КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие театрально-зрелищных форм под открытым небом в период 50—90 гг
В 1947 году во внутреннем дворе папского дворца в Авиньоне, недалеко от Парижа, Жан Вилар ставит спектакль «Убийство в Соборе». Эффект привязки режиссерского решения к архитектурному ансамблю дворца был по достоинству оценен не только французским зрителем и сотнями туристов, но и требовательной критикой. Вилар берется за организацию международного театрального фестиваля; Одни спектакли проходят здесь на полукруглой сцене, «вписанной» в окружение зданий, при полном отсутствии декораций; другие — на площадке, построенной на естественном склоне холма, окруженной темной стеною леса и светлым куполом неба. Авиньонский театральный фестиваль, жизнь которого продолжается и по сей день, становился одним из самых представительных и престижных в Европе. В его рамках были показаны «Сид», «Макбет», «Лорензаччо», «Принц Гамбургский», «Дон Жуан» в постановке Жана Вилара. «Авиньон, любимый мой Авиньон поддержал Жана Вилара... — пишет Эльза Триоле.— Мы хотели бы, чтобы, как во время оно, театральное искусство приносило человеку отдых и радость. Не тот напряженный отдых, который дает городской закрытый театр, но отдых, который в дни исключительных празднеств ему приносят земля, камень, ночь... Вот что сулил Жан Вилар зрителям Авиньонского фестиваля. «Дон Жуан», которого я видела в Авиньоне, не походил на обычного мольеровского «Дон Жуана»... В тот вечер дул сильный ветер, мистраль, он срывал с Дон Жуана шляпу со страусовыми перьями и трепал наши волосы, он объединял актеров и зрителей, превращал фантастику в реальность, и, когда в настоящем небе, общем для сцены и для нас, грянул гром, мы поверили, что это грохот каменной поступи появившегося под темными сводами дворца белого именного гостя»*.
После авиньонских триумфов театральные фестивали стали устраиваться по всей Франции: в Безансоне и Бордо, Оранже и Савойе, Ниме и Блуа. Через десять лет их было уже двадцать три. Потом их число перевалило за тридцать. v «Летние фестивали приобрели популярность во всем мире, укоренились с быстротой, совершенно невиданной, слились с могучей.туристской индустрией — Жан Вилар фестивали разных типов: на улицах Венеции и Мехико, в парках Стокгольма и Гале; среди античных развалин — в Эпидавре, Сиракузах, Оранже, ливанском/Баальбеке; на | фоне средневековых замков, на папертях соборов, под по- * лотняным шатром, наконец, в обычных театральных зданиях; драматические, оперные, балетные, фольклорные, кукольные; областные, национальные, международные, профессиональные, любительские... Летом 1962 года только в Европе было несколько десятков фестивалей, собравших зрителей и участников со всего света. А ведь они проводились еще на Кубе,;в Австралии, США, Канаде, Индии.,..»*- Знаменательно, что именно Жан В ил ар' явился воспре-емником дела, начатого Фирменом Жемье, и в 1951 году возглавил ТНР. Один из крупнейших режиссеров современности, выдающийся актер и автор ряда осуществленных им пьес (например, документальной драмы «Дело Оппенгеймера», имевшей огромный политический резонанс в середине 60-х годов), он создал великолепную актерскую труппу. На протяжении первого десятилетия его руководства ТЫР идейные мотивы творчества определяли трое; Жан Вил ар, Жерар Филип, Мария Казарес \ имена которых приумножили мировую славу французского театра и кинематографа ХХ-го столетия. В Югославии, в 1949 году, в старинном городе Дубровники, древние стены которого сложены из светлого камня и омываются синими водами Адриатики, -впервые был организован международный фестиваль музыку, театра и фольклора, ставший традиционным. Основой его сценической площадки явились развалины крепости.
^В чешском городе Крумлове,..... не изменившем свой облик с Жерар Филип в роли Сида хПГвека, с 1958 года проводит- еш театральный/фестиваль, пользующийся большой попу-шрностью в стране и за ее пределами. Великолепный парк, ээседствующий со средневековым замком,- обеспечил не-" жолько.сценических площадок. Это, прежде всего, сцена ветнего дворцового театра, построенного в 1775 году, ал -вея вековых деревьев, ведущая к большому скульптурному фонтану, а также — зеленые лужайки лесопарка. Бетти Глан, побывавшая на одном из таких фестивалей, пишет;-«Но едва ли не главной притягательной си-юй Крумловского фестиваля является вращающийся зал 13 800 мест, дающий драматургам, режиссерам и художникам возможность в естественных условиях широко применять панорамные декорации и. феерическое освещение. ... Гаснет свет, и, словно по волшебству, возникает за-лавес из причудливых серебристо-белых лучей... Поворот круга — и перед зрителями возникает дворец. На площадь перед дворцом и на боковые балконы выбегают слуги с пылающими факелами. На верхнем балконе появляется рыцарь с факелом в руке. Он медленно, торжественно возвещает: «Сегодня будет показана «Баллада о вечной любви Тристана и Изольды». Мерцают за бликами занавеса факелы.;. Снова повороты.Чередуются одна за другой сцены: лужайка под сенью вековых дубов, где встречаются Тристан и Изольда..., густые лесные дебри..., светящееся, волнук>-щееся море вдали (эффект достигается с помощью теневого экрана).* В репертуаре крумловского театра как драматические, так и оперные спектакли. Особое внимание уделяется пьесам, действие кбторых происходит преимущественно на открытом воздухе. Среди них целый ряд произведений У.Шекспира. В 70-х годах поставлены «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится?», Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь». С большим успехом идут классические чешские оперы — «Проданая невеста», «Две вдовы», «Далибор» Сметаны и «Русалка» Дворжака. По свидетельству Б.Глан^ в 1981 году Крумлрвский круговой театр посетил миллионный зритель.
В Венгрии, в Сегеде, на берегу Тиссы, на площади пе-1 ред старинным готическим собором, несколько лет подряд в разгар лета устраиваются грандиозные' «театральные 1 игры». А театральный успех здесь особый. Он связан со свое-1 образным решением спектаклей и стилем игры, которых^ требуют грандиозные масштабы сцены (ею является па-; перть собора) и «зрительного зала». : «Опыт проведения Сегедских игр, летопись которых ве-? дется с 1959 г /доказал,, что чем шире и полнее использу-1 ются режиссурой возможности открытой сценической площадки и естественной перспективы архитектурного ансамб-; ля, тем ярче, интереснее, эстетически значительнее пред-1 ставление под открытым небом»*. В 1963 году в Сегедском массовом театре были показа-; ны «Трагедия человека» Мадача, «Сон в летнюю ночь»; Шекспира, «Трубадур» Верди, «Дьердь Бранкович» Эрке-ля, «Цыганский барон» Штрауса, а в 1966 г. - «Принцесса Турайдот» Пуччини, «Банк-Бан» Эркеля, ?;«Вестсайдская история» Бернстайна. ; Однако не все постановки оказались удачными. В частности, «Вестсайдская история» в исполнении английской балетной труппы, по мнению критики, была «невыразительной» по многим причинам. Наиболее значительными и успешными были спектакли, поставленные специально для Сегедского театрального фестиваля. Так, успех оперы Пуччини «Принцесса Турандот» решила режиссура Мик-; лоша Синетара и художника Золтана Фюлепа, использовавших возможность огромного пространства паперти собора «для создания сценических площадок на разных уровнях, ще одновременно или; поочередно разворачивалось действие»**. >. Немаловажную роль сыграл и выбор талантливых зарубежных певцов, исполнителей центральных персонажей — Турандот, принца Калафа и Лиу.; Другим "блестящим достижением фестиваля стала философская драма «Трагедия человека» Имре Мадача, поражавшая монументальностью и размахомупостановки массовых сцен, в которых принимали участие почти тысяча >век, а также три известных венгерских актера в ролях (Ева Руткаи), Адама (Атилла Каджи) и Люцифера гклош Габор).
