КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. Показатели технической эксплуатации
Показатели технической эксплуатации. Любой вид управления невозможен без измерений. Поэтому первое требование к системе - правильный выбор показателей и критериев оценок деятельности. Необходимо, чтобы любая система показателей отвечала двум требованиям: -показатели должны отражать цель управления, полезность деятельности; -показатели и критерии оценок должны быть выбраны так, чтобы результаты деятельности данного элемента системы, оцениваемые по своему показателю, обеспечили оптимальное функционирование системы в целом. Для повышения качества и эффективности ТЭФ необходимы анализ и объективная оценка, выраженная системой показателей, которые достаточно полно и всесторонне характеризовали качество ТЭ. Показателями качества ТЭ могут быть абсолютные, относительные и удельные величины затрат времени, средств, труда и материалов на осуществление ТЭ судна в целом (группы судов) или его составляющих. Они должны стимулировать повышение эффективности ТЭФ, повышение производительности труда судовых экипажей, снижение затрат эксплуатационного времени и средств на поддержание и восстановление требуемого уровня надежности судов. Основными показателями ТЭ транспортных судов являются: -S - удельные расходы на ТЭ, руб/1000 тоннаже-миль; -kти - коэффициент технического использования судна; -kv -коэффициент использования построечной скорости судна; -Sр удельные расходы на ремонт, а также техническое состояние судна. Основные показатели определяются по исходным, значительная часть которых имеет также и самостоятельное значение для анализа эффективности ТЭ. К исходным показателям относятся: Тэ — эксплуатационный период судна- время эксплуатации, в течение которого судно используют по основному или вспомогательному назначению за определенный календарный период, сут; Тр — ремонтный период — суммарная продолжительность всех выводов судна из эксплуатации на ремонт за определенный календарный период, сут; трср — среднегодовая продолжительность ремонтов судна — средняя суммарная продолжительность ремонтов всех видов за определенный календарный период, сут; DчL — выполненная судном транспортная работа (группой судов, флотом), тоннаже-мили (Dч — чистая грузоподъемность, т, L — число пройденных миль); Vф — фактическая средневзвешенная техническая скорость судна, уз; Вф — фактический расход топлива, т; Ср — суммарные затраты на ремонт всех видов за определенный календарный период, руб.; Ст — суммарные затраты на топливо за определенный календарный период, руб.; Сcэ — суммарные затраты на содержание судового экипажа за определенный календарный период, руб.; См — суммарные затраты на материально-техническое снабжение за определенный календарный период, руб. Величина эксплуатационного периода Тэ, среднегодовая продолжительность ремонтов Трср, затраты средств на ремонт Ср и затраты на топливо Ст наиболее объективно характеризуют уровень ТЭ, так как на эти показатели не оказывает влияния величина транспортной работы DЧL, которая главным образом зависит от технико-эксплуатационных характеристик судов (грузоподъемность, скорость), от соотношения ходового и стояночного времени, от средней дальности плавания. Удельные расходы на техническую эксплуатацию представляют величину расходов, связанных непосредственно с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом, отнесенных к транспортной работе судна. Измерителем транспортной работы является тоннаже-мильная продукция, определяемая как произведение чистой грузоподъемности судна на пройденное расстояние (по лагу):
S = (Ст+Ссэ+Ср+См) / DчL.
Коэффициент технического использования судна характеризует относительные затраты календарного времени на восстановление частично утраченной в процессе эксплуатации работоспособности и определяется как отношение:
kти = ΣTэ / (ΣTэi + ΣTрi + ΣTпрi), где: ΣTэi - суммарный эксплуатационный период за рассматриваемое календарное время; ΣTрi - суммарная продолжительность выполнения всех видов ремонтов с момента вывода судна из эксплуатации на ремонт до ввода в эксплуатацию, включая котло- и моточистку и подготовку к ремонту, за определенный срок службы; ΣTпрi - суммарные прочие выводы судов из эксплуатации за рассматриваемый календарный период.
К прочим выводам судов из эксплуатации относят: отстой, фумигацию, дератизацию и другие санитарные мероприятия, когда судовой экипаж вынужден находиться на берегу. В прочие выводы из эксплуатации включается также переоборудование судов по специальным требованиям, когда это не связано с ремонтом; испытания грузовых устройств; водолазные осмотры и другие работы, необходимые для продления судовых документов. Время, затраченное на освидетельствование судна Регистром РФ, учитывается в эксплуатационном времени на перевозках. kти наряду с оценкой качества судна характеризует результаты работы экипажа и береговых организаций по обеспечению заданной продолжительности эксплуатационного периода. Коэффициент использования построечной скорости судна определяется как отношение средневзвешенной за отчетный период фактической скорости к спецификационной (сдаточной):
kv = (vгtхг + vбtхб) / (vsгtхг + vsбtхб),
где: vг и vб - фактическая техническая скорость судна в грузу и в балласте; tхг и tхб - фактическое ходовое время судна соответственно в грузу и в балласте; vsг и vsб - скорость по лагу с чистым корпусом, полученная в процессе сдаточных испытаний со спецификационной осадкой в грузу и в балласте с заданной мощностью главных двигателей при силе ветра не более четырех баллов и волнении не более трех баллов в районе с глубинами, при которых исключается влияние мелководья. При определении фактической скорости из ходового времени исключаются периоды плавания судна в штормовую погоду, в ледовых условиях и следования судна с пониженными скоростями по другим причинам. Фактическая техническая скорость в грузу и в балласте может быть может быть определена из выражения:
Vг = (L – Lш – Lу) / (tх – tш - tу),
где: L -число пройденных миль за месяц, квартал, год; L ш - число пройденных миль в штормовых условиях (4 балла и выше); Lу - число пройденных миль в узкостях, тумане, льдах; tх, tш, tу - число ходовых часов (общее, в штормовых условиях, в узкостях).
Удельные расходы на ремонт определяются как отношение суммарных затрат на все виды ремонта судна за рассматриваемый календарный период к его грузоподъемности. Техническое состояние судна и его элементов отражает величину отклонения параметров, характеризующих способность судна и его элементов выполнять заданные функции, от эталонных значений параметров по проектно-технической документации. Эффективность ТЭ судов копании оценивается по каждому судну путем сопоставления отчетных значений основных показателей ТЭ с нормативными. Нормативные значения показателей ТЭ по каждому судну или группе судов устанавливаются на год техническим департаментом компании на основании теплотехнических испытаний, отчетных данных и средневзвешенных значений показателей по серии судов. При этом учитывается техническое состояние корпуса и основного оборудования, а также условия эксплуатации. Основными документами для учета и контроля показателей ТЭ являются судовые отчетные документы, на основании которых в компании производят расчет выполнения установленных норм и анализа основных и исходных показателей ТЭ. Эффективность, ТЭ судов серии оценивается путем анализа основных и исходных показателей. Основная цель анализа — выявить недостатки ТЭ и выяснить, какие показатели и насколько отстают от аналогичных показателей лучших судов серии и что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков. В таблице 1 приведены средние значения основных показателей ТЭ сухогрузных судов в некоторых судоходных компаниях за 5 лет. Удельные расходы на единицу транспортной работы меньше в тех компаниях, где большие kти и kv, эксплуатационный период и средняя грузоподъемность судов.
Таблица 1
Средние значения основных показателей ТЭ
Для сравнительной оценки эффективности ТЭФ по каждой серии судов на основе среднестатистических данных предстоит разработать нормативы основных показателей ТЭФ. Каждый норматив должен допускать отклонения фактических величин в зависимости от условий эксплуатации, поясных коэффициентов, коэффициента ходового времени, возраста судов. По мере накопления опыта система показателей ТЭ должна постоянно совершенствоваться.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА
В системе УТЭФ центральное место занимает планирование. Его роль заключается в том, чтобы обеспечить возможность использования флота по назначению при минимальных затратах эксплуатационного времени, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также обеспечить согласованность и взаимосвязь ТЭФ с другими функциональными системами морского транспорта. Планирование ТЭФ построено на общих принципах, присущих планированию на морском транспорте. Одним из важнейших принципов планирования является его непрерывность. Этот принцип современной теории управления вытекает из предпосылки, что природа непрерывно изменяющегося процесса производства не знает границ времени или календарных сроков и требует объективного и непрерывного планирования. Планирование подразделяется на: перспективное, текущее и оперативное. Каждый последующий этап предполагает корректировку и уточнение предыдущего. Перспективное планирование осуществляется на базе долгосрочных прогнозов экономического и технического развития, в том числе прогнозов развития технических средств морского транспорта, коммерческой и технической эксплуатации флота. Текущее планирование (разработка годовых планов) представляет собой конкретизацию многолетних планов с учетом изменившихся исходных условий. Оперативное планирование (регулирование) является завершающим этапом планирования. Оно включает разработку квартальных планов (с помесячной разбивкой), а в некоторых случаях и месячных графиков. Оперативное планирование представляет собой процесс регулирования для непрерывно сокращающегося промежутка времени. Планирование ТЭФ включает определение потребности в топливе и материально-техническом снабжении, определение бюджета ремонтного времени и средств, необходимых на ТО и ремонт судов. Основными плановыми документами ТЭФ являются: плановая заявка на топливо, план ТО, плановая заявка на материально-техническое снабжение.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |