Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Показатели технической эксплуатации




Показатели технической эксплуатации.

Любой вид управления невозможен без измерений. Поэтому первое требование к системе - правильный выбор показателей и критериев оценок деятельности. Необходимо, чтобы любая систе­ма показателей отвечала двум требованиям:

-показатели должны отражать цель управления, полезность де­ятельности;

-показатели и критерии оценок должны быть выбраны так, что­бы результаты деятельности данного элемента системы, оценива­емые по своему показателю, обеспечили оптимальное функцио­нирование системы в целом.

Для повышения качества и эффективности ТЭФ необходимы анализ и объективная оценка, выраженная системой показателей, которые достаточно полно и всесторонне характеризовали каче­ство ТЭ. Показателями качества ТЭ могут быть абсолютные, отно­сительные и удельные величины затрат времени, средств, труда и материалов на осуществление ТЭ судна в целом (группы судов) или его составляющих. Они должны стимулировать повышение эффективности ТЭФ, повышение производительности труда судо­вых экипажей, снижение затрат эксплуатационного времени и средств на поддержание и восстановление требуемого уровня на­дежности судов.

Основными показателями ТЭ транспортных судов являются:

-S - удельные расходы на ТЭ, руб/1000 тоннаже-миль;

-kти - коэффициент технического использования судна;

-kv -коэффициент использования построечной скорости судна;

-Sр удельные расходы на ремонт, а также техническое состоя­ние судна.

Основные показатели определяются по исходным, значитель­ная часть которых имеет также и самостоятельное значение для анализа эффективности ТЭ.

К исходным показателям относятся:

Тэ — эксплуатационный период судна- время эксплуатации, в течение которого судно используют по основному или вспо­могательному назначению за определенный календарный период, сут;

Тр — ремонтный период — суммарная продолжительность всех выводов судна из эксплуатации на ремонт за определен­ный календарный период, сут;

трср — среднегодовая продолжительность ремонтов судна — сред­няя суммарная продолжительность ремонтов всех видов за определенный календарный период, сут;

DчL — выполненная судном транспортная работа (группой су­дов, флотом), тоннаже-мили (Dч — чистая грузоподъем­ность, т, L — число пройденных миль);

Vф — фактическая средневзвешенная техническая скорость суд­на, уз;

Вф — фактический расход топлива, т;

Ср — суммарные затраты на ремонт всех видов за определен­ный календарный период, руб.;

Ст — суммарные затраты на топливо за определенный кален­дарный период, руб.; С — суммарные затраты на содержание судового экипажа за

определенный календарный период, руб.;

См — суммарные затраты на материально-техническое снабже­ние за определенный календарный период, руб.

Величина эксплуатационного периода Тэ, среднегодовая про­должительность ремонтов Трср, затраты средств на ремонт Ср и затраты на топливо Ст наиболее объективно характеризуют уро­вень ТЭ, так как на эти показатели не оказывает влияния величи­на транспортной работы DЧL, которая главным образом зависит от технико-эксплуатационных характеристик судов (грузоподъем­ность, скорость), от соотношения ходового и стояночного време­ни, от средней дальности плавания.

Удельные расходы на техническую эксплуа­тацию представляют величину расходов, связанных непосредст­венно с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом, отнесенных к транспортной работе судна. Измерителем транспорт­ной работы является тоннаже-мильная продукция, определяемая как произведение чистой грузоподъемности судна на пройденное расстояние (по лагу):

 

S = (Стсэрм) / DчL.

 

Коэффициент технического использования судна характеризует относительные затраты календарного вре­мени на восстановление частично утраченной в процессе эксплуа­тации работоспособности и определяется как отношение:

 

kти = ΣTэ / (ΣTэi + ΣTрi + ΣTпрi),

где: ΣTэi - суммарный эксплуатационный период за рассматри­ваемое календарное время;

ΣTрi - суммарная продолжительность выполнения всех ви­дов ремонтов с момента вывода судна из эксплуата­ции на ремонт до ввода в эксплуатацию, включая котло- и моточистку и подготовку к ремонту, за опре­деленный срок службы;

ΣTпрi - суммарные прочие выводы судов из эксплуатации за рассматриваемый календарный период.

 

К прочим выводам судов из эксплуатации относят: отстой, фумигацию, дератизацию и другие санитарные мероприятия, когда судовой экипаж вынужден находиться на берегу. В прочие выво­ды из эксплуатации включается также переоборудование судов по специальным требованиям, когда это не связано с ремонтом; испытания грузовых устройств; водолазные осмотры и другие ра­боты, необходимые для продления судовых документов. Время, затраченное на освидетельствование судна Регистром РФ, учи­тывается в эксплуатационном времени на перевозках. kти наряду с оценкой качества судна характеризует результаты работы эки­пажа и береговых организаций по обеспечению заданной продол­жительности эксплуатационного периода.

Коэффициент использования построечной ско­рости судна определяется как отношение средневзвешенной за отчетный период фактической скорости к спецификационной (сда­точной):

 

kv = (vгtхг + vбtхб) / (vsгtхг + vsбtхб),

 

где: vг и vб - фактическая техническая скорость судна в грузу и в балласте;

tхг и tхб - фактическое ходовое время судна соответственно в грузу и в балласте;

vsг и vsб - скорость по лагу с чистым корпусом, полученная в процессе сдаточных испытаний со спецификацион­ной осадкой в грузу и в балласте с заданной мощ­ностью главных двигателей при силе ветра не бо­лее четырех баллов и волнении не более трех бал­лов в районе с глубинами, при которых исключа­ется влияние мелководья.

При определении фактической скорости из ходового времени исключаются периоды плавания судна в штормовую погоду, в ле­довых условиях и следования судна с пониженными скоростями по другим причинам. Фактическая техническая скорость в грузу и в балласте может быть может быть определена из выражения:

 

Vг = (L – Lш – Lу) / (tх – tш - tу),

 

где: L -число пройденных миль за месяц, квартал, год;

L ш - число пройденных миль в штормовых условиях (4 балла и выше);

Lу - число пройденных миль в узкостях, тумане, льдах;

tх, tш, tу - число ходовых часов (общее, в штормовых условиях, в узкостях).

 

Удельные расходы на ремонт определяются как от­ношение суммарных затрат на все виды ремонта судна за рассмат­риваемый календарный период к его грузоподъемности.

Техническое состояние судна и его элементов от­ражает величину отклонения параметров, характеризующих спо­собность судна и его элементов выполнять заданные функции, от эталонных значений параметров по проектно-технической доку­ментации.

Эффективность ТЭ судов копании оценивается по каждому судну путем сопоставления от­четных значений основных показателей ТЭ с нормативными. Нор­мативные значения показателей ТЭ по каждому судну или груп­пе судов устанавливаются на год техническим департаментом компании на основании теплотехнических испытаний, отчетных данных и средневзвешенных значений показателей по серии судов. При этом учитывается техническое состояние корпуса и основного обо­рудования, а также условия эксплуатации.

Основными документами для учета и контроля показателей ТЭ являются судовые отчетные документы, на основании которых в компании производят расчет выполнения установленных норм и анализа основных и исходных показателей ТЭ. Эффективность, ТЭ судов серии оценивается путем анализа основных и исходных показателей. Основная цель анализа — выявить недостатки ТЭ и выяснить, какие показатели и насколько отстают от аналогичных показателей лучших судов серии и что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков.

В таблице 1 приведены средние значения основных показате­лей ТЭ сухогрузных судов в некоторых судоходных компаниях за 5 лет. Удельные расходы на единицу транспортной работы меньше в тех компаниях, где большие kти и kv, эксплуатационный пери­од и средняя грузоподъемность судов.

 

Таблица 1

 

Средние значения основных показателей ТЭ

 

Компания Удельный расход на ТЭ, руб./1000 тоннаже-миль Коэффициент технического использования судна kти Коэффициент использования построечной скорости kv Удельный расход на ремонт, руб/1т грузоподъемности
  1,91 1,94 0,85 2,17 3,45 1,81 0,72 1,41 2,19 0,28 3,61 1,60 3,34 5,20 0,90 0,86 0,93 0.90 0,90 0,89 0,93 0,90 0,90 0,96 0,82 0,91 0,91 0,85 0,87 0,90 0,94 0,96 0,91 0,89 0,9 0,94 0,94 0,87 0,84 0,92 0,94 0,86 18,12 22,00 7,00 18,2 26,3 17,27 10,20 10,60 17,5 14,4 15,4 18,24 25,2 35,48
Среднее 1,24 0,91 0,90 13,79

 

 

Для сравнительной оценки эффективности ТЭФ по каждой се­рии судов на основе среднестатистических данных предстоит раз­работать нормативы основных показателей ТЭФ. Каждый норма­тив должен допускать отклонения фактических величин в зависи­мости от условий эксплуатации, поясных коэффициентов, коэффи­циента ходового времени, возраста судов. По мере накопления опыта система показателей ТЭ должна постоянно совершенство­ваться.

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА

 

В системе УТЭФ центральное место занимает планирование. Его роль заключается в том, чтобы обеспечить возможность ис­пользования флота по назначению при минимальных затратах эксплуатационного времени, трудовых, материальных и финансо­вых ресурсов, а также обеспечить согласованность и взаимосвязь ТЭФ с другими функциональными системами морского транс­порта.

Планирование ТЭФ построено на общих принципах, присущих планированию на морском транспорте. Одним из важнейших принципов планирования является его непрерывность. Этот прин­цип современной теории управления вытекает из предпосылки, что природа непрерывно изменяющегося процесса производства не знает границ времени или календарных сроков и требует объ­ективного и непрерывного планирования. Планирование подраз­деляется на: перспективное, текущее и оперативное. Каждый по­следующий этап предполагает корректировку и уточнение преды­дущего.

Перспективное планирование осуществляется на ба­зе долгосрочных прогнозов экономическо­го и технического развития, в том числе прогнозов развития тех­нических средств морского транспорта, коммерческой и техниче­ской эксплуатации флота.

Текущее планирование (разработка годовых планов) представляет собой конкретизацию многолетних планов с учетом изменившихся исходных условий.

Оперативное планирование (регулирование) являет­ся завершающим этапом планирования. Оно включает разработку квартальных планов (с помесячной разбивкой), а в некоторых случаях и месячных графиков. Оперативное плани­рование представляет собой процесс регулирования для непрерыв­но сокращающегося промежутка времени.

Планирование ТЭФ включает определение потребности в топ­ливе и материально-техническом снабжении, определение бюдже­та ремонтного времени и средств, необходимых на ТО и ремонт судов. Основными плановыми документами ТЭФ являются: пла­новая заявка на топливо, план ТО, плановая заявка на матери­ально-техническое снабжение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.