). Остановки'были'продиктованыкакдлительностьюу пути, так и необходимостью проведения ритуальных действий.

Поскольку религиозные убеджения пронизывали все формы деятельности древних народов, то неудивительно, что ше­ствиями процессии, объединявшие разные сословия, занима­ли центральное место даже в спортивных праздниках. Убе­дительным примером тому могут служить Панафинские игры (Панафинеи), включавшие редкие виды спорта, а также музыкальные состязания. Панафинеи были учреждены в честь богини Афины Паллады — покровительницы города. Торже­ственная процессия совершалась в день ее мифологического рождения: через весь город в храм Эрехтейон на Акрополе переносился новый наряд богини. Особенности построения шествия выявляли и политическую структуру Афин (знат­ные горожане занимали здесь^привилегированные\ места):

Этот второй принцип организации шествия прочно обосновался в различных типах государственных и граж­данских праздников Европы и других стран.

Сообразуясь с назначением и содержанием праздника, шествия видоизменялись. Возвращаясь в Минск, следует, прежде всего, назвать «Праздник духовой музыки», в ко­тором приняли участие 1200 музыкантов. Классический вариант шествия с остановками и выступлениями боль­ших оркестровых составов в разных точках столицы, среди которых главной площадкой были ступени Дворца спор­та, вновь стал основой постановочного решения Гуда. Этот праздник положил начало проведению подобных ему в ряде других городов республики.

И еще одна неожиданность для Минска — колядное шествие по главному проспекту с выходом на боковые улицы и разыгрываемые там представления колядованья, проводившиеся три года подряд — в 1992, 1993, и 1994 гг.* Здесь уместно вспомнить о народной традиции Коляд — движении поющих и веселящихся гуртов по зимним ули­цам поселков с ярко выраженными элементами карнава-лизации.

В 70-е—90-е годы различные виды шествий активно вос­станавливались в праздничной палитре многих белорус­ских городов. Начиная с 1000-летия Витебска новый виток развития получили городские карнавалы.

К этому следует добавить городские шествия как со­ставную часть Всебелорусских фестивалей национальных культур, проводимых в Гродно; ставшие традиционными шествия в празднике города Минска, в числе которых юби­лей 930 лет города (гл. режиссер В.Н. Панин). Весь празд­ник решался как театрализованное шествие 9 районов сто­лицы. Каждый район показывал свой исторический блок на Октябрьской плошади.

Шоу конца XX - начала XXI века погружаются в море световых спецэффектов, ведущим среди которых стал вол­шебник-лазер. А представления «Звук и свет» как ничто иное убедили нас в преимуществах «театра под небом», ибо успешно обходятся не только без искусственных деко­раций, но и без актеров, преодолевая при этом любые расстояния в четырехмерном пространстве.

: Автор сценария и главный режиссер П.А.Гуд.

Не в силах отнять пальму первенства у древнегреческо-

лмфитеатра, возвращаясь к нему вновь и вновь в откры-

\ и закрытых помещениях, мы находим такой «тандем»,

:•;.{ котором бывшая «орхестра» становится местом тор-

;-:тва взаимопроникающих систем музыки, пластики,

.орта как искусства, инженерной мысли и режиссуры

остаточно вспомнить Открытие и Закрытие зимних Олим-

..!неких игр во французском городе Альбервиле и летних

австралийском Сиднее). Содружество зрелищных искусств

техническим прогрессом - вот'ось движения во времени

пространстве.

Глава II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.