Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, ораторство — это наука и искусство оформления мысли в речь, помогающее в любой профессиональной деятельности




 

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 — ок. 96) — автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики.

Квинтилиан - оратор, первый учитель риторики, получивший в Риме государственное содержание.

В преклонном возрасте Квинтилиан написал «Наставление оратору» в 12 книгах—произведение, сочетающее педагогическую направленность с изложением всей риторической теории.

Образцом оратора и стилиста и воплощением идеала образованности Квинтилиан считал Цицерона

У Квинтилиана этика и риторика

не только не противопоставляются,
но, наоборот, предполагают друг друга.

 

В предисловии к первой книге, он пишет, что хорошим оратором может быть только хороший человек

Поэтому оратор должен обладать не только особым даром слова, но и всеми положительными душевными качествами.

Образование оратора, по Квинтилиану, должно начинаться с пеленок.

Первая книга сочинения Квинтилиана посвящена домашнему воспитанию мальчика
Вторая книга сочинения Квинтилиана во второй книге говорится об элементах риторического образования, преподаваемых в школе, и о сущности риторики
Пять следующих книг пять следующих книг посвящены изобретению и расположению содержания (inventio, dispositio)  
Четыре следующих книги посвящены выражению в слове (elocutio) и произношению (pronuntiatio)
Последняя книга сочинения Квинтилиана наставления оратору относительно его жизни и деятельности.

 

Заслуга Квинтилиана:

1. создание педагогической системы
2. разработка основ общего образования.

 

Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось им как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования.

Такое воспитание позволяло действовать в любой области человеческой деятельности.

Античная риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики.

 

Античная риторика уделила много внимания важнейшим проблемам государственной деятельности, воспитанию ораторов, технике подготовки речи.

Была детально разработана структура публичной речи

Государственная деятельность рассматривалась античными риторами как арена столкновения ораторов

Теоретический задел, созданный античными мыслителями, стал основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

Античная мысль сделала лишь первые шаги по пути осмысления человеческой коммуникации

Уровень развития личности и реальных отношений между людьми был еще недостаточно высок, чтобы данная проблема приобрела серьезное значение в общественном сознании.

Главным сдерживающим фактором была «растворенность индивидуального существования в коллективности полисной общины» Процесс «персонализации индивида» в то время только начинался.

 

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ХРИСТИАНСКОЙ И НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано:

1. с признанием равенства всех людей перед Богом «нет ни эллина, ни иудея») Подобного равенства не было в античном сознании («люди и боги не равны, эллины и варвары не равны, хозяева и рабы не равны»)
2. христианство провозгласило, что поведение каждого человека зависит * от его свободного выбора, * его индивидуальных душевных качеств, поскольку Бог наделил человека свободой воли Согласно Августину, осознание несовпадения человеческой воли с Божественной в конце концов и ведет к открытию Я как личности
3. христианство определило особое место человека в тварном мире. Античное сознание рассматривало человека как частицу Космоса, подчиненную ему, живущую и действующую по его законам Христианское видение человека, созданного по «образу и подобию Божию», изначально ставило его над всем сущим, полагало его господином природы.  
4. христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений — «возлюби ближнего как самого себя».

 

Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человеческих взаимоотношений, поскольку:

1. Христианство отдавало приоритет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию человека Соборность (кафоличность, то есть всеобщность) – один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной. («единая, святая, соборная и апостольская церковь» А.С. Хомяков: соборность - общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» Понятие соборности было воспринято русской религиозной философии конца 19 – 20вв. Приоритет «соборности» был существенно подорван только в религиозным индивидуализмом протестантизма
2. несмотря на провозглашенный христианством принцип всеобщей любви, общение людей на его основе оказывалось не столько целью, сколько средством Подобное общение обеспечивало возможность общения человека с Богом «мысленно-молитвенного на земле» (М.С. Каган) и непосредственного на небесах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.