Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение статики и динамики, синхронии и диахронии




Проявление изменчивости языка во времени обусловливает введение двух аспектов его анализа, направленных на моделирование двух сторон его онтологии – синхронной и диахронной.

Диахрония – историческое развитие языковой системы, его существование «на стреле времени».

Синхрония – состояние языка в определенный момент его развития как системы одновременно сосуществующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Современная лингвистика исходит из диалектической трактовки понятий синхронии и диахронии в соотношении с понятиями динамики и статики; диахрония не только динамична, но и стабильна, а синхрония не только стабильна, но и динамична.

Суть диахронического подхода состоит в актуализации процессов динамических процессов. Однако сведение эволюции к одним постоянным преобразованиям достаточно односторонне, свидетельство этому тот факт, что у носителей языка не возникает на протяжении их жизни ощущения, что их язык перестает быть тем же языком. Следствием этого является необходимость применения методов синхронного анализа, системно-структурных методов и при исследовании исторических процессов.

Синхронический аспект актуализирует состояние устойчивости языковой системы на определенном временном срезе. Однако не стоит отождествлять синхронию и статику. Всякое изменение первоначально относится к языковой синхронии. В отличие от искусственных семиотических систем, которые в процессе своего функционирования не меняются, естественные языки развиваются и изменяются именно в ходе своего применения.

Не всякое изменение в речи приводит к изменению в системе языка, но всякому изменению в системе языка предшествует изменение в речи.

Динамика синхронии – это динамизм повседневного языкового существования:

1) не прекращающейся конкуренции вариантов конструкций, слов, их форм и произношений;

2) конкуренции сосуществующих форм (литературной, диалектной и др.), стилистических подсистем национального языка;

3) динамического взаимодействия говорящего и слушающего в процессе осуществления речевого акта;

4) нейролингвистических процессов порождения и восприятия речи.

Динамизм синхронии языка предопределяет важность использования и диахронических методов при его моделировании.

 

Исторический метод обладает большой объяснительной силой, особенно ярко проявляясь при объяснении аномалий языка.

Например, в современном русском языке фонема / е / имеет необъяснимые в современной точки зрения варианты реализации: она то является беглой, то проявляется в полном варианте в совершенно аналогичных позициях: день – дня, мех – меха, то в позиции под ударением переходит в / о /, то такого перехода не наблюдается, ср.: весна – весны, стрела – стрелы. Объяснения данным явлениям мы находим в истории русского языка: современная / е / восходит к разным звукам: / е / краткому, / ь / – редуцированному, / е / долгому. Редуцированный в позиции перед гласным полного образования пал (дьнь – дьня → дня), в позиции перед редуцированным прояснился в гласный / е / (дьнь → день).

В ХIII- ХVI вв. под ассимилятивным воздействием последующего твердого согласного / е /, восходящее к / е /-краткому и / ь /-редуцированному, переходило в / о / (весна – весны), а / е /-долгое – была самостоятельной фонемой и такого перехода не знала (стрела – стрелы).

 

Синхронный подход отвечает на вопрос: что есть? Диахронный анализ отвечает на вопрос: почему это есть?

Методы синхронного и диахронного анализа рассматриваются как взамнодополняющие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.