КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных коллективах с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности 2 страница
4.29. При организации экскурсий, походов, выездных занятий и т.п. в состав наборов продуктов "сухого пайка" следует включать термизированные молочные продукты на основе йогуртов, стерилизованные молоко, сливки, молочные напитки, хлебобулочные изделия, фрукты, соки в индивидуальной упаковке. 4.30. В наборы "сухого пайка" для питания детей во время длительных экскурсий допускается включать (ограниченно) мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке. В походах в питании детей и подростков используют макаронные изделия, пищевые концентраты (готовые супы, каши, сухое молоко), консервированные продукты: тушеную говядину, свинину, сгущенное молоко, сливки и т.д. При организации питания в походах не используют скоропортящиеся продукты, в том числе в вакуумной упаковке. 4.31. Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией. В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы (объема) порции, указанной в таблице 4.5.
"Таблица 4.5
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ПОРЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
------------------------------------------------------------------------------ |Блюда |Возраст детей | | |----------------------------------------| | |6 лет | 7-10 лет | 11-17 лет | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Холодные закуски (салаты, |50-65 г | 50-75 г | 50-100 г | |винегреты) | | | | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Каша, овощное блюдо |200 г | 200-300 г | 250-300 г | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Первые блюда |200-250 г | 250-300 г | 300-400 г | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Вторые блюда (мясо, рыба, |80-100 г | 100 г | 100-120 г | |порционные | | | | |колбасные изделия, яичные блюда) | | | | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Гарниры |100-150 г | 150-200 г | 200-230 г | |-----------------------------------|-------------|--------------|-----------| |Напитки |180-200 мл | 200 мл | 200 мл | |-----------------------------------|----------------------------------------| |Хлеб |30 г - пшеничный, 20 г - ржаной или 40 г| | |только ржаной | ------------------------------------------------------------------------------ ".
5. Пищевые продукты, используемые при формировании основного рациона питания детей и подростков
5.1. В суточном рационе питания детей и подростков (а по возможности и в рационе двухразового питания в образовательном учреждении) должны ежедневно присутствовать мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты.
Таблица 5.1
ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-------------------------------------------------------------------- |Наименование продуктов |Возраст детей и подростков, количество | | |продуктов, г, брутто | | |---------------------------------------| | |6-10 лет | 11-17 лет | |--------------------------|------------------------|--------------| |Молоко, мл |350-400 | 350-400 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Кисломолочные продукты, |150-180 | 180-200 | |мл | | | |--------------------------|------------------------|--------------| |Творог, г |50 | 60 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Сметана, г |10 | 10 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Сыр сычужный, г |10 | 12 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Мясо, г |95 | 105 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Птица, г |40 | 60 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Рыба, г |60 | 80 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Колбасные изделия, г |15 | 20 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Яйцо, шт. |1 | 1 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Картофель, г |250 | 300 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Овощи, зелень, г |350 | 400 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Плоды свежие, г |200-300 | 200-300 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Плоды сухие, г |15 | 20 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Соки, мл |200 | 200 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Хлеб ржаной, г |80 | 120 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Хлеб пшеничный, г |150 | 200 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Крупы, бобовые, г |45 | 50 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Макаронные изделия, г |15 | 20 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Мука ржаная, пшеничная, г |15 | 20 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Мука картофельная, г |3 | 3 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Масло сливочное, г |30 | 35 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Масло растительное, г |15 | 18 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Кондитерские изделия, г |10 | 15 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Чай, г |0,2 | 0,2 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Какао, г |1 | 2 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Дрожжи, г |1 | 2 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Сахар, г |40 | 45 | |--------------------------|------------------------|--------------| |Соль йодированная, г |3-4 | 5-7 | --------------------------------------------------------------------
Примечание. Рекомендуемый суточный набор продуктов приводится на основании следующих источников [13], [14], [25], [61], [62].
5.2. В течение недели в рационе питания обязательно должны присутствовать крупяные и макаронные изделия, картофель, сметана, сыр, яйца, творог, фруктовые соки. При этом такие продукты как рыба, яйцо, творог целесообразно использовать в питании детей и подростков 2-3 раза в неделю. При условии строгого соблюдения технологии приготовления блюд в образовательных учреждениях допускается использовать такие субпродукты как печень, сердце, язык. 5.3. В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки. При отсутствии свежих овощей и фруктов используются свежезамороженные овощи и фрукты, плодоовощные консервы. 5.4. В таблице 5.1 приведены средние (за неделю) количества основных продуктов, которые должны включаться в рацион питания детей школьного возраста, а в таблице 5.2 - средние количества пищевых продуктов, которые рекомендуется учитывать при формировании рациона завтраков и обедов в образовательных учреждениях для детей школьного возраста. Ассортимент и количество продуктов, используемых в питании детей и подростков, в среднем за неделю (в соответствии с накопительной ведомостью) должны примерно соответствовать рекомендуемым наборам продуктов, приведенным в таблицах 5.1, 5.2, 5.3.
Таблица 5.2
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ОБЕДОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В Г, БРУТТО)
---------------------------------------------------------------------- |Наименование продуктов |Возраст детей и подростков, | | |количество | | |продуктов в г, брутто | | |-------------------------------| | |7-10 лет | 11-15 лет | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Хлеб с повышенной питательной |31,5 | 31,5 | |ценностью | | | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Мука пшеничная |5,6 | 6,2 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Крупы, бобовые, макаронные изделия |36 | 47 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Мясо |60 | 62,6 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Колбасные изделия |5 | 6,25 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Куры |14 | 17 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Рыба (филе) |24 | 24 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Молоко |25 | 29,5 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Творог |1,5 | 1,5 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Яйцо |1/13 шт. | 1/13 шт. | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Масло сливочное |12 | 14 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Масло растительное |4,8 | 6,5 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Сметана |10 | 11,8 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Овощи разные |345,2 | 381 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Картофель |111,3 | 140,8 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Фрукты свежие |68 | 69 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Сухофрукты |10,2 | 10,2 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Соки (напитки сокосодержащие) |10 | 10 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Напитки витаминизированные |30 | 30 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Сахар |12,1 | 12,2 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Кондитерские изделия |13 | 13 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Батончик, обогащенный гемобином |1,2 | 1,2 | |(железом) | | | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Чай |0,025 | 0,025 | |------------------------------------|-----------------|-------------| |Соль йодированная |1-2 | 1,5-2,5 | ----------------------------------------------------------------------
5.5. Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т.п.). 5.6. В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов. 5.7. В качестве основного источника белков в составе рациона питания детей и подростков обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца. Рекомендуется включать в состав рациона питания детей и подростков продукты (в том числе кулинарные изделия), обогащенные белком (в том числе изолированным соевым белком).
Таблица 5.3
ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАВТРАКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В Г, БРУТТО)
---------------------------------------------------------------------- |Наименование продуктов |Возраст детей и подростков, | | |количество | | |продуктов в г, брутто | | |--------------------------------| | |7-10 лет | 11-15 лет | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Хлеб с повышенной питательной |20,2 | 20,2 | |ценностью | | | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Мука пшеничная |12,5 | 12,5 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Крупы, бобовые, макаронные |17,6 | 21,5 | |изделия | | | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Мясо |3,2 | 3,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Колбасные изделия |6,5 | 6,5 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Рыба (филе) |4,3 | 4,3 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Молоко |55,4 | 55,4 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Кисломолочные продукты |18,8 | 18,8 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Творог |6,9 | 6,9 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Сыр |2,2 | 2,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Яйцо, шт. |1/5 | 1/5 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Масло сливочное |4 | 5,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Масло растительное |2,2 | 2,5 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Сметана |1,4 | 1,4 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Овощи разные |32,2 | 34,4 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Картофель |8,2 | 8,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Фрукты свежие |39,2 | 40,7 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Сухофрукты |3,1 | 3,1 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Соки |5 | 5 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Напитки сокосодержащие, мл |20 | 20 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Напитки витаминизированные, мл |30 | 30 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Сахар |11,8 | 11,8 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Кондитерские изделия |10,2 | 10,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Батончик, обогащенный гемобином |3,5 | 3,5 | |(железом) | | | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Чай |0,25 | 0,25 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Какао, кофейный напиток |0,2 | 0,2 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Дрожжи |0,25 | 0,25 | |-----------------------------------|----------------|---------------| |Соль йодированная |1 | 1,5 | ----------------------------------------------------------------------
5.8. В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот в питании детей и подростков используют кукурузное, подсолнечное, соевое, рапсовое масло. Растительные масла не следует использовать для обжаривания (жарки, пассеровки) продуктов и кулинарных изделий. 5.9. В качестве основного источника животных жиров в питании детей и подростков используются мясные и молочные продукты, в том числе масло коровье (несоленое сладкосливочное, крестьянское), а также сметану. Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков масло и сметану с добавками гидрогенизированных растительных жиров. 5.10. В питании детей и подростков следует использовать цельное молоко 3,2-3,5% жирности, обогащенное витаминами (витаминами и минеральными веществами). Ограниченно, для приготовления блюд и кулинарных изделий, можно использовать витаминизированное молоко с меньшей жирностью (1,5-2,5%). 5.11. В питании детей и подростков целесообразно использовать только молочные продукты, выработанные из натурального (не восстановленного) сырья. 5.12. Сыры традиционно используются в питании детей и подростков. Однако предпочтение следует отдавать сырам твердых сортов с невысокой жирностью (до 25-28 г на 100 г) и с умеренным содержанием поваренной соли (до 1,5-1,8%), кроме сыров острых сортов. Плавленые сыры обычно содержат соли-плавители из группы фосфатов, из-за чего соотношение содержания кальция и фосфора в них не соответствует оптимальному. Вследствие этого плавленые сыры используются в питании детей и подростков ограниченно. Вместо традиционных плавленых сыров рекомендуется включать в рацион питания детей и подростков так называемые пластифицированные сырные массы, а также специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не используются фосфаты. 5.13. В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3-4 недели). Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Необходимо помнить, что содержание витаминов в молочных консервах и сухом молоке значительно снижено по сравнению с их естественным содержанием, поэтому такие изделия (или блюда из них) необходимо обогащать витаминами. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай, кофейный напиток). В качестве белкового обогатителя при производстве многих продуктов, блюд и кулинарных изделий используется сухая молочная сыворотка, концентрат сухих белков, молочно-белковые концентраты (казеинат натрия) и аналогичные продукты. 5.14. Маргарины (сливочные, с минимальным содержанием трансизомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном в составе булочных и мучных кондитерских изделий. 5.15. В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания, в составе мясных кулинарных и колбасных изделий). 5.16. Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень. 5.17. Рыба используется только без кожи и костей (филе без кожи и костей). Допускается поставлять рыбу в виде тушек (потрошенных и обезглавленных) на комбинаты дошкольного и школьного питания, имеющие производственные мощности, позволяющие вырабатывать рыбное филе без костей (отдельные цеха или производственные линии с просмотровыми столами), а также условия для производственного контроля сырья по паразитологическим показателям (в производственной лаборатории). 5.18. В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии) и другие аналогичные продукты. Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе. 5.19. В качестве источника растительных жиров (полиненасыщенных жирных кислот) и отчасти белка в питании детей и подростков могут использоваться орехи и семена, такие как миндаль, фундук, кешью, фисташки (несоленые), семена кунжута, подсолнечника (очищенные от кожуры). Орехи и семена включают в рацион питания детей и подростков в составе кондитерских изделий, салатов, а также в натуральном виде (лучше в виде смесей типа мюсли из орехов и семян разных культур, в т.ч. злаковых, сухофруктов и т.п.). Для производства пищевых продуктов с использованием орехов и семян допускается только непродолжительное обжаривание с целью удаления излишней влаги (без появления золотистых и коричневых оттенков). Арахис и продукты, в состав которых входит арахис, использовать в массовом питании детей и подростков в организованных коллективах не рекомендуется. 5.20. При формировании рациона питания детей и подростков необходимо включать в него достаточное количество продуктов, являющихся источниками пищевых волокон, к которым относятся плоды и овощи, разнообразные продукты их переработки, а также зерновые и продукты, выработанные на их основе. Так, в питании здоровых детей и подростков школьного возраста следует использовать хлеб из цельного зерна, хлеб, булочные и кондитерские изделия из муки грубого помола (пшеничную 1, 2 сорта, обойную, ржаную обдирную, обойную) или с добавлением отрубей зерновых. Муку грубого помола следует использовать и при приготовлении мучных кондитерских, кулинарных изделий, творожных блюд, запеканок и других видов кулинарной продукции. При приготовлении кулинарных изделий рекомендуется использовать также овсяную и ячменную муку, отруби пшеничные. Рекомендуется использовать в питании детей и подростков изделия из ржаной муки. Указанные виды продуктов, кроме пищевых волокон, являются важнейшим источником витаминов (особенно В1, В2, РР) и минеральных веществ. Хорошим источником некоторых витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон являются зерновые завтраки (мюсли и т.п.). Обязательно проводится витаминизация хлеба и булочных изделий, используемых в питании детей и подростков, или муки, предназначенной для их производства. 5.21. Макаронные изделия, предназначенные для детей и подростков, рекомендуется обогащать витаминами, минеральными веществами и белком (яичным, соевым, молочным и т.п.). Рекомендуемое содержание белка в макаронных изделиях не менее 12 г/100 г. В питании детей и подростков в организованных коллективах используют макаронные изделия группы A <1> (из муки твердой пшеницы) и ограниченно изделия группы Б при условии их обогащения указанными пищевыми веществами. 5.22. Основным источником легкоусвояемых углеводов (простых сахаров) в питании детей и подростков должны быть свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты. Учитывая то, что потребность детей и подростков в легкоусвояемых углеводах составляет 20-25% от суточной потребности детей данного возраста в углеводах, использование сахара и продуктов, его содержащих, в составе основного рациона питания школьников ограничивается.
----------------------------------- <1> В соответствии с ГОСТ Р 51865-2002 "Изделия макаронные. Общие технические условия".
5.23. Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются в питании детей и подростков в качестве десерта ("на сладкое") только в один из приемов пищи в день, как правило, в завтрак или в полдник, не чаще 2-3 раз в неделю. Сладкие напитки, компоты, кисели также включаются в рацион питания детей и подростков ограниченно. Рекомендуется ограничивать содержание сахара в сладких напитках, в том числе чае, компотах, киселях и т.п. в пределах 7-12 г на порцию. 5.24. Кондитерские изделия (шоколад обыкновенный с добавлениями; конфеты с корпусами между слоями вафель, со сбивными корпусами, с желейными корпусами; ирис тираженный, вафли, печенье типа "сэндвич", пасты шоколадные, зефир) обычно включают в состав полдников (наряду со сладкими блюдами также не чаще 1-2 раз в неделю). В МосМР 2.4.5.004-02 приводятся рекомендации по составу и пищевой ценности кондитерских изделий, предназначенных для детей и подростков. 5.25. При формировании рациона питания детей и подростков необходимо учитывать, что сахар содержится в значительных количествах не только в кондитерских изделиях, но и в традиционно приготовляемых кашах, творожных блюдах, булочных изделиях, сладком чае, какао, киселях, компотах и других блюдах и кулинарных изделиях. Кроме того, необходимо учитывать, что основную часть сладостей ребенок, как правило, получает с домашним питанием, в полдник и ужин. Поэтому в составе школьных завтраков и обедов (в общеобразовательных учреждениях) кондитерские изделия не используются или используются ограниченно - обогащенные витаминами и минеральными веществами единичные изделия с минимальной массой, предусмотренной МосМР 2.4.5.004-02. Указанные виды изделий дают детям на десерт только наряду с полноценными горячими блюдами при условии исключения других сладких блюд в этот прием пищи. 5.26. Использовать искусственные заменители сахара и подслащивающие вещества (сахарин, аспартам, сорбит, ксилит и др.) в питании здоровых детей нецелесообразно <2>. Детям школьного возраста вместо сахара можно давать мед (с учетом индивидуальной переносимости).
----------------------------------- <2> Заменители сахара, допущенные органами Госсанэпиднадзора для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, могут использоваться по рекомендации медицинского работника образовательного учреждения в питании детей и подростков с избыточной массой тела, ожирением, предрасположенностью к сахарному диабету.
5.27. В питании детей и подростков можно использовать сухофрукты (сушеные виноград, сливу, абрикосы и др.), которые являются хорошим источником пищевых волокон, микро- и макроэлементов и отчасти некоторых витаминов. 5.28. В качестве естественного источника витамина А в питании детей и подростков используются: печень, яйцо, рыба, молоко и молочные продукты, сыры, сливочное масло. В качестве естественного источника бета-каротина (провитамина А) в питании детей и подростков используют морковь, фрукты (абрикосы и другие, имеющие желтую и оранжевую окраску), тыкву, зеленые листовые овощи. 5.29. В качестве естественного источника витаминов группы В в питании детей и подростков используются: хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, орехи, яйцо, молоко и молочные продукты. Фолиевая кислота содержится также в зелени и листовых овощах. Витамин В12 содержится только в продуктах животного происхождения. 5.30. В качестве естественного источника витамина С (аскорбиновой кислоты) в питании детей и подростков используются плоды и ягоды (апельсины, слива, вишня, черная смородина, клюква, яблоки, киви и др.), овощи (капуста, сладкий перец), зелень, картофель (удельное содержание витамина С в картофеле невелико, но, учитывая большие объемы и регулярность его потребления, он является одним из важнейших источников аскорбиновой кислоты). В качестве источника витамина С рекомендуется также использовать отвар шиповника, растительные чаи (фиточаи), настои и отвары из различных видов растительного сырья (допущенных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах). Вместо отвара шиповника можно использовать напиток, приготавливаемый из соответствующего концентрата
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |