Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных коллективах с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности 1 страница




 

МЕТОДИКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО Г. МОСКВЕ

 

19 августа 2002 года

N МосМР 2.4.5.005-02

 

(Д)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Главный государственный

санитарный врач по г. Москве

Н.Н. Филатов

19 августа 2002 года

 

1. Введение

 

Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым

условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и

других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все

возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья

детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской

Федерации в Концепции государственной политики в области здорового

питания населения Российской Федерации до 2005 года.

Следует подчеркнуть однако, что широкие эпидемиологические

исследования, проведенные в последние годы специалистами НИИ питания

РАМН, НЦ здоровья детей РАМН и других медицинских учреждений страны,

выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе

детей и подростков. К их числу относятся: существенные отклонения от

рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и

школьного возраста; нарушения в сбалансированности рационов в школьных

учреждениях; снижение показателей физического развития. Особенно

серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и, в

частности, витамина С (у 60-70% обследованных детей), а также

витаминов A, B1, В2, бета-каротина; железа, кальция (у 30-40% детей);

йода (у 70-80% детей) и др.

Отмеченные нарушения питания детей и подростков служат одной из

важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, к числу

которых могут быть отнесены: высокая частота заболеваний

желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место в структуре общей

заболеваемости школьников; анемия; болезни обмена веществ (в первую

очередь, ожирение и сахарный диабет), распространенность которых

значительно увеличилась за последние годы.

В связи с этим организация рационов питания во время пребывания

учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики

заболеваний и поддержания здоровья детей и подростков.

При этом особенно существенным является обогащение рациона

основными микронутриентами с целью профилактики их дефицита. Исходя из

изложенного в настоящих Методических рекомендациях рассмотрены

основные подходы к организации рационов питания в общеобразовательных

учреждениях и приведены рекомендуемые меню экспресс-завтраков, горячих

завтраков и обедов с использованием продуктов с повышенной

биологической и пищевой ценностью, в том числе обогащенных

микронутриентами.

В рекомендациях приведен также широкий ассортимент продуктов с

повышенной пищевой и биологической ценностью, которые могут

использоваться для разработки альтернативных рационов и меню

предприятиями, ответственными за организацию питания школьников.

 

2. Область применения

 

2.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в

соответствии с требованиями и на основании Федеральных законов "О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и

безопасности пищевых продуктов", постановления Правительства Москвы от

18.07.2000 N 546 "О городской программе "Совершенствование организации

питания учащихся города на основе внедрения новых технологий

приготовления пищи и форм обслуживания на период с 2000 по 2003 г.", в

целях реализации Концепции государственной политики в области

здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005

года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от

10.08.98 N 917, выполнения приказа Минздрава России от 14.12.99 N 444

"О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и

других микронутриентов" и постановления Главного государственного

санитарного врача Российской Федерации от 28.12.99 N 17 "О преодолении

дефицита микронутриентов".

2.2. Методические рекомендации определяют методику формирования

рациона питания детей и подростков школьного возраста и формирования

ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации

дополнительного питания учащихся (воспитанников), при организации

питания в образовательных учреждениях города Москвы, в том числе при

отборе, закупках, приемке пищевых продуктов и продовольственного

сырья, используемых в питании детей и подростков, составлении меню и

ассортиментных перечней, производстве, реализации и организации

потребления продукции общественного питания, предназначенной для детей

и подростков, реализации и организации потребления в образовательных

учреждениях пищевых продуктов.

2.3. Методические рекомендации предназначены для юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих организацию питания

детей и подростков в образовательных учреждениях г. Москвы, в том

числе для образовательных учреждений общего, начального и среднего

профессионального образования, столовых (пищеблоков) и буфетов детских

и подростковых образовательных учреждений, базовых предприятий

общественного питания, осуществляющих организацию питания в

образовательных учреждениях, для юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и

продовольственное сырье в образовательные учреждения и организации

школьного питания, в том числе для продовольственных баз и

мелкооптовых магазинов, осуществляющих поставки пищевых продуктов в

образовательные учреждения (далее - базовые предприятия питания), а

также для врачей органов Государственного

санитарно-эпидемиологического надзора, врачей-педиатров,

врачей-диетологов и других специалистов, участвующих в организации

питания детей и подростков.

 

3. Общие положения

 

3.1. В целях использования настоящих Методических рекомендаций

применяются термины и их определения, приведенные в приложении Ж.

3.2. Основными задачами при организации питания детей и

подростков в организованных коллективах являются: обеспечение детей и

подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим

потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и

сбалансированного питания; гарантированное качество и безопасность

питания и пищевых продуктов, используемых в питании; предупреждение

(профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных

заболеваний, связанных с фактором питания.

3.3. Гигиенические показатели пищевой ценности продовольственного

сырья и пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков,

должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и

нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности

и пищевой ценности пищевых продуктов".

3.4. Общая ответственность за формирование рациона питания при

организации питания детей и подростков в организованных коллективах и

ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации

дополнительного питания учащихся (реализуемых через школьные буфеты),

возлагается на руководителя предприятия, организации, учреждения,

индивидуального предпринимателя.

3.5. Должностные обязанности должностных лиц, специалистов и

персонала организации школьного питания, участвующих в формировании

рационов питания детей и подростков, определяются руководителем

организации в соответствии с их квалификацией и профессиональной

подготовкой. Как правило, формирование рациона питания детей и

подростков осуществляется соответствующим (как правило,

технологическим) структурным подразделением организации или рабочей

группой с обязательным участием инженера-технолога общественного

питания и медицинского работника (врача-гигиениста, педиатра,

диетолога или диетсестры).

3.6. Производственный контроль за формированием рациона питания

детей и подростков, его качественным и количественным составом и

формированием ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для

организации дополнительного питания учащихся, осуществляется

специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку и

аттестованными на осуществление производственного контроля за

соблюдением санитарных правил и выполнением

санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Центром

государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве.

3.7. Органы и учреждения Государственного

санитарно-эпидемиологического надзора (Государственной

санитарно-эпидемиологической службы) г. Москвы:

- осуществляют медико-биологическую и гигиеническую оценку

типовых рационов питания (примерных меню), разрабатываемых каждым

юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим

организацию питания детей и подростков;

- выдают санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии

типовых рационов питания (примерных меню) санитарным правилам и

возрастным нормам физиологической потребности детей и подростков в

пищевых веществах и энергии;

- при осуществлении государственного

санитарно-эпидемиологического надзора проводят гигиеническую и

медико-биологическую оценку рациона питания детей и подростков и

ассортимента пищевых продуктов, используемых в питании детей и

подростков (в том числе для дополнительного питания), и предлагают на

основании ее результатов необходимые санитарно-противоэпидемические

(профилактические) мероприятия;

- организовывают обучение и проводят аттестацию должностных лиц и

специалистов, участвующих в формировании рациона питания детей и

подростков и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для

организации дополнительного питания учащихся, аттестацию специалистов,

осуществляющих производственный контроль за формированием рациона

питания (и его качественным и количественным составом) и ассортимента

пищевых продуктов, предназначенных для организации дополнительного

питания учащихся; оказывают методическую помощь указанным категориям

специалистов.

 

4. Общие принципы формирования рациона

питания детей и подростков

 

4.1. Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков с

постоянным пребыванием последних более 3-4 часов организовывается

питание учащихся (воспитанников). Длительность промежутков между

отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов.

4.2. Для учащихся общеобразовательных учреждений (школьного типа)

предусматривается организация двухразового горячего питания, а также

реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции

(продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и

кулинарных изделий для дополнительного питания учащихся) в достаточном

ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и

обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену - обеда и

полдника. Учащиеся в первую смену в 7.30-8.30 должны получать завтрак

(дома перед уходом в школу), в 11.00-12.00 - горячий завтрак в школе,

в 14.30-15.30 - после окончания занятий обед в школе (обязательно для

учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19.00-19.30 - ужин

(дома). Учащиеся во вторую смену в 8.00-8.30 должны получать завтрак

(дома), в 12.30-13.00 - обед (дома перед уходом в школу), в

16.00-16.30 - горячее питание в школе (полдник), в 19.30-20.00 - ужин

(дома).

4.3. Для детей 6-летнего возраста в образовательном учреждении

рекомендуется предусматривать трехразовое питание (горячий завтрак,

обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед).

4.4. Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено

только при организации их двухразового или трехразового питания (в

зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении).

4.5. Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с

круглосуточным пребыванием детей и подростков организуется 4-5-разовое

(в зависимости от их возраста и состояния здоровья) питание.

4.6. При формировании рациона питания детей и подростков и

приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны

соблюдаться принципы рационального, сбалансированного, адекватного

питания, подразумевающего:

- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии,

в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и

микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.), в соответствии с

возрастными физиологическими потребностями (питание, адекватное

возрастным физиологическим потребностям);

- сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том

числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к

различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том

числе микроэлементов);

- максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем

использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов

кулинарной обработки;

- адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов,

обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции и

сохранность пищевой ценности всех продуктов;

- исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных

оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а

также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у

детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии

обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов

желудочно-кишечного тракта (щадящее питание);

- учет индивидуальных особенностей детей (в том числе

непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).

4.7. Рацион питания детей и подростков различается по

качественному и количественному составу в зависимости от возраста

детей и подростков и формируется отдельно для детей младшего, среднего

и старшего школьного возраста.

4.8. В таблицах 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 приведены извлечения из Норм

физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для

различных групп населения СССР, утвержденных Коллегией Минздрава СССР

17.04.91.

 

"Таблица 4.1

 

НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ (В СУТКИ)

 

---------------------------------------------------------------------------------

|Возраст |Белков, г |Жиров, г |Углеводов,|Энергетическая|

| | | |г |ценность, |

| | | | |ккал |

| |--------------|--------------------| | |

| |всего|в т.ч. | всего |в т.ч. | | |

| | |животные| |растительные| | |

|-----------------|-----|--------|-------|------------|----------|--------------|

|6 лет |72 |47 | 72 |11 | 252 | 2000 |

|-----------------|-----|--------|-------|------------|----------|--------------|

|7-10 лет |80 |48 | 80 |15 | 324 | 2400 |

|-----------------|-----|--------|-------|------------|----------|--------------|

|11-13 лет |96 |58 | 96 |18 | 382 | 2850 |

|-----------------|-----|--------|-------|------------|----------|--------------|

|14-17 |юноши |106 |64 | 106 |20 | 422 | 3150 |

|лет | | | | | | | |

|--------|--------|-----|--------|-------|------------|----------|--------------|

| |девушки |93 |56 | 106 |20 | 422 | 2750 |

---------------------------------------------------------------------------------

 

Таблица 4.2

 

НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСНОВНЫХ ВИТАМИНАХ (В СУТКИ)

 

-----------------------------------------------------------------------------------

|Возраст |Витамины в мг |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |В1 | В2 | РР | B6 | В12 |Вс |А | D | Е | С |

|---------------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

|6 лет |1,0 | 1,2| 13 | 1,3 | 0,0015|0,2 |0,5 | 0,025 | 10 | 60 |

|---------------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

|7-10 лет |1,2 | 1,4| 15 | 1,6 | 0,002 |0,2 |0,7 | 0,025 | 10 | 60 |

|---------------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

|11-13 |мал. |1,4 | 1,7| 18 | 1,8 | 0,003 |0,2 |1,0 | 0,025 | 12 | 70 |

|лет | | | | | | | | | | | |

| |------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

| |дев. |1,3 | 1,5| 17 | 1,6 | 0,003 |0,2 |0,8 | 0,025 | 10 | 70 |

|--------|------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

|14-17 |юн. |1,5 | 1,8| 20 | 2,0 | 0,003 |0,2 |1,0 | 0,025 | 15 | 70 |

|лет | | | | | | | | | | | |

| |------|-----|----|------|------|-------|------|-----|--------|-----|----|

| |дев. |1,3 | 1,5| 17 | 1,6 | 0,003 |0,2 |0,8 | 0,025 | 12 | 70 |

-----------------------------------------------------------------------------------

 

Примечание. Для витамина А приведена потребность в мг

ретинолового эквивалента, для витамина Е - в мг токоферолового

эквивалента; соответствие химических названий витаминов их буквенным

обозначениям приводится в приложении Ж.

 

Таблица 4.3

 

НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСНОВНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВАХ

 

---------------------------------------------------------------------------

|Возраст |Минеральные вещества в мг |

| |--------------------------------------------------------|

| |Кальций |Фосфор |Магний |Железо |Цинк |Йод |

|----------------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

|6 лет |1000 |1500 |200 |12 |10 |0,08 |

|----------------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

|7-10 лет |1100 |1650 |250 |12 |10 |0,1 |

|----------------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

|11-13 лет|мал. |1200 |1800 |300 |18 |15 |0,1 |

| |------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

| |дев. |1200 |1800 |300 |15 |12 |0,1 |

|---------|------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

|14-17 лет|юн. |1200 |1800 |300 |18 |15 |0,13 |

| |------|---------|-----------|----------|--------|-------|------|

| |дев. |1200 |1800 |300 |15 |12 |0,13 |

---------------------------------------------------------------------------

 

Таблица 4.4

 

БЕЗОПАСНЫЕ УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ ДЕТЬМИ

И ПОДРОСТКАМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

-------------------------------------------------------------------------------

|Возраст |Микроэлементы в мг |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Медь |Марганец |Фтор |Хром |Молибден |

|----------|-------------|-------------|------------|------------|------------|

|6 лет |1,0-1,5 |1,5-2,0 |1,0-2,5 |0,03-0,12 |0,03-0,075 |

|----------|-------------|-------------|------------|------------|------------|

|7-10 лет |1,0-2,0 |2,0-3,0 |1,0-2,5 |0,05-0,2 |0,05-0,15 |

|----------|-------------|-------------|------------|------------|------------|

|11-17 лет |1,5-2,5 |2,0-5,0 |1,5-2,5 |0,05-0,2 |0,075-0,25 |

-------------------------------------------------------------------------------

".

 

 

4.9. Рекомендуемое соотношение в рационе питания детей и

подростков количества основных пищевых веществ - белков, жиров и

углеводов составляет около 1:1:4 (по массе).

4.10. Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков

школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества

белка.

4.11. Жиры растительного происхождения должны составлять в

рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается

молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10

г).

4.12. Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около

20-30% от общего количества углеводов.

4.13. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых

волокон - не менее 15-20 г/сутки.

4.14. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и

подростков солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

4.15. Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%,

полдник - 15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых

веществах и энергии (в соответствии с Нормами физиологической

потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп

населения СССР, утвержденными Коллегией Минздрава СССР 17.04.91).

4.16. Рацион двухразового питания в образовательном учреждении

школьного типа должен обеспечивать не менее 55% от суточной

потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии.

Школьный завтрак (для учащихся второй смены - полдник) должен

составлять не менее 20-25%, а обед не менее 35% от суточной

потребности в пищевых веществах и энергии. При организации

трехразового питания для детей 6-летнего возраста третий прием пищи

(полдник) должен составлять не менее 10% суточной калорийности

рациона. При организации трехразового питания должно обеспечиваться

65-70% суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии. При

организации четырехразового питания детей на долю полдника должно

приходиться 10%, а на долю ужина - 25% от суточной потребности детей в

пищевых веществах и энергии.

4.17. При обеспечении детей в школе только завтраком последний

рассматривается как второй завтрак, пищевая и энергетическая ценность

которого должна составлять около 20% от суточной потребности детей

школьного возраста в пищевых веществах и энергии; такая организация

питания учащихся целесообразна только при условии получения детьми

дома первого завтрака перед началом занятий и обеда сразу по окончании

занятий.

4.18. Организация горячего питания предполагает обязательное

использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в

том числе первых блюд и горячих напитков.

4.19. Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего

напитка. В качестве закуски в завтрак используются сыр, салат,

порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные

изделия (ограниченно) и т.п. Завтрак обязательно должен содержать

горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное

(молочно-крупяное). В завтрак широко используются молочные каши, в том

числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши

можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой,

свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить

смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные,

картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве

основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или

отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски

детские), мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые

кулинарные изделия.

4.20. При приготовлении крупяных гарниров следует использовать

разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую,

перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых

веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). В рационе питания

детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда

(каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в

том числе сложные овощные, гарниры, картофель. Нецелесообразно давать

в день более одного крупяного блюда.

4.21. В качестве горячих напитков в завтрак используются чай, чай

с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие

витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов

(фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов

растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. При наличии в составе

завтрака горячего блюда в качестве напитка можно использовать соки, а

также витаминизированные напитки промышленного производства - готовые,

в упаковке, или инстантные (быстрорастворимые), приготовленные

непосредственно на пищеблоке образовательного учреждения (напитки

"Золотой шар", "Цедевита", "Витастарт" и др. аналогичные), другие

витаминизированные напитки.

4.22. Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда

(напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или

рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На

третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или

сухих фруктов), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.

4.23. В обед в качестве первых блюд используются самые

разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны -

куриный, мясной, рыбный - готовить из них супы, заправленные овощами,

крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко

используются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд

используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо,

гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом,

запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные,

мясосоевые рубленые кулинарные изделия. Как гарнир дают тушеные овощи,

рагу, а также крупяные гарниры.

4.24. Полдник состоит из двух блюд - молочного напитка и

хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), а также,

желательно, третьего блюда - свежих фруктов или ягод. При трехразовом

питании детей и подростков в образовательном учреждении в состав

полдника можно включать более калорийное блюдо - запеканку, пудинг,

блюдо из творога, яиц.

4.25. Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных,

творожных и яичных блюд. Непосредственно перед сном можно дать ребенку

стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.)

или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п.

4.26. При организации в общеобразовательных учреждениях

бесплатного (льготного) питания учащихся за счет дотируемых бюджетных

средств (или из иных источников финансирования) предпочтительной

является такая организация питания, при которой все учащиеся получают

бесплатные завтраки (обучающиеся во 2-ю смену - полдники).

4.27. С учетом ограниченного финансирования завтрак учащихся

средних и старших классов может состоять только из одного блюда и

напитка (так называемые экспресс-завтраки). Такие завтраки

(экспресс-завтраки) могут обеспечивать до 10% суточной потребности

детей и подростков в пищевых веществах и энергии. При этом обеспечение

учащихся завтраками, удовлетворяющими менее 20% суточной потребности

детей и подростков в пищевых веществах и энергии, может расцениваться

только как вынужденная мера в неблагоприятных социально-экономических

условиях. Основу таких завтраков должны составлять продукты, блюда и

кулинарные изделия с высокой пищевой и биологической ценностью

(обогащенные микронутриентами, белком, другими незаменимыми пищевыми

веществами).

4.28. Организация питания учащихся с использованием только

готовых продуктов промышленного производства (продуктами "сухого

пайка", без использования горячих блюд и кулинарных изделий) возможна

только в исключительных случаях (при возникновении аварийных ситуаций

на пищеблоке, по эпидемиологическим показаниям) в течение

непродолжительного времени (не более 1-2 недель). В этом случае

рекомендуются молочно-фруктовые холодные завтраки: кисломолочные

напитки и молоко, сыр, хлебобулочные изделия, фрукты, соки и

витаминизированные напитки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.223 сек.