Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Каналы неличной коммуникации. 1 страница




При неличных коммуникациях схема коммуникационного процесса выглядит следующим образом:

  • Подготовка
  • Передача информации,
  • Завершение.
  • Обратная связь и анализ результатов

Таким образом, при неличной коммуникации особое значение приобретает фаза подготовки передачи информации, т.к. именно она обеспечивает эффективность коммуникации.

Каналы неличной коммуникации - это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и непосредственной обратной связи.

  • средства массового и избирательного воздействия,
  • специфическая атмосфера,
  • мероприятия событийного характера.

Средства массовой информации нацелены на большие недифференцированные аудито­рии.

Средства избирательного воздействия - на специализирован­ные аудитории.

Специфическая атмосфера - спе­циально созданная среда, способствующая возникновению или укреплению предрасположенности покупателя к приобретению или использованию товара. (Юридические конторы и банки рассчи­таны на внушение чувства уверенности и прочих представлений, которые могут быть ценными, с точки зрения клиентов).

Мероприя­тия событийного характера - рассчитаны на донесение до целевых аудиторий каких-то конкретных обращений. (С целью произвести на аудиторию тот или иной коммуникацион­ный эффект отделы по организации общественного мнения устраи­вают пресс-конференции, церемонии торжественного открытия, пу­ска и т.п.)

Средства массового и избирательного воздействия

  • средства печатной рекламы (газеты, журналы, отправления прямой почтовой рекламы),
  • электронные средства рекламы (радио, телевидение)
  • иллюстративно-изобразительные средства рекламы (щиты, вывески, плакаты).

Хотя личная коммуникация часто эффективнее массовой, использование средств массовой информации может оказаться ос­новным приемом стимулирования личной коммуникации.

 

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Информация поступающая к реципиенты по каналам неличной коммуникации и в частности через средства массовой коммуникации оказывают влияние на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты ментальных схем и установок человека, его реальное поведение и физиологическое состояние. Они способствуют достижению коммуникативных целей.

Наиболее распространенными целями являются:

1. Передача и получение информации.

2. Социализация как усвоение новых установок и ментальных схем.

3. Изменение эмоционального и физиологического состояния.

4. Изменение самооценки

5. Устанавливают связи между людьми.

Являясь частью социального пространства, средства неличной коммуникации формируют поддерживают и рекламируют доступные и понятные людям имиджи, которым они стремятся подражать.

Медиапространство стабилизирует социальное пространство, способствует усилению конформистских настроений в обществе. Этот процесс получил название спираль тишины. [116] Суть его заключается в том, что отдельный человек испытывает страх перед возможностью оказаться в одиночестве и изоляции от общественного мнения. Поэтому люди приучаются смотреть на события и оценивать их в духе молчаливого согласия с источником массовой информации, игнорируя альтернативные точки зрения.

Кроме того, будучи представленными в средствах массовой информации события, люди, идеи получает более высокий статус в глазах аудитории. Более высокий статус приписывается в частности всем событиям, попадающим в зону внимания новостных программ.[117]

Поэтому для того, чтобы идеи, ценности, социальные нормы были усвоены реципиентами, они должны быть представлены коммуникатором в медиапространстве.

 

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПРОЦЕСС ТЕЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОТОКА.

Двухступенчатый процесс: Поток идей, сообщаемых по средствам массовой коммуникации устремляется к лидерам мнений, а от лидеров мнений - к менее активным частям населения.

Последствия двухступенчатого коммуникативного процесса:

  • Формируют и несут обращение массе лидеры мнений, а не средства массовой информации, как принято думать.
  • Стиль покупательского поведения не столько эффектом «просачивания благ сверху вниз» из классов более высо­кого общественного положения, а скорее как перенимание моды и прочие идеи у себе подобных лиц, которые являются лидерами мнений.
  • Эффективность массовой коммуникации определяется, нацеленностью на конкретных лидеров общественных мнений, и предоставлением им возможность самостоятельно доносить эти обра­щения до остальных. Фармацевтические фирмы стремятся продвинуть свои лекарственные препараты наиболее влия­тельным врачам.

 

МЕХАНИЗМЫ НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сегодня не существует единого мнения о механизмах влияния каналов неличной коммуникации на аудитории. Это порождает различные подходы к управлению неличными коммуникациями. В их основе – отношение к аудитории.

Некоторыми специалистами аудитории отводится отводится пассивная роль: она рассматривается как объект, изменяющийся под воздействием сообщений, вне зависимости от своих особенностей.

Представители второго направления отводят аудитории при неличной коммуникации доминирующую роль. Предполагается, что сообщения оказывают избирательное влияние, которое зависит от особенностей аудитории. Эта избирательность проявляется, по крайней мере, в трех направлениях.

· Одно и то же сообщение оказывает разное влияние в зависимости от установок, ментальных схем аудитории.

· Влияние сообщения зависит от способа его анализа, который использует аудитория.

· Аудитория обращает внимание и анализирует лишь те сообщения, которые позволяют ей удовлетворить какие-либо потребности.

Совмещение двух подходов позволяет всесторонне описать влияние сообщений неличной коммуникации.

В основе второго подхода лежит индивидуализация обращений. Он предполагает всестороннее изучение целевой аудитории, составление портретов целевых потребителей и т.д. Очевидно, что такой подход более действенен, и более ресурсно затратен.

 

МОДЕЛИ ПАССИВНОЙ АУДИТОРИИ

В большинстве источников рассматриваются модели, рассматривающие аудиторию как пассивную: прайминг, культивация и повестки дня и т.д.

В соответствии с моделью прайминга, сообщения неличной коммуникации вызывают у реципиентов определенные воспоминания, мысли или чувства. Этот процесс называется праймингом и часто не осознается человеком. Существует достаточно много примеров прайминга. Например, мужчины, читавшие в ходе эксперимента романтическую историю любви, впоследствии обращали большее внимание на присутствующих женщин, чем те, кто читал рассказ нейтрального содержания.

Существует три основных варианта модели прайминга: модели «корзины», «аккумуляторной батареи» и «синаптическая» модель.

В модели «корзины» память человека рассматривается как большая корзина, наполненная мыслями и чувствами людей. Те мысли и чувства, которые возникали недавно, находятся наверху и оказывают наибольшее влияние на человека. Сообщения массовой коммуникации, активируя у людей определенные мысли и чувства, перемещают их на поверхность «корзины» и тем самым увеличивают их влияние.

В соответствии с моделью «аккумуляторной батареи» наибольшее влияние оказывают те мысли и чувства, которые появляются у человека достаточно часто. Частая активация играет роль «подзарядки», т.е. подкрепляет их. Чем чаще активация, тем выше «напряжение» и, соответственно, тем сильнее эффект. Модель «аккумуляторной батареи» отличается от модели «корзины»: в соответствии с ней большее влияние оказывает часто, а не недавно активированные мысли и чувства. Повторяющиеся сообщения способствуют постоянной активации определенных мыслей и чувств, что увеличивает их влияние.

Согласно «синаптической модели», влиятельность мыслей и чувств определяет фактор времени. Недавно подвергнутая праймингу мысль или эмоция оказывает сильное влияние в течение короткого промежутка времени, а часто подвергающаяся праймингу действует в течение более длительного времени. Это означает, что повторяющиеся сообщения оказывают долговременное влияние, а одиночные — кратковременное.

Согласно модели культивации, средства массовой информации изменяют представления аудитории о мире. Она включает в себя следующие положения.

1. На основе сообщений средств массовой информации человек формирует свое представление об окружающем мире. Так телезрители, отдающие предпочтение программам, повествующим о катастрофах и преступлениях, выше оценивают свои шансы погибнуть в авиакатастрофе или от рук бандитов, чем те, кто редко смотрит подобные программы. Поскольку средства массовой информации часто дают неточную информацию, то и представление оказывается неточным.

2. Чем больше времени реципиент посвящает средствам массовой информации, например, проводит перед телевизором, тем больше его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.

3. Средства массовой информации способствуют унификации образов мира разных людей. Например, влияние телевидения приводит к тому, что дети становятся похожими на взрослых, а взрослые — похожими на детей. Кроме того, влиянию средствам массовой окммуникации приписывается аналогичное «сглаживание» дихотомий маскулинность—емининность и политик—обыватель.

