КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Информация в современном обществе
ЧАСТЬ 1. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВА КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Современное общество рядом ученых называется – постиндустриальным или информационным. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в современном мире все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Так прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Ученые считают, что по сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе все большее значение приобретает производство и потребление интеллекта, знаний, увеличивается доля умственного труда, значимой становится активизация способности к творчеству. Движущей силой развития такого общества должно является производство информационного, а не материального продукта. При этом материальный продукт становится более информационно емким (мы должны не просто произвести продукт – мы должны владеть информацией о том из каких компонентов его лучше собрать, у каких поставщиков получить детали, какие материалы использовать и т.д.) Особое значение приобретают инновации, дизайн и маркетинг, что в свою очередь увеличивает информационную емкость продукта (необходимо владеть знаниями обо всех изменениях в технологиях, чтобы предложить свою, чтобы продать продукт его нужно достойно упаковать и при этом сделать дизайн отличным и конкурентов и т.д.). Все это обуславливает важность информации и ее значение для функционирования социальных организаций. При этом именно значимость информации в современном обществе определяет особенности процесса обмена информацией. Источниками потоков информации выступают: · периодические издания по разным областям человеческой деятельности, · освещающие разнообразные исследования документы, отчеты, диссертации, доклады и т.п., · разнообразные статистические, социологические и другие исследования, · теле- и радиосообщения, · интернет. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. При этом отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки таких больших объемов информации, которое подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. В связи с этим в информационном обществе большое значение приобретает умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. «Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего»[1]. Для свободной ориентации в информационном пространстве человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: · умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать, · владение основами аналитической переработки информации, · умение работать с различными массивами информации, · знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности, · конкретные навыки по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей), · способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). В тоже время даже знакомство со всеми источниками не гарантирует всеобъемлимости информации, так как ряд источников скрыты, т.е. информация засекречена. Например, многие статистические, социологические и другие исследования существуют для «внутреннего пользования», т.е. организация не заинтересована в их публикации. В этом случае можно говорить об искажении информации.
ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Искажение информации может быть определено как изменение информационного потока так, что информация от отправителю к получателю проходит не в полном объеме. Можно утверждать, что существует несколько типов коммуникационных барьеров, которые мешают свободному прохождению информационных потоков. l Барьеры передачи информации - непреднамеренные потери, в результате которых в процессе кодирования-декодирования размеры передаваемых объемов информации (и) могут теоретически колебаться от 0 до максимума передаваемого сообщения (И) (0<и<И). l Барьеры общения, связанные с недостаточной технологичностью проведения процесса взаимодействия его участниками. При этом потери в процессе общения также могут колебаться от 0 до максимума (0<б<Б). l Наличие объективного желания организации утаить (изменить) часть информации (Х), когда в процессе взаимодействия применяются специальные приемы, в результате использования которых информация может проходить не полностью (0 < х < Х). Таким образом, потенциал выхода информации может колебаться от 0 до максимума, который может быть определен теоретически как (ИБХ). При этом любые отклонения от максимального значения могут трактоваться как асимметричная информация. Причем если первые два барьера по сути своей являются источниками неосознанного искажения информации, и могут быть определены как потери информации, то третий – это целенаправленное искажение. Искажение информации – реальность сегодняшнего дня. Процесс осознанного и не осознанного искажения наблюдается повсеместно: как в обычной жизни, так и в бизнесе. Согласно теории асимметричности информации отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Любой фигурант рынка, обладающий объемом информации большим, чем его партнер по взаимодействию имеет асимметричный информационный ресурс, который дает ему относительные преимущества. При этом существуют ситуации, когда обладатель асимметричного объема информации не заинтересован в ее открытии по разным причинам.[2] В этом случае, по сути, происходит целенаправленное искажение потока информации. Учитывая, что любая ситуации принятия решения может быть отнесена к одному из трех типов: · в ситуации полной информации, · в ситуации частичной информации, · в ситуации отсутствия информации Очевидно, что по мере роста объема информации, его приближению к максимальному значению, обозначенному как ИБХ, снижается риск принятия решения неправильного решения. Ситуация отсутствия информации - это принятие рискованного решения. Медики утверждают, что информационный вакуум, т.е. прекращение информационной связи моноструктурной социальной организации с внешним миром, ее автономизация, может вызывать различные психические аномалии вплоть до психических заболеваний. Таким образом, информационные потоки необходимы для полноценного функционирования любой социальной организации. Однако очевидно и то, что получение максимальных объемов может быть затруднено по различным причинам. Причем потери информации могут быть и непреднамеренными. Полный объем информации можно представить как четырехуровневую модель.
Получатель (реципиент) воспринимает только ту часть, которую считает ценной, т.е. ведущей к решению проблемы, соответствующей поставленным целям и задачам. Прохождение информацией технического уровня на пути к реципиенту определяется в основном наличием или отсутствием различных источников информации. Полезной информацией с точки зрения реципиента является та, которая с может его заинтересовать, все остальное воспринимается как шум. Порог восприятия информации определяется во многом информационной культурой реципиента. Информацией вторичного применения признается та, которая, не имея непосредственного отношения к проблеме, может быть применена для решения других проблем. Порог восприятия такой информации тем выше, чем больше комплекс знаний адресата и чем лучше его аналитические способности. Остаточная (избыточная) информация с точки зрения реципиента не представляет интереса. Это информационный шум.
ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ ПОСТУПАЮЩЕЙ В МОНОСТРУКТУРНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ Основой любой социальной организации является человек. Именно он принимает решения в каждом конкретном случае. Следовательно, можно говорить о том, что коммуникатором, тем кто создает сообщения, и конечным реципиентом, получателем сообщений, информационных потоков в любой социальной организации является человек, т.е. моноструктурная социальная организация. В связи с этим целесообразно рассмотреть процесс получения сообщения моноструктурной социальной организацией. Необходимую информацию человек получает: · Из личного опыта. · Личного общения. · Различных источников информации. Таким образом, можно утверждать, что потоки информации, поступающие в моноструктурную социальную организацию, могут иметь разную направленность. При этом какой-то источник всегда бывает предпочтительнее. Следовательно, какая-то часть информации отвергается сознательно или бессознательно, как информация источника, пользующегося меньшим доверием. Тогда если мы говорим «я полагаюсь только на свой опыт», можно сказать что источник информации «из личного опыта» является доминирующим. Отличительная особенность нашего времени – снижение личного общения и увеличение информации, получаемой из различных информационных источников, которые в свою очередь также могут нести разноплановую и часто противоречивую информацию. Все выше сказанное ставит вопрос о необходимости управления потоками входящей и исходящей информации. По сути, речь идет об информационном менеджменте, необходимость которого вызывают: · Наличие противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. · Большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации. · Возникновение при передаче информации барьеров, которые препятствуют распространению информации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |