Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический факт — в эпизод праздника




В ПРАЗДНИКЕ-ЮБИЛЕЕ ГОРОДА

ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Сценарий этого праздника создается, как правило, на шсторико-документальной основе, что} с одной стороны, §«однит его с праздниками общественно-политическими, с другой — открывает его постановщикам широкие: воз­можности в использовании самых разнообразных средств жузожественной выразительности; жанров, видов и форм шгкусства. Такой праздник сложен по своей структуре и!»сет ряд ярко выраженных функций. Главная из них — мюзнавателъная, связанная с историчностью темы. Она активизирует и нравственно-психологическую функцию, воспевающую чувство патриотизма, любви к своему городу, ответственности за его дальнейшую судьбу, к которой каждый горожанин причастен своими делами охват подавляющей массы горожан (в период подготовки праздника-юбилея, а затем его непосредственного поведения) всеми видами художественного творчества, спортивными мероприятиями обусловливает глубокое воздействие художественно-эстетической функции, определяющей в будущем положительный эффект использования свободного времени людьми разных возрастов, в особенности — молодежью.

Наконец, в этом празднике в полной мере проявляет себя важная коммуникативная функция: неизмеримо возрастают и укрепляются межгрупповые и межличностные связи населения города. Проявляется интерес одной об­щественной группы к деятельности другой ил;* отдельных незаурядных личностей, особенно ярко раскрывших себя в праздничной ситуации, являющейся благодатной почвой для реализации многообразных возможностей человека.

В театрализованном представлении на стадионе города Верхнедаинска - центральной части большого праздника — приняло участие более двух тысяч человек. Среди них не было ни одного профессионального актера. Но каждый из участников, независимо от возраста, выходя на зеле­ную «сцену», испытывал высокую ответственность перед многотысячным зрителем, ощущал себя лицедеем, при­общался к искусству пластики, музыкальных ритмов, хо-реографии, верховой езды, ряду сложных спортивных эле­ментов и даже драматических сцен: Такое активное пости­жение языка массового действа, его символики, идей спо­собствовало раскрытию творческого потенциала, выявле­нию духовных и физических способностей индивида, вос­питанию чувства коллективизма.

 

 

У каждого города своя биография, свои славные стра­ницы истории. Чем, дальше в глубь времен уходят ее вехи, тем значительнее видится йынеЙ1ний день города, тем лю­бопытней заглянуть в лица его жителей.

В Верхнедвинске — районном центре Витебской области — 20 июля 1986 года зазвучали праздничные фанфары Город отпраздновал себе 600-летие. В анналах истории-Беларуси города с таким именем нет. Но на том месте, где река Дрисса впадает в Западную Двину, был город Дрис­са, начало которому положил укрепленный замок, построенный в 1386 году. Он принадлежал одному из сыновей великого князя литовского Ольгерда. Неспокойная судьба выпала этому замку: родные братья Ольгердовичи двинулись друг на друга войной...

Почему же, сгорая в пожарищах междоусобных войн, Дрисса вновь и вновь отстраивалась на прежнем месте. Здесь было пересечение больших и малых дорог из россии в Литву, а державная Россия упорно пролагала путь ю тийск61м[у морю. Перекресток у Двины и близость Литов­ско-Польской границы определили великие исторические события древнего полоцкого края, на территории которо­го укреплялась Дрисса.

Автор сценария театрализованного представления си повременно закладывает в драматургию и..режиссерское видение. Поэтому нередко режиссеры сами сочиняют сце­нарий либо подробно оговаривают с драматургом сценар­ный план. Он становится четкой основой сценария, если определяет сценарно-режиссерский ход. Кажется, не вы­зывает сомнений, что ход праздника-юбилея города может быть отмечен крупнейшими историческими датами. За каждой из них стрит событие, и его надо показать, а просто рассказать о нем.

Поэтому первым этапом работы становится отбор исторических фактов, который решают два момента: значительность события и возможность его театрализовать (показать средствами массового зрелища).

Итак, исходная дата данного события 1386 год. Именно в этом году князь Андрей Полоцкий приступом взял объятую пламенем Дриссу, отбив ее у брата Ягайлы, и присоединил замок и укрепления к Полоцким землям. Включение их в состав Московской Руси связано с политик Ивана Грозного.

Так определились два исторических факта, которым необходимо найти условный зрелищный эквивалент: штурм замка войском Андрея Полоцкого и соглашение мелитовским королем Сигизмундом II и Иваном IV о передаче Руси «завоеванных» ею земель, в частности Полоц в 1563 году.

В дальнейшем весьма переменчивая судьба Полоцюи земель как бы тормозится одной крупной вехой: 1772 год — произошел раздел Речи Посполитой, в результате Дрисса оказалась в составе Российской империи. Спустя 9 лет (1781 год) был утвержден герб города.

Через 40 лет Дрисса вновь становится театром военных действий, участником великого в истории России собы­тия-—сопротивления нашествию Наполеона. С июля 1812 года в Подвинье развернулось движение белорусских партизан, в их числе были крестьяне деревень Воронки Михасинки Дриссенского уезда; Партизанское движение сыграло значительную роль в освобождении левобережцы Двины от наполеоновских войск.

Затем еще одна героическая страница в истории Бела­руси и, в частности, Дриссенского уезда: участие крестьян в национально-освободительной борьбе. Ее возглавлял и направлял из Вильно Константин Калйновский.

И, наконец, Гражданская война и установление в Дрйссенском уезде Советской власти в январе 1918 года.

В начале Великой Отечественной войны Дрисса (с 1938 года — районный центр Витебской области) приняла на себя жестокие удары гитлеровцев. Документы утвержда­ют, что в Дриссенском и соседнем с ним Освейском рай­онах вместе с жителями сожжено 426 деревень т.е. при­мерно 60% всех истребленных карателями населенных пунк­тов Беларуси, Размах партизанской борьбы, действий пар­тийного и комсомольского подполья, (прекрасно отражен­ных в экспозиции Верхнедвинского музея Великой Отече­ственной войны), продиктовали требование выделить этот трагический и героический этап в самостоятельный раз­вернутый эпизод сценария.

Его композиция вырисовывалась следующим образом: пролог, период Великой Отечественной войны и современ­ность. Теперь предстояло вычленить эпизоды и номерам -.-

Стало очевидным, что все исторические события до 1941 года следует совместить в прологе и решить единым режиссерским приемом.

Поскольку «сценической площадкой» должен был стать стадион, то прием напрашивался испытанный и традици­онный — декорированные машины. Но машины, как пра­вило, совершают объезд по беговой дорожке, а чем же заполнить поле? И достаточно ли будет опознавательных элементов на машинах, чтобы передать своеобразие и мас­штабность того или иного этапа истории, отражающего определенную эпоху? Например, такие «предлагаемые обстоятельства», как штурм замка Дрисса, изгнание фран­цузов, картины Гражданской войны и мирного созида­тельного труда виделись в динамике человеческих масс, в подлинности костюмов, оружия, орудий труда, Других де­талей, определяющих зримый образ эпохи. Созрело реше­ние декорированные машины и педженты, а также другие средства передвижения (карету Наполеона, крестьянские телеги, всадников на лошадях) оживить игровыми актер­скими группами и по возможности, связать их проезд с массовыми сценами на поле стадиона.

Невысокая кирпичная стена с четырьмя симметрично расположенными металлическими воротами, по перимет-

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.