КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении 8 страница
Сложнее обстоит дело с определением и измерением мировой экологической антиренты. Обязательным элементом здесь должно быть наличие международно признанных, узаконенных вступившим в силу международным договором экологических стандартов, правил их применения и установления санкций за нарушение этих стандартов (таковы, например, конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», Киотский протокол). Необходимо наличие международного органа с четко определенными правомочиями по контролю за выполнением установленных норм международного экологического права, а также действенные механизмы применения санкций и использования полученных сумм. Все эти международные экологические нормы и органы находятся в стадии зарождения или в лучшем случае становления, поэтому мировая экологическая антирента скорее желаема, чем реальна; однако она существует и измерима в случае экспорта экологической техники и технологий новых поколений, приносящего сверхприбыль, которую можно отнести и к технологической квазиренте. Не менее сложной является проблема определения субъекта присвоения экологической ренты. Поскольку эта рента является результатом и плодом инновационной деятельности с присущими ей стартовыми затратами и рисками, то бесспорно право на присвоение полученной сверхприбыли предпринимателя — новатора, реализовавшего экологическую инновацию на свой страх и риск. Но только ли его? Ведь он осуществлял идею исследователя и изобретателя, которым принадлежит право интеллектуальной собственности и, следовательно, участия в присвоении полученной на основе реализации этой идеи сверхприбыли (если изобретение не реализовано, не принесло дохода — интеллектуальная собственность осталась гордым, но бесполезным монументом). Участвует ли государство в присвоении мировой экологической ренты? Да, участвует на обычных началах, облагая налогом полученную предпринимателем и владельцем интеллектуальной собственности прибыль (доход), а в случае применения экспортных таможенных пошлин - присваивая с их помощью часть мировой экологической ренты. Кроме того, если государство является собственником экспортирующих экологическую технику (технологию) предприятий, оно вправе претендовать на прямое участие в присвоении полученной при этом сверхприбыли. Субъектом присвоения мировой экологической ренты являются также ТНК, которые могут выступать как экспортеры результатов эффективных экологических инноваций и как посредники в торговле ими. Поскольку ТНК контролируют значительные (а иногда и основные) рынки экологической техники (технологии), они могут использовать свою силу для завышения цен на нее и присвоения монопольной экологической ренты. Иная картина складывается с объектом присвоения экологической антиренты. Объектом в данном случае служит сверхприбыль, являющаяся результатом невыполнения установленных экологических стандартов и ограничений — национальных или международных, экономии затрат, которые потребовались бы для соблюдения этих стандартов и ограничений, исходя из того, что ущерб от этого не обнаружится вообще либо обнаружится через длительное время. По сути дела.это незаконное обогащение от противоправного действия или бездействия. Поэтому экологическая антирента имеет целью не только изъять незаконную (полученную в результате нарушения правил добросовестной конкуренции) прибыль и сверхприбыль, но и оценить возникший экологический ущерб и компенсировать его (с учетом фактора времени). К этому нередко добавляется и штрафная составляющая — наказание за правонарушение. Если в национальных экономиках (особенно в развитых странах) экономические санкции за допущенные экологические нарушения применяются все более широко, то в мировой практике в этом направлении предпринимаются лишь первые робкие шаги. Хотя для всех очевиден ущерб глобальному экологическому пространству, возникающий вследствие чрезмерных загрязнений отдельными странами и цивилизациями, а также при ускоренной вырубке тропических лесов (ежегодное обезлесение за 1990-2000 гг. составило по Гаити 5,7 %, Сальвадору — 4,6 %, Руанде — 3,9 %, Нигеру — 3,7 % при средних по миру 0,3 %), экономические санкции в этих случаях не установлены, а без них невозможно ограничить корыстные действия ТНК, идущих на нарушение экологических правил ради получения сверхприбылей. Поэтому необходимым условием реализации деклараций об устойчивом развитии и экологическом равновесии в мире, принятых на саммитах в Рио де Жанейро (1992 г.) и Йоханнесбурге (2002 г.), является введение меж-ду-народных экологических правил и ограничений и экономических санкций за их нарушение - мировой экологической антиренты. Кто же является субъектом присвоения экологической антиренты? Естественно, что им не могут быть предприниматель или ТНК, нарушающие требования экологических стандартов и ограничений, — как раз изъятие противоправной сверхприбыли выравнивает условия конкуренции на национальном или мировом рынке, ослабляет соблазны увеличить прибыль за счет хищнического использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды и создает благоприятный экономический фон, побудительные мотивы для рационализации природопользования, освоения экологических инноваций и получения на этой основе экологической ренты. «Кнут и пряник» в таком тандеме двуедины. Природные ресурсы и окружающая среда не являются продуктом человеческого труда и в принципе не должны быть предметом частной собственности, а принадлежать гражданскому обществу на разных его уровнях - от сельской общины до мирового сообщества. И это логично: поскольку частный собственник в рыночной экономике заботится о сиюминутной выгоде, максимуме прибыли, горизонт его видения не охватывает длительную перспективу, заботу о наследстве для будущих поколений в рамках муниципального образования, региона, страны или человечества в целом. Это не вина частного собственника, предпринимателя, а его естественное состояние, выражение сути частной собственности и рыночной экономики. Воспроизводство природных ресурсов, охрана и улучшение окружающей среды являются предметом заботы гражданского общества и создаваемых им специализированных институтов. Для выполнения этой функции необходимы постоянные и значительные ресурсы, которые предусматриваются в бюджетах соответствующих уровней либо формируются в виде экологических фондов и направляются на целевое финансирование экологических программ и проектов, экологический мониторинг и контроль. Теория национализации земли и других природных ресурсов исходит из того, что единым и неразделимым собственником природных ресурсов должно быть национальное государство. Эта модель была на практике осуществлена в советской России, хотя происходила она под флагом реализации эсеровской программы социализации земли, что не равнозначно национализации и предполагает приоритет права работающих на земле и их коллективов 7-3376 на пользование природными ресурсами. Провозглашение в конституциях СССР безраздельной государственной собственности на землю, недра, леса, воды и другие природные ресурсы на деле означало полноправное распоряжение партийно-государственного бюрократического аппарата природными богатствами и созданными с их применением доходами, включая ренту. И хотя в 1970—80-е годы в планировании и экономическом стимулировании рационального природопользования было сделано немало, эффект этих усилий был явно недостаточным. Фактический отказ от государственного регулирования природопользования в 1990-е годы, развязывание рыночной стихии принесли огромный ущерб как воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, так и окружающей среде — в ущерб и за счет будущих поколений, которые получат в наследство истощенный природный потенциал страны и ухудшенную среду обитания. Общественное присвоение экологической антиренты, на наш взгляд, должно быть многоуровневым, как иерархично само гражданское общество. Можно выделить пять уровней: первичный (муниципальный), региональный, национально-государственный, межгосударственно-цивилизационный (типа Европейского Союза, СНГ, НАФТА, Африканского союза и др.), глобальный. Каждый из этих уровней имеет свой круг интересов и ответственности за рациональное природопользование и состояние окружающей среды и должен иметь устойчивые источники доходов для выполнения этой функции, в том числе и прежде всего за счет присвоения определенной части экологической антиренты. Эта система сложна, она требует четкого разграничения компетенции между всеми пятью уровнями, но ни один их них невозможно исключить из общей системы, отражающей иерархический характер природопользования и иерархическую структуру гражданского общества. Как же использовать экологическую антиренту, поступающую на каждый из пяти уровней гражданского общества? Возможны два механизма такого использования. Один, ныне широко практикуемый, — растворение поступающих платежей в доходной части соответствующего бюджета; затем в расходной части бюджета предусматриваются средства на экологический мониторинг, финансирование мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, экологических целевых программ и проектов, содержание экологических служб, создание экологических фондов и т.п. Такой механизм чрезвычайно удобен для чиновников разных уровней, от муниципальных до международных, открывая простор для принятия решений по их усмотрению; но он лишает формирующийся экологический сектор экономики самостоятельных устойчивых источников самофинансирования воспроизводства — как простого, так и расширенного, ставит его на зыбкую почву произвола органов, утверждающих и исполняющих бюджеты соответствующего уровня. А для психологии чиновников характерно пренебрежение перспективными, стратегическими интересами в пользу нужд текущих, сиюминутных. Поэтому представляется более перспективным и надежным механизм самофинансирования экологической отрасли за счет устойчивых источников. Такими источниками могли бы выступать: * своеобразные амортизационные отчисления за долгосрочную экс * поступления отчислений экологической антиренты в экологические фонды соответствующего уровня; эти фонды должны носить межотраслевой характер и использоваться для финансирования экологического мониторинга и исследований, экологических программ, проектов и мероприятий на каждом из уровней гражданского общества и его институтов; * текущие поступления от реализации экологических программ и проектов (включая отчисления от экологической ренты, полученной при поддержке фондов), проведения экологической экспертизы инвестиционных и инновационных проектов, разработки кадастров природных ресурсов и других платных услуг экологических органов и организаций. Создание слаженного, четко действующего экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды, отвечающего условиям регулируемой рыночной экономики и опирающегося на формирование и эффективное использование устойчивых источников самофинансирования, включая отчисления от экологической ренты и антиренты, - единственный надежный путь к ноосферному постиндустриальному обществу, обеспечивающему оптимальную коэволюцию общества и природы. 3.5. Долгосрочный прогноз ЮНЕП и судьба экологической антиренты Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) периодически публикует подготовленные с участием широкого круга научных и неправительственных организаций доклады о тенденциях и перспективах экологического развития в планетарных масштабах и по регионам мира. К Всемирной встрече по устойчивому развитию в Йоханнесбурге ЮНЕП подготовлен и опубликован фундаментальный труд «Глобальная экологическая перспектива. Прошлое, настоящее и перспективы на будущее» (ГЕО-3). В нем подведены итоги социально-экономического и природно-ресурсного развития (земельные и лесные ресурсы, биоразнообразие, ресурсы пресных вод, прибрежные и морские зоны, городские территории, бедствия) за тридцать лет (1972-2002 гг.), прошедшие со времени конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме, по миру в целом и по семи регионам (Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия, полярные регионы) и определены сценарии экологического развития на следующие 30 лет (до 2032 г.) в тех же разрезах и регионах [51]. Оценивая итоги мирового развития за истекшие 30 лет, ГЕО-3 отмечает ряд позитивных тенденций: население Земли живет дольше и является более здоровым (выросла средняя ожидаемая продолжительность жизни, сократились детская смертность и число голодающих), стало более грамотным и лучше образованным (повысились уровень грамотности взрослого населения, доля обучающихся в школах детей), имеет более высокий доход (увеличился ВВП на душу населения, уменьшилась доля населения с доходами ниже 1 долл. вдень). Однако эти утешительные данные не могут скрыть продолжающихся негативных тенденций, особенно в области экологического развития. Возросшая численность населения мира — с 3,85 млрд. в 1972 г. до 6,1 млрд. в середине 2000 г. (на 58 %), особенно в странах с низким уровнем дохода, увеличила демографическую нагрузку на природные ресурсы и окружающую среду. Возрос разрыв между богатыми и бедными странами. Ежегодный прирост мирового потребления энергии с 1972 по 1999 гг. составил 2 % в год (2,8 % в 70-е годы, 1,5 % в 90-е), что ускорило исчерпание доступных запасов ископаемого топлива и усилило парниковое загрязнение планеты; разрыв в потреблении электроэнергии между странами ОЕСР и развивающимися странами достиг почти 100 раз (соответственно 8053 и 83 кВтч на душу населения). Ухудшилось положение с земельными ресурсами и снабжением продовольствием ряда стран. Потери лесного покрова с 90-х годов составили 94 млн. га (2,4 % общей площади лесов); особенно быстро вырубаются тропические леса. Усилилась угроза биоразнообразию: 24 % видов млекопитающих и 12 % видов птиц находятся под угрозой исчезновения. Возрастает дефицит пресной воды: 1,1 млрд. человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а 2,4 млрд. не обеспечены канализацией. Усилилась деградация морских и прибрежных экосистем; значительно увеличились загрязнение атмосферы, выбросы парниковых газов и токсичных веществ, расширились масштабы озоновых дыр в верхних слоях атмосферы. Во многих странах наблюдается деградация окружающей среды в условиях быстро растущей урбанизации. Намеченные Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде 1972 г. и Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио де Жанейро 1992 г. ориентиры улучшения экологической обстановки на планете и сокращения разрыва между богатыми и бедными странами оказались в основном не выполненными, преобладали реальные тенденции, противоположные ожидаемым. Возросла уязвимость человека вследствие изменений окружающей среды. Что же ГЕО—3 прогнозирует на следующие 30 лет - до 2032 г.? В докладе рассматриваются четыре сценария — два негативных и два позитивных. Сценарий «Приоритет рынка» ориентирован на дальнейшую глобализацию и либерализацию, рост корпоративного благосостояния, превалирование в обществе рыночных императивов при минимальном государственном регулировании. Иными словами, это - инерционный сценарий, продляющий в будущее тенденции, преобладающие на рубеже веков. Сценарий «Приоритет-безопасность» предполагает усиление неравенства и конфликтов, что побуждает наиболее процветающие общества сконцентрировать усилия на обеспечении собственной безопасности, формировании «привилегированных островов» с повышенной безопасностью и выгодой для себя^ ухудшением положения аутсайдеров. По существу, это реализация концепции «расколотой цивилизации», отстаиваемой В.Л. Иноземцевым [13]. Она неизбежно приведет к столкновению цивилизаций. Сценарий «Приоритет-стратегия» нацелен на усиление регулирующей роли правительств, скоординированные меры по улучшению окружающей среды и борьбе с бедностью, сочетание планирования с фискальными мерами (налог на выбросы углекислого газа, налоговые льготы), интегрирование международных соглашений по охране окружающей среды в перспективные планы. Этот сценарий Отвечает сформулированному П. Сорокиным социальному закону, согласно которому роль правительственной регламентации в критических ситуациях возрастает [38], а также основам кейнсианской экономической политики. Сценарий «Приоритет—устойчивость» основан на новой парадигме развития и окружающей среды, включающей существенный сдвиг в способах взаимодействия людей друг с другом и с миром, политику, направленную на достижение стабильности, и ответственное корпоративное поведение; более тесное сотрудничество между правительством и гражданами, чтобы обеспечить базовые потребности и осуществить персональные цели без ущемления интересов других людей и ухудшения перспектив для потомков. Как видно, это эволюционный подход, ориентированный в большой мере на моральные стимулы и распространение общечеловеческих ценностей. Однако остается неясным, каков механизм реализации этого сценария, что заставит своекорыстные ТНК и могущественные державы свернуть с проторенного пути и устремиться к идеалам устойчивого развития на основе всеобщего согласия и сотрудничества, — хотя само по себе становление интегрального социокультурного строя, как убедительно показал П. Сорокин, является шагом в этом направлении. В докладе исследуется возможное влияние рассматриваемых сценариев на основные параметры экологического развития на период до 2032 г. и более отдаленную перспективу: выбросы диоксида углерода от всех источников, его концентрацию в атмосфере; потенциальное увеличение поступления азота в прибрежные экосистемы; изменение глобальной температуры; долю и численность населения, проживающего в районах с острым дефицитом воды; долю недоедающего населения. По всем параметрам сценарии, ориентированные на рынок и на безопасность, показывают ухудшение показателей или относительно большее возрастание эмиссии (например, по выбросам двуокиси углерода), а сценарии «Приоритет—безопасность» и «Приоритет—устойчивость» (особенно последний) — улучшение показателей или более медленное возрастание. Однако за счет чего это произойдет — не очень понятно. Среди рекомендуемых мер для осуществления лучших сценариев («Уроки будущего») — скоординированные действия, которые нужно начинать уже сейчас: создание сильных организационных структур для управления природопользованием и охраной окружающей среды (но не раскрыто, на каком уровне - национальном или глобальном), обеспечение современного доступа к точной информации (информации и сейчас в избытке, но она весьма противоречива). Предлагается и перечень практических действий, среди которых: улучшение контроля за эффективностью проводимых мероприятий; усиление международного природоохранного законодательства, т.е. по существу - формирование глобального экологического права и контроля за его выполнением, что весьма важно; изменение структуры мировой торговли в пользу окружающей среды; передача новых технологий развивающимся странам (в чем не заинтересованы монопольно владеющие ими ТНК); «заставить рынок работать в интересах устойчивого развития» (?); развитие добровольной деятельности (?); коллективное управление природопользованием и охраной окружающей среды; усиление деятельности на местах (что необходимо, но не может решить глобальные проблемы). Весьма основательно проработанный и богато иллюстрированный долгосрочный экологический прогноз страдает рядом принципиальных недостатков, присущих методологии прогнозирования, основанной на индустриальной, преимущественно ли-нейно-экстраполяционной парадигме. Не учтены следующие тенденции первостепенной важности: 1. Первые два-три десятилетия XXI в. - это период становления постиндустриальной гуманистически-ноосферной мировой цивилизации и интегрального социокультурного строя [55. С. 271—277; 60. Гл. 15]. В переходный период осуществляются радикальные перемены как в технологической базе общества и системе экономических и геополитических отношений, так и в системе ценностей сменяющих друг друга поколений людей, происходит перелом ряда преобладавших в индустриальную эпоху тенденций, в том числе и в области экологического развития, в направлении ноосферы, коэволюции общества и природы; эти перемены отчетливо выразил Н.Н. Моисеев [28]. 2. В эти же десятилетия развертывается переход к постиндустриальному способу производства и соответствующему ему шестому технологическому укладу. В основе мирового экономического кризиса 2001—2002 гг. лежит смена повышательной волны пятого Кондратьевского цикла понижательной волной. Экономический потенциал поколений пятого уклада в значительной мере исчерпан, эйфория информационного общества уходит в прошлое, раздутые ТНК, действующие в этой сфере, лопаются как мыльные пузыри. На первое место выходят принципиально новые технологии, способные удовлетворить насущные потребности общества в продовольствии, энергии, медикаментах при минимальном ущербе окружающей среде. 3. Представленные на саммите в Йоханнесбурге прогнозы на XXI в. показывают неизбежность радикальных перемен в структуре энергопотребления. Сверхдолгосрочный прогноз Международного энергетического агентства предполагает сокращение доли ископаемых видов топлива (нефти, газа и угля) к 2100 г. до 20 % и рост доли биомассы, солнечной энергии, гидроэнергии и других возобновляемых источников энергии до 80 %. Однако радикальный перелом тенденции намечается лишь после 2025 г.; видимо, его необходимо приблизить, ибо технологический переворот развернется начиная с 10-х годов наступившего столетия. При этом в середине века предполагается прекращение использования атомной энергии; решающая роль отводится солнечной энергии (почти 40 % к концу века) и биомассе (более 25 %). Иное видение будущего у Международного атомного агентства. Согласно представленным им двум сценариям, сокращение и сведение к минимуму атомной энергии приведет к тому, что нефть, газ и твердое топливо к концу века сохранят преобладающую долю (около двух третей) в структуре энергопотребления; доля возобновляемых источников энергии вырастет до 20 %, выброс двуокиси углерода существенно увеличится. Если же предпочтение будет отдано атомной энергии (с увеличением ее доли до трети энергопотребления), то доля ископаемого топлива останется высокой (более 40 %), а возобновляемые источники составят менее 20 %; при таком сценарии ожидается значительное уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу. Эти сценарии требуют дальнейшей проработки, однако в структуре энергопотребления очевидна неизбежность глубоких перемен, которые по сравнению со сценарием ЮНЕП значительно сократят выбросы в атмосферу. Задачи мирового сообщества состоят в том, чтобы возможно более полно использовать энергосберегающий потенциал современного технологического переворота, приблизить его сроки и активно использовать не только в развитых, но и в развивающихся странах, которые могли бы получить доступ к современному энергоснабжению при сравнительно менее резком увеличении потребления ископаемых энергоресурсов и выбросов в окружающую среду парниковых газов. Очевидно, что необходимо дополнить предложенные ЮНЕП четыре сценария пятым: «Приоритет—технология». В этом сценарии основной упор в перспективной глобальной экологической политике должен быть сделан на освоении как в развитых, так и в развивающихся странах кластера базисных инноваций, выражающих ресурсосберегающую, ноосферную сущность шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства и тем самым не только относительно, но в ряде случаев абсолютно сокращающих использование невоспроизводимых природных ресурсов, обеспечивающих сокращение загрязнения окружающей среды и постепенное ее облагораживание в регионах и странах, где она понесла наибольший ущерб (как это достигнуто, например, в Японии). Только на основе радикальных сдвигов в структуре производства и потребления можно достичь значительных успехов в реализации долгосрочного устойчивого развития и экологического оздоровления в масштабах планеты, цивилизаций, регионов и отдельных стран. При осуществлении этого сценария основное внимание должно быть уделено: * глобальному экологическому мониторингу и прогнозированию на основе сочетания космического наблюдения с аэровоздушным, наземным и водным, особенно в густонаселенных регионах и районах повышенной экологической опасности. Это даст возможность выявить закономерности и факторы экологической динамики, разрешить бушующие споры о причинах и тенденциях парникового эффекта, сокращения озонового слоя и т.п. В то же время появятся более надежные методы обнаружения и измерения источников вредных выбросов как базы для обоснованного установления ставок отчислений мировой и национальной экологической антиренты, формирования международных экологических программ и объективного контроля за масштабами и последствиям их реализации; * выявлению и распространению экологически чистых источников * широкому распространению безотходных и малоотходных техноло . числе геобиотехнологии для извлечения полезных компонентов из недр и накопившихся отвалов с помощью штаммов микроорганизмов), новых поколений средств транспорта, работающих на водороде, солнечной энергии, автономных систем бытового энергопотребления, обеспечивающих значительную экономию энергии, и т.п. Реализация сценария «Приоритет-технология» потребует активной государственной и межгосударственной поддержки и создания благоприятного социокультурного климата, т.е. использования тех рычагов и мотивов глобального экологического развития, которые заложены в сценариях ЮНЕП «Приоритет-стратегия» и «Приоритет—устойчивость». И ежу понятно, что без существенной поддержки и финансирования со стороны государств и межгосударственных объединений невозможно освоить в крупных масштабах кластер базисных ресурсосберегающих, экологически безопасных инноваций, особенно в странах с низким уровнем дохода и квалификации работников. Для этого потребуется система долгосрочных целевых инновационных программ как на национальном, так и на цивили-зационно-межгосударственном и глобальном уровнях, а также надежные каналы их ресурсообеспечения на основе национальных, цивилизационных и глобальных экологических и технологических фондов. Потребуется также социокультурное обеспечение этой стратегии путем развития технологического и экологического образования, активизации фундаментальных и прикладных экологических и гуманитарных наук, распространения ноосферной идеологии, формирования с помощью сети неправительственных организаций системы контроля глобального гражданского общества за разработкой, последовательным осуществлением и последствиями глобальной и цивилизационной экологической политики и реализующих ее целевых программ и проектов. Необходим также поворот в целевых установках, ответственности и мотивах деятельности корпораций, прежде всего ТНК, изменение вектора глобализации на гуманитарно-ноосферный. Какова судьба мировой экологической ренты и антиренты при реализации изложенных выше сценариев экологического развития планеты? Сценарии «Приоритет-рынок» и «Приоритет-безопасность» усилят дифференциацию экономического и экологического развития стран и цивилизаций, что приведет к увеличению масштабов экологической антиренты, которая будет присваиваться в основном ТНК и развитыми странами, использующими подавляющую часть природных ресурсов и являющимися лидерами в загрязнении окружающей среды. Масштабы экологической ренты в результате использования ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, напротив, будут ограничены, поскольку у обладающих значительными ресурсами компаний не будет достаточных стимулов для освоения и распространения таких технологий. Реализация сценариев «Приоритет-стратегия», «Приоритет-устойчивость» и особенно «Приоритет—технология» приведет к обратным результатам. Жесткие меры правительств и межгосударственных объединений по усилению контроля за рациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, создание системы экологических санкций, реализация целевых ресурсосберегающих и экологических программ и проектов усилят стимулы для ТНК и национальных компаний к освоению и распространению ресурсосберегающих и безотходных технологий, что приведет к увеличению масштабов национальной и мировой экологической ренты. Следовательно, у государств, межгосударственных объединений и корпораций, ООН, ПРООН и ЮНЕП появятся надежные источники для осуществления ресурсосберегающих и экологических программ и проектов, для последовательной реализации эффективной стратегии устойчивого развития.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |