Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории управления




УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ФЛОТА

Техническое обслуживание и ремонт.

Техническое использование.

Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА

 

 

Для того, чтобы установить круг задач и содержание предмета ТЭФ, необходимо четко определить ее роль и место в процессе про­изводства на морском транспорте.

Транспорт является четвертой (по­сле земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленностей) сферой материального производства. Доставляя продукты производства до потребителя или до места переработки, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обраще­ния. Особенность транспорта, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, заключается в том, что транспорт не создает новый вещественный продукт. Продукцией транспорта является само перемещение. Именно в изменении места нахождения това­ров, в результате чего изменяется их потребительская стоимость, заключается материальный характер транспортного производства.

Непрерывное производство, в том числе и на транспорте, вклю­чает два взаимосвязанных процесса: производство и обращение.

Для процесса производства необходимы три элемента: труд, как целесообразная деятельность человека; предметы труда, т.е. все то, на что направлен человеческий труд; средства труда (машины, оборудование, средства перемещения грузов и т. д.), т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда.

Обращение - это процесс реализации товарной продукции пу­тем превращения ее в денежную форму и обратного превращения денег в товар, т. е. это процесс обмена товаров посредством денег.

Применительно к морскому транспорту составными элемента­ми процесса производства являются: труд; перемещаемый груз (предмет труда); суда (средства труда).

При транспортировке груза к его стоимости прибавляется стоимость живого и овещест­вленного труда, в результате чего стоимость его возрастает. Про­цесс обращения на морском флоте проявляется в виде коммерче­ской и финансовой работы, реализующей результаты процесса про­изводства - транспортную продукцию.

Управление судами, как производственными ячейками, предпо­лагает взаимодействие судов (объектов управления) с управля­ющим органом - управлением судоходной компании. Это взаимодействие осуществляется на основе получения, обработки и передачи ин­формации, выработки, принятия и реализации решений. Носите­лями информации в области ТЭФ являются различные документы - организационно-распорядительные, плановые, учетные, норматив­но-справочные.

Рост перевозок, усложнение конструкции морских транспорт­ных судов вызывают резкое увеличение объема информации, не­обходимой для эффективного управления.

Повышаются требова­ния к ее оперативности и точности, так как даже незначительные ошибки в принятии и реализации решений влекут за собой серь­езные экономические издержки.

Для обеспечения оперативной обработки большого объема ин­формации и создания возможности выбора оптимальных вариан­тов решений по руководству транспортным производством на мор­ском флоте созданы автоматизированные системы управления (АСУ), т. е. такие системы, у которых для сбора, хранения, поис­ка, передачи и обработки информации и выработки управляющих воздействий применяются автоматические устройства.

Создание АСУ выдвинуло на одно из первых мест проблему ин­формационного обеспечения ТЭФ, совершенствования форм учетной и отчетной судовой документации.

Особо важное значение для обеспечения эффективного функ­ционирования системы имеет правильный выбор критериев оценки и показателей работы всех элементов системы.

Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться, как составная часть первого элемента процесса производства, т. е. как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возмож­ность использования флота по прямому назначению. Непосредст­венное же использование флота по прямому назначению, включа­ющее прежде всего технологию и организацию перевозок и грузо­вых работ, обеспечивает другой вид производственной деятельно­сти, именуемый эксплуатацией или коммерческой эксплуатацией флота.

Эти два вида производственной деятельности - коммерческая и техническая эксплуатация флота во взаимодействии с предмета­ми труда (перемещаемый груз) и средствами труда (транспорт­ные суда) и представляют собой процесс производства на морском транспорте.

Техническая эксплуатация в общей системе «морской транс­порт», являясь составной частью первого элемента процесса про­изводства, с точки зрения специфики функционирования может также рассматриваться и как самостоятельная производственно-техническая система, в которой суда уже являются не средствами труда, а предметами труда. Такое диалектическое превращение судна из средства труда в предмет труда происходит потому, что в производственно-технической системе ТЭФ судно является объ­ектом приложения труда судового экипажа и работников произ­водственной базы ТЭ.

При изучении ТЭФ применяется системный подход. Система - это взаимосвязанный комплекс множества элементов, образующих некоторое единство, целостность объекта. Основными свойствами системы являются делимость (система всегда рассматривается как объект, состоящий из элементов), изолированность (комплекс элементов, образующих систему, и каждый элемент си­стемы можно рассматривать изолированно), разнообразие (каждый элемент системы имеет собственное поведение и состоя­ние, отличные от поведения и состояния других элементов и систе­мы в целом).

Цель технической эксплуатации морского флота как самосто­ятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном тех­ническом состоянии в течение всего срока службы.

По своим задачам ТЭ подразделяется на две взаимосвязанные части: техническоеиспользование, техническое обслуживание (ТО) и ремонт.

Каждую из этих составных частей с позиций системного под­хода, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему (вы­деленная по какому-либо признаку часть системы, обладающая определенной автономностью) или как самостоятельную систему. Структурная схема, характеризующая соподчиненность функций ТЭФ, представлена на рисунке 1.

Следует отметить, что деление ТЭ на составные части, в извест­ной степени,- условно и по содержанию ряда задач, входящих в ту пли иную часть, не имеет четких границ. Такие задачи, как плани­рование и учет, оценка технического состояния, материально-тех­ническое обеспечение, являются общими для всех частей ТЭ.

 

Техническое использование - это составная часть ТЭ (функ­циональная подсистема), включающая комплекс работ по обес­печению технической готовности судов к выполнению своих функ­ций, надежную и экономичную их работу с показателями, пре­дусмотренными проектом или заданными судовладельцем [6].

Целевой функцией подсистемы «техническое использование» является обеспечение возможности устойчивого выполнения тран­спортной работы, сохранной

 

 

 

Рис. 1. Структурная схема ТЭ судов.

 

перевозки грузов, безопасного море­плавания и нормальных условий труда, быта и отдыха судовых экипажей. Техническое использование включает следующие за­дачи:

-управление судами и судовыми техническими средствами;

-выбор и поддержание нагрузочных режимов;

-рациональное топливоиспользование.

Управление судами и судовыми техническими средствами. Эти вопросы охватывают управление судами как элементами социаль­но-экономической системы (производственными ячейками) и уп­равление судами и судовыми техническими средствами как техни­ческими системами.

Управление судами и судовыми техническими средствами как техническими системами предполагает обеспечение функциониро­вания судов путем непосредственного воздействия человека на су­довые технические средства на рабочих местах.

Управление судном и судовыми техническими средствами, вклю­чая контроль за работой и поддержанием нормального эксплуата­ционного состояния, осуществляется судовым экипажем и, главным образом, его вахтенной службой. Вахта должна обеспечить управ­ление всеми техническими средствами судна, требуемый режим работы и безопасное плавание. Структура и состав вахтенной службы устанавливаются с учетом объема работ по управлению, контролю и обеспечению безопасности мореплавания, а также степени автоматизации судна. При определенном уровне автома­тизации оказывается возможным управление энергетической уста­новкой одним оператором и даже безвахтенное обслуживание ма­шинного отделения во время переходов морем.

Уменьшая затраты труда на управление и контроль, средства автоматизации способны быстрее, чем человек, реагировать на изменения различных параметров, повышают точность поддержа­ния режимов и позволяют применять высоконапряженные техни­ческие средства, ручное управление которыми затруднено, а иног­да и невозможно.

Преимуществом автоматизации судов является возможность повысить надежность и безопасность эксплуатации путем автома­тического оповещения об изменениях нормального протекания процессов или о возникновении аварийных ситуаций.

Широкое внедрение средств автоматизации производственных процессов на судах создает предпосылки для совершенствования форм организации судовой службы, сокращения численности вах­тенной службы, затрат на управление и повышение производитель­ности труда на перевозках. Затраты на управление оказывают су­щественное влияние на эффективность работы флота, и изыскание путей сокращения этих затрат является важнейшей задачей ТЭ.

Выбор и поддержание нагрузочных режимов. Эти вопросы включают определение оптимальных нагрузочных режимов судов и судового оборудования, внедрение рациональных методов и средств контроля, поддержания и регулирования этих режимов. Нагрузочные режимы устанавливаются с учетом производствен­ных заданий, окружающей обстановки, конструктивных особенно­стей судов и судовых технических средств.

Оптимальным режимом является такой, который обес­печивает в конкретных условиях эксплуатации наибольшую ско­рость судна и одновременно не приводит к заметному снижению надежности, экономичности и увеличению затрат на ТО.

Нагрузочные режимы подразделяются на номинальные и экс­плуатационные.

Под номинальными понимаются длительные (без ограничения во времени) режимы работы судов и судовых технических средств, при которых достигаются их технико-эксплуатационные характе­ристики, предусмотренные проектом и договорной спецификацией. Они проверяются на стендах заводов-строителей и при приемо - сдаточных испытаниях судов после постройки.

Эксплуатационные нагрузочные режимы должны обеспечивать длительную надежную и экономичную работу судов при мини­мальных затратах на единицу транспортной продукции для дан­ных условий эксплуатации. Эксплуатационные режимы работы судна и судовых технических средств задаются судовладельцем на основании результатов теплотехнических испытаний с учетом тех­нических характеристик, конкретных условий эксплуатации и тех­нического состояния судов. Они предусматривают некоторый ре­зерв мощности, который реализуется при обрастании корпусов в период между очередными докованиями во избежание перегрузки двигателя, при неблагоприятных условиях плавания (волнение, встречный ветер, плавание во льдах, повышенной против расчет­ных температуры и влажности наружного воздуха, температуры забортной воды).

Рациональное топливоиспользование. Эти вопросы включают нормирование и учет расхода топлива, разработку и реализацию мер, обеспечивающих сокращение затрат на топливо, повышение экономичности работы судовых энергетических установок, исполь­зование рациональных сортов топлива и смазочных масел.

С развитием морского флота, повышением энерговооруженно­сти судов резко возросла потребность флота в топливе и смазоч­ных маслах. Расходы на топливо по транспортному флоту состав­ляют значительную долю от общих эксплуатационных расходов, поэтому использование наиболее рациональных видов топлива и смазочных масел наряду с экономным их расходованием являет­ся одним из важнейших путей снижения себестоимости морских перевозок. Сокращение эксплуатационных расходов на топливо и смазочные масла может быть достигнуто главным образом за счет совершенствования структуры топливного баланса флота, которое заключается в сокращении использования дизельных дистиллятных топлив; расширения использования недорогих топлив средней (моторное ДТ, нефтяное, газотурбинное) и высокой вязкости (флотский мазут, экспортный мазут +10°С, топочный); замены импортных марок смазочных масел отечественными.

 

ТО и ремонт — это составная часть ТЭ (функциональная под­система). Суда считаются технически исправными, если они удо­влетворяют требованиям органов надзора и могут использоваться по прямому назначению с технико-эксплуатационными показателя­ми, предусмотренными технической документацией. Целью функ­ционирования подсистемы «техническое обслуживание и ремонт» является поддержание и восстановление исправности судов в те­чение всего срока их службы при минимальных затратах. Эта под­система включает следующие задачи:

-оценка технического состояния (уровня работоспособности);

-определение структуры ТО и ремонта судов;

-организация ТО и ремонта;

-материально-техническое обеспечение.

Оценка технического состояния. Техническое состояние судна и его элементов определяется для обеспечения безопасности мо­реплавания, для задания режима работы механизмов на основе инструкций заводов-изготовителей и Правил технической эксплу­атации; для установления объема ТО и ремонта и составления ре­монтных ведомостей, для планирования и выполнения ТО и ре­монта. В комплекс задач по оценке технического состояния вхо­дит контроль состояния судов и их элементов, технический надзор за судами, разработка и внедрение систем технической диагностики.

Контроль технического состояния судов. Эта группа задач включает в себя повседневный и периодический контроль, а также технический надзор.

Повседневный контроль осуществляется судовым экипажем в соответствии с Уставом, Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, графиками и планами ТО судна.

Основным методом оценки и контроля технического состояния судна и его элементов судовым экипажем является выполнение профилактических работ на базе типовой нормативной документа­ции на ТО серийных судов, разработанной фирмой-изготовителем совместно с классификационными обществами. Периодический контроль технического состоянием судов и уходом за корпусом и судовым оборудованием осуществляется су­довладельцем.

Цель всех видов контроля технического состояния - установить действительное техническое состояние судов и судового оборудования, обеспечить их исправность, проверить годность к безопасному мореплаванию, надежной перевозке грузов и обеспечение охраны человеческой жизни на море.

Разработка и внедрение систем технической диагностики. Основными функциями систем технической ди­агностики являются:

-оценка состояния (работоспособности) судовых технических средств и элементов судна;

-поиск неисправностей и причин отказа;

-прогнозирование технического состояния.

Техническое состояние судна и его элементов характеризуется величиной отклонения их основных параметров, отражающих спо­собность выполнить заданные функции, от эталонных значений, установленных технической документацией. Определение индиви­дуальных отклонений параметров конкретных технических средств от их эталонных значений, а также прогнозирование дальнейшего изменения этих отклонений и составляют основу технической ди­агностики.

В настоящее время комплекс работ, связанных с определением технического состояния и включающих в себя вскрытие, разборку и освидетельствование судовых технических средств, выполняется по истечении установленного календарного срока или регламенти­рованной наработки. Это часто приводит к неоправданной загруз­ке экипажей и береговых баз, снижает надежность оборудования из-за нарушения приработки и внесения случайных изменений в сопряжения деталей и узлов. В связи с этим определение техниче­ского состояния оборудования без его разборки является одним из важнейших путей повышения эффективности ТЭ судов.

Применение систем технической диагностики позволяет уста­навливать оптимальные сроки выполнения планово-предупреди­тельного ТО и ремонта, предотвращать или существенно сокра­щать число отказов судового оборудования и вынужденных оста­новок в море, сокращать время поиска неисправностей. Создание комплексных систем технической диагностики судового оборудо­вания является одной из наиболее сложных научно-технических и организационных проблем. Эта сложность определяется многооб­разием конструктивных форм судовых технических средств, осо­бенностями физических процессов их старения и износа, специ­фикой условий эксплуатации судов.

Определение структуры ТО и ремонта судов. Сюда входит ис­следование эксплуатационной надежности судов и их элементов, на базе которой устанавливается структура ТО и ремонта, т. е. содержание, периодичность и трудоемкость работ, выполняемых для поддержания и восстановления исправности. Широкая номенкла­тура судовых технических средств, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению, вызывает большое мно­гообразие работ. На причины их возникновения, структуру ТО и ремонта оказывает влияние много факторов (качество проекта и постройки, конструктивные особенности, применяемые материалы, возраст судна, условия эксплуатации и т. д.), однако при всем их многообразии выполняемые работы являются производными на­дежности. Следовательно, закономерности, регламентирующие структуру ТО и ремонта, могут быть установлены на базе иссле­дования эксплуатационной надежности судов и их элементов.

Недостаточная надежность судов снижает эффективность их функционирования главным образом из-за увеличения затрат на поддержание требуемого уровня надежности. Обобщенным пока­зателем этих затрат является трудоемкость ТО и ремонта. Поэто­му изыскание путей снижения трудоемкости на содержание флота в исправном техническом состоянии имеет первостепенное значе­ние для эффективной работы морского транспорта.

Организация ТО и ремонта. Этот комплекс задач включает разработку общей схемы и принципов организации ТО и ремонта, в том числе установление продолжительности эксплуатационно-ремонтных циклов, периодичности и продолжительности различ­ных видов ремонта и докования судов, планирование ТО и ремон­та, распределение работ, выполняемых для поддержания работо­способности судов, между экипажами и береговыми базами.

Одной из важнейших задач организации ТО является опти­мальное распределение осмотрово-восстановительных работ между судовыми экипажами, субподрядчиками, судоремонтными верфями. Оптимальное распределение работ позволяет увеличить эксплуата­ционный период судов, сократить объем и стоимость ре­монтов с выводом судов из эксплуатации. Эта задача должна решаться на основе объективных кри­териев распределения работ между исполнителями. Все перечис­ленные задачи в своей совокупности составляют систему ТО и ремонта флота. Оптимизация системы ТО и ремонта, ее непрерыв­ное совершенствование, обеспечение постоянного роста производи­тельности труда являются важнейшим условием повышения эф­фективности ТЭФ.

Материально-техническое обеспечение (МТО). Вопросы мате­риально-технического обеспечения включают бесперебойное снабжение и эффективное использование материальных ресурсов, оптимизацию запасов материалов, сменных частей и оборудования на судах, совершенствование методов нормирования, планирования, учета, хранения и доставки снабжения к месту его использования. Для обеспечения работы флота, выполнения ТО и ремонта необходимы материалы, инвентарь, сменные и запасные части, обменный фонд оборудования. При недостаточных запасах возможны непроизводительные простои судов. Избыточные запасы материалов и оборудования приводят к неоправданному сдерживанию средств и завышению оборотных фондов предприятий. В связи с этим оптимизация запасов материальных ресурсов является одной из важнейших проблем ТЭ.

 

 

Предмет теории управления. Понятие управление, как систе­ма целенаправленного воздействия, в самом широком смысле сло­ва применяется к различным областям и сферам человеческой де­ятельности: управление машинами и различными техническими средствами, производственной деятельностью и т. д.

Управление производством представляет собой целенаправленное воздействие на производственные коллективы, основанное на сознательном ис­пользовании экономических, естественных, технических и других законов.

С развитием и усложнением производства управление из об­ласти деятельности, где в основном преобладали личный опыт и интуиция, постепенно превращалось в систему научных знаний, составляющих теоретическую базу управления.

Теория управления общественным производством формируется на стыке ряда наук. Управление производством, его от­раслями и звеньями связано с руководством деятельностью кол­лективов людей, представляющих собой социальные коллективы. Развиваются коллективы в соответствии с закономерностями и положениями, устанавливаемыми на базе научных исследований в области социологии и психологии. К конкретным наукам об уп­равлении относятся науки, которые изучают отдельные элементы процесса управления, такие, как планирование и учет, снабжение, финансирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности и т. д. Все эти науки представляют собой теоретическую базу для практического решения различных задач и совершенствования соответствующих функций управления, для подготовки специали­стов, развития исследований и т. п.

Однако, чтобы управление отвечало своему назначению, необ­ходима особая область деятельности, которая бы согласовывала и объединяла все части управления в единое целое. Такой обла­стью деятельности является руководство. Сущность теории управления заключается в ее комплексности, в охвате разных сто­рон управления: планирования, учета, техники управления, психо­логии, права и т. д. как единого целого.

В силу творческого характера управление не укладывается полностью в рамки одних законов науки, поэтому в состав теории управления входит и искусство управления, тесно связанное с по­нятием «образец управления». Главная черта управленческого ис­кусства состоит в том, что искусство имеет дело с конкретными ситуациями во всем их многообразии, а теория — с принципами, правилами, закономерностями. На основе искусства управления вырабатываются навыки претворения теории в практику. Таким образом, теория управления включает в себя две части: собствен­но теорию управления, которая формируется на базе логического метода и исследует законы и принципы управления; и искусство управления, которое формируется на базе конкретного опыта управления. Эти две взаимосвязанные и взаимодополняющие части и составляют предмет теории управления про­изводством.

Принципы и методы управления. Управление производством осуществляется на базе определенных принципов, отражающих особенности способа производства.

С принципами тесно связаны методы управления — способы воздействия на объект и систему управления для решения постав­ленных задач. Методы, как и принципы, опираются на объектив­ные законы, присущие объекту управления, и вытекают из этих законов. Различие между ними состоит в следующем. Принципы являются обязательными, их не выбирают, ими руководствуются. Методы носят более альтернативный характер, возможен их вы­бор, замена одного другим.

В системе методов управления производством ведущая роль принадлежит методам централизованного планового руководства. Это обусловлено тем, что планирование связывает все отрасли, экономические районы, предприятия и объединения в единый целостный организм, обеспечивает развитие хозяйства и создает возможность для ком­плексного и согласованного решения научно-технических, произ­водственно-экономических и социальных вопросов.

Важную группу методов управления составляют методы хозяй­ственного расчета, использование которых позволяет обеспечить определенную самостоятельность производственных организаций в рамках централизованного планирования.

Одним из ведущих методов управления является производственное соревнование, которое тесно связано с методами планиро­вания, хозрасчета, материального и морального стимулирования.

Управление можно рассматривать в статике как структуру, в динамике — как процесс [5].

Структура управления. Структура управления — это совокуп­ность различных взаимосвязанных управленческих органов, обес­печивающих выполнение функций и задач управления. Она харак­теризуется элементами и их связями. Элементами структуры яв­ляются органы управления, их подразделения и отдельные работ­ники. Орган управления — это коллектив работников, связанных между собой отношениями разделения труда и имеющих общего руководителя. Орган управления может состоять из одной или не­скольких первичных групп. Первичная группа отличается от орга­на управления тем, что работники, образующие группу, имеют об­щего руководителя, но не имеют подчиненных. Первичная группа может быть подразделением или самостоятельным органом управ­ления.

Структура управления строится по иерархическому принципу, согласно которому органы управления различаются по их положе­нию в структуре на вышестоящие, нижестоящие и равноправные. Связи между элементами структуры могут быть двух типов: вер­тикальные - связи руководства-подчинения и горизонтальные - связи кооперации равноправных элементов аппарата управления. Вертикальные связи, в свою очередь, подразделяются на линей­ные (административное подчинение) и функциональные (подчине­ние по определенным функциям).

Можно выделить три основных типа организационных струк­тур управления: линейную, функциональную и комбинированную.

Структура управления зависит от масштабов и сложности про­изводства, применяемых технических средств, технологии, внеш­них и внутренних связей и других факторов.

Процесс управления. Комплексная системная характеристика процесса управления дана в работах [5, 8]. Приведем некото­рые положения этих работ, раскрывающих сущность рассматри­ваемого вопроса. Процесс управления - это деятельность объеди­ненных в определенную структуру органов управления, направлен­ная на достижение поставленных целей на основе применения соответствующих принципов и методов управления. Процесс управ­ления характеризуется содержанием, организацией и технологией. Содержание процесса управления. С точки зрения содержания процесс управления — это процесс решения проблем производства, проблем снабжения и сбыта, технического прогрес­са, социальных проблем. Содержание процесса зависит от мас­штабов и уровня управления, специфики производства. При всем многообразии и различии применяемых решений в управленческой деятельности можно выделить определенный состав операций (элементов действий) и последовательность их выполнения. Для каждого решения характерно следующее: установление ситуации, требующей принятия решения; информационное обеспечение, вклю­чающее сбор и обработку информации для ознакомления с воп­росом, по которому принимается решение; разработка возможных вариантов решения, их сравнительная оценка и выбор оптималь­ного варианта; организация выполнения принятого решения.

Управленческие решения, как наиболее важный результат уп­равленческой деятельности, должны отвечать определенным тре­бованиям. Главные из них - обоснованность, правомерность, целе­вая направленность, краткость, конкретность, своевременность. Принятое решение оформляется в форме плана, задания, приказа или распоряжения. В этих документах формируется цель, назна­чаются ответственные исполнители, устанавливаются сроки вы­полнения.

Организация процесса управления. С точки зре­ния организации процесс управления характеризуется взаимодей­ствием органов и работников управления, а также сменяющимися по времени последовательными этапами протекания процесса уп­равления, образующими управленческий цикл. Цикл управления включает установление цели, предварительное управление как ста­дию подготовки и принятия решения (приказ, план), оперативное управление как стадию обеспечения реализации принятого реше­ния (мотивация, распорядительность), учет и контроль (обратная связь).

К организационным характеристикам процесса управления от­носится и процедура процесса. Это четкое распределение полно­мочий (прав и ответственности) по принятию и реализации реше­ний между органами и отдельными работниками управления.

Технология процесса управления. С точки зрения технологии процесс управления характеризуется общими метода­ми и общей последовательностью выработки и реализации реше­ний независимо от содержания проблем и способов их решения по существу. Для технологии процесса управления большое значение имеет характер преобразования информации.

Любой производственный процесс характеризуется соответст­вующей информацией, включающей сведения о наличии техниче­ских средств, материальных ресурсов, сырья, топлива, их качест­венном и количественном состоянии. В процессе производства уп­равляющая и управляемая системы связаны между собой посред­ством обмена информацией, поступающей от объектов управления в управляющую систему, на основе которой управляющая система принимает то или иное решение.

Принятие решения порождает управляющую информацию, ко­торая доводится до исполнителей в форме планов, заданий, нор­мативов и служит для них импульсом к целенаправленным и ко­ординированным действиям.

В системе управления все органы и работники связаны между собой потоками информации, которые характеризуются содержа­нием, интенсивностью, временным режимом.

По направлению различают горизонтальные потоки информа­ции, связывающие органы управления одного уровня и вертикаль­ные (восходящие и нисходящие), связывающие органы разных уровней. Восходящие потоки — это входная информация от под­чиненных органов и выходная информация, направляемая в вы­шестоящие организации; нисходящие- это входная информация от вышестоящих органов и выходная, направляемая подчиненным.

С точки зрения назначения и способа получения всю информа­цию, используемую в процессе управления производством, можно разделить на три группы:

-научно-техническая, получаемая в процессе научных исследо­ваний;

-плановая, нормативная и др., содержащаяся в различных пла­нах, заказах на материальные ресурсы, хозяйственных договорах, в различных нормативных и распорядительных документах. Эта информация формируется непосредственно в процессе управ­ления;

-учетно-отчетная — это информация о совершившихся в процес­се производства фактах и событиях, о ходе выполнения плановых заданий. В системе управления она играет роль обратной связи.

Информация в управлении производством имеет решающее значение, она должна обеспечить возможность сопоставления фак­тических конечных результатов производства с плановыми, чтобы своевременно реагировать на все отклонения. Успех управления зависит главным образом от способности управляющей системы организовать своевременное получение надежной и достаточно полной информации о ходе производственного процесса, а также от умения обращаться с имеющейся информацией.

Анализ информационного аспекта управления создает основу для описания процесса управления с помощью различных матема­тических моделей и использования компьютерных систем для автоматизированной обработки информации.

Специфика управленческого труда. Специфика управленческо­го труда заключается в том, что он направлен не на непосредст­венное изготовление продукции, а на руководство работниками, ко­торые ее производят. Предметом труда управленческих работни­ков являются не сырье и материалы, а информация, результат их труда - не готовая продукция, а хозяйственные решения. Вне зави­симости от особенностей производства деятельность аппарата уп­равления сводится, в конечном счете, к обоснованию и принятию решений, организации их выполнения. Она включает разработку мер, направленных на повышение заинтересованности коллектива в увеличении эффективности производства, улучшении использо­вания всех средств, которые государство выделило в распоряже­ние каждого хозяйственного звена. Управление оказывает влияние на эффективность производства путем предупреждения нарушений его хода. Труд по управлению производством можно рассматри­вать как особую разновидность производительного труда.

Работники, заня­тые в аппарате управления и непосредственно участвующие в про­цессе производства материальных благ, имеют одинаковое отно­шение к средствам производства. Они в равной мере заинтересованы в повышении эффективности производства и являются части­цами так называемого совокупного рабочего. Вместе с тем управ­ление производством, будучи сугубо конкретным, во многом не­повторимым как по ситуациям, так и по решениям, превращает отдельные виды управленческого труда в разновидность научного, требующего от работников управления широкого кругозора и на­выков исследовательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.