4. Все телепередачи, начиная от развлекательных и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих, повторяющихся моделях — мифах и повествовательных сценариях. Такие сценарии существуют не только в художественных фильмах, но и в сообщениях другого типа. Они формируются достаточно рано: некоторые сценарии обнаружены уже у семилетних детей. Сообщение, которое соответствует такому сценарию, вызывает меньшие трудности при анализе и лучше запоминается.

5. Эффект культивации возникает только при определенных условиях когнитивной деятельности человека. Например, участников одного исследования просили спонтанно (эвристический путь) или тщательно подумав (систематический путь) ответить на вопросы об уровне преступлений, профессиях, семейной ситуации. Результаты показали, что эффект культивации возникает у людей после использования эвристической стратегии, но не после систематической.

6. В зависимости от некоторых характеристик телезрителей эффект культивации может быть более или менее выраженным: мировоззрение потребителей массовой информации с более высоким уровнем образования менее подвержено воздействию того образа реальности, который формируется телевидением.

7. Влияние сообщений средств массовой информации усиливается «резонансом». Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искаженный образ действительности, представленный в сообщениях. Например, исследования показали, что телезрители, которые больше всего опасаются стать жертвами преступлений, живут в неблагополучных районах с высоким уровнем преступности.[118]

В соответствии с моделью «повестки дня», неличные коммуникации оказывают влияние не столько на установки людей, сколько на их интерес к определенным проблемам. Такое влияние было впервые экспериментально зафиксировано в 1968 г. До начала и в конце исследования участников спрашивали о том, какие именно социальные и политические проблемы волнуют их больше всего. Каждый день в течение недели участники просматривали видеозаписи, считая их настоящими выпусками новостей. Участников разделили на две группы. Одной группе показывали сфабрикованные репортажи о слабости оборонной программы США; другой — новости, посвященные иным темам. В конце недели участники группы, которой демонстрировали репортажи об уязвимости американской обороны, придавали вопросу оборонной программы гораздо большее значение, чем члены другой группы.

Социально-когнитивная теория, автором которой является А. Бандура, описывает изменение поведение под влиянием информации, поступающей по каналам неличной коммуникации. Согласно ей:

1. Индивидуальные особенности человека, его поведение и ситуация, в которой он находится, связаны между собой. Применяя этот принцип для анализа неличной коммуникации, можно сказать, что коммуникационные сообщения как элемент окружающей среды, изменяют индивидуальные особенности и поведение человека.

2. Человек обладает четырьмя основными способностями:

· к символизации (созданию и использованию системы условных знаков, в т.ч. языка),

· саморегуляции (регуляции своего поведения),

· рефлексии (контролю за правильностью собственных установок и умозаключений),

· моделированию (обучению на опыте других людей).

3. Существует четыре разных «режима» мысленной проверки человеком правильности своих установок и умозаключений (способность к рефлексии):

· инактивный,

· замещающий,

· побуждающий,

· логический.

В инактивном режиме человек оценивает соответствие своих установок результатам своих действий. Если установки не согласуются с результатами действий, они изменяются.

В замещающем режиме средством подтверждения правильности собственных аттитюдов и умозаключений служит наблюдение за деятельностью других людей и ее последствий.

В побуждающем режиме человек соотносит свои установки с информацией о достоинствах и недостатках какого-либо явления или продукта.

В логическом режиме средством проверки служат ранее усвоенные правила умозаключения.

Роль неличных коммуникаций хорошо заметна в замещающем, побуждающем и логическом режимах. В замещающем режиме человек может изменить свои установки, наблюдая за действиями других людей, о которых рассказывается по каналам неличной связи: человек, считающий, что женщины не могут служить в армии, изменяет свое мнение после просмотра цикла передач о женщинах-военных. Примером побуждающего режима служит рекламное сообщение, в котором демонстрируются достоинства продукта. Примером логического режима служит случай, когда человек выбирает товар, ориентируясь на принцип «дорогое, значит качественное». Этот принцип может сформироваться под влиянием сообщений неличной коммуникации.

4. Отдельное внимание в социально-когнитивной теории уделяется способности к моделированию: человек обучается новым формам поведения, повторяя действия других людей. Для моделирования необходимо внимание, запоминание, моторное воспроизведение и мотивация. Выделяют простое и абстрактное моделирование. При простом моделировании человек повторяет действия других людей в той ситуации и в той форме, в которой он их увидел. При сложном моделировании происходит перенос моделей из одних ситуаций в другие, а также возникновение новых моделей на основе усвоенных правил поведения. Сообщения СМК по каналам неличной коммуникации выступают одним из источников подобных моделей. Когда человек наблюдает за поведением или получает информацию, которая конфликтует со сложившимися у него моделями поведения, возникает два типа воздействия: сдерживающее, препятствующее изменению поведения (страх перед наказанием за демонстрацию новой модели поведения) и разрешающее (изменение представления о социальных нормах и поведении). Если, несмотря на понимание социальной нежелательности поступка, человек все-таки демонстрирует новую модель поведения, он использует специальные стратегии самооправдания:

· оправдание путем апелляции к моральным нормам,

· сравнение с кем-то другим в свою пользу,

· повторная интерпретация (изменение смысла поступка на социально желательный),

· переложение ответственности за поступок на кого-то другого; диффузия ответственности (приписывание ответственности за негативные последствия не только себе, но и другим людям),

· игнорирование или искаженное восприятие последствий своих действий,

· дегуманизация и приписывание вины жертве.

Сообщения средств неличной коммуникации и в первую очередь средств массовой информации могут служить источником таких оправданий.

 

МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ АКТИВНОЙ АУДИТОРИИ

В соответствии с моделью «ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ» человек активен в потреблении сообщений неличной коммуникации: он сам выбирает сообщение, чтобы удовлетворить свои потребности.

Существуют разные классификации подобных потребностей и мотивов.

Мотивы использования средств каналов неличной коммуникации могут быть разделены на две категории: проактивные и пассивные. [119]

Пример проактивного использования каналов неличной коммуникации — просмотр определенной телепередачи для получения информации по конкретному вопросу, интересующему телезрителя; просмотр художественного фильма с целью развлечения; использование ресурсов Интернета для составления доклада по необходимой теме. Другими словами, пользователь СМК активно выбирает определенную информацию, руководствуясь своими потребностями и мотивами.

Пассивные мотивы означают бесцельное использование средств неличной коммуникации. Например, иногда люди включают телевизор просто так, потому что у них есть свободное время, для того, чтобы «поглядеть, что там идет». При этом они не заняты активным поиском информации, развлекательной или познавательной.

Такие мотивы больше характерны для людей со слабой потребностью в осмыслении. Они меньше любят свободное время, поскольку им нечем себя занять. В результате они пытаются заполнить его просмотром телевизора.[120]

 

СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА НЕЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Следует отметить, что существует два эффекта описывающих степень влияния неличной коммуникации на аудиторию:

· Различие влияния в зависимости от уровня образования,

· Опосредованность влияния.

1. Различие влияния в зависимости от уровня образования аудитории.

Люди с высоким уровнем образования получают из средств неличной коммуникации больше информации, чем люди с низким. В результате люди с низким образованием, имеющие, как правило, низкий социально-экономический статус, не могут перейти в высокостатусную группу, так как не получают информации, необходимой в социально-экономической жизни. Более образованные и состоятельные люди получают дополнительные преимущества в виде доступа к развитым информационным ресурсам, например к функционирующим в системе он-лйн. Те, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы получают в основном информационный мусор по превращается в информационных бедняков. [121]

Основными гипотезами, объясняющими влияние образования, являются следующие:

· люди с различным уровнем образования отличаются по навыкам анализа информации (ее чтения, понимания и запоминания),

· люди с высоким образовательным статусом лучше запоминают новую информацию, поскольку обладают лучшими базовыми знаниями относительно широко обсуждаемой проблемы,

· люди с высоким образовательным статусом чаще обсуждают популярные проблемы со своими друзьями,

· люди с низким образовательным статусом мало интересуются широко обсуждаемыми социальными проблемами, а высокостатусных людей просмотр новостей возбуждает, вызывает у них интерес,

· многие проблемы широко обсуждаются в газетах, которые заведомо ориентированы на людей с высоким уровнем образования.

Этот эффект уменьшается:

· когда проблема оказывает значительное влияние на жизнь сообщества,

· в сообществе, на которое ориентированы сообщения средств неличной коммуникации, существует серьезный конфликт, связанный с обсуждаемой проблемой,

· в гомогенном сообществе с устойчивыми каналами неформальной коммуникации.[122]

Кроме того, влиянию СМК менее подвержены члены привилегированных групп, под контролем которых находятся каналы массовой коммуникации.

2. Опосредованность влияния СМК.

Влияние СМК опосредуется влиянием других институтов социализации: семьи, группы сверстников, государственных институтов.

Одним из основных посредников выступают родители. Выделяют несколько форм такого посредничества, которое хорошо заметно при просмотре агрессивных передач.

· активное посредничество, которое заключается в рассказе детям о том, что не надо имитировать поведение героя передачи; убеждении в том, описанные в средствах неличной коммуникации ситуации не встречаются в реальной жизни; указании на то, что им не нравится, как действует главный герой; просьбе подумать о том, как чувствует себя жертва.

· ограничивающее посредничество, выражающееся в запрете на просмотр определенных передач.

· совместный просмотр агрессивных передач родителями и детьми.

Если совместный просмотр очевидно усиливает влияние каналов неличной коммуникации, то активное и ограничивающее посредничество понижает влияние сообщений каналов неличной коммуникации.

Однако возможности активного посредничества ограничены. В некоторых случаях, например, когда речь идет о демонстрации в каналах неличной коммуникации идеала внешнего вида, активное посредничество, сопровождающееся критикой образов, приводит дополнительному вниманию на содержание сообщений и их более тщательному анализу их содержания. Это, в свою очередь, может понизить самооценку.

Ограничивающее посредничество также не всегда эффективно, так как, воспринимаемое как давление, может привести к повышению интереса к запрещаемым источникам, т.е. принести эффект, обратный ожидаемому.

Вторым посредником при влиянии средств неличной коммуникации являются дети, которые оказывают влияние на своих родителей. Например, проведение в школах дискуссий по политическим вопросам приводит к тому, что, приходя домой, ученики начинают обсуждать политические проблемы с родителями. В результате родители начинают больше интересоваться политическими новостями. Такое посредничество приносит наибольшую пользу с низким уровнем образования.

Третьим посредником является группа сверстников. Она оказывает большее влияние за телезрителей подросткового возраста, чем родители. Например, позитивное отношение сверстников к телепередачам с элементами агрессии улучшает отношение подростков к агрессивной форме взаимодействия, приводит к повышению их агрессивности.

Четвертым посредником являются государственные учреждения и институты. Сообщения средств неличной коммуникации оказывают влияние на активность государственных институтов, которые принимают соответствующие законы, что, в конечном итоге, и влияет на поведение граждан. Например, известен пример кампании в средствах массовой информации, касающейся опасности вождения автомобиля в пьяном виде. Она привела к принятию соответствующих законов, которые повлияли на поведение граждан и способствовали восприятию неприемлемости ими такой формы поведения. Начало подобных кампаний, как правило, сопровождается действиями политиков, направленных на немедленное решение проблемы, но по мере накопления публикаций в средствах массовой коммуникации, у них возникает интерес к долгосрочным программам.[123]

Степень и характер влияния СМК различается в зависимости от степени его распространенности.

Стадии взаимодействия социума и телевидения:

· На первой стадии СМК выглядит новым и незнакомым, притягивает взоры зрителей независимо от того, каково содержание телепередачи.

· Вторая стадия занимает следующие 10–15 лет, когда люди начинают интерпретировать телевизионные сообщения и избирательно их принимать или отвергать. Благодаря высокому статусу телевидения, обладание телевизором становится источником повышения социального положения, а само телевидение — источником получения престижной информации.

· На третьей стадии обладание телевизором становится в общине повсеместным явлением, а время просмотра телепередач возрастает.

· На четвертой стадии взрослые люди проводят всю свою жизнь в культурной среде, пропитанной телевидением, постоянное влияние которого на членов общества рассматривается как само собой разумеющееся.

· Широкое распространение кабельного телевидения и видеомагнитофонов возвещает о наступлении пятой стадии. На этой стадии заметно возрастает фактор индивидуального контроля в отношении телевидения, связанный с большими возможностями выбора как времени просмотра, так и определенных программ.[124]

Сегодня рынок все больше ориентируется на определенные группы населения, а не на массовую аудиторию. Это заметно и в обращениях, поступающих к нам по каналам неличной коммуникации.

 

ИНТЕРНЕТ КАК КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ

По своим особенностям интернет занимает промежуточное положение между личными каналами коммуникации и неличными.

