Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А геологическая природа 22 страница




* <Vber die gereizten Muskel- und Nervenfasern>. Berlin, 1797, S. 171-180.

 

 

==392

 

 

тений. А обратившись к способу их происхождения, мы видим, что при гибели или распадении каких-нибудь частей животных или растений именно эта гибель создает новые образования: так, например, Clavaria militarist возникает только на мертвых гусеницах>. Это бесконечное множество форм не доходит до образования зародыша, или семени, которое имеется только там, где достигнута субъективность. Грибы, так сказать, не растут, а образуются внезапно, как кристаллы. О семени при возникновении этих растительных форм не приходится думать, подобно тому как нет его и у множества несовершенных животных образований: у инфузорий, кишечных червей. финн свиней 35 и т.д. Таким образом, не только море и суша, но точно так же и самостоятельная живая субъективность обнаруживает эту всеобщую жизненность. Для определения того, чем являются растение или животное, указывают на основании опытных наблюдений, каковы его клеточная ткань, семя, яйцо, рост. Но такая определенность не может быть установлена, ее не существует; ибо грибы, лишаи и т.п. в общем являются растительными формами, хотя они лишены всякой определенности, так как природа, создавая их, не придерживается понятия. Богатство этих форм состоит в их неопределенности и игре; не из них должно извлекать понятие, а их измерять понятием. Такие расплывчатые промежуточные существа - ни рыба, ни мясо - суть моменты тотальной формы, но моменты изолированные.

§ 342 Это разделение всеобщего, внешнего для себя организма и этой лишь точечной, скоропреходящей субъективности разрешается благодаря сущему в себе тождеству ее понятия в существование этого тождества, в живой организм, в расчлененную в самой себе субъективность 36, которая выключает из себя лишь в себе сущий организм, физическую всеобщую и индивидуальную природу и противополагает себя ей, но вместе с тем имеет в этих силах условие своего существования, возбуждение как материал своего процесса.

Прибавление. Недостаток этой характеристики органического и вообще всего непосредственно органического заключается в том, что понятие здесь еще непосредственно, являясь только внутренней целью в стихии безраз-

 

 

==393

 

 

личия, между тем как его моменты суть физические реальности, которые не рефлектированы в самих себя, не составляют единства, противостоящего этому безразличию. Но всеобщее, цель, развертываясь в них, возвращается обратно в себя; их безразличие есть односторонний момент, который стягивается в отрицательность и существует как индивидуум. Субстанция делится не только на различные, но и на абсолютно противоположные части, на такие, из которых каждая есть тотальность, нечто рефлектированное в самое себя, равнодушное к другому, по существу единое, и не только по существу, - йа части, сама реальность которых есть это единое бытие, эта отрицательность, т.е. наличное бытие которых есть процесс в самом себе.

Жизнь есть, таким образом, по существу совершенно текучее проникновение всех ее частей, т.е. того, что равнодушно к целому. Эти части не химические абстракции: они обладают субстанциальной, собственной, цельной жизнью, жизнью частей, которая разлагается в своем внутреннем беспокойстве и производит только целое. Целое есть всеобщая субстанция, оно является как основанием, так и результирующей тотальностью, и оно является ею как действительность. Оно есть единое, связующее в себе части в их свободе; оно раздваивается на них, дает им свою всеобщую жизнь и держит их в себе как свое отрицание, свою силу. Это положено так, что они образуют самостоятельный круговорот, который, однако, представляет собой снятие их особенности и становление всеобщего. Это - всеобщий круг движения в единичном действительном, который есть, точнее, тотальность трех кругов, единство всеобщности и действительности: оба круга их противоположности и круг их рефлексии в самих себя.

Во-первых. Органическое есть действительное, которое само сохраняет себя и совершает процесс в себе самом; оно является для себя своим всеобщим, раздваивающимся на свои части, которые снимают себя, производя целое. Род находится здесь на стороне органического. Заключительный момент состоит в том, что род непосредственно соединяется с неорганическим; органическое раздваивается, стало быть, на два всеобщих крайних члена - неорганическую природу и род, середину которых оно составляет (В-Е-О) и с каждым из которых оно здесь еще непосредственно едино, будучи само родом и неоргани-

 

 

==394

 

 

ческой природой. Индивидуум еще носит, следовательно, свою неорганическую природу в самом себе и питается самим собой, пожирая самого себя как свою собственную неорганичность. Но тем самым он расчленяется в самом себе, т.е. разъемлет свою всеобщность на свои различия; [это есть] протекание процесса в самом себе, которое включает разъятие и отношение органического к самому себе. Всеобщее должно осуществиться в самом себе; оно получает ощущение самого себя в результате того движения, благодаря которому оно становится существующим для себя. Органическое обращено против самого себя, как вот это непосредственно всеобщее, как этот органический род. В этом состоит процесс его индивидуализации; оно противопоставляется себе в самом себе, как впоследствии противопоставляется внешнему. Другое еще находится под властью понятия. Но поскольку единичное уже предположено, оно смыкает здесь род, являющийся его всеобщностью, с обособленным всеобщим. Это последнее есть один крайний член, который, будучи воспринят в абсолютный род, становится абсолютной особенностью и единичностью. Это есть особенное порождение момента индивидуальности, его становление, уже вступающее в процесс как сущее. В результате не получается ничего другого, кроме того, что уже есть. Это есть процесс переваривания самого себя и расчленения, образования моментов; члены пожираются в такой же мере, в какой и порождаются, и в этом всеобщем беспокойстве пребывающим простым является душа. Индивидуальное приходит здесь через род к отрыву от него: внутренний процесс рода превращает его в единое, имеющее отрицательность в себе и, таким образом, противоположное себе как всеобщему.

Во-вторых. Всеобщее есть налично сущее, и органическое единое есть власть над этим отрицанием самого себя, над этим внешним, которое пожирается им и поэтому существует только как снятое. Органическое есть непосредственно единство индивидуальности и всеобщности, есть органический род; оно - исключающее единое, всеобщее исключается им из себя, - это род, который покинут силой отрицательного, жизнью; другими словами, органическое полагает для себя свое неорганическое. Род есть абсолютно-всеобщее, противополагающее себе абстрактно-всеобщее; но тем самым в нем освобождается и момент единичности, каковым является отрицательное отно-

 

 

==395

 

 

шение к этому неорганическому. Как прежде индивидуальное было серединой, а стороны - всеобщими крайними членами, так теперь род является элементом; стало быть, органическое опосредствовано здесь через род с неорганическим (О-В-Е). Первое есть власть над последним, потому что оно есть абсолютно-всеобщее: процесс питания. Неорганическое есть всеобщность как недействительный род, к которому относится преизбыточная мощь отчасти индивидуальности вообще, т. е. земли, отчасти освобождающейся от нее единичности; эта всеобщность есть голая пассивность. Но в своей действительности, как она есть в самой себе, всеобщность означает расхождение органической и неорганической природы: первая есть форма единичности, вторая - всеобщности. То и другое лишь абстракции; субстанция остается одной и той же в видах, в которых она себя определила.

а) Определенность остается всеобщностью, относится к элементам и принципам; для органического не существует ничего, что не есть оно само. В рефлексии берется обратно то обстоятельство, что его неорганический мир существует в себе: он существует лишь как снятый, и органическое есть его полагание и опора. Но брать эту деятельность изолированно было бы односторонне. Земля творит Солнце и свои стихии как все органическое, потому что она есть это всеобщее органическое, но в то же время она есть в себе то и другое. Эта положенность неорганического есть его снятость: оно не существует в себе. Органическое есть самостоятельное, но неорганическое служит для него как его <в себе> сначала равнодушным наличным бытием обоих, а затем переходит в напряженное наличное бытие, в форму для-себя-бытия, свойственную органическому.

в) Непосредственное бытие органического как рода есть вместе с тем нечто, безусловно, опосредствованное неорганическим: оно существует только благодаря этому инобытию, этой противоположности с самим собой как с абстрактной всеобщностью, оно есть род, освобожденный от индивидуальности. Но так как индивидуальность в самой себе есть жизнь, то в generatio aequivoca она сама собой переходит к органическому; вообще бытие органического есть проявляющаяся в образовании единичного, стягивающая себя деятельность всей земли, самоотражение всеобщего в самом себе. Но оно становится также успокоенной отраженностью в самом себе; и более благородные расте-

 

 

==396

 

 

ния и животные представляют собой эту упрочившуюся всамой-себе-отраженность, которая не возникает из земли подобно грибам, как возникают лишенные индивидуальности студни и лишаи, представляющие собой лишь органическую жизнь вообще в скудной расчлененности, но которая в своем наличном бытии достигает лишь всеобщей рефлексии и начинает здесь свое непосредственное становление. Отраженное, рефлектированное в самое себя оказывается самостоятельно фиксированным и совершающим свой собственный круговорот, оно есть самостоятельное наличное бытие, которое остается таковым и удерживает свою отрицательную сущность, отрицает свой источник и самостоятельно являет свое становление.

В-третьих. Это произведенное действительное есть род, власть над единичным и процесс рода; род упраздняет это единичное, производит другое, являющееся действительностью рода, но именно поэтому и раздвоением по отношению к неорганической природе, в которую ниспадает род. Органическое, опосредствованное, таким образом, через неорганическое с родом (Е-О-В), есть половое отношение. Заключающий момент есть соотнесенность обеих сторон, представляющих цельную органичность, или разъятие этого целого на противоположные самостоятельные полы, снятие единичного и становление рода, но как единичного действительного, которое начинает круговорот снова. В результате получается выделение единичного из рода. Данное самостоятельное существо отнесено поэтому к такому, которое как род одинаково с ним; род раздвоился на самостоятельные существа, из которых каждое является для себя предметом как это целое, но вне себя. В первом процессе мы имеем для-себя-бытие, во втором - представление и познание другого, в третьем единство обоих, другое и само. Это - подлинное осуществление понятия, полная самостоятельность обоих, причем каждое знает себя в другом как само себя; это - ставшее чисто идеальным отношение, в котором каждое идеально для себя, есть всеобщее в себе; чистая беспредметность восстановлена в самости как таковой.

Органическое начинается с единичного и поднимается до рода. Но это движение является столь же непосредственно противоположным: простой род спускается к единичности; ибо завершение индивидуумов в род через их упраздненность есть также становление непосредственной единичности детеныша. Другим по отношению к всеоб-

 

 

==397

 

 

щей жизпи Земли является, таким образом, собственно органическое живое, продолжающееся в своем роде. Это прежде всего растительная природа, первая ступень длясебя-бытия, рефлексии-в-самое-себя: но это лишь непосредственное, формальное для-себя-бытие, здесь еще нет истинной бесконечности; растение свободно отпускает от себя свои моменты как члены и является лишь субъективной точкой жизни. Растительное начинается, следовательно, там, где жизнь стягивается в одну точку, и эта точка сохраняет и производит -себя, отталкивается от себя и порождает новые точки.

00.htm - glava12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.