^Таким образом, мьг видим яркую и насыщенную кар-51 развития зрелищных форм на фоне архитектуры. Стра-Европы буквально заражены этим направлением ре-ссуры. Поэтому очень логичным представляется путь:ка и развития светозвуковых и светрмузыкальных ком-зиций в,городской среде. Представление «Звук и свет» -5ый- жанр, подробный разговор о нем впереди. Истоки эго жанра — в неутомимой жажде твррцов-постановщи-расширять выразительные возможности режиссуры, ^шзрчество зодчего, дивные результаты его безудержной нтазии для режиссера чреваты загадками, способными завести в квадрат его собственный вымысел. Отсюда — стремление «вдохнуть жизнь» в давно умолк-1ие камни, Вот;небольшая: статистика* поступательного расшире-географии представлений «Звук и свет» в Европе: 1952 г. — Франция 1955т. — Бельгия 1957 г. — Англия 1959 г. —/Греция 1960 г. —Австрия |Вне Европы: 1960 г. — Иордания 1961 г, — Египет 1967 г. — Финляндия 1970 г. — Татария 1975 г. — Польша 1985г. — Белоруссия. 1962 г. - США 1965г. —Индия 1976 т. — Узбекистан Мы уже упоминали об использовании в ряде случаев Рсинтезированной среды, т.е. архитектурных сооружений ^совместно с особенностями ландшафта для привязки те-ртрализованного действа, (что характерно и для представ-|лений «Звук и свет»). Такого рода зрелища неоднократно рставились на территории Беларуси. В наши дни их отдель-|ные формы наиболее часто осуществлялись в рамках
крупномасштабных празднеств — дней городов, творческих фестивалей (например, «Сожсю карагод») и других. 70-80-е годы в Беларуси отмечены целым рядом праздников-юбилеев городов, 1000-летие Витебска*, состоявшееся в 1974 г., было одним из самых ярких действ, открывших новые возможности «театра под небом». Определила эту новизну привязка к сложному многоплановому ландшафту. У впадения реки Витьбы в Западную Двину, возле Успенской горки, где левый и правый склоны Двины спускаются природным амфитеатром и образуют узкую глубокую долину (200—300 м), по преданию, возникло поселение, позднее город Витебск. Именно это место привлекло внимание режиссеров: здесь был создан естественный «зрительный зал», вмещающий 30—36 тысяч зрителей. 31 августа и 20 часов в районе Кировского моста и Успенской горки началось театрализованное зрелище на воде «Витебские огни». > ; На склоне берега Двинй расположился йноготысяч зритель. Противоположный берег с громадой зданий-стал «декорацией» к сценической площадке, разместившейся прямо на воде, на нескольких декорированных к соединенных между собой понтонами баржах. Действие развивалось на воде, освещаемое множеством прожекторов. ...Звонкие фанфары оповещают о начале празднования. Духовой оркестр исполняет «Сустрэчны марш». И вот по реке двинулась длинная огненная полоса. По мере ее приближения «вырисовывается» огромная цифра «1000». Широкая народная мелодия гусляров разносится по реке. Вдалеке, освещенная мощными прожекторами, появляется декорированная ладья. Десятки динамиков, установленных на берегах, доносят слова летописи. Далее ладья с княжной Ольгой причаливает к берегу, где ее встречают веселые скоморохи. Свита усаживается на специально приподнятое место и наблюдает за происходящими событиями. А на Двине перед глазами зрителей разворачивается театрализованное повествование,, Вот в лучах прожекторов из темноты выплывает фигура Николая-вешателя, символизируя собой мрачный период русского царизма. Но звучит в оркестре тема всенародного протеста, и 'чучело царя вспыхивает огромным факелом. * Автор сценария праздника и главный режиссер Александр Нис-невич. Гремит «Варшавянка», в окнах и на балконах многоэтаж- •яых домов краЬными птицами вспыхивают сотни флагов, подсвеченных прожекторами. Этот момент представления, связавший использование особенностей ландшафта и архитектурного декорума, стал ижльминацией эпизода. Две пространственные среды как «заговорили» в унисон, усиливая эффект воздействия. Водный праздник то и дело поражал зрителей своими [неожиданностями. Апофеозом его стал фейерверк. «Вспы-ршвая высоко в небе, световые гирлянды ярко освещали рберега древней реки, на которой еще никогда не собира-1лось столько людей. Из Западной Двины поднялись фон-|тны. Их брызги переливались в лучах прожекторов всеми цветами радуги. Казалось, что сама вода приняла участие в ^празднике»*..'..'-. '. ; •' "./, _-.-..•_,...:,,;-.-.. : ..; В последующие годы в Витебске при праздновании го-5жшщин города ^Ь1д;и наибрттее цолно и^^ мюжности водного пейзажа, и потенциал холмистой местности. Например, по воде пускались огромные «ромаш-см» (на шинах от КАМАЗов), создававшие впечатление плавающих по: реке цветов:, оживляющих молчаливое те-; *1ение Двины, о; \ \г/>;;; •';•-;.;/,:;;/.• •;;•.?:,•:.;-?• •-•:;/ v. • -/- ••;: -^ •••-.;....' На; противоположном от зрителя берегу ставился отрывок из пьесы;В.Короткевича «Званы В1цебска», (ранее поставленной в?театре Я.Коласа). Вынесенная на склон горы-сцена боя вызывала живое ощущение военных лет. Когда, но режиссерскому замыслу,- переодетые в немецкую форму «фа:шисты»Щодъезжалй на Черных мотоциклах к берегу м затевали «бой» со зрителями, солдаты Советской армии' ПРИХОДИЛИ ИМ :На ПОМОЩЬ; к: '; Для режиссеров, осваивающих открытое пространство, прием вовлечения зрителей в;действие не нов и бткрываег разнообразные перспективы постановщикам. ТЬл^ко обратившись к истории театра и Зрелища, понимаешь справедливость бытующего афоризма: «все новое это хорошо забытое старое». Впрочем • он справедлив лишь наполовину, ибо технический прогресс, давший '«театру военных дейс-гвий» артиллерию, а забавам человека — ли-: ротехнику, (в чем первым в Европе оказался белорусский инженер Казимир Семенович), неизмеримо расширил выразительные средства синтетического искусства режиссуры. .: * *•-.'*'•:.'.'"-.'.. Думается, очень важно проследить динамичную эстафету поколений режиссеров по возвращению праздничных форм. Уже шла речь о театрализованных шествиях на празднествах конца 20-х годов в Минске. Если учесть продолжительность традиции демонстраций 1-го Мая и 7-го Ноября, прерванной в годы ВОВ, но затем возобновленной, то можно сказать, что городские шествия не утрачивали своей ценности. Но наступил срок, когда эта форма стала наполняться новым содержанием. 1 января 1979 г. в Минске состоялось театрализованное шествие в ознаменование 60-летия БССР и КПБ «Этапы большого пути» (Реж. Э.Д. Корсаков), В нем приняли участие все 9 районов города. Общегражданский праздник 9 Мая— Дня Победы, на долгие годы определившегогсудьбы участников Великой Отечественной, немыслим сегодня без встреч и шествий ветеранов к мемориалам памяти и обелискам славы. Сложились сопутствующие им ритуалы, в которых обязательно участие юношеских и молодежных групп., / Однако сценарии театрализованных шествий на праздниках Победы немногочисленны и потому для истории режиссуры зрелищ не менее значимы, чем инсценировки событий мировых Революций. Одним из таких шествий стало действо на улицах и площадях Минска 9 мая 1987 года, названное «Дорогой памяти»*. Шествие начиналось в 9 часов утра по маршруту: площадь Ленина — проспект Ленина — площадь Победы. Вдоль проспекта, на пересекающих его улицах, проходили инсценировки событий военных действий на территории Беларуси.,..V •; •'-'.-..-;'.: =-•-; -.;. ' -,. ".,;:•,-,-•:,: '^ '^ •'..;.. Эпизод 1. При переходе с площади на проспект, у гостиницы «Минск» — картина «Проводы на фронт». В исполнении хора с оркестром звучит песня Б.Александрова «Священная война», идет прощание новобранцев с близкими. Эпизод 2. У Главпочтамта разыгрывается отрывок из спектакля по книге Смирнова «Брестская крепость». Разворачивается бой за крепость. * Автор сценария и режиссер-постановщик Петр Гуд. Эпизод 3. Сквер им.Дзержинского — «Минское подполье». Исполнители групповой пантомимы «печатают» на гектографе листовки и передают их участникам шествия. Звучат сводки Совинфорбюро, обсуждаются новости и планы противодействий врагу. г. Эпизод 4. «Белорусская партизанская». На площадке перед ГУМом— партизанский лагерь: костры, шалаши. Выступление партизанской концертной бригады. Эпизод 5. Лестница с площади перед Домом офицеров на проспект -^- «Освобожденная Европа». Группы ^артистов в костюмах разных народов приветствуют шествие цветами, песнями, национальными танцами. Подъезжают грузовики с воинами Советской армии.. Эпизод 6. Площадка у входа ы цирк. Фасад декорирован под Рейхстаг. Идет «последний бой» — между воинами Советской армии и «фашистами». Воодружение красного флага. Эпизод 7. Мост через реку Свислочь. «Встреча победителей». Эпизод 8. Дорога:от реки к площади Победы — «Спасенное детство». Выступления детских хоров, ансамблей танцевальных и музыкальных. Дети дарят ветеранам свое творчество и цветы. Эпизод 9. Площадь Победы. Митинг-реквием и возложение цветов к обелиску славы; Остановки по^ пути шествия -^-древнейшая традиция, истоки которой в египетском празднике Опет (в честь бога солнца Амона — с XIX века до н.э.) и в греческих Великих Дио-нисиях (в честь бога плодородия Диониса^—^- с VI в до н,э.). Остановки'были'продиктованыкакдлительностьюу пути, так и необходимостью проведения ритуальных действий. Поскольку религиозные убеджения пронизывали все формы деятельности древних народов, то неудивительно, что шествиями процессии, объединявшие разные сословия, занимали центральное место даже в спортивных праздниках. Убедительным примером тому могут служить Панафинские игры (Панафинеи), включавшие редкие виды спорта, а также музыкальные состязания. Панафинеи были учреждены в честь богини Афины Паллады — покровительницы города. Торжественная процессия совершалась в день ее мифологического рождения: через весь город в храм Эрехтейон на Акрополе переносился новый наряд богини. Особенности построения шествия выявляли и политическую структуру Афин (знатные горожане занимали здесь^привилегированные\ места): Этот второй принцип организации шествия прочно обосновался в различных типах государственных и гражданских праздников Европы и других стран. Сообразуясь с назначением и содержанием праздника, шествия видоизменялись. Возвращаясь в Минск, следует, прежде всего, назвать «Праздник духовой музыки», в котором приняли участие 1200 музыкантов. Классический вариант шествия с остановками и выступлениями больших оркестровых составов в разных точках столицы, среди которых главной площадкой были ступени Дворца спорта, вновь стал основой постановочного решения Гуда. Этот праздник положил начало проведению подобных ему в ряде других городов республики. И еще одна неожиданность для Минска — колядное шествие по главному проспекту с выходом на боковые улицы и разыгрываемые там представления колядованья, проводившиеся три года подряд — в 1992, 1993, и 1994 гг.* Здесь уместно вспомнить о народной традиции Коляд — движении поющих и веселящихся гуртов по зимним улицам поселков с ярко выраженными элементами карнава-лизации. В 70-е—90-е годы различные виды шествий активно восстанавливались в праздничной палитре многих белорусских городов. Начиная с 1000-летия Витебска новый виток развития получили городские карнавалы. К этому следует добавить городские шествия как составную часть Всебелорусских фестивалей национальных культур, проводимых в Гродно; ставшие традиционными шествия в празднике города Минска, в числе которых юбилей 930 лет города (гл. режиссер В.Н. Панин). Весь праздник решался как театрализованное шествие 9 районов столицы. Каждый район показывал свой исторический блок на Октябрьской плошади. Шоу конца XX - начала XXI века погружаются в море световых спецэффектов, ведущим среди которых стал волшебник-лазер. А представления «Звук и свет» как ничто иное убедили нас в преимуществах «театра под небом», ибо успешно обходятся не только без искусственных декораций, но и без актеров, преодолевая при этом любые расстояния в четырехмерном пространстве. : Автор сценария и главный режиссер П.А.Гуд. Не в силах отнять пальму первенства у древнегреческо- лмфитеатра, возвращаясь к нему вновь и вновь в откры- \ и закрытых помещениях, мы находим такой «тандем», :•;.{ котором бывшая «орхестра» становится местом тор- ;-:тва взаимопроникающих систем музыки, пластики, .орта как искусства, инженерной мысли и режиссуры остаточно вспомнить Открытие и Закрытие зимних Олим- ..!неких игр во французском городе Альбервиле и летних австралийском Сиднее). Содружество зрелищных искусств техническим прогрессом - вот'ось движения во времени пространстве. Глава II
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |