Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык открытого пространства




ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ ЗРЕЛИЩА

 

Одним из сильнейших средств художественной выра­зительности в режиссуре зрелищ является цвет. «У истоков культуры цвет был равноценен слову, то есть служил сим­волом различных вещей и понятий. Наиболее устойчивы­ми оказались основные цвета, отождествлявшие у перво­бытных народов самые ценные для них вещества и жиз­ненно важные стихии. Таковыми являются кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный цвета». С развитием земледелия к ним присоединились «жел­тый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет рас­тительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китай­цев и египтян). Наряду с вышеназванными эти цвета на протяжении веков считались основными».

И по сей день космогенные факторы остаются ведущи­ми в вопросах классификации цветов.

Нас будет интересовать в основном психологическое воздействие цвета, порождаемые им ассоциации, ибо мы уясняем значение цвета в совмещении с другими художе­ственными составляющими, прежде всего; - с музыкой и пластикой. То есть в синтезе, который определяет образ­ную структуру зрелища как выражение конфликта, борь­бы в развитии действия.

Проявление цветомузыкального контрапункта помога­ет решать различные задачи при воплощении режиссер­ского замысла. Это прослеживается на примерах разнооб­разных жанров и форм зрелищ.

Настоящая глава ставит своей целью показать психоло­гическую функцию метафоры, воссозданной на основе названного синтеза.

Ни одна из форм театрализованных действ под откры­тым небом: ни представления «Звук и свет», ни свето-звукопиротехнические у мемориалов, ни спектакль, при­вязанный к архитектурным сооружениям или ландшафту, ни даже спортивные зрелища — не нуждаются в цветовой символике в такой степени, как действа на большой пло­щади или стадионе. У каждой из вышеназванных форм есть совокупность своих выразительных средств, имеющих внут­реннее оправдание.

Большая площадь, открытая «всем ветрам», лишена опорных точек для режиссера. Поэтому возникает необхо­димость либо в декоративных элементах-символах, либо в чрезвычайно точном решении цветовой гаммы музыкаль­но-пластических композиций.

Язык открытого пространства не терпит многословия: краткие и выразительные тексты-комментарии дикторов, не исключающие поэтическую форму, или столь же скупые репортажи, характерные для сопровождения шествий, — вот то, без чего обойтись невозможно. Само же действие рассчи­тано на использование поэтических иносказаний, способ­ствующих восприятию идеи постановщика. По словам круп­нейшего режиссера театра и театрализованных представ­лений Иосифа Туманова; «в любом массовом действии... режиссер влияет на сознание и воображение участника и зрителя общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режис­суры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии».

В 1951 г. на фестивале в Берлине в представлении, те­мой которого было самоутверждение человеческих рас, Туманов синтезировал выразительные возможности цвета с музыкально-пластическим решением. «На поле — 10 ты­сяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и жел­того цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, жел­тые, символизирующие народы Азии, и на коленях - черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых; черные встают во весь рост... Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равнопра­вия людей разного цвета кожи, не­смотря на то, что была воплощена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности».

Следует отметить, что в 12-ти Всемирных фестивалях молодежи и сту­дентов накоплен такой арсенал образ­ных цветомузыкалъных решений сюжетных номеров и эпи­зодов разных зрелищных форм, спортивно-художествен­ных и пластико-хореографических композиций, который без преувеличения можно назвать энциклопедией поэти­ческого языка массовых действ. В эту энциклопедию свои яркие страницы вписали режиссеры Открытий и Закры­тий Олимпийских игр, в частности, зимних в Канаде (Кал­гари), Франции (Альбервиль), Норвегии (Лиллехаммер), летних в Корее (Сеул) и др.

Вот несколько примеров пластико-цветовых построе­ний на стадионах городов-хозяев ВФМиС.

Москва, 1957 г. - VI - стадион в Лужниках. Народное танцевальное представление «Цвети, наша молодость!» раскрывает тему дружбы народов СССР (главный балет­мейстер Р. Захава). В стремительном кружении танца юно­ши и девушки 15-ти союзных республик, одетые в, нацио­нальные костюмы, заполнили все поле стадиона, превра­тив его в цветущий сад. Девушки с ветками цветущих яб­лонь в руках образовали аллеи, среди которых танцевала молодежь. Вслед за этим участники рассыпались по ста­диону, открывая его центр для сольных выступлений пред­ставителей союзных республик. А так как их 15, то осталь­ные 14 делегаций, расположившись в красивые группы, аккомпанировали коллективу или солисту в характере его национального танца. Все выступление было единым тан­цевальным действием, которое заключалось грандиозной

русской пляской и апофеозом, когда все участники, дер­жа в руках зонтики в форме цветов, превратили стадион в поле ромашек.

Гавана, 1978 г, — XI - Латиноамериканский стадион. В день открытия фестиваля на Латиноамериканском стадио­не было показано большое красочное театрализованное представление. С помощью хореографии создан образ солн­ца как символа добра и мира. Разноцветные лучи, растека­ясь по зеленому ковру поля, объединяя всех присутствую­щих на стадионе, сделали зримым лозунг «Молодежь мира, Куба— твой дом!». Затем солнечные лучи вылились в мно­жество больших и малых цветов, ярких, красочных - сим­волы человеческого счастья к красоты.

Москва, 1985 г. - XII - стадион в Лужниках*. Открытие. Хозяйка XII Всемирного фестиваля — наша Катюша при­няла от своей сверстницы с острова Свободы эстафету -живой символ мира — голубя. Он взмывает ввысь, а за ним.стая белоснежных птиц. «Летитеу голуби, летите!» - зву­чит знакомая мелодия и хореографическая группа в кос­тюмах белых голубей исполняет яркий символический та­нец, который можно назвать «танцем мира». -

Интересной находкой постановщиков в день закрытия фестиваля, наряду с другими творческими удачами, явил­ся фрагмент «Лебеди».

С фонового экрана Восточной трибуны словно заструи­лись на поле прозрачные голубые потоки воды, сливаясь с чарующими звуками балета Чайковского «Лебединое оае-ро». И вот уже все поле превратилось в водную гладь, по­дернутую легкой рябью, - это танцующие девушки^^ игра­ютвоздушными шарфами. Выхваченные из темноты сколь­зящим лучом прожектора выплываютбелоснежные лебе­ди. Они кажутся сотканными из света и музьжи — шедевр мировой.хореографии, обошедшей балетные подмостки всего мира. Выступает прославленная балетная труппа Боль­шого театра. Перед нами неповторимое зрелище: на пяти площадках, обозначенных серебристыми кругами света,•-• пять дейушек-лебедей, пять Одетт, пять звезд большого балета, А вокруг плещется, живет своей таинственной жиз­нью лебединое озеро. Такой фантастической картины; не воссоздать ни на одной театральной сцене. Это поистине грандиозное зрелище на стадионе в Лужниках г- закрытие

е Главный режиссер XII ВФМ и С -Б. Н. Петров.

стиваля -^ было выражением лиризма, внутреннего обая-- сильного и доброго русского характера. Особое значение $ действиях на стадионе приобретает чр;«, На высоких.трибунах многотысячных стадионов, ка-шеыми являются и Лужники в Москве, и Латиноамери-щвский стадион в • Гаване, фоновые группы ведут свой шгсгоянный цветомузыкальный комментарий происходя-:о на зеленом поле, нередко дополняя и разъясняя со­тня, а порой и выявляя конфликтную ситуацию. Так, театрализованная часть Открытия XII Всемирного;. стиваля начинается тем, что на огромный травяной ко--? выбегает мальчик. В руках у него — кисть и палитра.: яах — и голубизна неба разливается по фону, как по:сту, еще взмах — и смеется лучистое солнце. Так ожи-песня «Пусть всегда будет солнце». И тем нелепей и [овищней кажется тень, зловещим контуром наползаю-на солнце, изломавшая веселую радугу на полотне «а. Спасаясь от нее, крошечная девочка бежит по полю Щматери — воплощению теплоты и надежности. Бережно Прижимает к себе женщина в белой ниспадающей широкими складками тунике малйшку;..

Программа самых юных участников открыла еще одну лицу праздника - художественно-спортивное приветствие фестивалю от всех республик страны Советов. На фоне «икают национальные орнаменты - живая декорация большой танцевальной сюиты. В стиле цветомузыки ровождал фон и выступление гимнастов и акробатов. С хлебом-солью появляется талисман фестиваля — пгюша. И вслед за нею сразу несколько приветливых хо-к праздника в пятицветных кокошниках приглашают танец молодежь планеты. А над стадионом звучит знаменитая «Катюша». В огромную цветущую клумбу превращается поле стадиона, раскрывает лепестки фестивальная ромашка; Двумя многокрасочными лавинами движутся участники торжества и несут в поднятых руках объемный ма-атома — символ технической. мощи человека, а на новом экране в ореоле солнечных бликов сверкает земной шар. Звучит песня-клятва подхваченная могучим хором в 100 тысяч голосов:

Солнечному миру - да, да, да!

Ядерному взрыву нет - нет, нет, нет!

В подтверждение этим словам из каждого атома выры­вается голубь крылатый вестник мира. Нельзя убедительг нее и точнее выразить высокую идею XII Всемирного фес­тиваля молодежи.

...... Спектакль, который показали на Латиноамерикан­ском стадионе кубинские друзья, выразил действом ло­зунг молодежного форума;*- «За антиимпериалистически солидарность, мир, дружбу» (XI ВФМиС, 1978 г.). Пред­ставить его в театрализованной форме были призваны де­сятки тысяч гимнастов, 4560 участников живого.-панно, хор из двух тысяч голосов, более 500 музыкантов. : И гимнасты, и участники панно, и музыканты -подчинялись единому ритму, тесно связанному с муз] кой и цветом. Символические картины: легендарная ях «Гранма» принимает историческую эстафету от крейсе] «Аврора»; улыбающееся лицо Юрия Гагарина; портре' героев кубинского народа; голубь мира; слово «Мир» разных языках Земли, - все это возникало по мановени! дирижерской палочки, живые картины сменяли одна др; гую, приводя в восторг тысячи зрителей.

Еще одним свидетельством мастерства наших спорти; ных режиссеров стала фоновая «живопись» на трибун; стадиона в Лужниках в день Открытия 1-х Игр доброй воз (Москва, 1986 г.). Это была своего рода цветомузыкальн; «симфония» об огромной стране, носившей гордое и] Советский Союз...

На поле стадиона разворачивались спортивно-художб ственные и хореографические позиции представителей союзн] республик, а на фоне проплыв; их символика в живописных па: но: крупным планом гербы респ; лик, золотые купола Москвы; пе] зажи горных вершин Кавказа, пни ничных полей Украины, белых ~ рез Беларуси, хлопковых плантац] Узбекистана, янтарных виноградн] ков Молдавии и так далее,

Финальной точкой праздни Открытия 1 Игр доброй воли .с: ла поражавшая своей красота! Георгий Рабиль «Белорусская ваза», «изваянн

-ортивным режиссером Георгием Рабилем из живых фи-:) гимнастов. Ярко высвеченная в наступивших сумерках

-.а явилась символом спортивной славы.,

Трудно переоценить оставленное нам наследие. Бегут пятилетия, сменяют друг друга эпохи, но очевидно одно:

- и любых социальных переменах и метаморфозах искусств л достижения режиссуры массовых зрелищ необходимо учать, сохранять и использовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.