Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова роль специалиста культуры в современной политической, экономической и социально-культурной ситуации?




Величие человека в его культуре. Жизнь свидетельству­ет, что именно культура оказывается основным стимулом со­циальных нововведений и играет определяющую роль в развитии системы воспитания и образования, в духовной самоидентификации личности. Не оправдались расчеты некоторых ученых, которые выносили культуру за скобки социальной жизни и считали, что культурные ценности хлынут в общество авто­матически, после того, как удачно завершатся экономические преобразования и усовершенствуются политические институ­ты.

Словом, культура была брошена на выживание в рыночную экономику, как какой-нибудь завод по изготовлению цемента и кирпича.

Разочарование пришло достаточно быстро. Теперь уже исчезает вера во всепроникающую мощь экономики. Стано­вится ясным, что и сам экономический успех невозможен без высокой культуры. Именно для России культура сегодня не менее значима, чем экономические и политические проблемы. В общественном и личностном сознании она – первична, стратегически важна для возрождения России.

Вот почему специалист культуры работает в одной из самых важных и приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Объективный закон приоритетности культуры в общественном развитии свидетельствует, что именно культура выступает эффективным фактором сознания и освоения механизмов совершенствования многогранного мира, инструментом самопознания, самоизменения и самоосвоения человеком себя как культуросозидающей личности.

Какова в этом процессе роль специалиста культуры? Каков его социально-профессиональный портрет как носителя этических и квалификационных стандартов важнейшего для России профессионального института?

Естественно, что специалист по культуре и досугу – специалист особого профессионального профиля. Его профессиональное мастерство начинается со специальных и профессиональных умений в различных областях культуры и искусства, его деловых профессионально-психологических знаний и навыков, и что особенно важно, определяется мерой его человечности. Его индивидуальные особенности, включая и качества души и ума, его способности мыслить художественно и масштабно – являются необходимыми профессиональными качествами. Профессия работника культуры, как никакая другая, отличается удивительно широким диапазоном специализаций и разнообразием конкретных специальностей. Естественно, предполагается его разносторонняя образованность, но при этом он непременно должен быть специалистом конкретного профиля и направления в художественной культуре в знании книги, в туризме и других областях. Но главное состоит в том, что ему по роду деятельности приходится выходить за пределы узкой специализации. Настраиваться на весь спектр культурных ценностей, слышать всю партитуру социального бытия. Таково требование современной жизни. Ему надлежит учитывать социально-психологическое состояние человека в условиях конкретного «культурного пространства», функционирование микро- и макро культурной среды, влияющих на человека. Он призван чув­ствовать "сейсмическую" отзывчивость на культурные явления
и массово-психологические процессы. Объект деятельности специалиста культуры – человек. Не компьютер, не сталелитейный стан, не авиалайнер, а именно человек - необъятная Вселенная. В центре его деятельности духовный

мир человека, особое внимание к человеческой индивидуальности, к отдельному конкретному человеку, его са­моценности, "открытости миру". Время массовых увлечений и вообще массовости кончается. Наступает время личностного, индивидуального осмысления жизни. Поэтому его деятель­ность индивидуально-творческая, "штучная", и в этом смысле она сродни высокому искусству. Не будет преувеличением сказать, что она требует от человека подлинного таланта и са­моотдачи. Счастье ее заключается в том, что весь запас своей внутренней энергии работник тратит не только на "обогрев собственного" очага, но поддерживает огонь в очаге другого. Деятельность культработника - нечто большее, чем набор тех­нических навыков и умений, потребность - нести культуру.

Главное в том внутреннем духовном заряде, что несет в себе человек, в его данном от бога призвании служить людям. Усилия деятеля культуры направлены на то, чтобы под­держать стремление человека к тому, что осенено культурой.Она существует не только и не столько для того, чтобы познавать ее, наслаждаться ею, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней. Она - идеальное средство самовыражения личности. Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям,_которые обеспечивают его целостность, его гармонию, его включенность в социум. Специалист культуры помогает человеку стать личностью и духовно совершенствоваться. Обращаясь непосредственно к интеллекту и чувствам, он дает человеку знания о богатстве и разнообразии окружающего его мира культуры. В этом обнаруживается его культурологическая функция, реали­зуемая через деятельность специальных институтов и соответ­ствующую систему подготовки кадров. Трудно представить себе, на­
сколько сложна она в условиях, когда многие люди лишены
идеалов и надежды, к которым следует стремиться

 

 

Конечно, горько наблюдать,

как наглость лезет в свет,
и честь девичья катится ко дну.
И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену".

(В. Шекспир)

 

Но мир таков, каков ой есть. Культработник призван от­стаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности. Важно учить людей, как жить в реальной неблагоприятной среде. Ведь жизнь проходит не под стеклянным колпаком, а всегда среди бурь и волнений. Учиты­вая сложившуюся социокультурную ситуацию, он помогает человеку преодолевать трудности. С помощью культуры он получает широчайшие возможности интегрировать процесс общекультурного и социально-нравственного развития челове­ка. Да и сама культура является для него инструментом совер­шенствования собственных профессиональных навыков, эф­фективным способом развертывания технологии художествен­ного творчества.

Сейчас для специалиста культуры необходимо выработать целостный культурный образ человека, обогащение его творческой природы и открытости миру, памятуя, что именно человек выступает творцом и носителем культуры, но в то же время и формируется ею.

Профессия работника культуры носит творческий харак­тер, понимаемый, по выражению К.А. Тимирязева, как "вечная триада истины, добра и красоты". Творчество - одно из важ­нейших качеств личности, ее осознанная деятельность, направленная на преобразование мира. Профессиональная деятельность работника культуры – это непрерывный творческий процесс.

Современные правительственные чиновники мало обращают внимания на эту категорию творческих людей, мало о них думают, не проявляют должной заботы. За всю историю России никогда не было такой очевидной невостребованности способных, творческих и квалифицированных работников, не было столь значительного обесценивания интеллектуального потенциала общества, как в наши дни. Деятель культуры требует охранной грамоты. К глубокому огорчению, социальный статус этой профессии пока еще низок, и работник культуры в нашем обществе пока еще изгой.

До сих пор в общественном мнении нет необходимого уважения к разуму и профессиональному мастерству работника культуры. Да и вообще в нашем обществе человек умный и компетентный нередко лишен и должного общественного статуса, и престижа. Низкий профессиональный уровень всегда был серьезной угрозой для страны, именно тогда торжествуют бездарность и дилентализм. Известна шуточная аксиома Коула: «Общая сумма разума на планете – величина постоянная, а население растет». Кстати, это серьезно беспокоило Петра Первого, издавшего даже закон «Об освидетельствовании дураков в Сенате».

К сожалению, государственные органы и многие неправительственные организации и по сию пору не учитывают, как их выручает, и можно сказать, "спасает" человек, профессионально занимающийся распространением духовных ценностей.

И то, что сейчас, накануне XXI века, в России на авансцену выходит работник культуры и становится одной из центральных фигур, не случайно. Вызвано это новыми обстоятельствами духовного высвобождения человека в условиях обострения с6циальных коллизий. Золя говорил, что дар зрения еще более редок, чем дар творчества. Человека надо лечить от духовной слепоты, чаще всего вызванной инерцией будней, от невежества и ограничен­ности. И чтобы быть хорошим "врачом человеческой души", специалист культуры профессионально обязан чувствовать быстро меняющееся миросознание современного человека, его способность к адаптации, помогать ему устанавливать свои, жизненные позиции и интеллектуальную целостность.

Среди качеств, необходимых этому работнику, особо подчеркнем - способность быть тонким наблюдателем и пси­хологом, проникновенным и восприимчивым к чувствам лю­дей, быть душевно отзывчивым. Его психологизм обнаружива­ется в умении понять и учитывать характер человека, которому он несет духовные ценности. Видимо, приближается время, когда в России наряду с другими традиционными праздниками будет отмечаться и День работника культуры, чья профессия не менее важна, чем профессия ученого, строителя, мелиоратора или медика.

Встречаясь с профессиональными работниками культу­ры, я часто в мыслях называл их "одержимыми": по неукроти­мому заряду энергии, которую они излучают, по безоглядной поглощенности своим делом, по артистизму своей работы и способности относиться к своему труду с поистине самоотвер­женной отдачей. Дело, которому служит такой работник, ста­новится его призванием, требует исключительной самоотвер­женности, отдачи всего себя. И когда встречается такой работ­ник, преданный и отдающий всего себя своей благородной деятельности, вспоминаются любимые слова англичан - mоге then life("больше чем жизнь").

Надо признать, что в общественном сознании человека, ценят по тому, что им сделано, создано. Естественно, это относится и к работнику культуры, которому особенно опасно быть полумастером, а проще говоря, дилетантом. Его деятельность характеризуется сложностью и многосторонностью и на личном уровне, и в условиях социальных групп и общества в целом. И если он пассивен – из нежелания расходоваться, волноваться, преодолевать трудности, чего неизбежно требует инициатива и творчество, налицо опасный порок – равнодушие. А оно несовместимо с этой профессией, как с нравственной,так и профессиональной точки зрения. Служение людям – составная часть жизни культработника, его обязанность и его органическая потребность.

Каждый день приносит людям немало больших, малых, крохотных бед, огорчений, зачастую и непреднамеренных, часто случайных, импульсивных, ненужных. Их можно избежать, если человек внимателен и уважителен к другому, проявляет деликатность и тактичность, отзывчивость и конкретность. Человеческие различия постоянны, они никогда не исчезнут, а следовательно, останутся и сложности во взаимоотношениях людей. Это обязывает работника культуры овладеть новой, своеобразной и важной для него второй специальностью: культурой общения, быть специалистом по созданию многогранного общения между людьми, прививать им высокую культуру социального и нравственного общения.

Досуг, свободное время чудесное пространство для раз­вития культуры общения. Они немыслимы без человеческого диалога. Общение способствует преодолению социальной пессимизма, замкнутости, изолированности людей. Важнейшие требования к культработнику – быть мастером диалога, в совершенстве владеть искусством досуга, быть способным да­рить человеку радость общения с культурой.

Современное российское общество распалось на отдель­ные культурные сферы в которых действуют различные нормы и зачастую полярные интеллекту­альные институты, в результате общество страдает от отсутствия единого культурного пространства, общего морального универсума и остро нуждается в культурной политике, интегрирующей разнородные социальные группы и образования, учитывающей интересы и планы местных регионов, запросы общественности на местах.

Судьба культурной среды выступает особой сферой деятельности работника культуры. Духовное развитие человека плодотворно лишь в том случае, если в обществе функционирует живая культурная среда, чистая моральная и интеллектуальная атмосфера. Специалист культуры участвует в ее создании во всех ячейках общества: в семье, в трудовом коллективе, в жилом районе. Но при этом следует учитывать довольно сложную социокультурную ситуацию, возникшую во многих регионах страны, в сельских районах и малых городах. В настоящее время значительная часть населения живет в условиях острого дефицита культуры, жители многих регионов прозябают на скудном культурном пайке, не имеют возможности удовлетворить свои духовные запросы. И здесь вспоминается наше недавнее прошлое. Почему мы так убоялись слова «культпросветработа», «культпросветработник»? Они что – пропагандировали насилие, аморализм, человеконенавистничество? Культпросветработники помогали советским людям жить, облегчали их жизнь, знакомили с отечественной культурой и народным искусством. Наши выпускники несли людям радость общения с культурой. Почему вчерашним секретарям обкомов КПСС можно быть президентами страны и руководить Советом Федерации, а термин «культпросветработник» подвергается остракизму, изображается рупором ЦК КПСС и вычеркнут из культурного обихода? Нам сейчас как кислород нужна социально-культурная, просветительная деятельность, направленная на духовно-нравственное и социальное здоровье человека, спасение его свободы и нравственного мира, высвобождение из уз духовного раболепия, общественного лицемерия и опасных политических авантюр, спасение от новоявленной государственной идеологии церкви, спасение от скудной, горестной жизни с ее заботами и нуждой, плохим питанием и очень плохой экологией. Просветительская деятельность – это благородное культурное пространство, в центре которого – работник культуры (33; с. 32-39).

7.3. Коль скоро социально-культурная, в частности, культурно-досуговая деятельность является по своему характеру и содержанию педагогической, то и работник культуры должен быть Педагогом?

Безусловно, называть культработника (социально-культурного работника) педагогом, воспитателем есть все основания. Об этом в свое время хорошо

 

написал профессор Пинт А.О.

В каждой профессии есть своя романтика, своя притягательная сила.

Для многих людей библиотека и клуб становятся университетом, где они не прекращают своего образования и воспитания всю жизнь.

Насколько успешно, плодотворно будет протекать эта образовательная работа человека над самим собой, во многом зависит от библиотекаря и клубного работника.

Библиотекарь – душа дела, – говорила Н.К.Крупская, – от него зависит очень многое. Он должен быть энтузиастом своего дела, уметь работать с массами читателей, владеть методами библиотечной работы, уметь при помощи этих методов организовать всю работу библиотеки… Наша массовая библиотека не может, не должна превращаться в бюрократическое учреждение, она должна быть живым культурным центром, а это требует от библиотекаря умения направлять её интересы в определенное русло, будить самодеятельность читателей, вести среди них большую инструктивную работу.

Поэтому и растет число тех, кто проникается все большим уважением, любовью и благодарностью к людям этой чудесной профессии. Вот как тепло пишет поэт Лев Ошанин:

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные,

Милые, тихоголосые женщины,

В книгах – всеведущи, в жизни – застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков, библиотекари!

Чтобы библиотека была хорошей, нужно не только много интересных, полезных книг, ещё больше нужен библиотекарь, очень заинтересованный своим делом, разносторонне эрудированный, трудолюбивый, дальновидный практик и исследователь.

Быть влюбленным в работу, иметь, по меткому выражению Н.К.Крупской, «дело до всего» – это требует ещё в большей степени клубная деятельность.

Свободного времени у людей стало больше. Речь идет о времени, в которое люди не заняты на производстве. Что они делают и будут делать в эти часы? Даже если малая часть людей «убивает» это время на «пустые развлечения», выпивку, азартные игры – это приносит огромный нравственный ущерб обществу.

Однако исследования социологов показывают, и об этом хорошо знают клубные работники, что большинству людей свободного времени ещё не хватает.

Стремительное развитие нашего общества вызывает острую необходимость быстро совершенствовать свою личность. А чем совершеннее она становится, тем шире её культурные потребности: стремление учиться, разбираться в политике, интересоваться искусством, тем сильнее тяга к книге, художественному и техническому творчеству и т. д.

Клубные работники воочию наблюдают это явление. И их задача, изучая такие явления и размышляя над ними, искать пути, которые помогут сделать клубы, библиотеки школой духовного роста каждого человека.

Тот, кто не смотрит в завтра, стоит на месте. Культпросветработник без такого подхода к делу перестает быть тем организатором и советчиком, к которому тянутся духовные нити людей (24; с. 40-44).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.