КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия теории управления
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ФЛОТА Техническое обслуживание и ремонт. Техническое использование. Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА
Для того, чтобы установить круг задач и содержание предмета ТЭФ, необходимо четко определить ее роль и место в процессе производства на морском транспорте. Транспорт является четвертой (после земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленностей) сферой материального производства. Доставляя продукты производства до потребителя или до места переработки, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обращения. Особенность транспорта, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, заключается в том, что транспорт не создает новый вещественный продукт. Продукцией транспорта является само перемещение. Именно в изменении места нахождения товаров, в результате чего изменяется их потребительская стоимость, заключается материальный характер транспортного производства. Непрерывное производство, в том числе и на транспорте, включает два взаимосвязанных процесса: производство и обращение. Для процесса производства необходимы три элемента: труд, как целесообразная деятельность человека; предметы труда, т.е. все то, на что направлен человеческий труд; средства труда (машины, оборудование, средства перемещения грузов и т. д.), т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда. Обращение - это процесс реализации товарной продукции путем превращения ее в денежную форму и обратного превращения денег в товар, т. е. это процесс обмена товаров посредством денег. Применительно к морскому транспорту составными элементами процесса производства являются: труд; перемещаемый груз (предмет труда); суда (средства труда). При транспортировке груза к его стоимости прибавляется стоимость живого и овеществленного труда, в результате чего стоимость его возрастает. Процесс обращения на морском флоте проявляется в виде коммерческой и финансовой работы, реализующей результаты процесса производства - транспортную продукцию. Управление судами, как производственными ячейками, предполагает взаимодействие судов (объектов управления) с управляющим органом - управлением судоходной компании. Это взаимодействие осуществляется на основе получения, обработки и передачи информации, выработки, принятия и реализации решений. Носителями информации в области ТЭФ являются различные документы - организационно-распорядительные, плановые, учетные, нормативно-справочные. Рост перевозок, усложнение конструкции морских транспортных судов вызывают резкое увеличение объема информации, необходимой для эффективного управления. Повышаются требования к ее оперативности и точности, так как даже незначительные ошибки в принятии и реализации решений влекут за собой серьезные экономические издержки. Для обеспечения оперативной обработки большого объема информации и создания возможности выбора оптимальных вариантов решений по руководству транспортным производством на морском флоте созданы автоматизированные системы управления (АСУ), т. е. такие системы, у которых для сбора, хранения, поиска, передачи и обработки информации и выработки управляющих воздействий применяются автоматические устройства. Создание АСУ выдвинуло на одно из первых мест проблему информационного обеспечения ТЭФ, совершенствования форм учетной и отчетной судовой документации. Особо важное значение для обеспечения эффективного функционирования системы имеет правильный выбор критериев оценки и показателей работы всех элементов системы. Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться, как составная часть первого элемента процесса производства, т. е. как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возможность использования флота по прямому назначению. Непосредственное же использование флота по прямому назначению, включающее прежде всего технологию и организацию перевозок и грузовых работ, обеспечивает другой вид производственной деятельности, именуемый эксплуатацией или коммерческой эксплуатацией флота. Эти два вида производственной деятельности - коммерческая и техническая эксплуатация флота во взаимодействии с предметами труда (перемещаемый груз) и средствами труда (транспортные суда) и представляют собой процесс производства на морском транспорте. Техническая эксплуатация в общей системе «морской транспорт», являясь составной частью первого элемента процесса производства, с точки зрения специфики функционирования может также рассматриваться и как самостоятельная производственно-техническая система, в которой суда уже являются не средствами труда, а предметами труда. Такое диалектическое превращение судна из средства труда в предмет труда происходит потому, что в производственно-технической системе ТЭФ судно является объектом приложения труда судового экипажа и работников производственной базы ТЭ. При изучении ТЭФ применяется системный подход. Система - это взаимосвязанный комплекс множества элементов, образующих некоторое единство, целостность объекта. Основными свойствами системы являются делимость (система всегда рассматривается как объект, состоящий из элементов), изолированность (комплекс элементов, образующих систему, и каждый элемент системы можно рассматривать изолированно), разнообразие (каждый элемент системы имеет собственное поведение и состояние, отличные от поведения и состояния других элементов и системы в целом). Цель технической эксплуатации морского флота как самостоятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном техническом состоянии в течение всего срока службы. По своим задачам ТЭ подразделяется на две взаимосвязанные части: техническоеиспользование, техническое обслуживание (ТО) и ремонт. Каждую из этих составных частей с позиций системного подхода, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему (выделенная по какому-либо признаку часть системы, обладающая определенной автономностью) или как самостоятельную систему. Структурная схема, характеризующая соподчиненность функций ТЭФ, представлена на рисунке 1. Следует отметить, что деление ТЭ на составные части, в известной степени,- условно и по содержанию ряда задач, входящих в ту пли иную часть, не имеет четких границ. Такие задачи, как планирование и учет, оценка технического состояния, материально-техническое обеспечение, являются общими для всех частей ТЭ.
Техническое использование - это составная часть ТЭ (функциональная подсистема), включающая комплекс работ по обеспечению технической готовности судов к выполнению своих функций, надежную и экономичную их работу с показателями, предусмотренными проектом или заданными судовладельцем [6]. Целевой функцией подсистемы «техническое использование» является обеспечение возможности устойчивого выполнения транспортной работы, сохранной
Рис. 1. Структурная схема ТЭ судов.
перевозки грузов, безопасного мореплавания и нормальных условий труда, быта и отдыха судовых экипажей. Техническое использование включает следующие задачи: -управление судами и судовыми техническими средствами; -выбор и поддержание нагрузочных режимов; -рациональное топливоиспользование. Управление судами и судовыми техническими средствами. Эти вопросы охватывают управление судами как элементами социально-экономической системы (производственными ячейками) и управление судами и судовыми техническими средствами как техническими системами. Управление судами и судовыми техническими средствами как техническими системами предполагает обеспечение функционирования судов путем непосредственного воздействия человека на судовые технические средства на рабочих местах. Управление судном и судовыми техническими средствами, включая контроль за работой и поддержанием нормального эксплуатационного состояния, осуществляется судовым экипажем и, главным образом, его вахтенной службой. Вахта должна обеспечить управление всеми техническими средствами судна, требуемый режим работы и безопасное плавание. Структура и состав вахтенной службы устанавливаются с учетом объема работ по управлению, контролю и обеспечению безопасности мореплавания, а также степени автоматизации судна. При определенном уровне автоматизации оказывается возможным управление энергетической установкой одним оператором и даже безвахтенное обслуживание машинного отделения во время переходов морем. Уменьшая затраты труда на управление и контроль, средства автоматизации способны быстрее, чем человек, реагировать на изменения различных параметров, повышают точность поддержания режимов и позволяют применять высоконапряженные технические средства, ручное управление которыми затруднено, а иногда и невозможно. Преимуществом автоматизации судов является возможность повысить надежность и безопасность эксплуатации путем автоматического оповещения об изменениях нормального протекания процессов или о возникновении аварийных ситуаций. Широкое внедрение средств автоматизации производственных процессов на судах создает предпосылки для совершенствования форм организации судовой службы, сокращения численности вахтенной службы, затрат на управление и повышение производительности труда на перевозках. Затраты на управление оказывают существенное влияние на эффективность работы флота, и изыскание путей сокращения этих затрат является важнейшей задачей ТЭ. Выбор и поддержание нагрузочных режимов. Эти вопросы включают определение оптимальных нагрузочных режимов судов и судового оборудования, внедрение рациональных методов и средств контроля, поддержания и регулирования этих режимов. Нагрузочные режимы устанавливаются с учетом производственных заданий, окружающей обстановки, конструктивных особенностей судов и судовых технических средств. Оптимальным режимом является такой, который обеспечивает в конкретных условиях эксплуатации наибольшую скорость судна и одновременно не приводит к заметному снижению надежности, экономичности и увеличению затрат на ТО. Нагрузочные режимы подразделяются на номинальные и эксплуатационные. Под номинальными понимаются длительные (без ограничения во времени) режимы работы судов и судовых технических средств, при которых достигаются их технико-эксплуатационные характеристики, предусмотренные проектом и договорной спецификацией. Они проверяются на стендах заводов-строителей и при приемо - сдаточных испытаниях судов после постройки. Эксплуатационные нагрузочные режимы должны обеспечивать длительную надежную и экономичную работу судов при минимальных затратах на единицу транспортной продукции для данных условий эксплуатации. Эксплуатационные режимы работы судна и судовых технических средств задаются судовладельцем на основании результатов теплотехнических испытаний с учетом технических характеристик, конкретных условий эксплуатации и технического состояния судов. Они предусматривают некоторый резерв мощности, который реализуется при обрастании корпусов в период между очередными докованиями во избежание перегрузки двигателя, при неблагоприятных условиях плавания (волнение, встречный ветер, плавание во льдах, повышенной против расчетных температуры и влажности наружного воздуха, температуры забортной воды). Рациональное топливоиспользование. Эти вопросы включают нормирование и учет расхода топлива, разработку и реализацию мер, обеспечивающих сокращение затрат на топливо, повышение экономичности работы судовых энергетических установок, использование рациональных сортов топлива и смазочных масел. С развитием морского флота, повышением энерговооруженности судов резко возросла потребность флота в топливе и смазочных маслах. Расходы на топливо по транспортному флоту составляют значительную долю от общих эксплуатационных расходов, поэтому использование наиболее рациональных видов топлива и смазочных масел наряду с экономным их расходованием является одним из важнейших путей снижения себестоимости морских перевозок. Сокращение эксплуатационных расходов на топливо и смазочные масла может быть достигнуто главным образом за счет совершенствования структуры топливного баланса флота, которое заключается в сокращении использования дизельных дистиллятных топлив; расширения использования недорогих топлив средней (моторное ДТ, нефтяное, газотурбинное) и высокой вязкости (флотский мазут, экспортный мазут +10°С, топочный); замены импортных марок смазочных масел отечественными.
ТО и ремонт — это составная часть ТЭ (функциональная подсистема). Суда считаются технически исправными, если они удовлетворяют требованиям органов надзора и могут использоваться по прямому назначению с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными технической документацией. Целью функционирования подсистемы «техническое обслуживание и ремонт» является поддержание и восстановление исправности судов в течение всего срока их службы при минимальных затратах. Эта подсистема включает следующие задачи: -оценка технического состояния (уровня работоспособности); -определение структуры ТО и ремонта судов; -организация ТО и ремонта; -материально-техническое обеспечение. Оценка технического состояния. Техническое состояние судна и его элементов определяется для обеспечения безопасности мореплавания, для задания режима работы механизмов на основе инструкций заводов-изготовителей и Правил технической эксплуатации; для установления объема ТО и ремонта и составления ремонтных ведомостей, для планирования и выполнения ТО и ремонта. В комплекс задач по оценке технического состояния входит контроль состояния судов и их элементов, технический надзор за судами, разработка и внедрение систем технической диагностики. Контроль технического состояния судов. Эта группа задач включает в себя повседневный и периодический контроль, а также технический надзор. Повседневный контроль осуществляется судовым экипажем в соответствии с Уставом, Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, графиками и планами ТО судна. Основным методом оценки и контроля технического состояния судна и его элементов судовым экипажем является выполнение профилактических работ на базе типовой нормативной документации на ТО серийных судов, разработанной фирмой-изготовителем совместно с классификационными обществами. Периодический контроль технического состоянием судов и уходом за корпусом и судовым оборудованием осуществляется судовладельцем. Цель всех видов контроля технического состояния - установить действительное техническое состояние судов и судового оборудования, обеспечить их исправность, проверить годность к безопасному мореплаванию, надежной перевозке грузов и обеспечение охраны человеческой жизни на море. Разработка и внедрение систем технической диагностики. Основными функциями систем технической диагностики являются: -оценка состояния (работоспособности) судовых технических средств и элементов судна; -поиск неисправностей и причин отказа; -прогнозирование технического состояния. Техническое состояние судна и его элементов характеризуется величиной отклонения их основных параметров, отражающих способность выполнить заданные функции, от эталонных значений, установленных технической документацией. Определение индивидуальных отклонений параметров конкретных технических средств от их эталонных значений, а также прогнозирование дальнейшего изменения этих отклонений и составляют основу технической диагностики. В настоящее время комплекс работ, связанных с определением технического состояния и включающих в себя вскрытие, разборку и освидетельствование судовых технических средств, выполняется по истечении установленного календарного срока или регламентированной наработки. Это часто приводит к неоправданной загрузке экипажей и береговых баз, снижает надежность оборудования из-за нарушения приработки и внесения случайных изменений в сопряжения деталей и узлов. В связи с этим определение технического состояния оборудования без его разборки является одним из важнейших путей повышения эффективности ТЭ судов. Применение систем технической диагностики позволяет устанавливать оптимальные сроки выполнения планово-предупредительного ТО и ремонта, предотвращать или существенно сокращать число отказов судового оборудования и вынужденных остановок в море, сокращать время поиска неисправностей. Создание комплексных систем технической диагностики судового оборудования является одной из наиболее сложных научно-технических и организационных проблем. Эта сложность определяется многообразием конструктивных форм судовых технических средств, особенностями физических процессов их старения и износа, спецификой условий эксплуатации судов. Определение структуры ТО и ремонта судов. Сюда входит исследование эксплуатационной надежности судов и их элементов, на базе которой устанавливается структура ТО и ремонта, т. е. содержание, периодичность и трудоемкость работ, выполняемых для поддержания и восстановления исправности. Широкая номенклатура судовых технических средств, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению, вызывает большое многообразие работ. На причины их возникновения, структуру ТО и ремонта оказывает влияние много факторов (качество проекта и постройки, конструктивные особенности, применяемые материалы, возраст судна, условия эксплуатации и т. д.), однако при всем их многообразии выполняемые работы являются производными надежности. Следовательно, закономерности, регламентирующие структуру ТО и ремонта, могут быть установлены на базе исследования эксплуатационной надежности судов и их элементов. Недостаточная надежность судов снижает эффективность их функционирования главным образом из-за увеличения затрат на поддержание требуемого уровня надежности. Обобщенным показателем этих затрат является трудоемкость ТО и ремонта. Поэтому изыскание путей снижения трудоемкости на содержание флота в исправном техническом состоянии имеет первостепенное значение для эффективной работы морского транспорта. Организация ТО и ремонта. Этот комплекс задач включает разработку общей схемы и принципов организации ТО и ремонта, в том числе установление продолжительности эксплуатационно-ремонтных циклов, периодичности и продолжительности различных видов ремонта и докования судов, планирование ТО и ремонта, распределение работ, выполняемых для поддержания работоспособности судов, между экипажами и береговыми базами. Одной из важнейших задач организации ТО является оптимальное распределение осмотрово-восстановительных работ между судовыми экипажами, субподрядчиками, судоремонтными верфями. Оптимальное распределение работ позволяет увеличить эксплуатационный период судов, сократить объем и стоимость ремонтов с выводом судов из эксплуатации. Эта задача должна решаться на основе объективных критериев распределения работ между исполнителями. Все перечисленные задачи в своей совокупности составляют систему ТО и ремонта флота. Оптимизация системы ТО и ремонта, ее непрерывное совершенствование, обеспечение постоянного роста производительности труда являются важнейшим условием повышения эффективности ТЭФ. Материально-техническое обеспечение (МТО). Вопросы материально-технического обеспечения включают бесперебойное снабжение и эффективное использование материальных ресурсов, оптимизацию запасов материалов, сменных частей и оборудования на судах, совершенствование методов нормирования, планирования, учета, хранения и доставки снабжения к месту его использования. Для обеспечения работы флота, выполнения ТО и ремонта необходимы материалы, инвентарь, сменные и запасные части, обменный фонд оборудования. При недостаточных запасах возможны непроизводительные простои судов. Избыточные запасы материалов и оборудования приводят к неоправданному сдерживанию средств и завышению оборотных фондов предприятий. В связи с этим оптимизация запасов материальных ресурсов является одной из важнейших проблем ТЭ.
Предмет теории управления. Понятие управление, как система целенаправленного воздействия, в самом широком смысле слова применяется к различным областям и сферам человеческой деятельности: управление машинами и различными техническими средствами, производственной деятельностью и т. д. Управление производством представляет собой целенаправленное воздействие на производственные коллективы, основанное на сознательном использовании экономических, естественных, технических и других законов. С развитием и усложнением производства управление из области деятельности, где в основном преобладали личный опыт и интуиция, постепенно превращалось в систему научных знаний, составляющих теоретическую базу управления. Теория управления общественным производством формируется на стыке ряда наук. Управление производством, его отраслями и звеньями связано с руководством деятельностью коллективов людей, представляющих собой социальные коллективы. Развиваются коллективы в соответствии с закономерностями и положениями, устанавливаемыми на базе научных исследований в области социологии и психологии. К конкретным наукам об управлении относятся науки, которые изучают отдельные элементы процесса управления, такие, как планирование и учет, снабжение, финансирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности и т. д. Все эти науки представляют собой теоретическую базу для практического решения различных задач и совершенствования соответствующих функций управления, для подготовки специалистов, развития исследований и т. п. Однако, чтобы управление отвечало своему назначению, необходима особая область деятельности, которая бы согласовывала и объединяла все части управления в единое целое. Такой областью деятельности является руководство. Сущность теории управления заключается в ее комплексности, в охвате разных сторон управления: планирования, учета, техники управления, психологии, права и т. д. как единого целого. В силу творческого характера управление не укладывается полностью в рамки одних законов науки, поэтому в состав теории управления входит и искусство управления, тесно связанное с понятием «образец управления». Главная черта управленческого искусства состоит в том, что искусство имеет дело с конкретными ситуациями во всем их многообразии, а теория — с принципами, правилами, закономерностями. На основе искусства управления вырабатываются навыки претворения теории в практику. Таким образом, теория управления включает в себя две части: собственно теорию управления, которая формируется на базе логического метода и исследует законы и принципы управления; и искусство управления, которое формируется на базе конкретного опыта управления. Эти две взаимосвязанные и взаимодополняющие части и составляют предмет теории управления производством. Принципы и методы управления. Управление производством осуществляется на базе определенных принципов, отражающих особенности способа производства. С принципами тесно связаны методы управления — способы воздействия на объект и систему управления для решения поставленных задач. Методы, как и принципы, опираются на объективные законы, присущие объекту управления, и вытекают из этих законов. Различие между ними состоит в следующем. Принципы являются обязательными, их не выбирают, ими руководствуются. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. В системе методов управления производством ведущая роль принадлежит методам централизованного планового руководства. Это обусловлено тем, что планирование связывает все отрасли, экономические районы, предприятия и объединения в единый целостный организм, обеспечивает развитие хозяйства и создает возможность для комплексного и согласованного решения научно-технических, производственно-экономических и социальных вопросов. Важную группу методов управления составляют методы хозяйственного расчета, использование которых позволяет обеспечить определенную самостоятельность производственных организаций в рамках централизованного планирования. Одним из ведущих методов управления является производственное соревнование, которое тесно связано с методами планирования, хозрасчета, материального и морального стимулирования. Управление можно рассматривать в статике как структуру, в динамике — как процесс [5]. Структура управления. Структура управления — это совокупность различных взаимосвязанных управленческих органов, обеспечивающих выполнение функций и задач управления. Она характеризуется элементами и их связями. Элементами структуры являются органы управления, их подразделения и отдельные работники. Орган управления — это коллектив работников, связанных между собой отношениями разделения труда и имеющих общего руководителя. Орган управления может состоять из одной или нескольких первичных групп. Первичная группа отличается от органа управления тем, что работники, образующие группу, имеют общего руководителя, но не имеют подчиненных. Первичная группа может быть подразделением или самостоятельным органом управления. Структура управления строится по иерархическому принципу, согласно которому органы управления различаются по их положению в структуре на вышестоящие, нижестоящие и равноправные. Связи между элементами структуры могут быть двух типов: вертикальные - связи руководства-подчинения и горизонтальные - связи кооперации равноправных элементов аппарата управления. Вертикальные связи, в свою очередь, подразделяются на линейные (административное подчинение) и функциональные (подчинение по определенным функциям). Можно выделить три основных типа организационных структур управления: линейную, функциональную и комбинированную. Структура управления зависит от масштабов и сложности производства, применяемых технических средств, технологии, внешних и внутренних связей и других факторов. Процесс управления. Комплексная системная характеристика процесса управления дана в работах [5, 8]. Приведем некоторые положения этих работ, раскрывающих сущность рассматриваемого вопроса. Процесс управления - это деятельность объединенных в определенную структуру органов управления, направленная на достижение поставленных целей на основе применения соответствующих принципов и методов управления. Процесс управления характеризуется содержанием, организацией и технологией. Содержание процесса управления. С точки зрения содержания процесс управления — это процесс решения проблем производства, проблем снабжения и сбыта, технического прогресса, социальных проблем. Содержание процесса зависит от масштабов и уровня управления, специфики производства. При всем многообразии и различии применяемых решений в управленческой деятельности можно выделить определенный состав операций (элементов действий) и последовательность их выполнения. Для каждого решения характерно следующее: установление ситуации, требующей принятия решения; информационное обеспечение, включающее сбор и обработку информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение; разработка возможных вариантов решения, их сравнительная оценка и выбор оптимального варианта; организация выполнения принятого решения. Управленческие решения, как наиболее важный результат управленческой деятельности, должны отвечать определенным требованиям. Главные из них - обоснованность, правомерность, целевая направленность, краткость, конкретность, своевременность. Принятое решение оформляется в форме плана, задания, приказа или распоряжения. В этих документах формируется цель, назначаются ответственные исполнители, устанавливаются сроки выполнения. Организация процесса управления. С точки зрения организации процесс управления характеризуется взаимодействием органов и работников управления, а также сменяющимися по времени последовательными этапами протекания процесса управления, образующими управленческий цикл. Цикл управления включает установление цели, предварительное управление как стадию подготовки и принятия решения (приказ, план), оперативное управление как стадию обеспечения реализации принятого решения (мотивация, распорядительность), учет и контроль (обратная связь). К организационным характеристикам процесса управления относится и процедура процесса. Это четкое распределение полномочий (прав и ответственности) по принятию и реализации решений между органами и отдельными работниками управления. Технология процесса управления. С точки зрения технологии процесс управления характеризуется общими методами и общей последовательностью выработки и реализации решений независимо от содержания проблем и способов их решения по существу. Для технологии процесса управления большое значение имеет характер преобразования информации. Любой производственный процесс характеризуется соответствующей информацией, включающей сведения о наличии технических средств, материальных ресурсов, сырья, топлива, их качественном и количественном состоянии. В процессе производства управляющая и управляемая системы связаны между собой посредством обмена информацией, поступающей от объектов управления в управляющую систему, на основе которой управляющая система принимает то или иное решение. Принятие решения порождает управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме планов, заданий, нормативов и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям. В системе управления все органы и работники связаны между собой потоками информации, которые характеризуются содержанием, интенсивностью, временным режимом. По направлению различают горизонтальные потоки информации, связывающие органы управления одного уровня и вертикальные (восходящие и нисходящие), связывающие органы разных уровней. Восходящие потоки — это входная информация от подчиненных органов и выходная информация, направляемая в вышестоящие организации; нисходящие- это входная информация от вышестоящих органов и выходная, направляемая подчиненным. С точки зрения назначения и способа получения всю информацию, используемую в процессе управления производством, можно разделить на три группы: -научно-техническая, получаемая в процессе научных исследований; -плановая, нормативная и др., содержащаяся в различных планах, заказах на материальные ресурсы, хозяйственных договорах, в различных нормативных и распорядительных документах. Эта информация формируется непосредственно в процессе управления; -учетно-отчетная — это информация о совершившихся в процессе производства фактах и событиях, о ходе выполнения плановых заданий. В системе управления она играет роль обратной связи. Информация в управлении производством имеет решающее значение, она должна обеспечить возможность сопоставления фактических конечных результатов производства с плановыми, чтобы своевременно реагировать на все отклонения. Успех управления зависит главным образом от способности управляющей системы организовать своевременное получение надежной и достаточно полной информации о ходе производственного процесса, а также от умения обращаться с имеющейся информацией. Анализ информационного аспекта управления создает основу для описания процесса управления с помощью различных математических моделей и использования компьютерных систем для автоматизированной обработки информации. Специфика управленческого труда. Специфика управленческого труда заключается в том, что он направлен не на непосредственное изготовление продукции, а на руководство работниками, которые ее производят. Предметом труда управленческих работников являются не сырье и материалы, а информация, результат их труда - не готовая продукция, а хозяйственные решения. Вне зависимости от особенностей производства деятельность аппарата управления сводится, в конечном счете, к обоснованию и принятию решений, организации их выполнения. Она включает разработку мер, направленных на повышение заинтересованности коллектива в увеличении эффективности производства, улучшении использования всех средств, которые государство выделило в распоряжение каждого хозяйственного звена. Управление оказывает влияние на эффективность производства путем предупреждения нарушений его хода. Труд по управлению производством можно рассматривать как особую разновидность производительного труда. Работники, занятые в аппарате управления и непосредственно участвующие в процессе производства материальных благ, имеют одинаковое отношение к средствам производства. Они в равной мере заинтересованы в повышении эффективности производства и являются частицами так называемого совокупного рабочего. Вместе с тем управление производством, будучи сугубо конкретным, во многом неповторимым как по ситуациям, так и по решениям, превращает отдельные виды управленческого труда в разновидность научного, требующего от работников управления широкого кругозора и навыков исследовательской деятельности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |