Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предназначение и структура учебника




Отсутствие учебной литературы по общему синтаксису на русском языке, которая бы соответствовала современно­му уровню развития грамматической науки, давно стало бед­ствием, очевидным для специалистов. Имеющиеся публика­ции могут дать общее представление о технике синтаксиче-


ского анализа и в небольшой степени — о синтаксических теориях. Однако в распоряжении вузовских преподавателей и студентов нет ничего похожего на сколько-нибудь систе­матическое изложение предмета.

На русском языке опубликовано четыре введения в проблематику общего синтаксиса, отражающих уровень 1960-х годов - книги И.А. Сизовой [1966], Э.Р. Атаяна [1968], В.А. Кочергиной [1974] и раздел «Синтаксис» коллек­тивной монографии «Общее языкознание», написанный Н.Д. Арутюновой [1972]. За последние 30 лет учебная лите­ратура по курсам введения в языкознание, грамматике рус­ского и других славянских, а также германских, романских, «восточных» языков или языков народов России рассматри­вает синтаксические проблемы, как правило, без учета тех огромных по своему значению результатов, которые за этот период достигнуты в области грамматики мировой лингвис­тикой. На таком фоне, однако, выделяются небольшие кни­ги В.Б. Касевича [Касевич 1977; 1988] и учебник В.Г. Гака по французскому синтаксису [1986] (и соответствующий раздел его фундаментальной «Теоретической грамматики французского языка» [2000]). Из учебной литературы по рус­скому синтаксису отметим книги В.А. Белошапковой [1977], Т.Викт. Шмелевой [1988] и М.В. Всеволодовой [2000]. Клас­сический учебник Л. Блумфилда [1968 (1933)] при всех сво­их высоких достоинствах отражает грамматическую концеп­цию американского дескриптивизма — научного направле­ния, сошедшего со сцены задолго до того, как книга была опубликована в русском переводе. Учебник Дж. Лайонза [Лайонз 1978 (1972)], впервые вышедший в оригинале в 1968г., также успел, хотя и в меньшей степени, устареть к моменту русского издания.

Для сравнения сделаем краткий обзор учебной литера­туры по теоретическому синтаксису, изданной на Западе. Это прежде всего многочисленные введения в порождаю­щую грамматику Н. Хомского. Из книг, изданных в 1980-1990-е годы, отметим учебники Л. Хегеман [Haegeman 1991; и второе, расширенное, издание 1994], И. Робертса [Roberts 1997], Р. Фрейдина [Freidin 1992], Э. Рэдфорда [Radford 1997a — введение в «минималистскую теорию» и его более краткий вариант Radford 19976]; (этому же автору при­надлежит объемистый курс «теории принципов и парамет­ров» [1988] и его ранняя версия [1981]), X. ван Римсдейка и


Э. Уильямса [Riemsdijk van, Williams 1986], Г. Ласника и X. Уриагереки [Lasnik, Uriagereka 1988], X. Уриагереки [Uriagereka 1998], Э. Каупер [Cowper 1992], Д. Джо Наполи [Napoli 1993], Дж. Оухаллы [Ouhalla 1994 и второе, допол­ненное и переработанное издание Ouhalla 1999]; П. Кулико-вера [Culicover 1997], В. Кука [Cook 1988] и второе издание в соавторстве с М. Ньюсоном [Cook, Newson 1996], М.А. Джоунза (на материале французского языка) [Jones 1996], Г. Фанзелова и С. Феликса, а также А. фон Штехова и В. Штернефельда (на немецком и на материале английско­го и немецкого) [Fanselow, Felix 1987; Stechow von, Sternefeld 1988]; курсы порождающей грамматики немецкого языка Г. Гревендорфа [Grewendorf 1991] и X. Хайдера [Haider 1993]. Из учебников, отражающих более ранние версии по­рождающей грамматики, свое значение во многом сохраня­ет знаменитый курс А. Акмаджяна и Ф. Хени [Akmajian, Непу 1975]. Введение в современную порождающую грамма­тику более общего характера принадлежит С. Крейну и Д. Лилло-Мартин [Grain, Lillo-Martin 1999]. Лекции по по­рождающей грамматике, лексико-функциональной грамма­тике и обобщенной грамматике составляющих изданы П. Селлзом [Sells 1985]. Р. Борсли принадлежит введение в порождающую грамматику и вершинную грамматику соста­вляющих с параллельным изложением обеих теорий [Borsley 1999]; введение в вершинную грамматику составляющих опубликовали И. Саг и Т. Басов [Sag, Wasow 1999]. Учебник лексико-функциональной грамматики опубликован ее авто­ром - Дж. Бреснан [Bresnan 2001]. Имеется также курс не­мецкой грамматики в рамках синтаксиса зависимостей [Heringer 1996] и введение в категориальную грамматику М. Вуд [Wood 1993].

Лингвисты функционального направления также изда­ли несколько учебных курсов: синтаксис Т. Гивона [Givon 1984-1990], М. Хэллидэя [Halliday 1985; второе издание 1994] и четыре введения в лингвистическую типологию с преимущественным вниманием к синтаксису, в большей или меньшей степени ориентированные на функциона­лизм, - Б. Комри [Comrie 1981 и второе издание 1989], Г. Мэллинсона и Б. Блейка [Mallinson, Blake 1981], У. Кроф-та [Croft 1990a] и Л. Уэйли [Whaley 1997]. В учебнике М. Таллерман [Tallerman 1998] соединены теоретический и типологический подходы. Учебник К. Брауна и Дж. Милле-


ра [Brown, Miller 1991] написан в подчеркнуто эмпириче­ском ключе, авторы стараются не связывать себя принад­лежностью к определенной теории; ими же издана, впрочем, уже упомянутая энциклопедия синтаксических теорий, в ко­торой читателю предлагается широкий выбор [Brown, Miller (eds.) 1996]. Объемистый курс синтаксиса Р. Ван Валина и Р.Лаполлы [Van Valin, LaPolla 1997] содержит изложение теории референциально-ролевой грамматики.

Все перечисленные книги в России либо отсутствуют, либо находятся в одном или, в лучшем случае, в нескольких экземплярах, попавших в некоторые (государственные или личные) библиотеки Москвы и реже — Санкт-Петербурга. Преподавателям и студентам провинциальных вузов эта ли­тература, по-видимому, полностью недоступна (так же, как, впрочем, и почти вся зарубежная лингвистическая литера­тура).

Техника синтаксического анализа, т. е. умение устана­вливать иерархическую структуру предложения, виды грам­матических отношений в синтаксисе и выделять значения, передаваемые синтаксическими конструкциями, на русском языке кратко представлена в книге Ю.Д. Апресяна [1966 — почти не устаревшее до сих пор введение в описательную формальную лингвистику], и более подробно — у И.Б. Доли­ниной [1977].

Гораздо хуже обстоит дело с введениями в синтаксиче­скую теорию. На русском языке нет ни одного систематиче­ского учебного введения в современный теоретический син­таксис (хотя некоторые научные монографии могут быть ис­пользованы в процессе преподавания, см. ниже). Наконец, на русском языке не опубликовано ни одного курса синтак­сической типологии.

Российская научная литература по синтаксису за пос­ледние 30 лет более представительна, но, как правило, труд­на для студентов. Кроме того, студентам нелегко даже с по­мощью преподавателя отделить в исследовательских публи­кациях слишком специальный или устаревший материал от необходимого и актуального. Можно упомянуть (в алфавит­ном порядке) некоторые книги общего характера и ценные монографические описания синтаксиса отдельных языков: Б.А. Абрамова [1972, немецкий], В.Г. Адмони [1973, немец­кий], Т.Б. Алисовой [1971, итальянский], Н.Д. Арутюновой [1976], В.В. Богданова [1977], И.Ф. Вардуля [1977], Н.Б. Вах-


тина [1995, эскимосский], Б.М. Гаспарова [19716, русский], И.Б. Долининой [1989, английский], А.К. Жолковского [1971, сомали], В.А. Звегинцева [1976 (2001)], Г.А. Золотовой [1973; 1982 (2001); 1988 (2001); также: Золотова и др. 1998, русский], С.Д. Кацнельсона [1972], А.Е. Кибрика [19776, ар­чинский; 1992], А.Е. Кибрика и его соавторов [Кибрик (ред.) 19826, табасаранский; Кибрик (ред.) 1999, цахурский], С.Н. Кузнецова [1984, датский], Т.П. Ломтева [1972], О.И. Москальской [1974, немецкий], A.M. Мухина [1968; 1980; 1995; 1999, английский], Т.М. Николаевой [1982; 2000], Д.Б. Никуличевой [2000, континентальные скандинавские], Е.В. Падучевой [1974], В.И. Подлесской [1990; 1993, япон­ский], И.П. Распопова [1973], Ю.С. Степанова [1981], И.П. Сусова [1980], переводные издания книг Ш. Балли [1955 (1950)], О.Есперсена [1958 (1924)], Л. Теньера [1988 (1959)], Н. Хомского [1972 (1965)], У. Чейфа [1975 (1971)]; коллективные труды по русскому языку под редакцией В.А. Белошапковой [1989] и Н.Ю. Шведовой [1980], а также коллективные монографии петербургской [Холодович (ред.) 1969; 1974; Храковский (ред.) 1985; 1998] и новосибирской [Черемисина (ред.) 1985; 1986; 1989; 1990 и др.] типологиче­ских школ, посвященные синтаксической проблематике. Во многом сохраняет актуальность классический труд A.M. Пешковского [1956 (1928)]. Однако ни одна из перечис­ленных выше книг (а список их, конечно, не полон), по раз­личным причинам не может быть безоговорочно рекомендо­вана в качестве учебного пособия по общему синтаксису.

Заслуживают упоминания также статьи «Лингвистиче­ского энциклопедического словаря» [Ярцева (ред.) 1990], второго издания энциклопедии «Русский язык» [Караулов (ред.) 1997] и некоторые тома серии «Новое в (зарубежной) лингвистике», в особенности вып. XI, посвященный амери­канским исследованиям синтаксиса [Кибрик (ред.) 1982а]. Полезную информацию можно почерпнуть также из англо­русского словаря лингвистических терминов [Баранов и др. 1996]. Лингвистические реферативные журналы и сборники Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) дают возможность понять тематику текущей ли­тературы в области грамматики и до некоторой степени — содержащиеся в ней идеи.

Особо следует отметить почти полное (до недавнего времени) отсутствие на русском языке сведений о развитии


порождающей грамматики Н. Хомского после 1970 г. (при том, что все основные работы ее автора 1950-1960-х годов были изданы в русском переводе). Единственным исключе­нием остается словарь В.З. Демьянкова [1979], в котором от­ражены исследования 1970-х годов.

Однако и оппонирующие Хомскому синтаксические теории - грамматика вершинной структуры составляющих К. Полларда и И. Сага [Pollard, Sag 1994], лексико-функци-ональная грамматика Дж. Бреснан и Р. Каплана [Bresnan, Kaplan 1995], системная функциональная грамматика М. Хэллидэя [Halliday 1985, 1994], функциональная грамма­тика С. Дика [Dik 1978; 1989; 1991; 1997], грамматика кон­струкций Ч. Филлмора [Fillmore 1988; Goldberg 1995], есте­ственный синтаксис Дж. Хэймана [1985], функционально-типологический синтаксис Т. Гивона [Givon 1979; 1984-1990; 1995], референциально-ролевая грамматика Р. Ван Валина [Van Valin 1993] и другие также совершенно не­достаточно или вообще никак не отражены в российской лин­гвистической литературе. Даже основные публикации по син­таксису в рамках созданной в России модели «СмыслоТекст» вышли за рубежом на английском языке [Mel’5uk 1988; Mel’6uk, Pertsov 1987]. Информационную лакуну лишь в не­большой степени заполняет сборник обзоров «Фундаменталь­ные направления современной американской лингвистики», выпущенный в МГУ [Кибрик и др. (ред.) 1997].

Автор постарался по мере сил восполнить существую­щий пробел, создав такой учебный текст, который отражал бы отечественные традиции в изучении грамматики и одно­временно открывал для читателя мир зарубежных синтакси­ческих теорий. Цель автора будет достигнута, если читатель научится видеть ценные результаты в работах ученых разных направлений, избегая при этом и «партийной» предвзятости, и самодовольного провинциализма.

Учебник предназначается в первую очередь для студен­тов и аспирантов, специализирующихся по лингвистике. Круг охватываемых проблем достаточно широк, чтобы заин­тересовать и профессиональных лингвистов различных спе­циальностей, так или иначе соприкасающихся в своей дея­тельности с проблемами грамматики.

Предметом изложения является общий синтаксис, т. е. тот круг понятий, идей, методов и теорий, который бо­лее или менее применим к материалу любого известного


языка. Учебник не является типологической энциклопедией типа [Shopen (ed.) 1985], в которой отражены основные син­таксические явления, встречающиеся в языках мира. Ис­пользуется в основном материал русского и английского языков; в меньшей степени - других германских, роман­ских, славянских, кавказских и иных, подчас «экзотиче­ских», языков.

Цель учебника - дать представление об основных ме­тодах и теоретических проблемах современного общего син­таксиса и о главных результатах, полученных за последние десятилетия в области методов лингвистического анализа, в теории и типологии применительно к предложению и его структуре.

Учебник состоит из двух частей — «Синтаксическое описание» и «Синтаксические теории». В первой части со­держатся сведения о том, как анализировать синтаксический материал, какие явления в нем наиболее типичны и какие механизмы грамматического описания находятся в распоря­жении современного лингвиста. Отдельные главы посвяще­ны двум наиболее популярным способам представления синтаксической структуры - зависимостям и составляю­щим. В других главах рассматриваются проблемы валентно­стей, структуры элементарного и сложного предложения, синтаксических нулей, подлежащего, способов выражения синтаксических отношений (в том числе согласования, уп­равления, примыкания), диатез и залогов и коммуникатив­ных категорий. Перечисленные темы, хотя и не охватывают всей проблематики синтаксического описания, относятся к числу важнейших.

Главы первой части включают упражнения и задачи для практической работы, которые могут быть использованы для самостоятельной работы и на семинарских занятиях. Уп­ражнения (названные в тексте заданиями) иллюстриру­ют приведенный материал; кроме того, приводятся некото­рые задачи московских традиционных лингвистических олимпиад (часть их принадлежат другим авторам и публику­ются с их согласия). Особенностью олимпиадных задач яв­ляется то, что для их решения, как правило, не требуется никаких специальных знаний, в том числе - знания того языка, на котором составлена задача.

Часть 2 вводит читателя в мир современных синтакси­ческих теорий. Поскольку собственно теоретическая (объяс-


нительная) методология сравнительно мало популярна в российском языкознании, эта часть начинается с главы X, в которой разъясняются современные представления о задачах грамматической теории и показана типичная стратегия тео­ретической исследовательской программы. Три главы посвя­щены порождающей грамматике Н. Хомского, отдельные главы - функциональной синтаксической типологии и син­таксису в модели «Смысл<=>Текст». Глава о категориальной грамматике написана К.И. Казениным.

Каждая глава заканчивается перечнем рекомендуемой литературы с минимальными комментариями. Эти перечни ни в коем случае не претендуют на полноту — литература по теоретическому синтаксису, не говоря уже об описаниях от­дельных языков, продолжает расти как снежный ком, и 1990-е годы характеризовались взрывным ростом числа пуб­ликаций, с беспрецедентным расширением круга вовлекае­мых языков и сотнями новых имен исследователей «из вся­кого народа под небом». Автор сознает, что мог упустить из виду многие важные книги и статьи, посвященные рассмат­риваемым темам и будет благодарен за любые замечания и дополнения.

Просматривая уже написанные библиографические ре­комендации, автор с горечью сознает, что значительная часть упомянутых книг и статей для российского читателя недоступна. В нашей стране нет ни одной библиотеки (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге), укомплектованной лингвистической литературой на современном уровне (хотя бы так, как библиотека любого западноевропейского или американского университета, имеющего серьезную програм­му обучения по лингвистике). Даже в фонде лучшей лингви­стической библиотеки страны — Всероссийской государст­венной библиотеки иностранной литературы отсутствуют многие публикации первостепенной важности. Вряд ли слу­чайно, что в отечественные библиотеки почти не попадает продукции издательств, выпускающих литературу по порож­дающей грамматике, - Foris, Kluwer, Reidel и MIT Press. На­чиная по крайней мере с 1940-х годов на закупку зарубеж­ной лингвистической литературы российским библиотекам отпускаются в лучшем случае мизерные средства, которые к тому же расходуются не всегда оптимально. Автор отдает се­бе отчет в том, что для многих российских читателей, в осо­бенности живущих в провинции и не имеющих возможно-


сти выезжать за рубеж, значительная часть библиографиче­ских рекомендаций будет выглядеть едва ли не насмешкой. Остается надеяться на расширение международных контак­тов, развитие Интернета и на постепенное улучшение ситу­ации.

Ввиду того, что многие проблемы, затрагиваемые в учебнике, не рассматривались в доступной российскому чи­тателю литературе, автору в некоторых случаях не удалось избежать изложения подробностей, полемики, исторических экскурсов и т. п. Вследствие этого учебник приобрел неко­торые элементы справочника и научной монографии. Де­тальное и пространное изложение некоторых фактов рус­ской грамматики — свойств актантов в главе III, синтаксиса нулей в главе V и признаков грамматического приоритета в главе VI — было бы излишним для книги такого жанра, ес­ли бы читатель имел легкий доступ к соответствующей ли­тературе или к любым другим публикациям, демонстрирую­щим преимущества современной аналитической техники на материале русского языка. Можно заметить, впрочем, что опубликованные к настоящему времени введения в семанти­ку [Кобозева 2000] и морфологию [Плунгян 2000] показыва­ют, что их авторы столкнулись с аналогичными проблемами и вынуждены были решать их сходным образом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.