КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении 11 страница
На состоявшейся в Санкт-Петербурге в мае 1998 г. Евроазиатской конференции по транспорту были определены основные евроазиатские МТК с участием России. Разрабатывается 5 направлений пан-европейских МТК: " МТК 2, 3 и 9 в Китай, Корею и Японию через Россию, Казахстан, Монголию; * МТК 4, 7, 8, 9 в Центральную Азию по маршруту ТРАСЕКА; * МТК 4 в Китай через Иран и Центральную Азию; ' МТК 9 в район Персидского залива через Россию, Каспийский регион и Центральную Азию. с меньшими издержками и.более высоким качеством. В-третьих, в разработке, создании и эксплуатации МТК объединяются усилия различных государств и множества компаний, что создает мультипликационный эффект, укрепляет диалог и взаимодействие стран и цивилизаций, содействует контактам и взаимопониманию людей. МТК играют важную роль в формировании и динамике мировой ренты. Здесь тоже проявляется их комплексность. Создание МТК значительно сокращает транспортные издержки и служит основанием для увеличения размеров нескольких видов мировой ренты (после того как окупились стартовые издержки создания и освоения коридора): собственно транспортной (дифрента I, II и III родов, а также абсолютная - для стран, через территорию которых проходит МТК), туристской (в связи с увеличением потока туристов), природной ренты I рода по местоположению (в связи с сокращением транспортных издержек для расположенных вблизи трассы МТК природоэксплуатирующих объектов, расширением рынка для реализации продовольствия, минерального и лесного сырья); технологической квазиренты в результате освоения производства и использования новых поколений средств транспорта и связи; финансовой квазиренты вследствие роста капитализации работающих в рамках МТК фирм, сопровождающих их финансовых и страховых компаний. Получаемая от эксплуатации МТК сверхприбыль в различных формах служит источником дополнительных доходов для государств и ТНК, участвующих в МТК и использующих их. Динамика рентных доходов МТК неодинакова во времени. В период разработки и освоения МТК, крупных инвестиций в строительство и реконструкцию транспортных путей и средств связи, приобретения транспортных средств, развития инфраструктуры сверхприбыль практически отсутствует. Она возникает и быстро увеличивается на следующих фазах жизненного цикла МТК, когда он окупил первоначальные затраты и дает дополнительный эффект по сравнению с традиционными путями доставки грузов и пассажиров. В фазе зрелости масса и норма ренты начинают падать, поскольку более низкие издержки транспортировки, полученные с помощью МТК, начинают определять общий уровень транспортных тарифов. С введением новых МТК сверхприбыль на уже освоенных может практически исчезнуть. На уровень и динамику рентных доходов МТК оказывает влияние смена фаз экономических циклов — как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). На понижательной волне цикла, в фазах кризиса и депрессии объем производства сокращается, уменьшаются доходы населения, падает спрос на транспортные услуги, в том числе и по МТК. В фазах оживления и подъема мирового экономического цикла тенденции обратные: увеличиваются и рентные доходы МТК. Развитие сети МТК может стать важным рычагом глобального устойчивого развития, если получаемые от их эксплуатации рентные доходы будут использоваться для улучшения и удешевления транспортных связей стран с низким уровнем доходов, для уменьшения пропасти, разделяющей богатые и бедные страны и цивилизации. Но для этого должен быть выработан и введен в действие международно признанный механизм оценки и распределения рентных доходов МТК. Он может иметь два надгосударственных уровня. Первый — распределение прибыли между странами, непосредственно участвующими в создании и эксплуатации МТК в соответствии с межгосударственными соглашениями. По этому каналу будет распределяться основная часть рентных доходов и использоваться в том числе для развития самого МТК. Другую, меньшую часть стоило бы концентрировать в международном транспортном органе под эгидой ООН и использовать для дальнейшего развития сети МТК и оказания помощи странам с низким доходом в осуществлении транспортных проектов, имеющих международное значение. Россия включается в систему МТК, используя свое выгодное географическое положение между Европой, Восточной и Центральной Азией. На Западную и Восточную Европу приходится около 40 % мирового экспорта, на Тихоокеанский регион (включая Японию), Восточную и Южную Азию — около 25%; значительная часть этого товарооборота следует из Европы в Азию и обратно, минуя Россию. Быстро растет туристский поток из стран Азии через Россию. По прогнозу Всемирной туристской организации, число прибывающих туристов только в Китай и Гонконг увеличится с 33,6 млн. человек в 1998 г. до 196 млн. в 2020 г. — в 5,8 раза (см. табл. 4.2). Провоз грузов и пролет туристов через Россию значительно сокращает время в пути и транспортные издержки, а для России открывает возможность получения дополнительных рентных доходов. От международного транзита грузов СССР ежегодно получал до 6 млрд. долл.; однако с распадом СССР это доходы многократно сократились, а Россия стала плательщиком ренты при транзите экспортных грузов через Украину, Литву, Латвию (последняя за счет этих платежей получала около трети ВВП). На состоявшейся в Санкт-Петербурге в мае 1998 г. Евроазиатской конференции по транспорту были определены основные евроазиатские МТК с участием России. Разрабатывается 5 направлений пан-европейских МТК: " МТК 2, 3 и 9 в Китай, Корею и Японию через Россию, Казахстан, Монголию; * МТК 4, 7, 8, 9 в Центральную Азию по маршруту ТРАСЕКА; * МТК 4 в Китай через Иран и Центральную Азию; ' МТК 9 в район Персидского залива через Россию, Каспийский регион и Центральную Азию. с меньшими издержками и.более высоким качеством. В-третьих, в разработке, создании и эксплуатации МТК объединяются усилия различных государств и множества компаний, что создает мультипликационный эффект, укрепляет диалог и взаимодействие стран и цивилизаций, содействует контактам и взаимопониманию людей. МТК играют важную роль в формировании и динамике мировой ренты. Здесь тоже проявляется их комплексность. Создание МТК значительно сокращает транспортные издержки и служит основанием для увеличения размеров нескольких видов мировой ренты (после того как окупились стартовые издержки создания и освоения коридора): собственно транспортной (дифрента I, II и III родов, а также абсолютная - для стран, через территорию которых проходит МТК), туристской (в связи с увеличением потока туристов), природной ренты I рода по местоположению (в связи с сокращением транспортных издержек для расположенных вблизи трассы МТК природоэксплуатирующих объектов, расширением рынка для реализации продовольствия, минерального и лесного сырья); технологической квазиренты в результате освоения производства и использования новых поколений средств транспорта и связи; финансовой квазиренты вследствие роста капитализации работающих в рамках МТК фирм, сопровождающих их финансовых и страховых компаний. Получаемая от эксплуатации МТК сверхприбыль в различных формах служит источником дополнительных доходов для государств и ТНК, участвующих в МТК и использующих их. Динамика рентных доходов МТК неодинакова во времени. В период разработки и освоения МТК, крупных инвестиций в строительство и реконструкцию транспортных путей и средств связи, приобретения транспортных средств, развития инфраструктуры сверхприбыль практически отсутствует. Она возникает и быстро увеличивается на следующих фазах жизненного цикла МТК, когда он окупил первоначальные затраты и дает дополнительный эффект по сравнению с традиционными путями доставки грузов и пассажиров. В фазе зрелости масса и норма ренты начинают падать, поскольку более низкие издержки транспортировки, полученные с помощью МТК, начинают определять общий уровень транспортных тарифов. С введением новых МТК сверхприбыль на уже освоенных может практически исчезнуть. На уровень и динамику рентных доходов МТК оказывает влияние смена фаз экономических циклов — как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). На понижательной волне цикла, в фазах кризиса и депрессии объем производства сокращается, уменьшаются доходы населения, падает спрос на транспортные услуги, в том числе и по МТК. В фазах оживления и подъема мирового экономического цикла тенденции обратные: увеличиваются и рентные доходы МТК. Развитие сети МТК может стать важным рычагом глобального устойчивого развития, если получаемые от их эксплуатации рентные доходы будут использоваться для улучшения и удешевления транспортных связей стран с низким уровнем доходов, для уменьшения пропасти, разделяющей богатые и бедные страны и цивилизации. Но для этого должен быть выработан и введен в действие международно признанный механизм оценки и распределения рентных доходов МТК. Он может иметь два надгосударственных уровня. Первый — распределение прибыли между странами, непосредственно участвующими в создании и эксплуатации МТК в соответствии с межгосударственными соглашениями. По этому каналу будет распределяться основная часть рентных доходов и использоваться в том числе для развития самого МТК. Другую, меньшую часть стоило бы концентрировать в международном транспортном органе под эгидой ООН и использовать для дальнейшего развития сети МТК и оказания помощи странам с низким доходом в осуществлении транспортных проектов, имеющих международное значение. Россия включается в систему МТК, используя свое выгодное географическое положение между Европой, Восточной и Центральной Азией. На Западную и Восточную Европу приходится около 40 % мирового экспорта, на Тихоокеанский регион (включая Японию), Восточную и Южную Азию — около 25%; значительная часть этого товарооборота следует из Европы в Азию и обратно, минуя Россию. Быстро растет туристский поток из стран Азии через Россию. По прогнозу Всемирной туристской организации, число прибывающих туристов только в Китай и Гонконг увеличится с 33,6 млн. человек в 1998 г. до 196 млн. в 2020 г. — в 5,8 раза (см. табл. 4.2). Провоз грузов и пролет туристов через Россию значительно сокращает время в пути и транспортные издержки, а для России открывает возможность получения дополнительных рентных доходов. От международного транзита грузов СССР ежегодно получал до 6 млрд. долл.; однако с распадом СССР это доходы многократно сократились, а Россия стала плательщиком ренты при транзите экспортных грузов через Украину, Литву, Латвию (последняя за счет этих платежей получала около трети ВВП). На состоявшейся в Санкт-Петербурге в мае 1998 г. Евроазиатской конференции по транспорту были определены основные евроазиатские МТК с участием России. Разрабатывается 5 направлений пан-европейских МТК: " МТК 2, 3 и 9 в Китай, Корею и Японию через Россию, Казахстан, Монголию; * МТК 4, 7, 8, 9 в Центральную Азию по маршруту ТРАСЕКА; * МТК 4 в Китай через Иран и Центральную Азию; ' МТК 9 в район Персидского залива через Россию, Каспийский регион и Центральную Азию. с меньшими издержками и.более высоким качеством. В-третьих, в разработке, создании и эксплуатации МТК объединяются усилия различных государств и множества компаний, что создает мультипликационный эффект, укрепляет диалог и взаимодействие стран и цивилизаций, содействует контактам и взаимопониманию людей. МТК играют важную роль в формировании и динамике мировой ренты. Здесь тоже проявляется их комплексность. Создание МТК значительно сокращает транспортные издержки и служит основанием для увеличения размеров нескольких видов мировой ренты (после того как окупились стартовые издержки создания и освоения коридора): собственно транспортной (дифрента I, II и III родов, а также абсолютная — для стран, через территорию которых проходит МТК), туристской (в связи с увеличением потока туристов), природной ренты 1 рода по местоположению (в связи с сокращением транспортных издержек для расположенных вблизи трассы МТК природоэксплуатирующих объектов, расширением рынка для реализации продовольствия, минерального и лесного сырья); технологической квазиренты в результате освоения производства и использования новых поколений средств транспорта и связи; финансовой квазиренты вследствие роста капитализации работающих в рамках МТК фирм, сопровождающих их финансовых и страховых компаний. Получаемая от эксплуатации МТК сверхприбыль в различных формах служит источником дополнительных доходов для государств и ТНК, участвующих в МТК и использующих их. Динамика рентных доходов МТК неодинакова во времени. В период разработки и освоения МТК, крупных инвестиций в строительство и реконструкцию транспортных путей и средств связи, приобретения транспортных средств, развития инфраструктуры сверхприбыль практически отсутствует. Она возникает и быстро увеличивается на следующих фазах жизненного цикла МТК, когда он окупил первоначальные затраты и дает дополнительный эффект по сравнению с традиционными путями доставки грузов и пассажиров. В фазе зрелости масса и норма ренты начинают падать, поскольку более низкие издержки транспортировки, полученные с помощью МТК, начинают определять общий уровень транспортных тарифов. С введением новых МТК сверхприбыль на уже освоенных может практически исчезнуть. На уровень и динамику рентных доходов МТК оказывает влияние смена фаз экономических циклов — как среднесрочных, так и долгосрочных (Кондратьевских). На понижательной волне цикла, в фазах кризиса и депрессии объем производства сокращается, уменьшаются доходы населения, падает спрос на транспортные услуги, в том числе и по МТК. В фазах оживления и подъема мирового экономического цикла тенденции обратные: увеличиваются и рентные доходы МТК. Развитие сети МТК может стать важным рычагом глобального устойчивого развития, если получаемые от их эксплуатации рентные доходы будут использоваться для улучшения и удешевления транспортных связей стран с низким уровнем доходов, для уменьшения пропасти, разделяющей богатые и бедные страны и цивилизации. Но для этого должен быть выработан и введен в действие международно признанный механизм оценки и распределения рентных доходов МТК. Он может иметь два надгосударственных уровня. Первый — распределение прибыли между странами, непосредственно участвующими в создании и эксплуатации МТК в соответствии с межгосударственными соглашениями. По этому каналу будет распределяться основная часть рентных доходов и использоваться в том числе для развития самого МТК. Другую, меньшую часть стоило бы концентрировать в международном транспортном органе под эгидой ООН и использовать для дальнейшего развития сети МТК и оказания помощи странам с низким доходом в осуществлении транспортных проектов, имеющих международное значение. Россия включается в систему МТК, используя свое выгодное географическое положение между Европой, Восточной и Центральной Азией. На Западную и Восточную Европу приходится около 40 % мирового экспорта, на Тихоокеанский регион (включая Японию), Восточную и Южную Азию — около 25%; значительная часть этого товарооборота следует из Европы в Азию и обратно, минуя Россию. Быстро растет туристский поток из стран Азии через Россию. По прогнозу Всемирной туристской организации, число прибывающих туристов только в Китай и Гонконг увеличится с 33,6 млн. человек в 1998 г. до 196 млн. в 2020 г. — в 5,8 раза (см. табл. 4.2). Провоз грузов и пролет туристов через Россию значительно сокращает время в пути и транспортные издержки, а для России открывает возможность получения дополнительных рентных доходов. От международного транзита грузов СССР ежегодно получал до 6 млрд. долл.; однако с распадом СССР это доходы многократно сократились, а Россия стала плательщиком ренты при транзите экспортных грузов через Украину, Литву, Латвию (последняя за счет этих платежей получала около трети ВВП). На состоявшейся в Санкт-Петербурге в мае 1998 г. Евроазиатской конференции по транспорту были определены основные евроазиатские МТК с участием России. Разрабатывается 5 направлений пан-европейских МТК: " МТК 2, 3 и 9 в Китай, Корею и Японию через Россию, Казахстан, Монголию; * МТК 4, 7, 8, 9 в Центральную Азию по маршруту ТРАСЕКА; ' МТК 4 в Китай через Иран и Центральную Азию; ' МТК 9 в район Персидского залива через Россию, Каспийский регион и Центральную Азию. Для России наиболее перспективны МТК «Восток—Запад» ТРАСЕКА и «Север—Юг», включая исторический Великий Волжский путь, связывавший цивилизации еще с последних столетий I тыс. н.э. («путь из варяг в персы»). Научный центр «Комплексные транспортные проблемы» провел исследование районов тяготения к этим двум МТК. К направлению «Восток—Запад» (с использованием транспортной железнодорожной магистрали) тяготеют страны Европы (Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Германия, Дания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Швеция, Норвегия, Украина, Молдова, Беларусь) и Восточной Азии (Япония, Республика Корея, КНДР, Китай, Монголия). К МТК «Север-Юг» тяготеют те же страны Европы и многие государства Азии — Иран, Оман, Индия, Казахстан, Вьетнам, Малайзия, Лаос, Сингапур, Индонезия, Шри-Ланка, Филиппины, Катар, Бахрейн, Кувейт. Основная часть экспорта и импорта России по обоим коридорам приходится на указанные страны. По расчетам Минтранса России, транзитная перевозка до 300 тыс. контейнеров (вместо транзитного морского пути из Юго-Восточной Азии через Суэцкий канал) позволит России получить дополнительный доход до 2,5 млрд. долл. Реализация МТК «Север-Юг», соглашение о создании которого подписано Россией, Ираном и Индией (и к которому готовы присоединиться ряд азиатских и европейских государств), позволит пропускать через него 15-16 млн. т грузов в год, что принесет 1,5-2 млрд. долл. ежегодных доходов (включая значительный объем ренты). Рассматривается возможность использования в качестве МТК Северного морского пути, кроссполярных авиалиний из Юго-Восточной Азии в Северную Америку через воздушное пространство России. Создание сети МТК к 2010 г. может дать России дополнительный доход до 8— 9 млрд. долл. в год; для этого потребуются инвестиции в размере 600 млрд. руб., в том числе собственных и привлеченных средств предприятий — примерно 420 млрд. руб. Следует также учитывать разносторонний характер эффекта от создания МТК. Так, реализация программы «Великий Волжский путь» в рамках МТК «Север—Юг» позволит не только более полно использовать потенциал великой русской реки (загрузка которой в 1990-е годы многократно уменьшилась), но и создать условия для реконструкции действующих и строительства новых портов, развития речного транспорта, увеличения занятости населения и дополнительных доходов приволжских и приневских регионов и городов, осуществить экологическую очистку Волги и ее основных притоков. Развитие сети МТК может служить положительным примером диалога и конструктивного взаимодействия цивилизаций, одним из осевых направлений гуманизации глобализации, использования ее преимуществ для всех участников крупных международных проектов, справедливого распределения мировых рентных доходов. Однако для того, чтобы эти потенциальные возможности превратились в действительность, нужна современная долгосрочная стратегия создания МТК и энергичные, подкрепленные крупнейшими ресурсами усилия по ее реализации. Во-первых, в основу долгосрочной стратегии должны быть положены крупномасштабные международные проекты освоения нефтегазового комплекса Каспийского бассейна как основы энергоснабжения Европы (и частично Северной Америки) и ее устойчивого развития в I половине XXI в. Это потребует многомиллиардных инвестиций не только в освоение нефтегазовых месторождений, но и в транспортировку нефти и газа по кратчайшему пути через территорию России, в реконструкцию действующих и строительство новых транспортных путей, портов, логистических центров и т.п. по всем трассам МТК. Во-вторых, для создания МТК и вложения инвестиций необходима надежная правовая база в виде межправительственных соглашений, международных, межгосударственных, национальных и региональных целевых программ и крупных проектов. В-третьих, требуется поток инвестиций - как государственных, так и частных — в проекты МТК, развитие транспортных путей, в реконструкцию Великого Волжского пути. Источником этих инвестиций может стать нарастающий объем мировой транспортной ренты от создания МТК - как транзитной, так и эксплуатационной. Но чтобы получить эти доходы, нужно сперва вложить инвестиции и привлечь отправителей и получателей грузов, организаторов пассажиропотоков, выдержав нелегкую конкуренцию с ТНК. Задачи ученых в этих условиях - разработать долгосрочный прогноз развития МТК, прилегающих к нему регионов и тяготеющих к нему стран, обосновать оптимальный вариант долгосрочной стратегии, оценить эффективность различных вариантов, возможные масштабы мировой транспортной ренты и ее распределения. ГЛАВА V Квазирента на мировом рынке В предыдущих главах речь шла о сверхприбыли, возникающей в мировом хозяйстве при использовании разнокачественных природных ресурсов и различных вариантах взаимоотношений с окружающей средой. Это логично: человек сам является продуктом эволюции, и процесс воспроизводства начинался с охвата трудом природных источников, растущего воздействия на окружающую среду. Но по мере развития общества, движения от одной ступени развития производительных сил к другой, смены мировых цивилизаций увеличивалось значение другого важнейшего фактора воспроизводства — продуктов человеческого разума, интеллектуального потенциала, воплощенного в системах машин, эффективных технологиях, новых материалах и источниках энергии. Возрастала инновационная составляющая жизнедеятельности, всё в большей степени определяющая конкурентоспособность товаров и услуг на местном, национальном и мировом рынках, уровень и дифференциацию богатства — как индивидуальных товаропроизводителей, так и национальных хозяйств и локальных цивилизаций, размеры присваиваемой и используемой ими сверхприбыли. Глобализация ускорила эти процессы. Повысились роль и доля в доходах квазиренты — категории, требующей специального и детального рассмотрения. 5.1. Квазирента в системе экономических категорий Всем памятен парадоксальный закон, который сообщила Королева Алисе в Зазеркалье: чтобы стоять на месте, нужно быстро бежать вперёд. Это и есть образное выражение главного закона конкуренции в рыночном хозяйстве независимо от его масштабов — от местного до всемирного рынков. В конкурентной борьбе сохраняет свои позиции и побеждает тот, кто постоянно совершенствует свою продукцию и технологию, организацию производства и управления, методы освоения и расширения рыночных ниш — иными словами, только инноватор может существовать и развиваться под рыночным солнцем. В этом источник прогресса товарного хозяйства, которое предъявляет постоянный спрос на продукты интеллектуального труда, что служит стимулом развития науки и технологических систем как воплощения полученных ею результатов. В этом суть, смысл и общественное предназначение предпринимателей. Это высокое звание не может носить тот, кто не предпринимает постоянно, кто пренебрег советом Королевы из Зазеркалья. Этот закон неумолимо действует на протяжении всей истории человечества. Сумели выжить и проложить путь для будущих поколений истребившие крупную дичь племена, которые освоили крупнейшие исходные базисные инновации — технологии земледелия и скотоводства. Такую же миссию в современную эпоху сыграли компании, освоившие компьютерные системы и Интернет, биотехнологию на базе генной инженерии И лазерные технологии, атомную энергетику и космическую связь, создавшие транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Все они вознаграждаются за успешный прорыв и реализацию продуктов интеллектуального труда сверхприбылью, квазирентой — но лишь на время, пока они сами или их соперники не используют более эффективные технологии, способы маркетинга и менеджмента, финансово-кредитные и иные инструменты. Без преувеличения можно сказать, что квазирента как результат инновационной деятельности и есть главный стимул общественного прогресса, тот главный рычаг, с помощью которого человечество поднимается от ступени к ступени, обеспечивает растущий объем материальных благ и услуг для быстро увеличивающейся численности населения, разрешает постоянно возникающие на этом пути трудности и противоречия. Только благодаря этой деятельности один из многих видов животного мира - Homo sapiens - сумел преодолеть популяционные законы, освоить весь земной шар и устремиться в космическое пространство. В интеллектуально-инновационном напряжении и есть генетическое ядро ноосферы (по В.И. Вернадскому), силы разума и человеческого труда, преобразующей биосферу: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу» [7. С. 20]. Что общего и каковы различия двух рассматриваемых нами категорий — ренты и квазиренты? Общее состоит, во-первых, в том, что обе они — результат экономической деятельности. Рента, а тем более квазирента — это не дар Божий, не откровение, ниспосланное свыше. В обоих случаях речь идёт об использовании воспроизводственных ресурсов - природных, интеллектуальных, технологических, организационно-хозяйственных. Общей экономической основой этих категорий является товарное производство, обмен товарами и услугами, позволяющий сопоставлять качество и издержки продуктов разных предприятий, стран, цивилизаций. Но рамки этого сопоставления стоит расширить, и не только в историческом прошлом, но и в современной экономике. На первых ступенях исторического прогресса преобладало натуральное хозяйство — и, тем не менее, общины, племена, государства, цивилизации, которые использовали более плодородные земли, водные источники, технологии, способы организации хозяйства, становились более богатыми, получали дополнительный продукт для выживания и развития, для победы в столкновении с соперниками. Да и сейчас значительный сектор экономики носит нерыночный характер — это образование, фундаментальная наука, культура, здравоохранение, экология, оборона. Государства и цивилизации, первыми осуществляющие инновации в этой сфере, получают решающие преимущества, хотя эти преимущества и не находят непосредственного выражения в коммерческой сверхприбыли. Во-вторых, общим источником ренты и квазиренты является сверхприбыль, получаемая в результате использования разнокачественных ресурсов либо более умелого, эффективного использования того или иного ресурса или их сочетания (с учётом сказанного выше о нерыночном секторе). Ренту и квазиренту роднит общее стремление к повышению эффективности деятельности за счёт вовлечения в производство более эффективных ресурсов и применения инноваций для лучшего их использования. Обе категории служат непреходящим источником и стимулом экономического роста, удовлетворения постоянно возвышающихся потребностей растущей массы населения. Человек не может перестать заботится о будущих поколениях, об условиях жизни своих детей и внуков - и, следовательно, не может перестать стремиться к ренте и квазиренте. В-третьих, между рентой и квазирентой нет Китайской стены. Это не изолированные, а взаимосвязанные, взаимно пересекающиеся категории. Вовлекая благодаря науке в производство новые естественные ресурсы, общество получает дополнительные поля для природной ренты. Например, пока наука не изобрела способы использования жидкого и газообразного топлива, месторождения нефти и газа были бесполезным для человека продуктом природы; сейчас они — главный источник нефтегазовой ренты, оцениваемой в десятки и сотни миллиардов долларов ежегодно. Космическое пространство не приносило коммерческой пользы, пока не была изобретена и освоена космическая связь. Но и новые технологии нефтедобычи не принесут сверхприбыли в странах, где отсутствуют промышленные запасы нефти. Поэтому, хотя общей тенденцией является рост доли квазиренты по отношению с рентой в их общей сумме, они выступают в экономической динамике как близнецы-братья. Воплощением родства ренты и квазиренты выступает их совместное дитя, дифференциальная рента II рода — сверхприбыль, получаемая в результате применения более эффективных, чем определяющие общественно нормальный уровень издержек и цен, технологических способов выращивания сельхозпродуктов, добычи минерального и лесного сырья и т.п. Подобный характер имеет и экологическая рента - результат эффективных инноваций в охрану окружающей среды, уменьшение её загрязнения. Именно эти поля пересечений природно-экологического и технологического факторов служат источником взаимодействия и взаимообогащения ренты и квазиренты. В-четвёртых, для обеих категорий решающее значение имеют уровень и динамика цен, их соотношение с издержками производства. Цены служат тем общественным нормативом, который определяет верхнюю границу возможного размера сверхприбыли как стоимостного источника ренты и квазиренты. В течение столетий снижение стоимости и цен продуктов, их абсолютное и относительное удешевление постоянно вынуждали предпринимателей и экспортёров искать резервы снижения издержек производства, повышения качества и расширения ассортимента товаров и услуг, изыскивать возможности вовлечения в производство и лучшего использования разнообразных природных ресурсов и опоры на базисные и улучшающие инновации. Преобладающие в современной экономике инфляционные тенденции не отменяют этого механизма, хотя и существенно модифицируют. Продолжается процесс абсолютного удешевления принципиально новых товаров и услуг по мере расширения объемов их производства; без такого удешевления невозможно значительно увеличить масштабы спроса на такие товары и услуги. Но главная тенденция состоит в относительном удешевлении более эффективных продуктов из природного сырья и новых товаров, в сохранении механизма дифференциальной стоимости, дифференциального дохода или убытка, под угрозой разорения неспешных и отстающих вынуждающего не только предприятия, но и национальные государства постоянно устремляться за инновациями, вознаграждая вырвавшихся вперёд золотым дождём сверхприбыли — квазиренты.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |