КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык открытого пространства
ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ ЗРЕЛИЩА
Одним из сильнейших средств художественной выразительности в режиссуре зрелищ является цвет. «У истоков культуры цвет был равноценен слову, то есть служил символом различных вещей и понятий. Наиболее устойчивыми оказались основные цвета, отождествлявшие у первобытных народов самые ценные для них вещества и жизненно важные стихии. Таковыми являются кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный цвета». С развитием земледелия к ним присоединились «желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян). Наряду с вышеназванными эти цвета на протяжении веков считались основными». И по сей день космогенные факторы остаются ведущими в вопросах классификации цветов. Нас будет интересовать в основном психологическое воздействие цвета, порождаемые им ассоциации, ибо мы уясняем значение цвета в совмещении с другими художественными составляющими, прежде всего; - с музыкой и пластикой. То есть в синтезе, который определяет образную структуру зрелища как выражение конфликта, борьбы в развитии действия. Проявление цветомузыкального контрапункта помогает решать различные задачи при воплощении режиссерского замысла. Это прослеживается на примерах разнообразных жанров и форм зрелищ. Настоящая глава ставит своей целью показать психологическую функцию метафоры, воссозданной на основе названного синтеза. Ни одна из форм театрализованных действ под открытым небом: ни представления «Звук и свет», ни свето-звукопиротехнические у мемориалов, ни спектакль, привязанный к архитектурным сооружениям или ландшафту, ни даже спортивные зрелища — не нуждаются в цветовой символике в такой степени, как действа на большой площади или стадионе. У каждой из вышеназванных форм есть совокупность своих выразительных средств, имеющих внутреннее оправдание. Большая площадь, открытая «всем ветрам», лишена опорных точек для режиссера. Поэтому возникает необходимость либо в декоративных элементах-символах, либо в чрезвычайно точном решении цветовой гаммы музыкально-пластических композиций. Язык открытого пространства не терпит многословия: краткие и выразительные тексты-комментарии дикторов, не исключающие поэтическую форму, или столь же скупые репортажи, характерные для сопровождения шествий, — вот то, без чего обойтись невозможно. Само же действие рассчитано на использование поэтических иносказаний, способствующих восприятию идеи постановщика. По словам крупнейшего режиссера театра и театрализованных представлений Иосифа Туманова; «в любом массовом действии... режиссер влияет на сознание и воображение участника и зрителя общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии». В 1951 г. на фестивале в Берлине в представлении, темой которого было самоутверждение человеческих рас, Туманов синтезировал выразительные возможности цвета с музыкально-пластическим решением. «На поле — 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях - черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых; черные встают во весь рост... Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была воплощена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности». Следует отметить, что в 12-ти Всемирных фестивалях молодежи и студентов накоплен такой арсенал образных цветомузыкалъных решений сюжетных номеров и эпизодов разных зрелищных форм, спортивно-художественных и пластико-хореографических композиций, который без преувеличения можно назвать энциклопедией поэтического языка массовых действ. В эту энциклопедию свои яркие страницы вписали режиссеры Открытий и Закрытий Олимпийских игр, в частности, зимних в Канаде (Калгари), Франции (Альбервиль), Норвегии (Лиллехаммер), летних в Корее (Сеул) и др. Вот несколько примеров пластико-цветовых построений на стадионах городов-хозяев ВФМиС. Москва, 1957 г. - VI - стадион в Лужниках. Народное танцевальное представление «Цвети, наша молодость!» раскрывает тему дружбы народов СССР (главный балетмейстер Р. Захава). В стремительном кружении танца юноши и девушки 15-ти союзных республик, одетые в, национальные костюмы, заполнили все поле стадиона, превратив его в цветущий сад. Девушки с ветками цветущих яблонь в руках образовали аллеи, среди которых танцевала молодежь. Вслед за этим участники рассыпались по стадиону, открывая его центр для сольных выступлений представителей союзных республик. А так как их 15, то остальные 14 делегаций, расположившись в красивые группы, аккомпанировали коллективу или солисту в характере его национального танца. Все выступление было единым танцевальным действием, которое заключалось грандиозной русской пляской и апофеозом, когда все участники, держа в руках зонтики в форме цветов, превратили стадион в поле ромашек. Гавана, 1978 г, — XI - Латиноамериканский стадион. В день открытия фестиваля на Латиноамериканском стадионе было показано большое красочное театрализованное представление. С помощью хореографии создан образ солнца как символа добра и мира. Разноцветные лучи, растекаясь по зеленому ковру поля, объединяя всех присутствующих на стадионе, сделали зримым лозунг «Молодежь мира, Куба— твой дом!». Затем солнечные лучи вылились в множество больших и малых цветов, ярких, красочных - символы человеческого счастья к красоты. Москва, 1985 г. - XII - стадион в Лужниках*. Открытие. Хозяйка XII Всемирного фестиваля — наша Катюша приняла от своей сверстницы с острова Свободы эстафету -живой символ мира — голубя. Он взмывает ввысь, а за ним.стая белоснежных птиц. «Летитеу голуби, летите!» - звучит знакомая мелодия и хореографическая группа в костюмах белых голубей исполняет яркий символический танец, который можно назвать «танцем мира». - Интересной находкой постановщиков в день закрытия фестиваля, наряду с другими творческими удачами, явился фрагмент «Лебеди». С фонового экрана Восточной трибуны словно заструились на поле прозрачные голубые потоки воды, сливаясь с чарующими звуками балета Чайковского «Лебединое оае-ро». И вот уже все поле превратилось в водную гладь, подернутую легкой рябью, - это танцующие девушки^^ играютвоздушными шарфами. Выхваченные из темноты скользящим лучом прожектора выплываютбелоснежные лебеди. Они кажутся сотканными из света и музьжи — шедевр мировой.хореографии, обошедшей балетные подмостки всего мира. Выступает прославленная балетная труппа Большого театра. Перед нами неповторимое зрелище: на пяти площадках, обозначенных серебристыми кругами света,•-• пять дейушек-лебедей, пять Одетт, пять звезд большого балета, А вокруг плещется, живет своей таинственной жизнью лебединое озеро. Такой фантастической картины; не воссоздать ни на одной театральной сцене. Это поистине грандиозное зрелище на стадионе в Лужниках г- закрытие е Главный режиссер XII ВФМ и С -Б. Н. Петров. стиваля -^ было выражением лиризма, внутреннего обая-- сильного и доброго русского характера. Особое значение $ действиях на стадионе приобретает чр;«, На высоких.трибунах многотысячных стадионов, ка-шеыми являются и Лужники в Москве, и Латиноамери-щвский стадион в • Гаване, фоновые группы ведут свой шгсгоянный цветомузыкальный комментарий происходя-:о на зеленом поле, нередко дополняя и разъясняя сотня, а порой и выявляя конфликтную ситуацию. Так, театрализованная часть Открытия XII Всемирного;. стиваля начинается тем, что на огромный травяной ко--? выбегает мальчик. В руках у него — кисть и палитра.: яах — и голубизна неба разливается по фону, как по:сту, еще взмах — и смеется лучистое солнце. Так ожи-песня «Пусть всегда будет солнце». И тем нелепей и [овищней кажется тень, зловещим контуром наползаю-на солнце, изломавшая веселую радугу на полотне «а. Спасаясь от нее, крошечная девочка бежит по полю Щматери — воплощению теплоты и надежности. Бережно Прижимает к себе женщина в белой ниспадающей широкими складками тунике малйшку;.. Программа самых юных участников открыла еще одну лицу праздника - художественно-спортивное приветствие фестивалю от всех республик страны Советов. На фоне «икают национальные орнаменты - живая декорация большой танцевальной сюиты. В стиле цветомузыки ровождал фон и выступление гимнастов и акробатов. С хлебом-солью появляется талисман фестиваля — пгюша. И вслед за нею сразу несколько приветливых хо-к праздника в пятицветных кокошниках приглашают танец молодежь планеты. А над стадионом звучит знаменитая «Катюша». В огромную цветущую клумбу превращается поле стадиона, раскрывает лепестки фестивальная ромашка; Двумя многокрасочными лавинами движутся участники торжества и несут в поднятых руках объемный ма-атома — символ технической. мощи человека, а на новом экране в ореоле солнечных бликов сверкает земной шар. Звучит песня-клятва подхваченная могучим хором в 100 тысяч голосов: Солнечному миру - да, да, да! Ядерному взрыву нет - нет, нет, нет! В подтверждение этим словам из каждого атома вырывается голубь — крылатый вестник мира. Нельзя убедительг нее и точнее выразить высокую идею XII Всемирного фестиваля молодежи. ...... Спектакль, который показали на Латиноамериканском стадионе кубинские друзья, выразил действом лозунг молодежного форума;*- «За антиимпериалистически солидарность, мир, дружбу» (XI ВФМиС, 1978 г.). Представить его в театрализованной форме были призваны десятки тысяч гимнастов, 4560 участников живого.-панно, хор из двух тысяч голосов, более 500 музыкантов. : И гимнасты, и участники панно, и музыканты -подчинялись единому ритму, тесно связанному с муз] кой и цветом. Символические картины: легендарная ях «Гранма» принимает историческую эстафету от крейсе] «Аврора»; улыбающееся лицо Юрия Гагарина; портре' героев кубинского народа; голубь мира; слово «Мир» разных языках Земли, - все это возникало по мановени! дирижерской палочки, живые картины сменяли одна др; гую, приводя в восторг тысячи зрителей. Еще одним свидетельством мастерства наших спорти; ных режиссеров стала фоновая «живопись» на трибун; стадиона в Лужниках в день Открытия 1-х Игр доброй воз (Москва, 1986 г.). Это была своего рода цветомузыкальн; «симфония» об огромной стране, носившей гордое и] Советский Союз... На поле стадиона разворачивались спортивно-художб ственные и хореографические позиции представителей союзн] республик, а на фоне проплыв; их символика в живописных па: но: крупным планом гербы респ; лик, золотые купола Москвы; пе] зажи горных вершин Кавказа, пни ничных полей Украины, белых ~ рез Беларуси, хлопковых плантац] Узбекистана, янтарных виноградн] ков Молдавии и так далее, Финальной точкой праздни Открытия 1 Игр доброй воли .с: ла поражавшая своей красота! Георгий Рабиль «Белорусская ваза», «изваянн -ортивным режиссером Георгием Рабилем из живых фи-:) гимнастов. Ярко высвеченная в наступивших сумерках -.а явилась символом спортивной славы., Трудно переоценить оставленное нам наследие. Бегут пятилетия, сменяют друг друга эпохи, но очевидно одно: - и любых социальных переменах и метаморфозах искусств л достижения режиссуры массовых зрелищ необходимо учать, сохранять и использовать.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |