КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.Этика деловая (профессиональная)
Учебные вопросы лекции: 1. Профессиональная этика как составная часть морали. 2. Виды и подвиды профессиональной этики. 3. Этика работников профессиональной сферы типа «человек-человек». 4. Профессиональная этика в различных видах деятельности. 5. Профессионализм как ценность культуры Нового времени. 1. Этика деловая – понятие более широкое, чем профессиональная этика. Деловая этика изучает факторы формирования и проявления моральных критериев и норм в отношениях между представителями различных профессиональных групп или между сотрудником фирмы и клиентом. Профессиональная этика изучает эти факторы в отношениях между представителями однородных профессиональных групп, например, между руководителем и сотрудником туристской фирмы. Профессиональная этика всегда является деловой. Профессиональная этика как составная часть морали включает в себя: - регуляцию отношений людей к труду, к профессии и к членам трудового коллектива; - мотивацию трудовой деятельности; - управленческо-организационную и производственную регламентацию трудовых обязанностей; - средства и способы реализации личностных целей; - оценку деятельности и её результатов; - разработку новых методов профессиональной этики или корректировку действующих. Профессиональная этика основывается на взаимосвязи общих моральных требований и специфических требований профессии. 2. Многообразие видов и подвидов профессиональной этики вызваны: - постоянным углублением специализации производств; - дифференциаций условий труда; - непрерывным совершенствованием профессиональной деятельности. Вид профессиональной этики: этика педагогическая, подвид – этика педагога высшей школы. Вид профессиональной этики: этика туристской сферы, подвид – этика работника туристской фирмы и т.д. Каждый вид и подвид профессиональной этики отражают специфические особенности трудовой деятельности и моральных отношений. 3. Среди типов профессий выделяется тип «человек – человек», который характеризуется повышенным морально-нравственным содержанием. К этому типу профессий относятся профессии сферы сервиса. Профессиональная этика работников сферы сервиса это совокупность общих, специфических требований и норм нравственности, основанных на психологии сервиса и реализующихся при выполнении профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Все профессиональные требования прописаны в кодексе организации – собрании правил и норм морали. Профессиональное поведение и общение работника сферы сервиса (обслуживания, контактной зоны) должно опираться на требования (по В.Г. Федцову): - доброжелательности и радушия; - приветливости и вежливости; - обходительности и любезности; - сдержанности и тактичности; - заботливости о клиенте и о чести предприятия; - мастерства и эрудированности; - реализации воспитательной функции морали; - вербальных и невербальных средств общения. 4. Для того, чтобы стать профессионалом в своём деле, следует знать профессиональную этику и в других видах деятельности. Все виды деятельности тесно связаны между собой: медицинская этика, педагогическая этика, судебная этика, этика взаимоотношений в общественных учреждениях и т.д. Каждый вид имеет свою специфику и общие этические понятия, без которых невозможны человеческие отношения. 5. Человек, познающий специфику своей профессии и приобретающий практический опыт деятельности, обладает определённым уровнем профессионализма. Для современного информационного общества профессионал это (по М.Н. Росенко): - созидатель и производитель, ответственный за результаты своего труда; - специалист, требовательный к себе и своим коллегам; - ответственный человек в своих решениях и действиях; - высоконравственная личность. Задачи профессиональной этики по повышению роли профессионализма в современном обществе: - устранение последствий непрофессионального реформирования в сфере трудовой деятельности и отступления от норм профессиональной морали; - повышение моральных стимулов к труду; - совершенствование условий труда (научная организация трудовой деятельности); - возможность ориентироваться в профессии на деловой и нравственный образец; - формирование общественного мнения по повышению значимости конкретной профессии и профессионализма вообще; - разработка критериев качественных и количественных оценок профессионализма в современных условиях; - на руководящих должностях только профессионалы; - повышение уровня социализации личности за счёт удовлетворения интересов и потребностей (обучение, повышение квалификации, духовный рост, самооценка, совершенствование творческого отношения к труду). Литература: 1. Зарецкая Е. Н. Деловое общение, в 2-х томах. Учебник, М.,2002. 2. Капто А. С. Профессиональная этика. Учебное пособие, М.,1997. 3. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность, М.,2001. 4. Медведева Г. П. Этика социальной работы, М.,1998. 5. Росенко М. Н. Основы этических знаний, СПб., 2002. 6. Федцов В. Г. Культура сервиса. М., 2001. 7. Этика. Учебное. пособие для ВУЗов / под ред. Т. В. Мишаткиной, Минск,2002
Раздел 2. Профессиональная этика в различных сферах деятельности
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |