Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика языка и семиотика изобразительных искусств




При определении типа семитической системы живописи основная проблема – проблема выделения формального элемента, который можно было бы назвать единицей данной системы. Что такое единица живописи или рисунка? Фигура, линия, цвет? Имеет ли вообще смысл вопрос, поставленный таким образом?

В изобразительных искусствах существование каких-либо единиц становится проблематичным.

Художник творит собственную семиотику: в расположении мазков на холсте он создает свои оппозиции, которые он наделяет значимостью, не получая готового и признанного набора знаков и устанавливая его сам. Материал, то есть цвет, обладает свойством безграничных градаций оттенков, ни одну из которых нельзя приравнять к языковому «знаку».

Изобразительные искусства принадлежат уже другому уровню, уровню изображения, где линия, цвет, движение сочетаются друг с другом и образуют единое целое, подчиняющееся собственным закономерностям.

Отношения означивания в «языке» живописи находятся внутри данной композиции.

 

Фрагмент картины Боттичелли «Благовещенье» Фрагмент картины С. Дали «Постоянство памяти» Фрагмент картины Моне «Белые кувшинки»

 

Рис. 8 – 10

Значимо отдельное произведение искусства, в пределах которого его создатель свободно устанавливает оппозиции и значимости. Процесс означивания в живописи никогда не опирается на какое-либо соглашение, которое одинаково понималось бы отправителем и получателем. В языке же мы находим означивание как таковое.

Итак, естественный язык принадлежит к системам, где означивание присуще уже первичным элементам в изолированном состоянии, независимо от тех связей, в которые они могут вступать друг с другом, живопись – семиотическая система, в которой свойство означивания придает автор.

В изобразительных искусствах также можно искать принципы своеобразной морфологии и синтаксиса. Но никакая семиология звука, цвета, образа не может формулироваться в цвете, звуке, образе. Любая семиология нелингвистической системы должна использовать для своего истолкования язык. Язык есть интерпретант всех других систем.

4. Деятельностный аспект языка
4.1. Речевая деятельность. Общая характеристика

Психолог Л.С. Выготский определяет деятельность как сложную совокупность процессов, направленную на достижение определенных результатов, которые являются побудителями данной деятельности. Деятельность представляет собой сложное и системно организованное образование. Основные параметры ее характеристики – функция и структура.

Деятельность неразрывно связана с действительностью, обращена к переустройству мира. Это преобразующая деятельность, для эффективности она должна быть организована.

Деятельность предполагает: 1) цель, мотив; 2) наличие структуры, т.е. определенной внутренней организации, 3) наличие отдельных действий, которые могут быть внешними (практическими) и внутренними (умственными).

В общей теории деятельности предметная деятельность рассматривается как исторически первая, основополагающая для всех остальных видов деятельности. Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности.

Определение речевой деятельности именно как деятельности вносит заметный вклад в содержание данного понятия, выводя его за пределы говорения и слушания как таковых.

Речевая деятельность – деятельность человека, опосредованная знаками языка, это совокупность речевых операций со стороны говорящего и слушающего, которые вызываются определенными потребностями, ставят перед собой определенную цель и совершаются в конкретных условиях.

Акты речи, из которых складывается речевая деятельность, с самого начала не только целенаправленны, они связаны с личностью говорящего и слушающего, но одновременно и с тем, что имеется общего у членов данного речевого коллектива.

Через язык акты речевой деятельности связаны с практикой предыдущих актов говорения, с опытом человека.

Механизмы речи представляют собой действия и операции, приводимые в движение разумом и волей говорящих людей и потому зависящих от их биологических, когнитивных, социальных возможностей.

Вместе с тем это деятельность, в которой используется язык.

Языкознание исследует, как вовлекается язык в речевую деятельность и как с ее помощью затем организуется создаваемое в речи высказывание и цепочка высказываний – текст.

В триаде речь – язык – речевая деятельность язык трактуется как средство, а речь как способ формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида.

До настоящего времени лингвистика изучала речевой материал для того, чтобы обнаружить стоящую за ним языковую систему, извлечь то общее, что маркирует этот материал. В настоящее время в центре внимания находится сама организация речевой деятельности.

4.2. Язык и речь – две стороны осуществления языковой деятельности

Различие между языком и речью – основополагающий принцип современного языкознания, исходный момент для описания как отдельных национальных языков, как и человеческого языка в целом.

Ф. де Соссюр обосновал противопоставление языка и речи как двух сторон одного общего явления – речевой деятельности, которая «будучи одновременно физической, физиологической и психической, помимо того относится к сфере индивидуального и социального».

Язык – социальная и психическая сторона речевой деятельности, а речь – ее индивидуальная и психофизиологическая сторона.

Язык интерпретируется как система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также как система правил их употребления и сочетаемости.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью понимается как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат – речевые произведения, письменные или фиксируемые памятью.

Язык – это орудие общения, речь – произведенный орудием вид общения.

Язык представляет собой потенциальное явление, которое содержится в сознании людей в виде усвоенного с детства умения говорить, а также понимать передаваемые с помощью речи мысли и чувства других людей.

Язык абстрактен и воспроизводим. Речь является конкретной реализацией, осуществлением потенции, превращение умения говорить в само говорение. Вследствие этого речь конкретна и неповторима, она индивидуальна.

Речь допускает элементы случайного, неупорядоченного, язык же более регулярен.

Речь как событие, действие, развертываемое во времени и реализуемое в пространстве, бесконечна.

Речь линейно организована, элементы речи протяженны и располагаются при ее порождении последовательно друг за другом. Та же линейность наблюдается и при восприятии речи.

Язык же отвлечен от пространственно-временных параметров. Язык – многомерно организованное явление. Речь – последовательность элементов, язык иерархичен.

Речь активна и динамична, язык более статичен и пассивен.

Речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых органами чувств: слухом, зрением, осязанием.

Язык включает в себя абстрактные аналоги единиц, образуемые совокупностью дифференциальных признаков.

Речь – индивидуальное явление, она субъективна как вид свободной творческой деятельности индивида. Несмотря на то, что речь индивидуальна, мы в большинстве случаев понимаем друг друга. Понимание обеспечивается в большинстве случаев благодаря наличию в бесконечных актах говорения некоторых существенных универсальных особенностей – единиц и правил оперирования ими – языка-кода.

Язык – достояние пользующегося коллектива, он надиндивидуален, объективен по отношению к говорящему.

Речь выражает опыт индивида, язык – в системе знаков выражает опыт речевого коллектива.

Речь всегда целенаправлена и ситуативно привязана. Язык независим от обстоятельств общения.

Речь вариативна, язык инвариантен.

Процесс речи характеризуется определенным темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкости, акцентом и т.п.

Варьируясь, речь приспосабливается к задачам и условиям общения. В индивидуальных отклонениях в речи заложены истоки языковых изменений. Возможность варьирования речи, однако, не беспредельна. Речь должна быть понята адресатом, ключом к пониманию является язык – код и наличие общих фоновых знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.