КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предназначение и структура учебника
Отсутствие учебной литературы по общему синтаксису на русском языке, которая бы соответствовала современному уровню развития грамматической науки, давно стало бедствием, очевидным для специалистов. Имеющиеся публикации могут дать общее представление о технике синтаксиче- ского анализа и в небольшой степени — о синтаксических теориях. Однако в распоряжении вузовских преподавателей и студентов нет ничего похожего на сколько-нибудь систематическое изложение предмета. На русском языке опубликовано четыре введения в проблематику общего синтаксиса, отражающих уровень 1960-х годов - книги И.А. Сизовой [1966], Э.Р. Атаяна [1968], В.А. Кочергиной [1974] и раздел «Синтаксис» коллективной монографии «Общее языкознание», написанный Н.Д. Арутюновой [1972]. За последние 30 лет учебная литература по курсам введения в языкознание, грамматике русского и других славянских, а также германских, романских, «восточных» языков или языков народов России рассматривает синтаксические проблемы, как правило, без учета тех огромных по своему значению результатов, которые за этот период достигнуты в области грамматики мировой лингвистикой. На таком фоне, однако, выделяются небольшие книги В.Б. Касевича [Касевич 1977; 1988] и учебник В.Г. Гака по французскому синтаксису [1986] (и соответствующий раздел его фундаментальной «Теоретической грамматики французского языка» [2000]). Из учебной литературы по русскому синтаксису отметим книги В.А. Белошапковой [1977], Т.Викт. Шмелевой [1988] и М.В. Всеволодовой [2000]. Классический учебник Л. Блумфилда [1968 (1933)] при всех своих высоких достоинствах отражает грамматическую концепцию американского дескриптивизма — научного направления, сошедшего со сцены задолго до того, как книга была опубликована в русском переводе. Учебник Дж. Лайонза [Лайонз 1978 (1972)], впервые вышедший в оригинале в 1968г., также успел, хотя и в меньшей степени, устареть к моменту русского издания. Для сравнения сделаем краткий обзор учебной литературы по теоретическому синтаксису, изданной на Западе. Это прежде всего многочисленные введения в порождающую грамматику Н. Хомского. Из книг, изданных в 1980-1990-е годы, отметим учебники Л. Хегеман [Haegeman 1991; и второе, расширенное, издание 1994], И. Робертса [Roberts 1997], Р. Фрейдина [Freidin 1992], Э. Рэдфорда [Radford 1997a — введение в «минималистскую теорию» и его более краткий вариант Radford 19976]; (этому же автору принадлежит объемистый курс «теории принципов и параметров» [1988] и его ранняя версия [1981]), X. ван Римсдейка и Э. Уильямса [Riemsdijk van, Williams 1986], Г. Ласника и X. Уриагереки [Lasnik, Uriagereka 1988], X. Уриагереки [Uriagereka 1998], Э. Каупер [Cowper 1992], Д. Джо Наполи [Napoli 1993], Дж. Оухаллы [Ouhalla 1994 и второе, дополненное и переработанное издание Ouhalla 1999]; П. Кулико-вера [Culicover 1997], В. Кука [Cook 1988] и второе издание в соавторстве с М. Ньюсоном [Cook, Newson 1996], М.А. Джоунза (на материале французского языка) [Jones 1996], Г. Фанзелова и С. Феликса, а также А. фон Штехова и В. Штернефельда (на немецком и на материале английского и немецкого) [Fanselow, Felix 1987; Stechow von, Sternefeld 1988]; курсы порождающей грамматики немецкого языка Г. Гревендорфа [Grewendorf 1991] и X. Хайдера [Haider 1993]. Из учебников, отражающих более ранние версии порождающей грамматики, свое значение во многом сохраняет знаменитый курс А. Акмаджяна и Ф. Хени [Akmajian, Непу 1975]. Введение в современную порождающую грамматику более общего характера принадлежит С. Крейну и Д. Лилло-Мартин [Grain, Lillo-Martin 1999]. Лекции по порождающей грамматике, лексико-функциональной грамматике и обобщенной грамматике составляющих изданы П. Селлзом [Sells 1985]. Р. Борсли принадлежит введение в порождающую грамматику и вершинную грамматику составляющих с параллельным изложением обеих теорий [Borsley 1999]; введение в вершинную грамматику составляющих опубликовали И. Саг и Т. Басов [Sag, Wasow 1999]. Учебник лексико-функциональной грамматики опубликован ее автором - Дж. Бреснан [Bresnan 2001]. Имеется также курс немецкой грамматики в рамках синтаксиса зависимостей [Heringer 1996] и введение в категориальную грамматику М. Вуд [Wood 1993]. Лингвисты функционального направления также издали несколько учебных курсов: синтаксис Т. Гивона [Givon 1984-1990], М. Хэллидэя [Halliday 1985; второе издание 1994] и четыре введения в лингвистическую типологию с преимущественным вниманием к синтаксису, в большей или меньшей степени ориентированные на функционализм, - Б. Комри [Comrie 1981 и второе издание 1989], Г. Мэллинсона и Б. Блейка [Mallinson, Blake 1981], У. Кроф-та [Croft 1990a] и Л. Уэйли [Whaley 1997]. В учебнике М. Таллерман [Tallerman 1998] соединены теоретический и типологический подходы. Учебник К. Брауна и Дж. Милле- ра [Brown, Miller 1991] написан в подчеркнуто эмпирическом ключе, авторы стараются не связывать себя принадлежностью к определенной теории; ими же издана, впрочем, уже упомянутая энциклопедия синтаксических теорий, в которой читателю предлагается широкий выбор [Brown, Miller (eds.) 1996]. Объемистый курс синтаксиса Р. Ван Валина и Р.Лаполлы [Van Valin, LaPolla 1997] содержит изложение теории референциально-ролевой грамматики. Все перечисленные книги в России либо отсутствуют, либо находятся в одном или, в лучшем случае, в нескольких экземплярах, попавших в некоторые (государственные или личные) библиотеки Москвы и реже — Санкт-Петербурга. Преподавателям и студентам провинциальных вузов эта литература, по-видимому, полностью недоступна (так же, как, впрочем, и почти вся зарубежная лингвистическая литература). Техника синтаксического анализа, т. е. умение устанавливать иерархическую структуру предложения, виды грамматических отношений в синтаксисе и выделять значения, передаваемые синтаксическими конструкциями, на русском языке кратко представлена в книге Ю.Д. Апресяна [1966 — почти не устаревшее до сих пор введение в описательную формальную лингвистику], и более подробно — у И.Б. Долининой [1977]. Гораздо хуже обстоит дело с введениями в синтаксическую теорию. На русском языке нет ни одного систематического учебного введения в современный теоретический синтаксис (хотя некоторые научные монографии могут быть использованы в процессе преподавания, см. ниже). Наконец, на русском языке не опубликовано ни одного курса синтаксической типологии. Российская научная литература по синтаксису за последние 30 лет более представительна, но, как правило, трудна для студентов. Кроме того, студентам нелегко даже с помощью преподавателя отделить в исследовательских публикациях слишком специальный или устаревший материал от необходимого и актуального. Можно упомянуть (в алфавитном порядке) некоторые книги общего характера и ценные монографические описания синтаксиса отдельных языков: Б.А. Абрамова [1972, немецкий], В.Г. Адмони [1973, немецкий], Т.Б. Алисовой [1971, итальянский], Н.Д. Арутюновой [1976], В.В. Богданова [1977], И.Ф. Вардуля [1977], Н.Б. Вах- тина [1995, эскимосский], Б.М. Гаспарова [19716, русский], И.Б. Долининой [1989, английский], А.К. Жолковского [1971, сомали], В.А. Звегинцева [1976 (2001)], Г.А. Золотовой [1973; 1982 (2001); 1988 (2001); также: Золотова и др. 1998, русский], С.Д. Кацнельсона [1972], А.Е. Кибрика [19776, арчинский; 1992], А.Е. Кибрика и его соавторов [Кибрик (ред.) 19826, табасаранский; Кибрик (ред.) 1999, цахурский], С.Н. Кузнецова [1984, датский], Т.П. Ломтева [1972], О.И. Москальской [1974, немецкий], A.M. Мухина [1968; 1980; 1995; 1999, английский], Т.М. Николаевой [1982; 2000], Д.Б. Никуличевой [2000, континентальные скандинавские], Е.В. Падучевой [1974], В.И. Подлесской [1990; 1993, японский], И.П. Распопова [1973], Ю.С. Степанова [1981], И.П. Сусова [1980], переводные издания книг Ш. Балли [1955 (1950)], О.Есперсена [1958 (1924)], Л. Теньера [1988 (1959)], Н. Хомского [1972 (1965)], У. Чейфа [1975 (1971)]; коллективные труды по русскому языку под редакцией В.А. Белошапковой [1989] и Н.Ю. Шведовой [1980], а также коллективные монографии петербургской [Холодович (ред.) 1969; 1974; Храковский (ред.) 1985; 1998] и новосибирской [Черемисина (ред.) 1985; 1986; 1989; 1990 и др.] типологических школ, посвященные синтаксической проблематике. Во многом сохраняет актуальность классический труд A.M. Пешковского [1956 (1928)]. Однако ни одна из перечисленных выше книг (а список их, конечно, не полон), по различным причинам не может быть безоговорочно рекомендована в качестве учебного пособия по общему синтаксису. Заслуживают упоминания также статьи «Лингвистического энциклопедического словаря» [Ярцева (ред.) 1990], второго издания энциклопедии «Русский язык» [Караулов (ред.) 1997] и некоторые тома серии «Новое в (зарубежной) лингвистике», в особенности вып. XI, посвященный американским исследованиям синтаксиса [Кибрик (ред.) 1982а]. Полезную информацию можно почерпнуть также из англорусского словаря лингвистических терминов [Баранов и др. 1996]. Лингвистические реферативные журналы и сборники Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) дают возможность понять тематику текущей литературы в области грамматики и до некоторой степени — содержащиеся в ней идеи. Особо следует отметить почти полное (до недавнего времени) отсутствие на русском языке сведений о развитии порождающей грамматики Н. Хомского после 1970 г. (при том, что все основные работы ее автора 1950-1960-х годов были изданы в русском переводе). Единственным исключением остается словарь В.З. Демьянкова [1979], в котором отражены исследования 1970-х годов. Однако и оппонирующие Хомскому синтаксические теории - грамматика вершинной структуры составляющих К. Полларда и И. Сага [Pollard, Sag 1994], лексико-функци-ональная грамматика Дж. Бреснан и Р. Каплана [Bresnan, Kaplan 1995], системная функциональная грамматика М. Хэллидэя [Halliday 1985, 1994], функциональная грамматика С. Дика [Dik 1978; 1989; 1991; 1997], грамматика конструкций Ч. Филлмора [Fillmore 1988; Goldberg 1995], естественный синтаксис Дж. Хэймана [1985], функционально-типологический синтаксис Т. Гивона [Givon 1979; 1984-1990; 1995], референциально-ролевая грамматика Р. Ван Валина [Van Valin 1993] и другие также совершенно недостаточно или вообще никак не отражены в российской лингвистической литературе. Даже основные публикации по синтаксису в рамках созданной в России модели «СмыслоТекст» вышли за рубежом на английском языке [Mel’5uk 1988; Mel’6uk, Pertsov 1987]. Информационную лакуну лишь в небольшой степени заполняет сборник обзоров «Фундаментальные направления современной американской лингвистики», выпущенный в МГУ [Кибрик и др. (ред.) 1997]. Автор постарался по мере сил восполнить существующий пробел, создав такой учебный текст, который отражал бы отечественные традиции в изучении грамматики и одновременно открывал для читателя мир зарубежных синтаксических теорий. Цель автора будет достигнута, если читатель научится видеть ценные результаты в работах ученых разных направлений, избегая при этом и «партийной» предвзятости, и самодовольного провинциализма. Учебник предназначается в первую очередь для студентов и аспирантов, специализирующихся по лингвистике. Круг охватываемых проблем достаточно широк, чтобы заинтересовать и профессиональных лингвистов различных специальностей, так или иначе соприкасающихся в своей деятельности с проблемами грамматики. Предметом изложения является общий синтаксис, т. е. тот круг понятий, идей, методов и теорий, который более или менее применим к материалу любого известного языка. Учебник не является типологической энциклопедией типа [Shopen (ed.) 1985], в которой отражены основные синтаксические явления, встречающиеся в языках мира. Используется в основном материал русского и английского языков; в меньшей степени - других германских, романских, славянских, кавказских и иных, подчас «экзотических», языков. Цель учебника - дать представление об основных методах и теоретических проблемах современного общего синтаксиса и о главных результатах, полученных за последние десятилетия в области методов лингвистического анализа, в теории и типологии применительно к предложению и его структуре. Учебник состоит из двух частей — «Синтаксическое описание» и «Синтаксические теории». В первой части содержатся сведения о том, как анализировать синтаксический материал, какие явления в нем наиболее типичны и какие механизмы грамматического описания находятся в распоряжении современного лингвиста. Отдельные главы посвящены двум наиболее популярным способам представления синтаксической структуры - зависимостям и составляющим. В других главах рассматриваются проблемы валентностей, структуры элементарного и сложного предложения, синтаксических нулей, подлежащего, способов выражения синтаксических отношений (в том числе согласования, управления, примыкания), диатез и залогов и коммуникативных категорий. Перечисленные темы, хотя и не охватывают всей проблематики синтаксического описания, относятся к числу важнейших. Главы первой части включают упражнения и задачи для практической работы, которые могут быть использованы для самостоятельной работы и на семинарских занятиях. Упражнения (названные в тексте заданиями) иллюстрируют приведенный материал; кроме того, приводятся некоторые задачи московских традиционных лингвистических олимпиад (часть их принадлежат другим авторам и публикуются с их согласия). Особенностью олимпиадных задач является то, что для их решения, как правило, не требуется никаких специальных знаний, в том числе - знания того языка, на котором составлена задача. Часть 2 вводит читателя в мир современных синтаксических теорий. Поскольку собственно теоретическая (объяс- нительная) методология сравнительно мало популярна в российском языкознании, эта часть начинается с главы X, в которой разъясняются современные представления о задачах грамматической теории и показана типичная стратегия теоретической исследовательской программы. Три главы посвящены порождающей грамматике Н. Хомского, отдельные главы - функциональной синтаксической типологии и синтаксису в модели «Смысл<=>Текст». Глава о категориальной грамматике написана К.И. Казениным. Каждая глава заканчивается перечнем рекомендуемой литературы с минимальными комментариями. Эти перечни ни в коем случае не претендуют на полноту — литература по теоретическому синтаксису, не говоря уже об описаниях отдельных языков, продолжает расти как снежный ком, и 1990-е годы характеризовались взрывным ростом числа публикаций, с беспрецедентным расширением круга вовлекаемых языков и сотнями новых имен исследователей «из всякого народа под небом». Автор сознает, что мог упустить из виду многие важные книги и статьи, посвященные рассматриваемым темам и будет благодарен за любые замечания и дополнения. Просматривая уже написанные библиографические рекомендации, автор с горечью сознает, что значительная часть упомянутых книг и статей для российского читателя недоступна. В нашей стране нет ни одной библиотеки (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге), укомплектованной лингвистической литературой на современном уровне (хотя бы так, как библиотека любого западноевропейского или американского университета, имеющего серьезную программу обучения по лингвистике). Даже в фонде лучшей лингвистической библиотеки страны — Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы отсутствуют многие публикации первостепенной важности. Вряд ли случайно, что в отечественные библиотеки почти не попадает продукции издательств, выпускающих литературу по порождающей грамматике, - Foris, Kluwer, Reidel и MIT Press. Начиная по крайней мере с 1940-х годов на закупку зарубежной лингвистической литературы российским библиотекам отпускаются в лучшем случае мизерные средства, которые к тому же расходуются не всегда оптимально. Автор отдает себе отчет в том, что для многих российских читателей, в особенности живущих в провинции и не имеющих возможно- сти выезжать за рубеж, значительная часть библиографических рекомендаций будет выглядеть едва ли не насмешкой. Остается надеяться на расширение международных контактов, развитие Интернета и на постепенное улучшение ситуации. Ввиду того, что многие проблемы, затрагиваемые в учебнике, не рассматривались в доступной российскому читателю литературе, автору в некоторых случаях не удалось избежать изложения подробностей, полемики, исторических экскурсов и т. п. Вследствие этого учебник приобрел некоторые элементы справочника и научной монографии. Детальное и пространное изложение некоторых фактов русской грамматики — свойств актантов в главе III, синтаксиса нулей в главе V и признаков грамматического приоритета в главе VI — было бы излишним для книги такого жанра, если бы читатель имел легкий доступ к соответствующей литературе или к любым другим публикациям, демонстрирующим преимущества современной аналитической техники на материале русского языка. Можно заметить, впрочем, что опубликованные к настоящему времени введения в семантику [Кобозева 2000] и морфологию [Плунгян 2000] показывают, что их авторы столкнулись с аналогичными проблемами и вынуждены были решать их сходным образом.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |