КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциациярелигиозного и атеистического экзистенциализма во взгляде на природу трансцендентной сущности
Еще одна важнейшая особенность человека — его смертность, а значит, конечность экзистенции Уже этой конечности экзистенции достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее В частности посмотреть на жизнь не с ее «начала», а с «конца» Подобный взгляд позволяет нам глубже понять ее сущность Человеческая жизнь всегда протекает во времени Но это не объективное, безразличное, космическое время (типа ньютоновского абсолютного времени) Человеческая жизнь протекает в личностно-историческом времени. Личностно-историческое время связано с человеческими переживаниями, поисками, надеждами. Каждый индивид существует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации Индивид ведет свое существование, будучи «заброшен» в этот мир. Каковы бы ни были собственные человеческие желания, индивид вынужден считаться с этим миром, в котором находится.
Человеку навязаны, помимо его желаний, следующие объективные характеристики и условия:
И все это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции Это усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире». Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы. Сущность свободы объясняется на базе понятия «экзистенция» и такой ее важнейшей характеристики, как «направленность» («интенциональность») на трансценденцию (трансцендентную сущность).
Свобода у Сартра оказывается при этом тяжелым бременем Тяжкое бремя свободы вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора Тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности В мире обезличенности никто ничего не решает и не несет ни за что никакой ответственности Человек превращается «в винтик» в общественном механизме или, как его называл Бердяев, «мире объективации»
Экзистенция в принципе необъективируема Стало быть, ее нельзя отождествить ни с чем, научно постигаемым. Всякое понятие огрубляет действительность: понятие не способно до конца выразить человека («не хватает слов»). В этом и состоит проблема человеческого одиночества:
Непосредственность существования человеком переживается Однако поделиться с другим своим переживанием человек не в состоянии. Камю: люди принципиально одиноки, они обречены на взаимное непонимание Каждый человек — целый мир. Но эти миры не сообщаются друг с другом. Человеческое общение:
По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция является бытием,
Конечность проявляется тогда, когда человек оказывается на пороге вечности, в виде таких переживаний, как страх, тревога, тошнота (Сартр), скука (Камю) и т.п. Именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существования. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. Только фальшь и ханжество.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |