Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девочка-ЭРГ мальчик.АБС




Яс-алъ вас

Вас-ас яс

Яс

Й-игь-ана 2КЛ-проснуться-ПРОШ

и-ег-ана 2КЛ-лечь-ПРОШ

'Девочка проснулась'.

г.

девочка АБС

й-ецц-ана 2КЛ-хвалить-ПРОШ в-ецц-ана 1КЛ-хвалить-ПРОШ

'Девочка легла'.

д.

мальчик-ЭРГ девочкаАБС

'Мальчик девочку похвалил'.

'Девочка мальчика похвалила'.

То же противопоставление может выражаться не паде­жами и не согласованием, как в аварском языке, а служеб­ными словами, например эргативным предлогом е в языке


такого явного «перекоса» в доступной для наблюдения вы­борке языков:

· принцип семантической мотивированно­сти (семантически одинаковое кодировать одинако­во, различное — различно);

· принцип экономичности (не выражать значе­ний, которые могут быть легко восстановлены по контексту);

· принцип различительности (различать значе­ния, которые трудно восстановить косвенным путем, например, если у глагола два актанта, то без специ­альных обозначений невозможно установить, какой из них какую роль выполняет).

Выясняется, что в языках наиболее распространены те типы конструкций, в которых ^оптимальным образом учиты­ваются требования более чем одного принципа (аккузатив-ный и эргативный тип различительны, потому что различа­ют актанты двухместных глаголов, и экономичны, потому что ограничиваются минимальным противопоставлением двух форм, которые различают все 4 случая). Активная стра­тегия максимально семантична и различительна, но недос­таточно экономична — она проводит различия между един­ственными актантами непереходных глаголов, которые мо­гут быть различены по косвенным данным. Все же прочие стратегии не удовлетворяют, как минимум, двум принципам и поэтому либо вовсе не засвидетельствованы, либо крайне редки [Кибрик 1992: 186]

В последующих работах А.Е. Кибрика [1997; Kibrik 1997] уточняет­ся представление о трех основных компонентах семантики (ситуацион­ном, коммуникативном и дейктическом), взаимодействие которых опре­деляет основное разнообразие наблюдаемых грамматических типов.

2. Теория порядка составляющих Дж. Хокинса

Теория порядка составляющих Дж. Хокинса, основан­ная на принципах употребления (Performance theory of order and constituency) [Hawkins 1990; 1994] - одно из наиболее серьезных достижений функционального подхода к грамма­тике. Хотя сам Хокинс скорее является умеренным форма­листом (он разделяет ряд исходных положений ПГ и насто-


роженно относится к работам функционалистов в области порядка слов, полагая, что они придают чрезмерно большое значение прагматике), даже убежденный сторонник ПГ, один из инициаторов диалога между формалистами и функ­ционалистами Ф. Ньюмейер был вынужден признать круп­ный успех Хокинса достоянием теоретического функциона­лизма [Newmeyer 1998]1.

2.1. Исходные предположения

В основе теории Хокинса лежит гипотеза об устройст­ве механизма синтаксического анализа речи. Вспомним, что по Хомскому этот механизм относится к «внешней» сфере языка («употреблению») и не взаимодействует со знанием языка; последнее — чисто интеллектуальная способность, в своей основе врожденная. В теории употребления было дав­но установлено, что для носителей языка более приемлемы те предложения, которые с большей вероятностью могут быть произнесены, более легко понимаются, менее громозд­ки и в меньшей степени нагружают оперативную память, В психолингвистике к настоящему времени накоплен боль­шой материал по распознаванию синтаксических структур при восприятии звучащей или письменной речи и предложе­но несколько убедительных моделей распознавания. Хокинс принимает за основу одну из наиболее авторитетных моделей, предложенных психолингвистами Дж. Фодор и Л. Фрэйзер.

Цель синтаксического анализа — перейти от речевой цепочки к синтаксической структуре (дереву составляющих). Это означает, что для каждой словоформы модель анализа должна указать ту синтаксическую категорию, к которой эта словоформа принадлежит сама и все те более крупные син­таксические категории, в состав которых она входит. Хокинс обратил внимание на некоторые синтаксические категории, однозначно указывающие на то, каков непосредственно до­минирующий над ними узел. Например, существительное или артикль указывают, что над ними непосредственно до-

1 «Из-за того, что Хокинс принимает многие термины и нотацию генератив­ной лингвистики, его теория нашла мало последователей среди представи­телей основного течения функционализма, но Ньюмейер правильно опре­деляет ее как полностью функционалистическую» [Haspelmath 2000: 241].


минирует ИГ2; глагол указывает на глагольную группу, под­чинительный союз — на придаточное предложение. Такую ка­тегорию, которая опознается не только сама, но и однозначно указывает на категорию непосредственно доминирующей со­ставляющей, Хокинс называет однозначно идентифицирующей категорией (ОИК). Не все синтаксические категории являются однозначно идентифицирующими. Например, таковой не яв­ляется ИГ: она может непосредственно доминироваться дру­гой ИГ, глагольной группой, предложной группой и т. п.

Таким образом. ОИК позволяют определить сразу большой «кусок» синтаксической структуры. ОИК могут рассматриваться как недвусмысленные оперативные сигна­лы (Unambiguous signals on-line) о том, каковым должен быть доминирующий узел. С теми категориями, которые не явля­ются ОИК, в процессе анализа происходит одно из двух: или а) адресат наугад устанавливает тип иерархической структу­ры, в состав которой входит данная составляющая (напри­мер, постулирует над ИГ предложную группу), а если дан­ные последующего анализа опровергают это, вносит испра­вления, или б) откладывает непроанализированную состав­ляющую в особый отсек текущей памяти (look-ahead buffer), которая находится там до тех пор, пока в синтаксической структуре не обнаруживается для нее подходящее место.

ОИК включают два частично пересекающихся множе­ства. Это служебные слова, о которых ведется поле­мика по поводу того, вершины они или нет (например, ар­тикль идентифицирует «над» собой ИГ, а вспомогательный глагол — клаузу), либо это несомненные вершины (суще­ствительное идентифицирует ИГ, вершиной которой являет­ся; предлог идентифицирует возглавляемую им предложную группу и т. д.). Как мы видели в главах I и XII, вершина — тот элемент группы, который определяет ее свойства. Через посредство вершины происходит семантическая и граммати­ческая связь группы с более крупной составляющей, в кото­рую она входит. Естественно, вершина содержит в себе больше информации об этой более крупной составляющей, чем остальная часть словосочетания.

Скорость анализа некоторой структуры очевидным об­разом зависит от линейного порядка слов и составляющих.

2 Хокинс игнорирует двойные проекции вершин, которые предписывает X’-теория, и использует более простой способ изображения структуры фразо­вых категорий.


Цель анализа узла X — установить, сколько непосредствен­ных составляющих входит в X и какова их категориальная природа (т. е. какие категории составляющих непосредст­венно доминируются Х-ом). Для того, чтобы установить сам факт наличия и категорию составляющей X, адресат должен «натолкнуться» на ОИК в составе этой составляющей. Если такая категория обнаруживается в начале X, то можно счи­тать, что X идентифицируется быстро. Если она обнаружи­вается в середине X, то анализ происходит медленнее; если ОИК располагается в конце (на правой периферии) состав­ляющей X, то анализ затягивается максимально.

Анализ узла X не должен быть слишком растянут во времени. Если взять за единицу времени обработку каждого слова в линейной цепочке, анализ не должен начаться слиш­ком рано. Например, информация об одной из непосредст­венных составляющих X не должна быть получена задолго до того, как поступит информация о других непосредствен­ных составляющих X. Соответственно анализ не должен за­канчиваться слишком поздно - например, если проанализи­рованы все непосредственные составляющие X, кроме од­ной, информация об этой последней не должна поступить с большим опозданием, иначе X будет слишком долго оста­ваться в «подвешенном» состоянии. Итак, слова, несущие информацию о непосредственных составляющих узла X, должны быть собраны на минимальном линейном отрезке.

Хокинс вводит понятие сферы идентификации составля­ющих (СИС; Constituent recognition domain) для узла X. Так называется линейно упорядоченное множество слов, кото­рое должно быть проанализировано для идентификации всех непосредственных составляющих X, начиная с того слова, которое позволяет идентифицировать первую непосредст­венную составляющую X слева и кончая тем словом, кото­рое позволяет идентифицировать последнюю непосредст­венную составляющую X справа и включая все промежуточ­ные слова.

2.2. «Лучшие» и «худшие» порядки

Рассмотрим английский пример со «сдвигом тяжелой ИГ» (Heavy NP shift). Допустим, глагольная группа состоит из глагола, ИГ прямого дополнения и предложной группы


косвенного дополнения. Правило сдвига гласит, что ИГ прямого дополнения, включающая достаточно много слов, может занять позицию правее косвенного дополнения: (9) а. Не [Vp donated [NP the beautiful desk dating from the early Victorian period] [PP to charity]} 'Он преподнес прекрасный рабочий стол, относящийся к раннему викторианскому пе­риоду, благотворительной организации'; -> б. Не [VP donated [РР to charity][NP the beautiful desk dating from the early Victorian period]].

(96) более компактно представляет структуру трех со­ставляющих глагольной группы — СИС при таком порядке существенно меньше: (9') a. [у? donated [NP the beautiful desk dating from the early Victorian

period] [PP to charity]}

6. [yp donated [PP to charity][^p the beautiful desk dating from the

early Victorian period]].

Глагол является первой составляющей и опознается за один шаг; кроме того, поскольку глагол — вершина, на нем идентифицируется глагольная группа. Осталось идентифи­цировать две другие ее непосредственные составляющие. NP опознается по своему первому слову — артиклю the, так как над артиклем может доминировать только NP. Предложная группа опознается также по своему первому слову — предло­гу to, который недвусмысленно указывает, что узел, домини­рующий над ним, — PP. В (9а) вторая составляющая глаголь­ной группы опознается по второму слову, но чтобы «доб­раться» до третьей ОИК, надо пройти еще 8 слов длинной ИГ. Таким образом, СИС для глагольной группы в (9а) включает 11 слов — 3 ОИК и 8 в промежуточном отрезке, который приходится включить в СИС, так как он распола­гается между второй и третьей ОИК. В (96) порядок слов по­зволяет быстрее проанализировать глагольную группу, так как СИС состоит всего из 4 слов.

Итак, некоторые порядки составляющих сравнительно с другими сокращают число узлов, которые должны быть просмотрены для распознавания структуры непосредствен­ных составляющих, и делают этот процесс более быстрым и эффективным, поскольку то же количество информации из-


влекается из меньшего по длине отрезка. Хокинс предполо­жил, что сокращение СИС является мотивом возникновения в английском языке «сдвига тяжелой ИГ». Не случаино что это правило формулируется в терминах, характерных не для грамматики, а для области «употребления»: например оно не устанавливает точное число слов в ИГ прямого дополне­ния, которое нужно для того, чтобы мог произойти его сдвиг правее предложной группы.

Хокинс подсчитал по текстам сравнительный ттпп<гпг»г




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.