Интернет является принципиально новым видом текста физически подвижным, [125] который дает читателю ощущение поной свободы.

Возникает новая модель коммуникации, новой культуры на основе одновременного протекания следующих процессов:

1. Интеграция – комбинирование художественных форм и технологий с образованием гибридной формы выразительности.

2. Интерактивность – способность пользователя манипулировать и непосредственное влияние на его восприятие, а также возможность общения на разном расстоянии с разными временными отсрочками.

3. Гипермедиа – связывание отдельных элементов неличных коммуникаций, направленных на массовые аудитории друг с другом для создания шлейфа индивидуальных ассоциаций.

4. Погружение – опыт симуляции модели трехмерного окружения.

5. Повествовательность – эстетические и формальные стратегии на основе которых происходят нелинейные формы посвествования и репрезентации.[126]

Отличительной чертой текста интернета является его фантомность, неустойчивость, достаточно быстрая изменчивость во времени. Такой гипертекст обладает особыми свойствами: он комбинирует внутри все виды информации, поступающие из вне: тексты, образы, умолчания, паузы, символические выражения, музыкальные образы. входит внутрь из вне и образуется внутри индивида,

В тоже время при коммуникациях в интернете следует учитывать его особенности:

· Возможность быстро и обменяться информацией.

· Децентрализация информации: отсутствие единого центра распространения информации, которая снижает контроль за информационными потоками.

· Большое количество пользователей, что обеспечивает широту контактов и следовательно способствует мегаразрастанию сообщения.

· Быстрота общения вне расстояния и времени.

· Коммуниканты часто даже не имеют представления о реальном внешнем облике партнера.

· Чувственная депривация порождаемая отсутствием информации о невербальном поведении партнера.

· Возможность отложенной коммуникации.

Коммуникации в сети интернет характеризуют:

1. Повышенная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров. Так при Интернет-коммуникациях иностранцы становятся активнее, чем при межличностной коммуникации.

2. Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты.

3. Специфический этикет общения, новый язык. Так часто при переписке использоваться сокращенные варианты слов, латиница вместо кириллицы и т.д.

4. Эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя слова или значки, обозначающие эмоции. При этом степень отношения часто передается количеством изображений эмоций, «смайликов».

Кроме того, следует обратить внимание на эмоциональное состояние во время общения. Несмотря на значительные отличия, коммуникация в Интернете имеет особенности, роднящие ее с межличностной коммуникацией. В частности, несмотря на анонимность общения, застенчивые люди, не имеющие опыта публичных выступлений, испытывают большую тревогу при выступлении в присутствии виртуальных собеседников, чем выступая в одиночестве. Уверенные люди не испытывают тревоги ни в одиночестве, ни в компании виртуальных собеседников.[127]

Следует обратить внимание и на состояние «потока», или FLOW-эффекта, который характерен для пользователей сети. Его отличают следующие особенности — погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией. С одной стороны состояние «потока» является показателем вовлеченности, внутренней мотивированности человека. С другой стороны именно такая полная вовлеченность или погруженность в коммуникационный процесс посредством сети является причиной многих психологических проблем пользователей. Отличительной чертой текста интернета является его фантомность, неустойчивость, достаточно быстрая изменчивость во времени.

Существуют ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ из которых с точки зрения коммуникационного менеджмента целесообразно выделить:

1. Уравнивание статусов партнеров по общению, т.к. анонимность не позволяет определить социальный статус. Для некоторых пользователей это является достоинством Интернет-коммуникаций, а для других — недостатком. Дискомфорт, вызванный отсутствием подобной информации, чаще возникает у пользователей, которые ценят собственный социальный статус.

2. Изменение давления социальных норм и неформальность общения

3. Дружелюбие и взаимопомощь. Общение в сети носит скорее кооперативный, а не конкурентный характер. Пользователи стремятся оказать друг другу помощь, причем в основе помощи лежит как альтруистическая (приносить пользу другим), так и эгоистическая (развитие своих навыков, повышение статуса в сообществе) мотивация. При этом возникает эффект ожидания, когда обращаясь в интенет-сообщества коммуникант рассчитывает на помощь На этом основаны многие технологии, используемые в интернет лоя распространения разного рода товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.