Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы производственного обучения




Взаимосвязь теоретического и производственного обучения. Понятие о системах производственного обучения.

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие «система производственного обучения», которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объема и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система — целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система производственного обучения — объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, т.е. технологии обучения, которое при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения. Выбор системы производственного обучения зависит от следующих основных факторов: *уровня развития производства;*принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.); *особенностей рабочих профессий.

Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения.
Предметная система — одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста, с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. Однако они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности. Операционная система производственного обучения разработана в 60—70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина — сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской. Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе. Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелем профтехобразования С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества. [8, с. 165]

Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий — более сложные операции. Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы. При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование — ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания. Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения. Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гг. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.