Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение искусства




Проблема происхождения искусства имеет два аспекта:

1. Специальный, связанный со временем и местом появле­ния деятельности, результаты которой имеют самостоятель­ную художественную ценность.

2. Философско-эстетический, неотделимый от понимания сущности искусства, его связи с процессом становления спе­цифически человеческого отношения к миру.

Данные археологии (прежде всего открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных рос­писей), этнографии, языкознания (обнаружение в традицион­ном народном творчестве архаических слоев художественной культуры) послужили эмпирической базой для появления че­тырех основных концепций происхождения искусства.

Сторонники биологизаторской концепции, ведущей исчисле­ние от идеи Ч.Дарвина, усматривают исток искусства в потреб

ности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украсив себя. К биологизаторской концепции происхождения искусства с известными оговорками можно от­нести и психоаналитическую концепцию З.Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство — форма вытеснения и сублимации влечений человека (использо­вание энергии элементарных влечений для более высоких целей).

Игровая теория (Г.Спенсер, Г Аллен, К.Гросс, К.Ланге) причины возникновения искусства видит в потребности рас­ходования человеком нерастраченной в трудовой деятельнос­ти энергии, в необходимости «тренировки» для усвоения со­циальных ролей.

В рамках магической теории искусство оказывается фор­мой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека.

Г.В.Плеханов, сторонник трудовой теории, считал, что ис­кусство — «дитя труда», а не игры; полезные качества предме­тов затем становятся объектом художественного наслаждения.

Философское исследование проблемы происхождения искус­ства не ставит задачу определения времени возникновения ис­кусства, оно лишь может выявить специфику того отношения к миру, в рамках которого возникают виды деятельности, резуль­таты которой позже оцениваются как художественные. Процесс же осознания искусства как автономного культурного феномена начинается много позже, он продолжается и в наше время.

Особенности первобытного мышления — отсутствие разви­той способности к абстрагированию, обобщению, слитность мыслительной деятельности с эмоционально нагруженными поведенческими актами. Современный человек, в отличие от нашего предка, способен отделить образ объекта, вызываемые им эмоции от деятельности по преобразованию этого объекта. Коллективные представления, в которые погружено сознание первобытного человека, не подчиняются закону противоречия, основываются на так называемой партиципации (сопричаст­ности). Явления классифицируются не по объективным при­знакам, но по наличию в них сверхъестественных сил, что ве­дет к отождествлению самых разнообразных предметов и явлений, вещи и ее имени. Типичным проявлением такой при­частности является тотемизм — вера в родственные связи, кровную причастность друг другу человеческого рода и како­го-то животного, например крокодила, попугая, волка. Первобытное мышление не расчленяет субъект и объект, матери­альное и идеальное, человека и природу, вещь и ее имя или изображение. В мертвом видится живое, маска зверя, надетая для охотничьего танца, превращает танцора в зверя.

Трудовой процесс, магические действия, игра, манипуля­ции по «привораживанию» сексуального партнера в мифоло­гическом мышлении первобытного человека составляли еди­ное целое. Миф для первобытного человека был универсаль­ной формой жизни и мысли, необходимой формой освоения окружающего. Все четыре версии происхождения искусства можно назвать лишь абсолютизациями универсальной синк­ретической формы архаической человеческой деятельнос­ти — мифа.

Мифу присущи те особенности, которые можно обнаружить в современном художественном произведении: эмоциональная насыщенность, образность, вариативность, ценностная окра-шенность, отсутствие субъект-объектной противопоставленно-сти. Однако, если современное художественное произведение окрашено личностно-смысловым отношением, то «праискусст-во» ориентировано на коллективные значимости. Так, в изоб­ражении фигур, столь часто встречающихся в архаической культуре, гиперболизированы плодоносные функции женщи­ны, имеющие коллективно-родовую значимость. Образность первобытного искусстване носила метафорический, «перенос­ный» характер, а имела значение символа, онтологически свя­занного с символизируемым. Символ в рамках мифологичес­кого мышления — не изображение или обозначение вещи, но сама вещь. Прекрасные «обобщенные» изображения живот­ных на стенах древних пещер — это не любование движением в «чистом» виде, это овладение животным через создание сим­вола-изображения движения. Наконец, совмещение, казалось бы, несовместимых признаков в одном изображении, появле­ние, например, множества ног у животного или изображение человека с головой животного — то, что мы назвали бы сво­бодной игрой фантазии, — есть воплощение принципа «обо-ротничества» мифа, превращаемости всего во все.

Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тож­дественно мифу, но выросло из универсальных структур ми­фологического способа освоения деятельности, до сих пор не­сет в себе элементы мифологического мышления, может быть осознано только в противоречивом единстве с мифом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.