Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое концептуальная модель специалиста культуры, как можно стать специалистом, адекватным времени?




ПОСТУПЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Социально-культурная деятельность приставляет собой уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала принимают весьма тонкие и сложные формы. Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста сферы досуга.

Число людей, активно пользующихся плодами деятельности культурно-досуговых учреждений, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, исполнителей, педагогов постоянно возрастает. Роль, и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом. Отсюда понятен повышенный интерес к получению высшего профессионального образования, связанного с социально-культурной деятельностью.

Важное значение в этой связи имеют организаторские, творческие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Профессиональное мастерство здесь по своей природе также уникально. Оно определяется высоким уровнем мастерства художественного, и нравственного воздействия на личность, коллектив, большие и малые группы людей в условиях досуга. Однако профессиональное мастерство не может быть сформировано в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы. Профессиональное мастерство специалиста социально-культурной деятельности представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности.

Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а, с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности. Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения разноплановых профессиональных задач социально-культурной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста социально -культурной сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию. Мотивы деятельности специалиста социально-культурной сферы представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено, во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного досуга людей, во-вторых состоянием творческой удовлетворенности, радостью успеха оценки людей в-третьих, психологическими свойствами специалиста, желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе досуговой деятельности, занимать лидирующее положение среди людей вне их трудовой деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужном людям. Мотивация профессиональной деятельности специалиста социально-культурной деятельности не ограничивается перечисленным. Но объективность перечисленных мотивов безусловна, так как один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность – в данном случае сведен к минимуму.

Цель профессиональной деятельности специалиста обусловлена, необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга. Это определяет и набор средств, с помощью которых специалист включает людей в различные виды деятельности.

Естественно, что каждое учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в работе.

Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направления в подготовке специалистов досуга, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в подготовке специалистов, свою уникальную особенность.

По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально.

Исходя из этого возникает необходимость создания концептуальной системной модели специалиста социально-культурной деятельности, которая способствовала бы подлинному углублению связей обучения с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, -перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования.

Сама по себе концептуальная системная модель специалиста, в силу специфики деятельности, носит аналитический характер, она позволяет проникнуть в сущность, внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культурно-досуговой сфере, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов. Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области социальной педагогики, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент.

Чтобы достичь положительных результатов, необходимо руководствоваться не застывшими приемами и методами обучения, а опираться на методические основы обучения профессиональному мастерству. Они заключаются в следующем:

- обучение профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности направлено на подготовку деятелей культуры, несущих людям лучшие образцы мировой и отечественной культуры, личностно и общественно значимые формы досуга;

- культурно-досуговое профессиональное образование - это не только получение широкого круга общенаучных знаний, знаний искусства, теории и истории культуры, но и обучение конкретному мастерству;

- основы профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности закладываются в процессе как организаторско-преобразующей, так и художественно-творческой деятельности;

- процесс обучения профессиональному мастерству в вузе культуры обеспечивается коллективным трудом преподавателей и практиков;

- основой формирования профессионального мастерства является взаимосвязанный процесс: преподаватель - студент.

Профессия социально-культурного работника, который, к примеру, имеет квалификацию менеджера-постановщика культурно-досуговых программ относится к группе профессий, пригодность к которым формируете только при наличии у человека ярко выраженных природных данных, степень и модальность которых может быть установлена путем углубленной проверки. Проблема определения профессиональной пригодности заключается в выявлении признаков, по которым можно увидеть доминантные качества личности, которые обеспечат ей успех в будущей профессиональной деятельности. Кроме узкоспециальных способностей сюда относятся: склад мышления, воля, эмоциональная природа и др.

Основная трудность профессионального отбора будущих специалистов культурно-досуговой деятельности заключается в отсутствии начального профессионального звена обучения специальности, подобно музыкальной школе. Начальное обучение этому виду деятельности осуществляется лишь на уровне любительских занятий в средней школе или в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому культурно-досуговый багаж абитуриента определяется, в основном, общими навыками культурно-досуговой деятельности. В такой ситуации выявить глубинные потенциальные качества абитуриента на вступительном экзамене, проводимом по традиционной методике, практически невозможно.

Профессиональный отбор будущих специалистов культурно-досуговой деятельности необходимо проводить комплексно с использованием разнообразных методов. Научно обоснованный профессиональный отбор обеспечивает высокий профессиональный уровень специалистов и позволяет избежать многих негативных последствий, которые, например, проявляются в фактах отчислений студентов из вуза по причине профессиональной непригодности или в низком профессионализме выпущенных работников. Необходимость тщательного профессионального отбора диктуется также: высокой ответственностью работника за его возможные ошибочные действия; высокой стоимостью и длительностью профессионального обучения; большим числом желающих обучаться. Основная цель профессионального отбора - выявить свойства и качества личности, определить соответствие ее интересов и способностей для данной профессии.

Обучение студентов под руководством педагога-мастера включает такой эффективный метод профессиональной адаптации, как показ созданной группой культурно-досуговой программы в реальных условиях учреждения культуры. Каждая такая программа вбирает в себя плоды деятельности каждого студента в роли режиссера, актера и менеджера, и в то же время она является законченным произведением всего коллектива студенческой группы. Именно здесь оттачиваются мастерство и профессионализм, воспитывается уважение к профессии, познаются специфические особенности культурно-досуговой деятельности, отличающие ее от других видов деятельности. За последние годы выпущено несколько сотен молодых специалистов. Положительные отзывы органов культуры регионов, выпускников, уже поработавших в естественной культурно-досуговой среде, свидетельствуют о правильности выбранной методики обучения (13; с. 358-367).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.