КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический факт — в эпизод праздника
В ПРАЗДНИКЕ-ЮБИЛЕЕ ГОРОДА ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Сценарий этого праздника создается, как правило, на шсторико-документальной основе, что} с одной стороны, §«однит его с праздниками общественно-политическими, с другой — открывает его постановщикам широкие: возможности в использовании самых разнообразных средств жузожественной выразительности; жанров, видов и форм шгкусства. Такой праздник сложен по своей структуре и!»сет ряд ярко выраженных функций. Главная из них — мюзнавателъная, связанная с историчностью темы. Она активизирует и нравственно-психологическую функцию, воспевающую чувство патриотизма, любви к своему городу, ответственности за его дальнейшую судьбу, к которой каждый горожанин причастен своими делами охват подавляющей массы горожан (в период подготовки праздника-юбилея, а затем его непосредственного поведения) всеми видами художественного творчества, спортивными мероприятиями обусловливает глубокое воздействие художественно-эстетической функции, определяющей в будущем положительный эффект использования свободного времени людьми разных возрастов, в особенности — молодежью. Наконец, в этом празднике в полной мере проявляет себя важная коммуникативная функция: неизмеримо возрастают и укрепляются межгрупповые и межличностные связи населения города. Проявляется интерес одной общественной группы к деятельности другой ил;* отдельных незаурядных личностей, особенно ярко раскрывших себя в праздничной ситуации, являющейся благодатной почвой для реализации многообразных возможностей человека. В театрализованном представлении на стадионе города Верхнедаинска - центральной части большого праздника — приняло участие более двух тысяч человек. Среди них не было ни одного профессионального актера. Но каждый из участников, независимо от возраста, выходя на зеленую «сцену», испытывал высокую ответственность перед многотысячным зрителем, ощущал себя лицедеем, приобщался к искусству пластики, музыкальных ритмов, хо-реографии, верховой езды, ряду сложных спортивных элементов и даже драматических сцен: Такое активное постижение языка массового действа, его символики, идей способствовало раскрытию творческого потенциала, выявлению духовных и физических способностей индивида, воспитанию чувства коллективизма.
У каждого города своя биография, свои славные страницы истории. Чем, дальше в глубь времен уходят ее вехи, тем значительнее видится йынеЙ1ний день города, тем любопытней заглянуть в лица его жителей. В Верхнедвинске — районном центре Витебской области — 20 июля 1986 года зазвучали праздничные фанфары Город отпраздновал себе 600-летие. В анналах истории-Беларуси города с таким именем нет. Но на том месте, где река Дрисса впадает в Западную Двину, был город Дрисса, начало которому положил укрепленный замок, построенный в 1386 году. Он принадлежал одному из сыновей великого князя литовского Ольгерда. Неспокойная судьба выпала этому замку: родные братья Ольгердовичи двинулись друг на друга войной... Почему же, сгорая в пожарищах междоусобных войн, Дрисса вновь и вновь отстраивалась на прежнем месте. Здесь было пересечение больших и малых дорог из россии в Литву, а державная Россия упорно пролагала путь ю тийск61м[у морю. Перекресток у Двины и близость Литовско-Польской границы определили великие исторические события древнего полоцкого края, на территории которого укреплялась Дрисса. Автор сценария театрализованного представления си повременно закладывает в драматургию и..режиссерское видение. Поэтому нередко режиссеры сами сочиняют сценарий либо подробно оговаривают с драматургом сценарный план. Он становится четкой основой сценария, если определяет сценарно-режиссерский ход. Кажется, не вызывает сомнений, что ход праздника-юбилея города может быть отмечен крупнейшими историческими датами. За каждой из них стрит событие, и его надо показать, а просто рассказать о нем. Поэтому первым этапом работы становится отбор исторических фактов, который решают два момента: значительность события и возможность его театрализовать (показать средствами массового зрелища). Итак, исходная дата данного события 1386 год. Именно в этом году князь Андрей Полоцкий приступом взял объятую пламенем Дриссу, отбив ее у брата Ягайлы, и присоединил замок и укрепления к Полоцким землям. Включение их в состав Московской Руси связано с политик Ивана Грозного. Так определились два исторических факта, которым необходимо найти условный зрелищный эквивалент: штурм замка войском Андрея Полоцкого и соглашение мелитовским королем Сигизмундом II и Иваном IV о передаче Руси «завоеванных» ею земель, в частности Полоц в 1563 году. В дальнейшем весьма переменчивая судьба Полоцюи земель как бы тормозится одной крупной вехой: 1772 год — произошел раздел Речи Посполитой, в результате Дрисса оказалась в составе Российской империи. Спустя 9 лет (1781 год) был утвержден герб города. Через 40 лет Дрисса вновь становится театром военных действий, участником великого в истории России события-—сопротивления нашествию Наполеона. С июля 1812 года в Подвинье развернулось движение белорусских партизан, в их числе были крестьяне деревень Воронки Михасинки Дриссенского уезда; Партизанское движение сыграло значительную роль в освобождении левобережцы Двины от наполеоновских войск. Затем еще одна героическая страница в истории Беларуси и, в частности, Дриссенского уезда: участие крестьян в национально-освободительной борьбе. Ее возглавлял и направлял из Вильно Константин Калйновский. И, наконец, Гражданская война и установление в Дрйссенском уезде Советской власти в январе 1918 года. В начале Великой Отечественной войны Дрисса (с 1938 года — районный центр Витебской области) приняла на себя жестокие удары гитлеровцев. Документы утверждают, что в Дриссенском и соседнем с ним Освейском районах вместе с жителями сожжено 426 деревень т.е. примерно 60% всех истребленных карателями населенных пунктов Беларуси, Размах партизанской борьбы, действий партийного и комсомольского подполья, (прекрасно отраженных в экспозиции Верхнедвинского музея Великой Отечественной войны), продиктовали требование выделить этот трагический и героический этап в самостоятельный развернутый эпизод сценария. Его композиция вырисовывалась следующим образом: пролог, период Великой Отечественной войны и современность. Теперь предстояло вычленить эпизоды и номерам -.- Стало очевидным, что все исторические события до 1941 года следует совместить в прологе и решить единым режиссерским приемом. Поскольку «сценической площадкой» должен был стать стадион, то прием напрашивался испытанный и традиционный — декорированные машины. Но машины, как правило, совершают объезд по беговой дорожке, а чем же заполнить поле? И достаточно ли будет опознавательных элементов на машинах, чтобы передать своеобразие и масштабность того или иного этапа истории, отражающего определенную эпоху? Например, такие «предлагаемые обстоятельства», как штурм замка Дрисса, изгнание французов, картины Гражданской войны и мирного созидательного труда виделись в динамике человеческих масс, в подлинности костюмов, оружия, орудий труда, Других деталей, определяющих зримый образ эпохи. Созрело решение декорированные машины и педженты, а также другие средства передвижения (карету Наполеона, крестьянские телеги, всадников на лошадях) оживить игровыми актерскими группами и по возможности, связать их проезд с массовыми сценами на поле стадиона. Невысокая кирпичная стена с четырьмя симметрично расположенными металлическими воротами, по перимет-
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |