Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к средствам обучения (ДС)




 

 

воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники. Вспомогательный процесс -действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг). Технологический процесс составляют трудовой процесс и естественный процесс. Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая все его действия, связанные с выполнением определенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы). Естественный процесс – изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека. Трудовая деятельность работника состоит из этапов: * Планирование трудового процесса *Подготовка к осуществлению трудового процесса *Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии *Контроль хода и результатов трудового процесса.

Основная цель производственного обучения — вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Это мастерство проявляется в специфически предметной деятельности — в производительном труде, выполнении трудовых процессов, имеющих сложный характер.

Трудовые процессы состоят из трудовых операций, для каждой из которых характерно применение, например, однотипных инструментов, приспособлений исходных способов труда. Каждая трудовая операция, в свою очередь, состоит из трудовых приемов, которые тоже могут быть под­разделены, на более дробные элементы, например трудовые движения или действия.

Технологическая операция характеризуется прежде всего взаимодействием орудия труда (например, фрезы фрезерного станка или резца токарного станка) с предметом труда (обрабатываемой заготовкой), определенным режимом работы оборудования (например, металлорежущего станка) и выбором соответствующего инструмента. Трудовая операция есть часть деятельности работника, которая может быть как непосредственно обработочной (например, при работе ручным слесарным или столярным инструментом), так и достаточно сложной, связанной со слежением за контрольными приборами, особенностями протекания технологического процесса посредством слуховых восприятий (например, за появлением дополнительных шумов в работе станка, машины, аппарата и т. п.) и соответствующими воздействиями на органы управления техникой, работающей в полуавтоматических, а нередко и автоматических режимах.

Поэтому важной отличительной особенностью трудовой деятельности рабочего, управляющего технологическими процессами, является сложное сочетание трудовых навыков и умений, которые могут быть двигательными (моторными), позволяющими выполнять трудовые движения с необходимой силой, точностью и быстротой, сенсорными (чувственными), в которых главная роль принадлежит органам чувств, и умственными, благодаря которым проявляются способности достаточно быстро ориентироваться в производственной обстановке, применяя имеющиеся знания и опыт для принятия решения (для изменения режимов обработки, выполнения оперативных расчетов, а нередко и предупреждения аварийных ситуаций).

Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения. Т рудовая операция – составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования. Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места. Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия. Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью «взять», «переместить», «отпустить», «освободить», «поддержать» в определенном состоянии. Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.

обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

*по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителей, тренажеров и т.п.);

*по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

*комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

*самостоятельное выполнение характерных производственных работ. Среди положительных сторон системы ЦИТа — четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на основе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная разработка методики обучения и выполнения действий, в том числе в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, разработка и применение различных тренажеров и т.п.

Однако механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении основных трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Затем они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс — это совокупность операций, не составляющая всего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций). Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

Операционно-поточная система производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах.

Предметно-технологическая система производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения -комплекс технологических операций, объединенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в этот период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе.

Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

На основе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий.

 

Требования к средствам Характеристика требований
1. Наглядность ДС должны облегчать восприятие информации
2. Обусловленность ДС должны выполнять определенную роль в силу своих функциональных возможностей
3. Необходимость и достаточность ДС Количество и номенклатура ДС должно быть оптимальными для конкретных условий проведения занятия
4. Соответствие условиям Дидактические условия: ДС должны обеспечивать решение всех поставленных в ходе урока целей и задач. Обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла (поиск, информирова-ние, тренировку, имитацию деятельности (пробные работы) и контроль) Технические условия: ДС должны быть удобны в эксплуатации и соответствовать техническим характеристикам выполняемых работ Организационно-методические условия: ДС должны обеспечивать как деятельность педагога ПО, так и учащихся Эргономические условия: ДС должны соответствовать психологическим и физиологическим характеристикам учащихся
5.Информативность ДС должны обеспечивать получение достаточного объема учебной информации, должны охватывать все содержание темы урока, изучение всех узловых УЭ должно быть обеспечено ДС
6. Преемственность ДС должны применяться не изолированно, а во взаимосвязи
7. Оптимальность ДС должны соответствовать принципу оптимальных затрат на их приобретение, изготовление, разработку

17. Понятие, роль и применение опорного конспекта и рабочей тетради в процессе преподавания предмета профессионального цикла.

Разработка рабочей тетради учащихся, опорного конспекта и инструкционной карты

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине вкл в себя: Треб-ния к рез-там усвоения дисциплины; Содержательные линии Фед. компонента стандарта как основа разработки контр, вопросов для зачета. Пр-мма по дисциплине. Список осн. и доп. лит-ры по дисциплине. График вып-ния самост.работ студентов. Вопр.и задания для сам-ной аудит, работы студентов. Вопр.и задания для практич. занятий. Вопр. для проведения устного зачета. Комплект тестовых заданий для проведения зачета (электронный вариант). Показатели и критерии оценки учебной работы студентов по дисциплине. Терминологич. словарь по осн. темам дисциплины. Лекц. материалы для студентов по дисциплине. Доп-ные материалы для подготовки студентов к занятиям и контрольным мероприятиям.

Под опорными конспектами понимается дидактический материал, состоящий из рис., ключ, слов, букв-символов, схем, цифр. Разраб-ся и использ-ся опорные конспекты в том случае, когда инф-цию (учебный материал) можно закодировать экономным способом. Основные принципы разработки опорных конспектов: 1. Отбор факти. материала. Подбир-ся лит-ра, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются исторические справки, примеры из жизни, техники, производства, практической деятельности, а также высказывания известных ученых. 2.Выделение ядра, основных понятий. Выбирается осн. в подобранном материале, отбрасывается второстепенное, несущественное. 3. Разработка опорных сигналов. Из главных мыслей и выводов выбираются или формулируются преподавателем только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие запомнить весь материал. 4. Составление опорного конспекта. Преподаватель на листе бумаги располагает весь подробный материал (опорные сигналы), выраженный в графической и символической форме во всех взаимосвязях. Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Он не должен содержать избыточное количество рисунков, схем, символов, иначе восприятие такого конспекта резко снижается.

Рабочие тетради представляют собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая система представления информации. Листы рабочей тетради являются одним из средств управления мыслительной деят-тью и включают специальные типы заданий, упражнений. Задания строятся таким образом, чтобы, работая над ними, учащийся производил все операции и выстраивал четкий алгоритм действий. В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся, используются: •включение в определение пропущенных ключевых слов;«запись формулы с определенными компонентами;#алгоритмы выполнения каких-либо операций;-основы графиков для построения характеристик и диаграмм;#таб л ицы, которые необходимо последовательно заполнить, внести информацию поясняющего характера;#преобразование схем;#определение элементов конструкций.

Для формир-ния профес-ных умений и навыков на уроках ПО используются различ. инструктивные учеб. док-ты. В производ.обучении наибольшее применение получили инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы. Инструк. карта - форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкц. карты применяются при изучении учеб. операций. Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при вып-нии работ комплексного хар-ра. Они раскрывают технологич. Послед-ть, режимы, технические треб-ния, ср-ва вып-ия учебно-производ. работ. Инструкц. карты яв-ся ср-вом организации и активизации учебно-практич. деят-ти уч-ся. Наличие такой док-ции, как письменный инструктаж, позволяет кажд. уч-ся многократно в процессе вып-ния учебно-производ. работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возм-ть уч-ся постоянно осущ-ть самоконтроль.

В последнее время получили распр-ние кодовые инструкции, в к-ых операции закодированы усл. символами. В этом случае все приемы вып-ния учебно-производ. заданий можно выразить с пом. соотв-щих символов.

18.Учебная литература по предметам профессионального цикла. Самостоятельная работа учащихся с учебно-методической, справочной и дополнительной литературой.

Информационно-знаковые средства обучения – дидактические средства, выраженные знаками (буквами, цифрами, словами, словосочетаниями, предложения-ми, текстами) искусственных и естественных языков, организующие познавательную деятельность

Виды средств: * Учебная литература*Дидактические материалы* Логические регулятивы

Фунцкии средств:* Фиксируют информацию, выступают ее носителями

*Систематизируют информацию *Интерпретируют информацию *Дозируют информацию * Управляют

 

Средства обучения, их определения Виды средств Функции средств
Учебная литература –печатные издания или книги, излагающие предметное содержание, предназначенные для обучения предмету. Обучающая литература *Учебники, *Учебные пособия (обычные и электронные): А) Учебные пособия, Б) Курсы лекций В) Учебно-наглядные пособия (иллюстрации, плакаты, схемы, таблицы Г) Учебно-практические пособия (сборники задач и упражнений, рабочие тетради, практикумы, опорные конспекты) Д) Учебно-методические пособия *Информационная(несут информацию, фиксируют, интерпретируют систематизируют) *Познавательная (формируют знания, способствуют созданию представлений) *Инструментальная (оснащают деятельность преподавателя и учащихся на уроке, формируют умения)
Совокупность обучающих и вспомог. изданий, излагающ. профессионально и педагогически адаптированные основы наук по определенной учебной дисциплине, предназначенные для целей обучения в соответствии с учеб. Программ. Е) Сборники нормативных документов (инструкционных и инструкционно-технологических карт на типовые работы по профессии, нормативов оснащения кабинетов, инструкций по эксплуатации оборудования) 3. Электронные базы данных *Наглядная (облегчают восприятие зрительное слуховое) *Выполняют функцию условий обучения, функцию учебно-методической базы обучения
  Вспомогательная литература *Хрестоматии, *Книги для чтения *Справочники *Альбомы чертежей и рисунков *Энциклопедии, словари Методическая *Методические указания (по выполнению ЛПР), *Методические рекомендации (по подготовке письменной экзаменационной работы, выполнению практических квалификационных работ) *Методические пособия (по проектированию) *Сборники методических документов (инструкционных и инструкционно-технологических карт на типовые работы по профессии, нормативов оснащения кабинетов, инструкций по эксплуатации оборудования) *Электронные базы данных  
Дидактические материалы – знаковые дидактические средства, которым передана часть функций преподавателя в процессе изучения фрагмента учебной информации (учебных материалов) *Карточки-задания *Листы рабочих тетрадей *Листы опорных конспектов *Учебные тексты *Инструкционно-технологические карты *Перечни заданий, задач, упражнений *Таблицы *Схемы *Плакаты *Рисунки 11.*Другие *Информационная *Наглядная *Инструментальная



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.