Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных коллективах с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности 3 страница




(сиропа шиповника).

5.31. В качестве естественного источника витамина D в питании

детей и подростков используются: молоко, яйцо, сливочное масло,

печень, морская рыба.

5.32. Естественным источником витамина Е являются: растительные

масла (соевое, кукурузное, подсолнечное и др.), крупы и крупяные

изделия, орехи.

5.33. Необходимо учитывать, что содержание витаминов и

микроэлементов в продуктах растительного происхождения, являющихся их

естественным источником, существенно зависит от сорта

сельскохозяйственной культуры, биогеохимической провинции и

почвенно-климатических условий местности, в которой она была выращена,

используемых агротехнологий, степени зрелости и методов уборки, режима

(сроков и условий) транспортировки и хранения, технологии производства

пищевых продуктов (технологии переработки сельскохозяйственных

культур), способа приготовления (кулинарной обработки).

5.34. При изготовлении пищевых продуктов, предназначенных для

использования в питании детей и подростков, не должны быть

использованы продовольственное сырье, изготовленное с использованием

кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе

гормональных препаратов, гормоноподобных веществ и т.п.), отдельных

видов лекарственных средств (в том числе антибиотиков), пестицидов,

агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и

соединений. Пищевые продукты, предназначенные для детей и подростков,

не должны содержать указанные вещества в количествах, превышающих

нормативы, предусмотренные СанПиН 2.3.2.1078-01 для продуктов детского

питания.

5.35. В составе пищевых продуктов, из которых формируется рацион

питания детей и подростков, ограничивается использование пищевых

добавок.

5.36. В продуктах, предназначенных для использования в питании

детей и подростков в организованных коллективах, исключается

использование химических консервантов <3> (бензойная кислота и ее

соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, перекись водорода,

сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрид

и др.). Допускается использование на предприятиях школьного питания

пищевых продуктов, не являющихся существенными источниками витаминов

группы В и проходящих достаточную термическую обработку перед

использованием в пищу (очищенный картофель, начинки для мучных

кондитерских изделий, сухофрукты для приготовления компотов и др.),

консервированных сернистым ангидридом и сульфитами.

 

-----------------------------------

<3> За исключением консервантов, допущенных органами

госсанэпиднадзора для использования в составе продуктов детского

питания.

 

5.37. В качестве красителей в составе пищевых продуктов,

используемых в питании детей и подростков, предпочтительно

использовать только фруктовые и овощные соки, пюре или порошки, какао,

окрашенные витаминные препараты (в том числе каротиноиды, рибофлавин и

др.) и витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не

допускающих превышения установленных физиологических норм потребления

витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей,

плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и др. видов растительного

сырья).

5.38. В качестве пряностей в составе пищевых продуктов,

используемых в питании детей и подростков, могут использоваться свежие

и сушеные белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый

лист, укроп, корица, свежая и сушеная зелень; в небольших количествах

- душистый перец, мускатный орех или кардамон.

5.39. При производстве кулинарной продукции для детей

нецелесообразно использовать синтетические ароматизаторы (за

исключением ванилина). В состав пищевых продуктов, используемых в

питании детей и подростков, могут входить только натуральные экстракты

и настои (концентрированные) из растительного сырья (не обладающие

фармакологическим действием), а также сиропы, пряности (кроме острых),

эссенции ароматические пищевые (кроме эссенций, содержащих

синтетические душистые вещества) и другие натуральные и идентичные

натуральным ароматизаторы (в минимальных количествах), в том числе

ванилин, этилванилин. Основные продукты питания, предназначенные для

включения в основной рацион питания, такие как хлебобулочные и

крупяные изделия, мясные, рыбные, молочные продукты, плодоовощные

консервы, напитки и др., по возможности не должны содержать в своем

составе синтетических ароматизаторов (искусственных и идентичных

натуральным). В составе блюд, кулинарных изделий и пищевых продуктов

могут использоваться (ограниченно, в небольших количествах) такие

вкусоароматические компоненты как шафран, корица, гвоздика, кардамон,

анис, тмин, солод.

5.40. В продуктах, предназначенных для детей и подростков,

ограничивается содержание пищевых кислот - по показателю рН продукта -

не менее 3,3; по общему содержанию пищевых кислот - не более 2-3 г/л

(в пересчете на лимонную кислоту). Общую кислотность плодоовощных

консервов, соков, напитков, используемых в питании детей и подростков,

следует ограничивать в пределах 0,8%; кислотность кисломолочных

продуктов - в пределах 100 град. Т, а творога и творожных изделий - в

пределах 150 град. Т. В качестве пищевых кислот (регуляторов

кислотности) в составе пищевых продуктов, предназначенных для детей и

подростков, не рекомендуется использовать уксусную, фосфорную

(ортофосфорную), винную кислоты, синтетические яблочную и молочную

кислоты. Не допускается использование в питании детей и подростков

газированных напитков (содержащих углекислоту).

5.41. Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков

мясные продукты (колбасные изделия), содержащие фосфаты (фосфат

натрия, дву-, трех- и четырехзамещенный пирофосфорнокислый натрий и

др. аналогичные соединения), а также другие виды пищевых продуктов, в

которых внесение фосфатов не сбалансировано содержанием соединений

кальция (в благоприятном соотношении). Ограничивается использование в

питании детей и подростков продуктов, вырабатываемых с использованием

солей-плавителей (фосфаты, пирофосфаты и др.).

5.42. Содержание нитритов (нитрита натрия) в колбасных изделиях

ограничивается до 30 мг/кг и меньше (следует использовать как можно

меньшее содержание нитрита). В других видах продуктов использовать

нитриты не допускается.

5.43. В составе пищевых продуктов для детей и подростков не

должны использоваться усилители вкуса (глутамат натрия и др.).

5.44. В качестве разрыхлителей следует использовать только

питьевую соду (гидрокарбонат натрия). Использовать другие разрыхлители

не рекомендуется.

5.45. В составе пищевых продуктов для детей и подростков должна

использоваться только йодированная соль. Целесообразно использовать

поваренную соль, йодированную йодатом калия (КIO3), а не йодидом (KI).

5.46. Содержание соли в продукте, блюде определяется с учетом

суточного допустимого содержания соли в рационе школьников (в

зависимости от возраста - 4-6 г) и, как правило, не должно превышать

1,0-1,2 г/100 г (за исключением колбасных изделий, твердых сыров и

некоторых других продуктов, в которых допускается содержание соли до

1,5-1,8 г/100 г). Содержание соли в мясных полуфабрикатах и

аналогичных видах продуктов, тепловая обработка которых приводит к

потере массы изделия, ограничивается 0,9 г/100 г. Соленая рыба, а

также соленые огурцы (не содержащие уксуса) могут использоваться в

питании детей и подростков не чаще одного раза в 2-4 недели. Детям

можно давать только рыбу слабого посола.

5.47. Для тепловой обработки продуктов используются только варка,

приготовление на пару, запекание, микроволновый и конвекционный

нагрев. Непродолжительное обжаривание в животном жире (коровьем масле)

используется только в качестве первого этапа тепловой обработки

кулинарных изделий из мясного или рыбного фарша (как обязательный этап

тепловой обработки). Использование для обжаривания кухонных и

кулинарных жиров, растительных жиров не допускается. Не допускается

обжаривание продуктов, кулинарных изделий и отдельных ингредиентов в

жире или масле (во фритюре), а также проведение обжаривания (сухой

тепловой обработки) продуктов, содержащих в значительных количествах

ненасыщенные жирные кислоты (растительные масла, орехи, семя

подсолнечника и т.п.).

5.48. Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый

лук, корнеплоды), не прошедших тепловую обработку, могут включаться в

рацион питания учащихся только в период до 1 марта.

5.49. Для предотвращения возникновения и распространения

инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний

(отравлений) в организации общественного питания (в том числе

предприятия школьного питания и столовые образовательных учреждений) в

соответствии с СП 2.3.6.1079-01 не допускается принимать:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов,

подтверждающих их качество и безопасность;

- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без

клейма и ветеринарного свидетельства;

- рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного

свидетельства;

- непотрошеную птицу;

- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а

также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

- утиные и гусиные яйца;

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные,

"хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

- крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными

вредителями;

- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;

- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками

недоброкачественности;

- продукцию домашнего изготовления.

5.50. В соответствии с принципами рационального (здорового)

питания в питании детей и подростков в организованных коллективах не

следует использовать:

- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

- жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики,

картофель и т.п.);

- уксус, горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие

острые приправы;

- кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин, другие

стимуляторы, алкоголь;

- биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим

действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или

другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а

также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок.

5.51. С учетом повышенной эпидемиологической опасности в питании

детей и подростков в организованных коллективах не допускается

использовать:

- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);

- блинчики с мясом, заливные блюда (мясные и рыбные), студни,

паштеты собственного приготовления, форшмак из сельди;

- изделия из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, крови,

рулетов из мякоти голов;

- зеленый горошек консервированный без тепловой обработки

(кипячения);

- фляжное (бочковое) молоко без тепловой обработки (кипячения);

- молоко-"самоквас", простокваша и другие кисломолочные продукты

собственного (непромышленного) приготовления, в том числе для

приготовления творога;

- творог из непастеризованного молока;

- творог собственного (непромышленного) приготовления;

- творог или сметану в натуральном виде без тепловой обработки,

за исключением готовых к употреблению кисломолочных продуктов

(творожков, йогуртов и т.п.) промышленного производства в

индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию

продукта;

- холодные напитки, морсы собственного приготовления (без

тепловой обработки), квас;

- окрошки (холодные супы);

- макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым

яйцом;

- яйца и мясо водоплавающих птиц;

- яичницу-глазунью;

- грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные,

грибные бульоны и пищевые концентраты на их основе.

5.52. Для приготовления блюд и кулинарных изделий,

предназначенных для использования в питании детей и подростков,

следует использовать только диетическое яйцо (с качеством не ниже

диетического).

5.53. Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков

острые соусы (типа кетчупа), закусочные консервы и маринованные овощи

и фрукты (консервированные с добавлением уксуса), костные бульоны, в

т.ч. пищевые концентраты на их основе, пищевые концентраты на основе

искусственных ароматизаторов.

5.54. При использовании в питании детей и подростков в

организованных коллективах экзотических тропических фруктов (манго,

гуавы, папайи и др.), некоторых видов ягод (клубники, земляники и

т.п.) следует учитывать возможность их индивидуальной непереносимости

отдельными детьми.

5.55. Нецелесообразно использование в питании детей и подростков

в организованных коллективах пищевых продуктов, которые в соответствии

с действующими нормативно-правовыми актами (постановление Главного

государственного санитарного врача РФ от 27 августа 1997 г. N 19 "О

противопоказаниях для применения товаров при отдельных видах

заболеваний" и др.) имеют противопоказания для применения при

отдельных видах заболеваний, в случае, если эти заболевания имеют

достаточное распространение среди детского и подросткового населения

на территории, на которой предполагается использовать пищевые продукты

в питании детей и подростков в организованных коллективах (в

соответствии с результатами анализа заболеваемости).

5.56. При оценке возможности использования пищевых продуктов в

питании детей и подростков в организованных коллективах используется

Инструкция по проведению медико-биологической оценки возможности

использования пищевых продуктов в питании детей и подростков в

организованных коллективах, утвержденная приказом Центра

государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве от

28.04.2001 N 72.

5.57. По результатам проведенной в соответствии с указанной

Инструкцией медико-биологической оценки возможности использования

пищевых продуктов в питании детей и подростков в организованных

коллективах г. Москвы выдается соответствующее

санитарно-эпидемиологическое заключение главного государственного

санитарного врача по г. Москве, которое может служить основанием для

принятия решения о возможности использования того или иного продукта в

питании детей и подростков в образовательном учреждении. В

санитарно-эпидемиологическом заключении обязательно указывается

возможная область применения пищевого продукта и условия его

использования в питании детей и подростков.

5.58. Примерный перечень пищевых продуктов повышенной пищевой и

биологической ценности, которые рекомендуется использовать в питании

детей и подростков, приведен в приложении А.

 

6. Методика формирования рациона питания и составления меню

 

6.1. Для формирования рациона питания предприятием школьного

питания формируется специальная комиссия с участием в ее составе

представителя администрации организации школьного питания,

инженера-технолога общественного питания, медицинского работника

(врача, диетсестры), других специалистов. Целесообразно включать в

состав комиссии по формированию рациона питания представителей

администрации и специалистов по организации питания учащихся

образовательного учреждения, представителей учащихся и их родителей.

6.2. Ежегодно перед началом учебного года комиссия по

формированию рациона питания составляет (формирует) типовые рационы

питания (примерные меню) для каждой категории учащихся, получающих

питание в образовательных учреждениях данного типа. С целью внесения в

рационы питания необходимых корректировок организуется и проводится

изучение статуса питания учащихся и потребительского спроса среди них,

главным образом, с использованием анкетного метода.

6.3. Основным нормативным документом, регламентирующим требования

к пищевой и энергетической ценности рациона питания детей и подростков

в образовательных учреждениях, являются Нормы физиологической

потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп

населения СССР, утвержденные Коллегией Минздрава СССР 17.04.91 (см.

раздел 4).

6.4. При оценке возможности использования пищевых продуктов в

питании детей и подростков в организованных коллективах следует

руководствоваться Инструкцией по проведению медико-биологической

оценки возможности использования пищевых продуктов в питании детей и

подростков в организованных коллективах, утвержденной приказом Центра

госсанэпиднадзора в г. Москве от 28.04.2001 N 72, и Ассортиментом

основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании

детей и подростков в организованных коллективах, утвержденным

Министерством здравоохранения Российской Федерации 23.07.99.

6.5. Типовые рационы (примерные меню) разрабатываются в

соответствии с нормами физиологической потребности детей и подростков

в пищевых веществах и энергии отдельно для каждой возрастной группы с

учетом типа и оборудования пищеблока образовательного учреждения.

6.6. При включении в рацион тех или иных блюд и кулинарных

изделий принимается во внимание их потенциальная эпидемиологическая

опасность с учетом фактического оснащения пищеблоков

торгово-технологическим оборудованием (наличие механического

оборудования и механизация технологического процесса, эффективность

работы теплового оборудования, наличие и техническое состояние

мармитов и охлаждаемых прилавков) и организации доставки готовой

продукции и транспортного обеспечения (обеспеченность изотермической

тарой, наличие охлаждаемого транспорта и т.п.).

6.7. При формировании рациона питания руководствуются примерными

рекомендуемыми наборами продуктов, приведенными в разделе 5, а также

Рекомендуемыми размерами потребления основных групп продуктов питания

для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, учащихся,

взрослого населения, а также людей, страдающих наиболее

распространенными видами заболеваний, утвержденными первым

заместителем Премьера Правительства Москвы 14.06.2000.

6.8. При составлении рациона питания следует руководствоваться

типовыми рационами, приведенными в разделе 9. В рационе должны

преимущественно использоваться пищевые продукты с повышенной пищевой и

биологической ценностью, примерный перечень которых приведен в

приложении А.

6.9. Расчет пищевой ценности рационов питания осуществляется по

меню-раскладкам, в которых указываются приходящиеся на каждый прием

пищи количества всех пищевых ингредиентов (пищевых продуктов или видов

продовольственного сырья), входящих в рацион питания непосредственно

или в составе блюд и кулинарных изделий.

6.10. При расчете пищевой и энергетической ценности рациона

питания следует руководствоваться данными о химическом составе

продуктов, приведенными в справочниках "Химический состав пищевых

продуктов" (под ред. проф. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева, 1987 г.),

"Химический состав блюд и кулинарных изделий" (под ред. проф. И.М.

Скурихина, М.Н. Волгарева, 1994 г.) и сборнике "Химический состав

российских продуктов питания" (под ред. проф. И.М. Скурихина, В.А.

Тутельяна, 2002 г.), а также сведениями о пищевой и энергетической

ценности продуктов, указанными на их упаковке.

6.11. Для оценки содержания в пищевых продуктах витаминов и

минеральных веществ, клетчатки и простых сахаров (моно- и

дисахаридов), а также при отсутствии на упаковке сведений о химическом

составе продукта (для отдельных видов продовольственного сырья)

следует руководствоваться справочными таблицами содержания основных

пищевых веществ и энергетической ценности пищевого сырья,

используемого при приготовлении блюд и кулинарных изделий,

приведенными в справочнике "Химический состав блюд и кулинарных

изделий", а также справочником "Химический состав пищевых продуктов".

6.12. При расчете потерь основных пищевых веществ и

энергетической ценности при основных процессах кулинарной обработки

блюд и кулинарных изделий следует руководствоваться таблицами,

приведенными в указанных справочниках и сборнике (см. п. 6.10). Там же

приведены примерные показатели пищевой и энергетической ценности

(химический состав) отдельных блюд и кулинарных изделий. Нормы

технологических отходов и потерь и нормы выхода полуфабрикатов и

готовых изделий приводятся в сборниках технологических нормативов

(сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий) <4>.

 

-----------------------------------

<4> Необходимо иметь в виду, что при замене одного сырьевого

ингредиента на другой (например, курицы п/п на цыплят-бройлеров или

говядины I категории на говядину II категории) следует вносить

соответствующие изменения в долю (%) отхода продукта при холодной

обработке и в конечный выход продукта.

 

6.13. Типовой рацион питания (примерное меню) утверждается

руководителем предприятия школьного питания, согласовывается с

руководителем образовательного учреждения.

6.14. Проект типового рациона питания (примерного меню)

направляется для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и

медико-биологической (гигиенической) оценки в территориальный центр

госсанэпиднадзора (в г. Москве или в административном округе г.

Москвы), по результатам которой оформляется

санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным

правилам и нормам физиологической потребности в пищевых веществах и

энергии главного государственного санитарного врача г. Москвы или

территории, на которой находятся предприятие питания и образовательное

учреждение.

6.15. Еженедельно на основе типового рациона питания, с учетом

фактического наличия продуктов составляется (формируется) рабочее меню

на предстоящую неделю.

6.16. При составлении меню при условии полной эквивалентности

пищевой и энергетической ценности заменяющих и заменяемых продуктов,

блюд и кулинарных изделий и использования в составе недельного рациона

питания рекомендуемого среднесуточного набора продуктов с учетом

фактического наличия продуктов (в случае непредвиденных перебоев с

доставкой тех или иных продуктов и т.п.) допускается проводить их

замены.

6.17. В частности, в рабочем меню допускаются замены блюд,

кулинарных изделий и пищевых продуктов, указанных в типовом рационе

питания, аналогичными - вырабатываемыми из того же сырья и (или)

относящимися к той же группе продуктов (в соответствии с

классификацией по нутриентному составу, в зависимости от того,

источником каких пищевых веществ является продукт - см. приложение Б)

и сходными по пищевой и энергетической ценности.

6.18. В исключительных случаях, в течение ограниченного времени

(не более 2-3 дней и не чаще одного раза в течение месяца), как

правило, в случае неожиданных срывов поставки продуктов или выбраковки

поступившей их партии по причине недоброкачественности, допускается

при формировании рациона питания использовать в его составе кулинарные

изделия и блюда, приготовленные из других видов сырья со схожей

пищевой ценностью (определяется содержанием основных пищевых веществ,

в первую очередь, белка). При этом рекомендуется руководствоваться

таблицей замен, которая приведена в приложении Д.

6.19. Замены отдельных видов продовольственного сырья и пищевых

продуктов при приготовлении блюд и кулинарных изделий, предусмотренных

рационом питания, проводятся в соответствии с нормами

взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд, которые

приводятся в сборниках технологических нормативов (сборнике рецептур

блюд и кулинарных изделий). Замены пищевых продуктов и видов

продовольственного сырья с использованием указанных норм

взаимозаменяемости могут осуществляться только в течение ограниченного

времени (не более одной недели). При этом не следует проводить замены

животных жиров, применяемых для обжаривания, растительными; замены

коровьего масла маргаринами и кулинарными жирами; миндаля, лесных или

грецких орехов, предусмотренных рецептурами, - арахисом; лимонной

кислоты - другими пищевыми кислотами.

6.20. При наличии организационных и технических возможностей в

образовательных учреждениях рекомендуется реализация двух и более

альтернативных вариантов рационов питания с возможностью выбора

ребенком одного из них. Однако при этом не допускается организовывать

питание детей и подростков по типу "шведского стола", то есть

привлекать к порционированию блюд самих учащихся.

6.21. Наиболее предпочтительной формой организации питания

учащихся по альтернативным вариантам меню является такая, при которой

им предоставляется возможность предварительного выбора рациона питания

на всю предстоящую учебную неделю. В этом случае на неделю

составляется два и более вариантов меню, каждый из которых по

качественному и количественному составу (в том числе по набору

используемых продуктов) должен полностью соответствовать требованиям,

предъявляемым к рациону питания школьников.

6.22. Также возможна такая форма организации питания, при которой

учащимся в каждый прием пищи предлагается несколько видов кулинарной

продукции и они осуществляют свой выбор непосредственно при раздаче

(реализации) блюд и кулинарных изделий. Однако в этом случае

альтернативные варианты блюд и кулинарных изделий подбираются таким

образом, чтобы пищевая и биологическая ценность всех вариантов была

примерно одинакова.

6.23. Обычно в качестве альтернативных учащимся предлагаются

разные напитки, разные холодные закуски, булочные изделия, а также

разные вторые блюда и (или) гарниры, приготовленные из одного и того

же вида сырья. Предлагаемые на выбор блюда должны отличаться только по

способу кулинарной обработки, оформлению блюда, используемым

заправкам, соусам, содержанию в блюдах некоторых второстепенных

рецептурных компонентов. Так, не следует в качестве альтернативных

вариантов предлагать детям одновременно блюдо из мяса и блюдо из рыбы,

гарнир из круп или макаронных изделий и гарнир из овощей, молочное

блюдо и мучное блюдо и т.п. В случае невыполнения настоящей

рекомендации реализация альтернативных блюд и кулинарных изделий в

организованных детских коллективах может привести к стереотипному

пищевому поведению детей и подростков и систематическому выбору ими

одних и тех же блюд.

6.24. Обязательным условием реализации в образовательном

учреждении альтернативных рационов питания является одновременное

проведение педагогами и работниками предприятия питания воспитательной

и разъяснительной работы, направленной на формирование у детей и

подростков навыков рационального, здорового питания, с тем, чтобы

учащиеся, располагая необходимыми знаниями о свойствах всех пищевых

продуктов, делали осознанный выбор в пользу продуктов с более высокой

пищевой и биологической ценностью.

 

7. Принципы обогащения рациона питания детей и подростков

незаменимыми микронутриентами

 

7.1. Обогащение рациона незаменимыми микронутриентами

предусматривает постоянное включение в состав рациона как продуктов,

обогащенных витаминно-минеральными смесями (премиксами) в процессе

промышленного производства, так и блюд и кулинарных изделий,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.