КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5.3. Вязкостно-температурные свойства моторных масел
Тема 5.1. Эксплуатационные требования к моторным маслам.
Основная функция, которую выполняют моторные масла, – это снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки. Одновременно моторные масла должны обеспечивать:
Выполнение указанных функций моторными маслами возможно только в том случае, если их качество будет удовлетворять ряду эксплуатационных требований:
Вязкость – одно из важнейших свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости в значительной мере зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей и уплотнение зазоров, величина энергетических потерь в двигателе, его эксплуатационные качества; быстрота запуска двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся деталей и их очистка от загрязнений – вот неполный перечень немаловажных эксплуатационных факторов, зависящих от вязкостных свойств масла. Вязкость масел зависит от температуры и давления. В интервале температур от -30 до +150° вязкость минерального масла может изменяться в сотни раз. Понижение температуры масла вызывает повышение вязкости. Высокая вязкость затрудняет запуск двигателя и его подачу к трущимся поверхностям, что влияет на износ сопряженных деталей. Повышенная вязкость увеличивает сопротивление вращению деталей двигателя, вызывая потери мощности на трение, что влечет за собой увеличение расхода топлива. Повышение температуры масла ведет к понижению вязкости, что может привести к режиму «масляного голодания», вытеканию его из узлов трения через уплотнительные соединения. Масла с хорошими вязкостно-температурными свойствами характеризуются пологой кривой изменения вязкости от температуры. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают по индексу вязкости (ИВ) – условному показателю, характеризующему степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и являющемуся результатом сопоставления вязкости данного масла с двумя эталонными маслами, вязкостно-температурные свойства одного из которых приняты за 100, а второго – за 0. Для получения масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами в масла вводят вязкостные присадки. В качестве вязкостных присадок используют полимерные соединения. Принцип действия вязкостных присадок объясняется изменением объема макромолекул полимера: с понижением температуры он уменьшается (молекулы «свертываются» в клубки) и вязкость снижается, а при положительных температурах наоборот – клубки макромолекул «разворачиваются» в длинные разветвленные цепи, присоединяя молекулы базового масла, объем их становится больше, и вязкость масла возрастает. Вязкостно-температурные свойства загущенных масел такие, что они при низкой температуре ведут себя как зимние, а при положительной температуре как летние. При снижении температуры до определенного уровня масло теряет свойство текучести, а за пределами этого температурного порога происходит его застывание. Температура, при которой масло теряет текучесть, называют температурой застывания. Нижний температурный предел применения масла примерно на 8-12 °С выше температуры застывания.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |