КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Режиссура праздников и зрелищ: Учеб
Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: Учеб. пособие/ Ю. М. Черняк. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с., ил. 985-470-183-2.
В книге изучаются основные аспекты режиссуры праздничных действ, образный строй праздников и зрелищ. Вопросы теории соотносятся с опытом видных режиссеров и самостоятельной деятельностью автора в качестве сценариста и режиссера. Процесс создания празднеств рассмотрен на конкретных примерах. Адресуется студентам и преподавателям высших и средних учебных заведений культуры и спортивной режиссуры, а также широкому кругу постановщиков празднеств и зрелищ. Праздник — многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа. Многофункциональность праздника способствует духовному развитию человека, формированию Личности. Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и надбудничной. Как одна из форм реализации свободного времени праздник является существенной частью каждой национальной культуры. И по своему существу, и по форме праздник — явление коллективистское (в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Возникает он только там, где существуют духовные связи между ними, и, являясь традиционным средством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи. Вместе с тем, массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстетической и повышает социальную активность индивида. Существует бесконечное разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них (например, праздники календарного цикла) функционируют и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, привнесенной современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей. Активно возрождаются сегодня; фольклорные праздники, разнообразием жанров. Прямое назначение их национально-патриотическое и эстетическое воспитание. Уникальным явлением праздничной культуры, непревзойденным по силе эстетического воздействия на многотысячные массы зрителей, являются традиционные праздники песни в республиках Прибалтики (особенно Эстонии и Литве), в Беларуси и Украине. Весьма конкретное назначение у праздников профессий. Они стали неотъемлемой частью национальной культуры, с их помощью осуществляется прямая связь художественной и производственной сфер жизни нашего общества. Важнейшим типом праздников в нашей стране являются общественно-политические и героико-патриотические. Сегодня в культурную жизнь страны все активнее входят праздники деревни, села, города. Среди них особое место занимает праздник-юбилей города. В последнее десятилетие особую популярность приобрели фестивали различных видов искусств. Поводы для организации и проведения их самые разные: политические аспекты; развитие межнациональных культурных связей; установление деловых партнерских и дружеских контактов; пленэры, выставки; масштабные спортивные состязания и др. Но самое главное — конкурсы исполнительского творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие. Этот же период отмечен стремительным возрастанием интереса к главным празднествам христианского церковного календаря и прежде всего — Рождественскому и Пасхальному циклам. При этом важно и ценно то, что к подготовке их программ все чаще привлекаются специалисты художественных профессий: хормейстеры, вокалисты, музыканты и режиссеры. Каждый из вышеназванных типов празднеств предполагает свой режиссерский подход, свои методы театрализации. Но далеко не всегда понятие «театрализованный» становится идентичным понятию «художественный», Даже хорошо решенная композиция всего многоблочного праздничного действа не исключает определенной трафаретности, если в этом решении отсутствует точно найденный образ. Символ, аллегория и особенно метафора позволяют понять и домыслить в ходе действия то, о чем «говорят» не словами (как на театральной сцене), а языком поэтиче ских иносказаний, являющихся необходимым условием точной интерпретации идей и яркого раскрытия содержания праздника и соподчиненного с ним зрелища. Поскольку в монографии речь идет о разнообразных видах зрелищ на воздухе, автор предваряет их анализ кратким историческим очерком развития театрально-зрелищных форм под открытым небом в Европе (I глава). В четырех разделах этой главы рассматривается «театр под открытым небом» в формах, наиболее характерных для каждой исторической эпохи, начиная от спектаклей «хороводного» театра древней Греции, проходивших на сиене-орхестре амфитеатрального сооружения. В последующие эпохи, когда, по выражению Пушкина, «театр перенесся в чертоги» и стал доступен лишь узкому кругу элитарной публики, лучшие умы непрестанно ищут пути и способы возвращения к широкой аудитории на открытом воздухе, на просторных сценах многотысячных зрительных залов, понимая, что возможность общения с нею служит делу просвещения и воспитания соотечественников. Не случайно после свершения 1-ой французской революции Комитет общественного спасения 24 апреля 1794 года «обращается к художникам Республики с призывом принять участие в конкурсе на перестройку здания оперного «Театр франсэ» в крытый амфитеатр; где будут прославляться победы Республики и проводиться национальные празднества». Однако «воздушные» театры и паратеатральные действа различных видов, включавшие спектакли и зрелища на воде, возникали не только на почве социальных катаклизмов. При дворцах и замках в роскошных садах и парках знатных вельмож строились специальные театральные сооружения новой архитектоники. Зодчие предусматривали привязку их к архитектуре, учитывали ландшафтные особенности местности, удобства расположения зрителей. Все это имело место в Италии XVI—XVII столетий, в Англии XVII ст. (шекспировский театр «Глобус»); на территории Беларуси XVIII ст., входившей в состав Речи Посполитой: в Несвиже и его предместье Альбе, в Слуц-ке, Слониме, Шклове и других городах, что представляет особый интерес в контексте всеевропейского театрального процесса и европейской культуры в целом. На рубеже XIX—XX столетий на первый план в жизнедеятельности театра выдвигается фигура режиссера. При постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ режиссер становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса. Антология режиссуры в европейском театре XX века запечатлела десятки имен выдающихся мастеров сцены. Среди них в первую очередь следует назвать подлинных экспериментаторов и реформаторов, неизбежно выходивших на просторы огромных сцен, амфитеатров и площадей, Макса Рейнхардта (Германия), Фирмена Жемье (Франция), Всеволода Мейерхольда (Россия), Константина Марджанова (Россия, Грузия), Николая Петрова (Россия), Леся Курбаса (Украина), Эрвина Пискатрра (Германия). Режиссура как самостоятельная ветвь театрального искусства едва ли могла бы наполняться соками и зеленеть, не будь этих личностей. Наряду с мэтрами традиционного психологического театра — Станиславским и Немировичем-Данченко — они дали корни театру будущего, И это «будущее» не замедлило себя проявить. Вскоре после окончания11-ой мировой войны — в 1947 году — на открытую площадь вышел малоизвестный тогда французский режиссер Жан Вилар. Именно он организовал первый театральный фестиваль, проходивший во дворе папского дворца в г Авиньоне и через два года ставший международным. Авиньонский фестиваль дал начало многим другим театральным, фестивалям под открытым небом, набравшим особую силу и широту в 50— 60 гг. XX столетия. Понятия «театр» и «зрелище», стали все более сближаться в 70-е—80-е годы. Они взаимопроникали друг в друга, соединяя сушу и воду, сценический костюм и муляжи открытого пространства, превращая в декорации архитектурно-скульптурное окружение и пейзаж; используя новые выразительные возможности света, звука и пиротехники. Они включились в сферу спорта, позволяя реализовать фантастические замыслы режиссеров Открытий и Закрытий Олимпийских игр. В последующих разделах настоящей работы последовательно рассматриваются принципы воссоздания образной структуры действа — от выбора приема монтажа эпизодов не связанного с ним сценарно-режиссерского хода (II глава) до освещения ассоциативного восприятия как основы зрелищной метафоры. При этом становится очевидным, что каждый тип зрелища сам определяет путь к метафоре или образному триединству: в одних случаях это звук, свет и пространственная среда; в других — звук, свето-пиротехнические эффекты и скульптурные фрагменты мемориального комплекса; в третьих — цвето-музыкально-пластический контрапункт. Изучению вопроса цветомузыкального контрапункта посвящена IV глава, где научный анализ связан с экспериментами С.Эйзенштейна и А.Тарковского в кинематографе, Л.Варпаховского в театре; Н.Римского-Корсакова и А.Скрябина в области цветомузыки; а также с исканиями художников-композиторов В.Кандинского и М.Чурлиониса. Большое внимание в этой главе уделяется использованию приемов цветомузыкального контрапункта при постановке массовых зрелищ (разделы «Язык открытого пространства» и «Драма родилась на площади»). В V главе находят свое развитие важнейшие тезисы предыдущих разделов. Анализируется процесс создания сценария и дальнейшего воплощения его в празднике-юбилее города. В VI - рассматриваются пути к образному решению камерных юбилейных праздников различных локальных тем. VII глава, посвященная вопросам режиссуры Открытий Олимпийских игр, включает, в первую очередь, рассмотрение ритуалов и символики их в Древней Греции, а затем - сохранение традиционных и возникновение новых элементов в современных олимпийских церемониалах. Однако главное внимание уделяется особенностям режиссуры тематических спортивно-художественных представлений в празднествах Открытий Олимпийских игр. В области массовых празднеств и зрелищ существует немалый объем литературы, как описательного характера, так и исследовательского. Специальные исследования, зачастую включавшие в себя более или менее сложный социологический анализ, начали появляться в 20-30-е годы минувшего столетия, сопутствуя динамичному развитию праздничных действ, инсценировок, сатирических форм представлений и шествий (политкарнавалы) на улицах и площадях; В качестве авторов выступали, в первую очередь, сами режиссеры-постановщики массовых действий: С.Радлов, А.Кугель, Н.Петров, Н. Евреинов, виднейший литературовед, искусствовед, педагог и режиссер А.Пиотровский, педагог и руководитель студии при Белорусском государственном театре В.Смышляев, театровед Н.Волков, историк театра А.Гвоздев, историк цирка и эстрады Е.Кузнецов, писатель и нарком просвещения А.Луначарский, а также ряд других, воспринявших «театр масс» как величайшее знамение времени, определившего новую культурную эру в России. В Белоруссии это время отмечено не менее стремительным развитием празднеств и зрелищ революционной тематики, однако освещение и анализ их не выходит за пределы периодической печати. При этом имена режиссеров почти не упоминаются, тогда как все большую известность приобретают художники, оформлявшие эти праздники: Ю.Пэн, М.Шагал, К.Малевич и другие — выпускники Петербургской Академии художеств, что подробно освещено в книге В.В.Шамшура «Празднества революции», изданной в 1989 г. В то же время, со всей определенностью можно назвать первых спортивных режиссеров Беларуси, которые с 1936 по 1939 гг. плодотворно работали по подготовке и проведению Всесоюзных парадов физкультурников на Красной площади в Москве: Б.С. Нашанчик, А.А. Губанов, Ш.З. Гусак. Совместно с балетмейстерами И.А. Моисеевым и К.Я. Галейзовским на минском стадионе «Динамо» Губанов и Гусак осуществили ряд тематических спортивно-художественных композиций. Тематический цикл «Граница на замке» к постановке Губанова и Моисеева в 1937 г. был показан на Физкультурном параде. В 50-е гг. эта традиция была продолжена спортивными режиссерами нового поколения, в том числе, белорусскими: М.И. Цейтиным, Г.Б. Рабилем, другими. Становление науки о праздниках в Беларуси связано с приданием этой сфере деятельности самостоятельной системы образования, что относится к концу 70-х — началу 80 гг. Поскольку названный процесс в России начался 1мдесятилетие раньше, то многие учебно-методические и прошлые разработки опирались на подготовленную уже базу ИоосоБского и Ленинградского институтов культуры и ИМИ искусствознания. В наиболее значительных трудах трех последних десятилетки: А.И.Мазаева — «Праздник как социально-художественное явление», польского исследователя К. Жигуль-зшро — «Праздник и культура», И.М. Туманова — «Режиссер массового праздника и театрализованного концерта», Щароева — «Режиссура эстрады и массовых представлений, А.А. Коновича — «Театрализованные праздники и концерты в СССР», (которые, по сути, служат учебниками Уже не первому поколению студентов) — изучается весьма широкий спектр вопросов социокультурной деятельности праздниках. Если же выделить аспект режиссурьгираз^ и зрелища в нем, то на первый план выдвигаются проблемы их театрализации. Туманов, Шароев, Конович л рял других авторов рассматривают пути театрализации .за многочисленных примерах, касаясь методологии и, в тельных случаях, выявления художественного образа. Однако специального издания с научным обоснованием образной системы (или образного строя) праздничного действа в целом и образа зрелища в нем; принципов раскрытия авторской идеи и режиссерского замысла средствами поэтических иносказаний, в частности — метафоричности зрелища, — пока нет. Цель настоящей работы — изучить названные проблемы. Поскольку главное внимание здесь уделяется проблеме «контрапунктного» использования средств образной вы-. разительности, исследования в смежных видах зрелищных искусств приобретают особый интерес. Это, прежде всего, концептуальные искания С.М. Эйзенштейна на пути к зву-всовому и цветному кинематографу — Собр. соч., т. 5; «Контрапункт режиссера» и «Поэтика режиссуры» выдающегося режиссера театра и кино С.И. Юткевича, «Синтез ис-^ исусств» М.П. Котовской, «О художественной условности» А. Михайловой, сборник работ искусствоведов «Взаимодействие и синтез искусств», а также труды исследователя в области свето-звуковых представлений и режиссера-постановщика их, профессора Б.М. Галеева — «Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым не- бом», «Содружество чувств и синтез искусств», «Светомузык в системе искусств». Сюда же следует отнести работы В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка», Э.И. Шумиловой «Правда балета», В. Дельсона «Скрябин». Практическую основу учебного пособия составляют разнотипные праздники и зрелища, в основном историко-художественной темы, осуществленные на территории Белоруссии и России в период 70-90-х гг. XX в. Исключением являются Олимпийские игры - в Атланте (США, 1996 г.) и Сиднее (Австралия, 2000 г.).
Глава 1
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 5172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |