КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Приемы эффективного убеждения 3 страница
ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Рекламы с метафорами более эффективны, чем без них. Особенно большое влияние оказывают метафоры, заключенные в визуальном изображении и не сопровождающиеся поясняющими фразами. В этом случае реципиенты самостоятельно придумывают позитивные комментарии. Достоинством картинки является и тот факт, что она допускает разные интерпретации. Например, реклама чистящего средства с визуальной метафорой (изображение миниатюрной конструкции, очищающей грязную тарелку) более эффективно, чем сообщение с вербальной метафорой или без нее. Кроме того, позитивное влияние оказывает наличие в иллюстрациях абсурдных деталей:
И, наконец, в некоторых случаях на эффективность сообщения оказывают влияние сексуальные изображения, например, мужчины и женщины в открытой одежде, и соответствующие фразы. Например, в кампаниях социального маркетинга, связанных со здоровьем, сексуальные изображения и комментарии к ним более эффективны, чем несексуальные: они вызывают больше позитивных мыслей, но при этом уменьшает процесс контр-аргументации. Люди оценивают такие изображения как привлекающие большее внимание, более симпатичные и динамичные.
ЧАСТЬ 4. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Тема 10. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Передача любой информации возможна только посредством знаков или знаковых систем. Связь между коммуникантами может быть непосредственной и непосредственной (общение — речь и жестикуляция и т.п.) Код — правила языка (или пучка языков), используемые для передачи сообщения. Контекст - заранее задуманное «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
КОММУНИКАЦИОНЫЕ МОДЕЛИ ОБЩАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ (схемой Р.Якобсона,1964)[95]
связь, общение А Б контекст, код
А-адресант, человек передающий информацию Б- адресат информации. КОНТАКТНАЯ МОДЕЛЬ Под контактом понимается случай коммуникации с обратной связью.
По Бюллеру (1927) контакт - взаимная направленность» партнеров. [96] По мнению Добровича, понятие «формального» (или «неформального») общения применимо только к контакту, но не к коммуникации вообще. «Формальныый контакт, контакт, на который наложены те или иные ограничения».[97] Единицу же контакта при этом следует считать передачу одного «коммуникативного стимула» (или «коммуниканта») и получение ответного.
МОДЕЛЬ ДИАЛОГА по Андреевой - витки информации.[98] Г С,Г С, Г
С.Г С,Г
С,Г С,Г
и т.д.
При этом с точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К-С-Р (коммуникатор-сообщение-репациент) ассиметрична.
Интенция Смысл Кодирование Текст Декодирование, раскрытие смысла
Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в сообщение. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с кодированием. При этом особенно важным становится значение ситуации совместной деятельности, т.к. ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла (в контексте ситуации). По Леонтьеву в нормальных обстоятельствах отношение человека к окружающему его предметному миру всегда опосредовано его отношением к миру, обществу. [99] Согласно Берну единицу социального общения, обмен поглаживаниями, следует назвать трансакцией. При этом Берн «выигрыш от социального контакта связан с сохранением физического и психического равновесия».[100]
ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ Существуют две основные системы кодирования и декодирования сообщений — вербальная (словесная, осуществляющаяся с помощью речи) и невербальная (несловесная, осуществляющаяся с помощью невербального поведения). Вербальная и невербальная коммуникация связаны между собой. Во-первых они выполняют одинаковые функции, Во-вторых уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека. Некоторые авторы выделяют такой параметр, как сфокусированная на человеке вербальная способность. Выделяют три уровня развития этой способности, каждый из которых делится на три стадии. К первому уровню относятся такие стадии, как · использование угроз, наказания для регуляции поведения других людей, · использование простых команд без объяснения их смысла, · простые — общие или нормативные («должен») утверждения, которые, с точки зрения коммуникатора, описывают самое подходящее поведение в данной ситуации. Второй уровень включает в себя; · поверхностное объяснение причин, · более полное описание причин, описание последствий определенных действий, · использование общих принципов для оценки поведения в определенных ситуациях (справедливость, этика, мораль). К третьему уровню относятся: · полное описание чувств без указания причин, по которым они имеют отношение к делу, · мотивирование других видеть ситуацию в терминах индивидуальных чувств, мотивов, представлений, · явные попытки коммуникатора занять позицию реципиента или побудить реципиента занять позицию коммуникатора. Люди с более развитой вербальной способностью демонстрируют больший невербальный интерес к партнеру. В-третьих, интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной. В частности, интенсивно говорящие коммуникаторы чаще двигают бровями, смотрят на партнера, улыбаются, двигают головой и корпусом, жестикулируют, наклоняются вперед и назад, чем мало говорящие Гармоничное взаимодействие между вербальными и невербальными средствами выполняет функцию поддержки всего акта коммуникации. В некоторых случаях невербальное поведение становится слишком интенсивным, а его содержание противоречит вербальному сообщению или наоборот, вербальное сообщение не соответствует информации передаваемой вербальным каналом. Такие ситуации называются ситуациями нарушенного общения. Вербальный компонент противоречивого сообщения передает оценочное отношение к действию реципиента, а невербальный — к его личности. Поэтому позитивные противоречивые сообщения, в которых голос отражает хорошее отношение, а вербальный компонент — нет, используются коммуникатором, если он позитивно оценивает реципиента, но отрицательно — его поступки.[101] Вместе с тем негативные противоречивые сообщения (голос отражает плохое отношение, а речь — хорошее) предпочитаются, если коммуникатор негативно оценивает личность реципиента, но позитивно его поступки. Ситуации нарушения общения особенно ярко проявляются при формальной, т.е. социально ориентированной коммуникации, по сравнению с личностно ориентированной. В подобных ситуациях коммуникация подчиняется другим закономерностям.[102] 1. Происходит переструктурирование коммуникативного процесса, изменение его динамики, стратегии и тактики: · снижение коммуникативной насыщенности взаимодействия, · смещение основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная реакция), · усиление эмоционально-оценочного акцентирования, · «раскрепощение» жестов, · неадекватное интонирование, · исчезновение подтекста, · спонтанное повышение информационной избыточности сообщений. Такое взаимодействие между речевым и неречевым поведением приводят к затруднению или полному разрушению коммуникации. 2. Кроме эффекта затрудненного общения возникает эффект недоверия к партнеру. В исследовании, в котором респонденты оценивали искренность коммуникатора, представленного специалистом по тренингу. Он постоянно изменял содержание своей речи и невербальное поведение. Оно было то позитивное (контакт глаз, наклон туловища вперед, ноги вытянуты вперед по направлению к партнеру и т.д.), то негативное (нечастый контакт глаз, неподвижная поза и неизменная ориентация тела, наклон туловища назад со скрещенными ногами, направленными в сторону). Результаты показали, что негармоничное сочетание речи и невербального поведения является фактором снижения оценки искренности «консультанта», особенно в том случае, когда невербальный паттерн соответствовал негативному отношению, а речь — позитивному. Другой пример такого рода связан с массовой коммуникацией — соотношением между вербальным содержанием новости и невербальным поведением коммуникатора. В частности, коммуникатору приписываются более позитивные личностные черты, а само сообщение вызывает более позитивные эмоции, если невербальное поведение коммуникатора соответствует тону (позитивному/ негативному) новости. [103]
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 1. Абстрактность: · передача сообщения может состояться и в отсутствие коммуникатора (пересказ, письменный текст) · возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации, · возможно использование абстрактных понятий, таких, как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие, цвет, доброта и т.п. 2. Отсутствие сходства между обозначением (словом) и обозначаемым (явлением) 3 Дискретность. Составные элементы вербального сообщения — буквы, слова, предложения, фразы — четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам 4. Определенность, инвариантность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц 5. Линейная временная последовательность. Слова располагаются друг за другом и декодируются последовательно. 6. Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. 7. Организованный процесс обучения языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. 8. Относительно быстрое усвоение.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ[104] 1. Конкретность: · передача сообщения может состояться только в присутствии коммуникатора, · коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения, · использование абстрактных понятий затруднено 2. Подобие между обозначением и обозначаемым 3. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы. 4. Вероятностность, вариабельность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования. 5. Пространственно-временная целостность. Коммуникатор может передавать несколько невербальных сообщений одновременно. Кроме того, невербальное сообщение декодируется целиком. В пользу этого говорит тот факт, что пол, возраст, рост и вес говорящего одинаково хорошо определяются как по прямой, так и по инвертированной (произнесенной «задом наперед») речи. Кроме того, по инвертированной речи люди узнают знакомых, а также эмоциональное состояние коммуникатора. Это происходит, несмотря на то, что смысл речевого сообщения остается неясным. Очевидно, в данном случае используются невербальные показатели, относящиеся к системе экстр- и паралингвистики.[105] 6. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Степень, в которой невербальная коммуникация поддается сознательному контролю, зависит от системы, с помощью которой она осуществляется. Например, П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации». Они проранжировали разные части тела по их способности к передаче информации. Эту способность они определили на основе трех параметров: — среднее время передачи информации; — количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; — степень доступности для наблюдений за данной частью тела. Самым мощным передатчиком информации по их классификации является лицо человека, затем руки, корпус и, наконец, ноги и ступни. Зная это, люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на движения своих ног, благодаря которым и происходит «утечка информации». Авторы концепции показали действенность своей модели в экспериментах с участием больных и медицинских сестер, которые пытались скрыть свое смущение и расстройство за маской хорошего настроения. В них наблюдатели чаще правильнее интерпретировали состояние больных и сестер, если обращали внимание не на мимику лица, а на движения их тела и ног. Для повышения степени осознанности невербального поведения используются тренинговые процедуры. В ходе одной из них участник во время общения сидит перед зеркалом и все время смотрит на выражение своего лица. Таким образом, его знакомят со своим лицом и тем, как его видят окружающие. 7. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем подражания. 8. Относительно медленное усвоение. Каналы вербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией. В тоже время каналы невербальной коммуникации играя в основном вспомогательную роль, иногда становятся доминирующими. Обладая способностью не только усиливать, но иногда и ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. При передаче сообщения необходимо правильно выбрать способ кодировки и канал передачи.
Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ Вне зависимости от формы подачи информации коммуникационные канала можно классифицировать:
Сегодня очевидно, что во многих сферах каналы общественно-бытовые становятся наиболее действенным, особенно применительно к товарам высокой стоимости и повышенного риска. Так, покупатели автомобилей и крупных электробытовых приборов не ограничиваются обращением к источникам в средствах массовой информации, а стремятся познакомиться с мнениями знающих людей. К этим каналам могут быть отнесены и так называемые сетевые каналы распространения информации. В тоже время очевидно, что для трансляции по общественно бытовым каналам разъяснительно-пропагандистской или экспертно-оценочной информации должны применять приемы коммуникационного менеджмента. Классифицируя роме этого для выбора канала
КАНАЛЫ ЛИЧНОЙ И НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ Структура коммуникационного обращения зависит от формы представления информации: личная или неличная. Именно форма представления обращения во многом определяет те методы, которые использует для убеждения реципиента коммуникатор. Канал личной коммуникации предполагает передачу информации при наличии непосредственной обратной связи. В основе этих каналов понятие «близко» по времени, по месторасположению. В канале личной коммуникации участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Они реализуются:
Эффективность каналов этого типа обеспечивается благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного обращения, и для установления обратной связи. Информационные письма, переписка, выступление перед большой аудиторией могут быть отнесена к дистанционной личной коммуникации, Обратная связь осуществляется лично, но дистанционно во времени или пространстве. По отношению к большой аудитории личные коммуникации могут быть определены как усредненные. Каналы неличной коммуникации - это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и непосредственной обратной связи.
ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ Процесс кодирования, передачи и декодирования сообщения происходит в коммуникативном поле. Оно включает в себя нормы, скрипты, стили коммуникации, а также когнитивную нагрузку на участников и временны е и пространственные ограничения.
НОРМЫ КОММУНИКАЦИИ — это правила, соблюдения которых ожидает большинство людей. Они определяют:
Нарушение норм коммуникации порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу. Особенно негативное влияние оказывают серьезное и частое нарушение норм, далеко идущие негативные намерения коммуникатора, отсутствие коррекции сказанного и извинений с его стороны.
СКРИПТ КОММУНИКАЦИИ — обыденное представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации. Существуют скрипты романтического свидания, похода в ресторан, общения на переговорах и т.д. Нарушение скрипта затрудняет коммуникацию между участниками. СТИЛЬ КОММУНИКАЦИИ — совокупность норм, определяющих форму сообщений. Существует достаточно много классификаций стилей коммуникации.
Особенностями слабого стиля речи являются: · уклончивые фразы, отражающие субъективность («Я думаю», «Я предполагаю»), · повторение индикаторов неуверенности («Я не уверен») нерешительность, · лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий, типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»), · большое количество вежливых форм («Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»), · подъем интонации к концу утвердительных предложений, · использование вопросов-концовок: («Мы уже можем начать, как вы считаете?», «Здесь жарко, правда?»), · использование большого количества цитат, · слова, отражающие экстремальную оценку явления («великолепно», «замечательно», «удивительно», «очень»). Для «сильного» стиля, по мнению, характерно отсутствие этих особенностей. Позже были обнаружены и другие гендерные различия в коммуникации:
Использование стиля речи зависит от ситуации. Следует отметить, что как мужчины, так и женщины используют и «мужской» и «женский» стили речи. При этом гендерные различия в стиле речи неустойчивы. Когнитивная нагрузка определяется объемом информации, который человек вынужден анализировать одновременно. Когнитивная загруженность коммуникатора мешает ему адаптировать сообщение к уровню реципиента, упростив или усложнив его, использовав соответствующую его уровню лексику, а когнитивная загруженность реципиента препятствует пониманию сообщения.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Пространство при коммуникациях структурируется определенным образом, т.е. выделяются зоны общения, которые являются типичными для определенных культур. Интимная зона - 15-45 сантиметров. Обычно вторжение в интимную зону допускается если оно связано с похвалой, поглаживаниями. Вторжение в интимную зону вызывает беспокойство, а разрешение говорит о симпатии. Существуют приемы вторжения в интимную зону для того, чтобы вывести коммуниканта из состояния равновесия. В тоже время у ряда народов успешные переговоры возможны только в состоянии близости, т.е. расположения в интимной зоне. Нормальные коммуникационные отношения реализуются на личной дистанции. Близкая личная дистанция - 45-47 см, далекая - 75-120см. Расположение людей в определенной близости говорит об уровне их отношений. Личная дистанция изменяется с возрастом. Люди среднего возраста предпочитают дальние дистанции, а дети и старики ближние. Более рослые мужчины предпочитают подходить ближе, маленькие дальние расстояния, женщины же наоборот. Социальная дистанция: близкая – 120-210 см, дальняя – 210-350 см. Эта дистанция используется в основном в сфере деловых отношений. На таком расстоянии происходят все беседы, во время которых коммуниканты не стремятся установить близкие отношения, если речь идет о проблеме, а не о человеке. На этом расстоянии происходит обсуждение проблем не задевающих коммуникантов. Публичная дистанция: 350-750 см и выше. Это расстояние которое отделяет докладчика.. Оно позволяет без смущения наблюдать за коммуникантами. В тоже время. это то расстояние, которое позволяет скрывать мелочи. Оно не провоцирует защитных реакций.[108] В тоже время замечено, что невозможность наблюдения за невербальным поведением партнера, например, когда у участников нет возможности видеть друг друга, приближает устную речь к письменной.
ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ оказывают влияние на речь коммуникатора, а также на оценку допустимости разных приемов коммуникации.
Тема 12. ЛИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Обмен информацией, и организация совместных действий позволяют партнерам организовывать общую для них деятельность. Фазы передачи информации:
Если в процессе передачи информации отсутствует вторая фаза – подстройка - передача информации состоится, однако она будет обезличенной, не направленной на конкретного собеседника, как партнера. Это характерно для неличной коммуникации. Обеспечение реализации второй фазы осуществляет обратная связь.
1. ПОДГОТОВКА И ПОДСТРОЙКА ТЕХНОЛОГИЯ НАСТРОЙКИ Схема настройки 1) «Переключение» на собеседника (подготовка). 2) Установление контакта (распределение ролей). 3) Выбор языка и его использование. Второй и третий этапы данной схемы представляют собой подстройку под партнера по взаимодействию.
Настройка на партнера состоит из двух взаимозависимых действий:
«Настройка на партнера» - это быстрое и непосредственное (чаще всего визуальное) выявление того, в каком расположении духа, состоянии и настроении находится партнер по общению.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |