Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое открытие Горгия состояло в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность




 

Риторика как искусство убеждения, использующее возможности слова, в Древней Греции имела огромное значение для политиков.

 

Политика называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного собрания и просто граждан.

Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной философии.

В центре его внимания:

1. проблема человека
2. и человеческой сущности.

 

Человек Сократа - прежде всего существо моральное.

На вопрос, что делает человека моральным, мыслитель отвечал: существуют моральные качества, общие для всех людей

Этот тезис направлен против морального релятивизма софистов

Общие для всех моральные качества делают человека

1. добродетельным
2. и способным жить в обществе.

 

Для ориентации в мире, человек должен познать себя как

1. существо общественное
2. и нравственное существо.

 

В своих дискуссиях Сократ вырабатывает сократический метод диалектики как способа рассуждения.

Суть сократического метода: в диалоге, в форме вопросов и ответов, необходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника

Раскрытие противоречия достигается столкновением различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины.

Таким образом, диалектика Сократа совпадает с диалогом.

Составной частью его диалектики является метод маевтики (букв, «повивальное искусство») — искусство, помогающее знанию

Маевтика (буквально –искусство повивальной бабки) по характеристике самого Сократа, его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставленных наводящих вопросов извлекать скрытое в человеке знание.

Платон (427—347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику риторике.

Его отношение к риторике ярче всего проявляется в диалоге «Горгий». Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь угодничество, лесть, фальсификация истины.

Риторика по Платону

1. занята произведением суетных уверений и иллюзорных верований подобно искусству, создающему фантазии
2. она претендует на то, чтобы убеждать всех во всем, не имея ни малейшего представления об истинном

 

Ритор играет на чувствах и страстях толпы.

Риторика (как и искусство) спекулирует на худших сторонах души, на ее легковерности и непостоянстве.

В этом смысле ритор еще дальше, чем артист и художник, отстоит от верного пути

Ритор злонамеренно и сознательно создает фантазмы (греч phantasma-призрак) и подобия истины, чего не делают люди искусства.

Это горькое суждение-приговор риторике, заявленное в «Горгии»

Однако этот приговор смягчен в «Федре», где признаны права искусства дискурса, т.е. риторики, если она служит истине

Путь к истине лежит через познание вещей, души, диалектики.

 

У Сократа и Платона сама философская рефлексия выступила в форме диалога, т.е. интеллектуального общения людей, самостоятельно и по-разному мыслящих.

 

 

Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был убежден, что:

1. задача философии - исследовать истину, культивировать знания,
2. задача риторики — убеждать или вы­яснять средства и методы эффективного убеждения.

 

Аристотель создал трактат «Риторика»

Его трактат одновременно является и (1) практическим учебным руководством и (2) аналитическим сочинением.

 

Риторика, по Аристотелю

1. не просто «методология убеждения»,
2. но искусство анализа и определения процессов, ведущих к завоеванию умов.

 

Формально риторика близка логике и особенно — диалектике.

Диалектика, не имея научного фундамента, опирается на мнения, разделяемые всеми или большей частью людей.

Так и риторика изучает способы, с помощью которых люди советуют, обвиняют, защищаются, восхваляют

При этом люди используют в качестве аргументов не исходные посылки, обязательные для научного дискурса, а распространенные убеждения.

В своих трактатах «Поэтика», «Категории», «Аналитики» Аристотель рассматривает разные виды речи: поэзию и прозу.

1. «Риторика» Рассматривает официальную публичную речь (показательную, судебную, совещательную)
2. «Поэтика» «Поэтика» посвящена художественной речи (эпосу, лирике, драме, разделяющейся на комедию и трагедию)  
3. «Аналитика» Посвящена фигурам речи (правилам ее построения).

 

 

Цицерон продолжил греческую традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей).

Цицерон Марк Туллий (106—43 н. э.), римский политический деятель, оратор, философ и писатель.

Сторонник республиканского строя.

Консульство стало апогеем политического успеха Цицерона.

Ему удалось раскрыть заговор Катилины.

Катилина – римский претор, пытался захватить власть в Риме

Катилина стремился захватить в Риме, привлекая недовольных обещанием кассации долгов

Катилина пытался предварительно устроить поджоги и расправу над политическими противниками.

Но убить Цицерона заговорщикам не удалось

Сам же консул в нескольких сенатских речах против Катилины, ставших хрестоматийными примерами политического ораторского искусства, добился осуждения и казни заговорщиков.

Раскрытие заговора принесло Цицерону громкую славу.

Своими откровенными публичными выступлениями против диктатуры власти, Цицерон навлек на себя ненависть аристократической верхушки Рима.

Когда триумвир Марк Антоний пришел к власти, он приказал принести ему на блюде голову знаменитого оратора…

В 43 н. э. Цицерон был убит

Из его сочинений сохранились множество судебных и политических сочинений, трактаты по риторике, политике, философии

По ним учились красноречию многие поколения юристов античности, средних веков и нового времени.

Ему подражали отцы церкви, писатели Возрождения, французские просветители

 

Цицерон – это:

1. римский оратор и государственный деятель
2. теоретик риторики (трактат «Об ораторе»),
3. классик латинской художественной и философской прозы

 

Цицерон создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию

Цицероновская философская терминология:

будучи развита Сенекой и другими латиноязычными философами, вошла в средневековую латиноязычную культуру
а через нее ив новые национальные европейские языки, вытеснив греческую терминологию.

 

Во взглядах Цицерона на риторику нет жесткого противопоставления этики риторике.

По его мнению, предмет риторики может быть понят

1. и как структура любой речи на любую тему (в любой области знания или умения),
2. и как искусство передавать свои знания с помощью речи (педагогика).

 

Иное дело речевая практика оратора — гражданский спор

В гражданском споре люди мало интересуется позитивным знанием, а речь идет лишь о том, чтобы в словесной борьбе выиграть дело.

Подобное понимание риторики, по Цицерону, слишком узко

Оно относится только к публичной ораторской речи в пределах гражданских споров.

Но ораторское искусство необходимо и в других областях человеческой деятельности

Ораторское искусство требует широкой эрудиции и специального образования в области философии, права, гражданского устройства и т.д. Кроме специальных знаний оратору необходим и здравый смысл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.