Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Режиссура праздников и зрелищ: Учеб




Черняк Ю.М.

Режиссура праздников и зрелищ: Учеб. пособие/ Ю. М. Черняк. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с., ил. 985-470-183-2.

 

В книге изучаются основные аспекты режиссуры празднич­ных действ, образный строй праздников и зрелищ. Вопросы тео­рии соотносятся с опытом видных режиссеров и самостоятель­ной деятельностью автора в качестве сценариста и режиссера. Процесс создания празднеств рассмотрен на конкретных приме­рах.

Адресуется студентам и преподавателям высших и средних учебных заведений культуры и спортивной режиссуры, а также широкому кругу постановщиков празднеств и зрелищ.

Праздник — многогранное социальное явление, отра­жающее исторические, экономические и художественные ценности народа. Многофункциональность праздника спо­собствует духовному развитию человека, формированию Личности.

Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и надбудничной. Как одна из форм реализации свободного време­ни праздник является существенной частью каждой на­циональной культуры. И по своему существу, и по форме праздник — явление коллективистское (в отличие от мно­гих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия груп­пы людей. Возникает он только там, где существуют ду­ховные связи между ними, и, являясь традиционным сред­ством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи.

Вместе с тем, массовый праздник как социально-худо­жественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, раз­влекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстети­ческой и повышает социальную активность индивида.

Существует бесконечное разнообразие типов праздни­ков, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них (например, праздники календарного цикла) функционируют и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, прив­несенной современными явлениями жизни, художест­венной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей. Активно возрождаются сегодня; фольклорные праздники, разнообразием жанров. Прямое назначение их национально-патриотическое и эстетическое воспитание.

Уникальным явлением праздничной культуры, непре­взойденным по силе эстетического воздействия на много­тысячные массы зрителей, являются традиционные празд­ники песни в республиках Прибалтики (особенно Эсто­нии и Литве), в Беларуси и Украине.

Весьма конкретное назначение у праздников профес­сий. Они стали неотъемлемой частью национальной культу­ры, с их помощью осуществляется прямая связь художест­венной и производственной сфер жизни нашего общества.

Важнейшим типом праздников в нашей стране являются общественно-политические и героико-патриотические.

Сегодня в культурную жизнь страны все активнее вхо­дят праздники деревни, села, города. Среди них особое место занимает праздник-юбилей города.

В последнее десятилетие особую популярность приоб­рели фестивали различных видов искусств. Поводы для организации и проведения их самые разные: политические аспекты; развитие межнациональных культурных связей; установление деловых партнерских и дружеских контак­тов; пленэры, выставки; масштабные спортивные состя­зания и др. Но самое главное — конкурсы исполнительско­го творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие.

Этот же период отмечен стремительным возрастанием интереса к главным празднествам христианского церков­ного календаря и прежде всего — Рождественскому и Пас­хальному циклам. При этом важно и ценно то, что к под­готовке их программ все чаще привлекаются специалисты художественных профессий: хормейстеры, вокалисты, музыканты и режиссеры.

Каждый из вышеназванных типов празднеств предпо­лагает свой режиссерский подход, свои методы театрали­зации. Но далеко не всегда понятие «театрализованный» становится идентичным понятию «художественный», Даже хорошо решенная композиция всего многоблочного празд­ничного действа не исключает определенной трафаретно­сти, если в этом решении отсутствует точно найденный образ. Символ, аллегория и особенно метафора позволяют понять и домыслить в ходе действия то, о чем «говорят» не словами (как на театральной сцене), а языком поэтиче ских иносказаний, являющихся необходимым условием точной интерпретации идей и яркого раскрытия содержания праздника и соподчиненного с ним зрелища.

Поскольку в монографии речь идет о разнообразных видах зрелищ на воздухе, автор предваряет их анализ крат­ким историческим очерком развития театрально-зрелищ­ных форм под открытым небом в Европе (I глава).

В четырех разделах этой главы рассматривается «театр под открытым небом» в формах, наиболее характерных для каждой исторической эпохи, начиная от спектаклей «хороводного» театра древней Греции, проходивших на сиене-орхестре амфитеатрального сооружения.

В последующие эпохи, когда, по выражению Пушки­на, «театр перенесся в чертоги» и стал доступен лишь уз­кому кругу элитарной публики, лучшие умы непрестанно ищут пути и способы возвращения к широкой аудитории на открытом воздухе, на просторных сценах многотысяч­ных зрительных залов, понимая, что возможность обще­ния с нею служит делу просвещения и воспитания сооте­чественников. Не случайно после свершения 1-ой фран­цузской революции Комитет общественного спасения 24 апреля 1794 года «обращается к художникам Республики с призывом принять участие в конкурсе на перестройку зда­ния оперного «Театр франсэ» в крытый амфитеатр; где будут прославляться победы Республики и проводиться национальные празднества».

Однако «воздушные» театры и паратеатральные дейст­ва различных видов, включавшие спектакли и зрелища на воде, возникали не только на почве социальных катаклизмов. При дворцах и замках в роскошных садах и парках знатных вельмож строились специальные театральные со­оружения новой архитектоники. Зодчие предусматривали привязку их к архитектуре, учитывали ландшафтные осо­бенности местности, удобства расположения зрителей.

Все это имело место в Италии XVI—XVII столетий, в Англии XVII ст. (шекспировский театр «Глобус»); на тер­ритории Беларуси XVIII ст., входившей в состав Речи Посполитой: в Несвиже и его предместье Альбе, в Слуц-ке, Слониме, Шклове и других городах, что представляет особый интерес в контексте всеевропейского театрально­го процесса и европейской культуры в целом.

На рубеже XIX—XX столетий на первый план в жизне­деятельности театра выдвигается фигура режиссера. При постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ ре­жиссер становится «генералом» в ходе всего организаци­онно-творческого процесса. Антология режиссуры в евро­пейском театре XX века запечатлела десятки имен выдаю­щихся мастеров сцены. Среди них в первую очередь следу­ет назвать подлинных экспериментаторов и реформаторов, неизбежно выходивших на просторы огромных сцен, ам­фитеатров и площадей, Макса Рейнхардта (Германия), Фирмена Жемье (Франция), Всеволода Мейерхольда (Рос­сия), Константина Марджанова (Россия, Грузия), Нико­лая Петрова (Россия), Леся Курбаса (Украина), Эрвина Пискатрра (Германия). Режиссура как самостоятельная ветвь театрального искусства едва ли могла бы наполняться со­ками и зеленеть, не будь этих личностей.

Наряду с мэтрами традиционного психологического театра — Станиславским и Немировичем-Данченко — они дали корни театру будущего, И это «будущее» не замедли­ло себя проявить. Вскоре после окончания11-ой мировой войны — в 1947 году — на открытую площадь вышел мало­известный тогда французский режиссер Жан Вилар. Именно он организовал первый театральный фестиваль, проходив­ший во дворе папского дворца в г Авиньоне и через два года ставший международным. Авиньонский фестиваль дал начало многим другим театральным, фестивалям под от­крытым небом, набравшим особую силу и широту в 50— 60 гг. XX столетия.

Понятия «театр» и «зрелище», стали все более сближаться в 70-е—80-е годы. Они взаимопроникали друг в друга, со­единяя сушу и воду, сценический костюм и муляжи от­крытого пространства, превращая в декорации архитек­турно-скульптурное окружение и пейзаж; используя но­вые выразительные возможности света, звука и пиротех­ники. Они включились в сферу спорта, позволяя реализо­вать фантастические замыслы режиссеров Открытий и За­крытий Олимпийских игр.

В последующих разделах настоящей работы последова­тельно рассматриваются принципы воссоздания образной структуры действа — от выбора приема монтажа эпизодов не связанного с ним сценарно-режиссерского хода (II гла­ва) до освещения ассоциативного восприятия как основы зрелищной метафоры.

При этом становится очевидным, что каждый тип зрели­ща сам определяет путь к метафоре или образному триедин­ству: в одних случаях это звук, свет и пространственная сре­да; в других — звук, свето-пиротехнические эффекты и скульптурные фрагменты мемориального комплекса; в третьих — цвето-музыкально-пластический контрапункт.

Изучению вопроса цветомузыкального контрапункта посвящена IV глава, где научный анализ связан с экспе­риментами С.Эйзенштейна и А.Тарковского в кинемато­графе, Л.Варпаховского в театре; Н.Римского-Корсакова и А.Скрябина в области цветомузыки; а также с исканиями художников-композиторов В.Кандинского и М.Чурлиониса. Большое внимание в этой главе уделяется использованию приемов цветомузыкального контрапункта при постанов­ке массовых зрелищ (разделы «Язык открытого простран­ства» и «Драма родилась на площади»).

В V главе находят свое развитие важнейшие тезисы пре­дыдущих разделов. Анализируется процесс создания сце­нария и дальнейшего воплощения его в празднике-юби­лее города.

В VI - рассматриваются пути к образному решению ка­мерных юбилейных праздников различных локальных тем.

VII глава, посвященная вопросам режиссуры Откры­тий Олимпийских игр, включает, в первую очередь, рас­смотрение ритуалов и символики их в Древней Греции, а затем - сохранение традиционных и возникновение но­вых элементов в современных олимпийских церемониалах. Однако главное внимание уделяется особенностям режис­суры тематических спортивно-художественных представ­лений в празднествах Открытий Олимпийских игр.

В области массовых празднеств и зрелищ существует немалый объем литературы, как описательного характера, так и исследовательского.

Специальные исследования, зачастую включавшие в себя более или менее сложный социологический анализ, начали появляться в 20-30-е годы минувшего столетия, сопутствуя динамичному развитию праздничных действ, инсценировок, сатирических форм представлений и ше­ствий (политкарнавалы) на улицах и площадях;

В качестве авторов выступали, в первую очередь, сами режиссеры-постановщики массовых действий: С.Радлов, А.Кугель, Н.Петров, Н. Евреинов, виднейший литературовед, искусствовед, педагог и режиссер А.Пиотровский, педагог и руководитель студии при Белорусском государственном театре В.Смышляев, театровед Н.Волков, ис­торик театра А.Гвоздев, историк цирка и эстрады Е.Кузнецов, писатель и нарком просвещения А.Луначарский, а также ряд других, воспринявших «театр масс» как вели­чайшее знамение времени, определившего новую куль­турную эру в России.

В Белоруссии это время отмечено не менее стремитель­ным развитием празднеств и зрелищ революционной те­матики, однако освещение и анализ их не выходит за пре­делы периодической печати. При этом имена режиссеров почти не упоминаются, тогда как все большую известность приобретают художники, оформлявшие эти праздники: Ю.Пэн, М.Шагал, К.Малевич и другие — выпускники Петербургской Академии художеств, что подробно осве­щено в книге В.В.Шамшура «Празднества революции», изданной в 1989 г.

В то же время, со всей определенностью можно назвать первых спортивных режиссеров Беларуси, которые с 1936 по 1939 гг. плодотворно работали по подготовке и проведению Всесоюзных парадов физкультурников на Красной площади в Москве: Б.С. Нашанчик, А.А. Губанов, Ш.З. Гусак. Совместно с балетмейстерами И.А. Моисеевым и К.Я. Галейзовским на минском стадионе «Динамо» Губанов и Гусак осуществили ряд тематических спортивно-художественных композиций. Тематический цикл «Граница на замке» к постановке Губанова и Моисеева в 1937 г. был показан на Физкультурном параде. В 50-е гг. эта традиция была продолжена спортивными режиссерами нового по­коления, в том числе, белорусскими: М.И. Цейтиным, Г.Б. Рабилем, другими.

Становление науки о праздниках в Беларуси связано с приданием этой сфере деятельности самостоятельной сис­темы образования, что относится к концу 70-х — началу 80 гг. Поскольку названный процесс в России начался 1мдесятилетие раньше, то многие учебно-методические и прошлые разработки опирались на подготовленную уже базу

ИоосоБского и Ленинградского институтов культуры и ИМИ искусствознания.

В наиболее значительных трудах трех последних десятилетки: А.И.Мазаева — «Праздник как социально-художественное явление», польского исследователя К. Жигуль-зшро — «Праздник и культура», И.М. Туманова — «Режиссер массового праздника и театрализованного концерта», Щароева — «Режиссура эстрады и массовых представлений, А.А. Коновича — «Театрализованные праздники и концерты в СССР», (которые, по сути, служат учебниками

Уже не первому поколению студентов) — изучается весьма широкий спектр вопросов социокультурной деятельности праздниках. Если же выделить аспект режиссурьгираз^ и зрелища в нем, то на первый план выдвигаются проблемы их театрализации. Туманов, Шароев, Конович л рял других авторов рассматривают пути театрализации .за многочисленных примерах, касаясь методологии и, в тельных случаях, выявления художественного образа.

Однако специального издания с научным обосновани­ем образной системы (или образного строя) празднично­го действа в целом и образа зрелища в нем; принципов раскрытия авторской идеи и режиссерского замысла сред­ствами поэтических иносказаний, в частности — метафо­ричности зрелища, — пока нет.

Цель настоящей работы — изучить названные проблемы.

Поскольку главное внимание здесь уделяется проблеме «контрапунктного» использования средств образной вы-. разительности, исследования в смежных видах зрелищных искусств приобретают особый интерес. Это, прежде всего, концептуальные искания С.М. Эйзенштейна на пути к зву-всовому и цветному кинематографу — Собр. соч., т. 5; «Кон­трапункт режиссера» и «Поэтика режиссуры» выдающего­ся режиссера театра и кино С.И. Юткевича, «Синтез ис-^ исусств» М.П. Котовской, «О художественной условности» А. Михайловой, сборник работ искусствоведов «Взаимо­действие и синтез искусств», а также труды исследователя в области свето-звуковых представлений и режиссера-по­становщика их, профессора Б.М. Галеева — «Театрализо­ванные представления «Звук и свет» под открытым не-

бом», «Содружество чувств и синтез искусств», «Светомузык в системе искусств». Сюда же следует отнести работы В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка», Э.И. Шу­миловой «Правда балета», В. Дельсона «Скрябин».

Практическую основу учебного пособия составляют раз­нотипные праздники и зрелища, в основном историко-художественной темы, осуществленные на территории Бе­лоруссии и России в период 70-90-х гг. XX в.

Исключением являются Олимпийские игры - в Атлан­те (США, 1996 г.) и Сиднее (Австралия, 2000 г.).

 

Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 5172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.