Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы порождения речи




Исследование речевой деятельности в психолингвистике

Предметом исследования психолингвистики является устройство и функционирование речевых механизмов человека под определенным углом зрения – в плане их соотнесенности со структурой языка.

Психолингвистика ставит задачей объяснить, как намерение говорящего трансформируется в сигналы приемлемого кода и как эти сигналы, в свою очередь, трансформируются в интерпретативную систему для слушающего.

При исследовании речевой деятельности в психолингвистике в центре внимания находится говорящий человек: анализируется его путь от мысли к слову и те механизмы, которые им пускаются в действие, то, как он строит свою речь, каковы используемые им единицы, откуда он их черпает. Таким образом, делается попытка воссоздать весь процесс вербализации замысла от предречевых этапов.

Речевая деятельность включает в себя процесс расчленения мысли посредством языка, процесс перевода ее из глубин человеческого сознания во внешние материальные формы с помощью внутренней речи, а также в обратной последовательности – процесс восприятия речи и усвоения его содержания.

Язык – один из параметров модели речевой деятельности, типы его вхождения в сферу речевой деятельности многообразны.

Составляющие действия речевой деятельности весьма различны: это и типичные умственные действия (планирование структуры высказывания) и действия внешние (активность органов речи).

Речевая деятельность вплетена в цепочку: стимул – речевая реакция – стимул и т.д. В психолингвистике описывается типичная схема включения речи в общую схему деятельности, включающая следующие этапы:

1. Практические (или речевые) действия, предшествующие акту говорения, в них возникает мотив к речевой деятельности.

2. Речевой акт.

3. Практические (или речевые) действия, следующие за речевым актом.

Второй этап этой схемы – речевой акт – также имеет сложную структуру, некоторые из элементов которой являются внутренними.

Порождение речевого высказывания говорящим осуществляется через этапы планирования, семантической и грамматической актуализации высказывания и его озвучивания.

Все этапы внутренней речевой деятельности обеспечиваются работой нескольких речевых механизмов, расположенных в различных участках коры головного мозга. При этом эти механизмы работают параллельно и одновременно.

За пределами непосредственной речевой деятельности находится мотив, речевая интенция – установка на выражение мысли с помощью речевых средств. Это нулевой этап порождения речи, в нем возникает цель говорения.

Далее следует этап внутренней речи, который, в свою очередь, состоит из ряда этапов, к ним относятся:

  • внутреннее программирование;
  • лексическое развертывание и грамматическое конструирование высказывания;
  • моторная реализация речевого акта.

Кратко охарактеризуем эти этапы. Речевая интенция порождает в памяти говорящего общую структуру высказывания. Главное звено этой деятельности – операция предицирования, темарематического построения будущего высказывания.

Далее по вероятностной модели задается линейное развертывание элементной структуры порождаемого высказывания: каждый предыдущий элемент с определенной долей вероятности вызывает другой элемент. Выбор слов из памяти основан на семантических и грамматических характеристиках слов, звуковом облике: идет перебор по глобальным парадигмам – частям речи, ЛГР, ЛСГ и т.д.

Третий этап – этап озвучивания речи. Этот этап организуется двумя взаимосвязанными механизмами:

  • артикуляционный механизм, обеспечивающий выбор единиц, возведение вариантов звучания к инвариантам фонем – установление звукового тождества, различение звукового облика слов с помощью фонем;
  • динамический, формирующий синтагматическую, или слоговую структуру слова.

Современная наука эти непосредственно ненаблюдаемые процессы реконструирует по косвенным данным – по оговоркам, в результате изучения механизма афазий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 5505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.