КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К практическому занятию 1 страница
Я Э Ц Ф У Т С Р П О Н М Л К И З Е Д Г В Б А Позитивизм Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания, наиболее эффективных его методов. Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857 г.) Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность её основной проблематики, ненужность таких её базовых понятий, как «бытие», «материя», сознание», «сущность» и т.п. Проявившись в середине XIX в., позитивизм, или философия науки, вскоре стал широко распространённым течением западной философии. В своём развитии он прошёл три основных этапа: Позитивизм О. Канта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы; Второй этап – так называемый махизм по имени его основного представителя австрийского физика Э. Маха; Третий, самый развитый этап – неопозитивизм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и продолжающийся до сих пор. Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Представители этого этапа (Карнап, К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путём. Они сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и конвенции.
АБСОЛЮТ – философская категория,обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности
АБСОЛЮТНОЕ – безусловное, самодостаточное, вечное, завершенное; противостоит относительному.
АБСТРАКТНОЕ – одностороннее, простое, неразвитое; сторона, часть целого; противостоит конкретному.
АБСТРАКЦИЯ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; понятие, образуемое в результате отвлечения.
АГНОСТИЦИЗМ – учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностицизм – философское направление, согласно которому мир – такой, какой он есть на самом деле – непознаваем для человека. Представители: Юм, Кант.
АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равенство, эквивалентность; в теории познания соответствие, сходство идеального образа и объекта.
АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру. Аксиология – отрасль философии, изучающая ценности (категории аксиологии: ценность, оценка, идеал, благо, норма и др.)
АКСИОМА – исходное положение теории, принимаемое без доказательств.
АКТУАЛИЗАЦИЯ – превращение возможностей (потенций) в действительность.
АКТУАЛЬНЫЙ – существующий в действительности; противоположное – потенциальный.
АКЦИДЕНЦИЯ – случайное, несущественное, временное, преходящее в противовес существенному, субстанциальному.
АЛОГИЗМ – ход мыслей, игнорирующей законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. АЛЬТРУИЗМ – нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.
АМОРАЛИЗМ – отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения; нигилистическое отношение к нравственным нормам и традициям.
АНАЛИЗ – процедура мысленного разложения целого на составные части; противоположное – синтез.
АНАЛОГИЯ- умозаключение, в котором на основе сходства предметов в одних отношениях делается предположительный вывод об их сходстве в других отношениях; аналогия является источником гипотез.
АНТИНОМИЯ – противоречие между двумя положениями, допускающими одинаково убедительное логическое обоснование.
АНТРОПОЛОГИЯ (философская) – философское учение о человеке.
АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.
АНТРОПОМОРФИЗМ-очеловечивание и явлений неживой природы, животных и мифических существ.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
АПАТИЯ – состояние безразличия, бесстрастия, невозмутимости.
АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.
АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта; противоположное – априори.
АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.
АПРИОРИ – знание, изначально присущее сознанию, доопытное; обратное – апостериори.
АПРИОРИЗМ – философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания или доопытных форм организации знания.
АРГУМЕНТ – логический довод, служащий основанием доказательства.
АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.
АТАРАКСИЯ – состояние душевного покоя и невозмутимости.
АТЕИЗМ – букв. – безбожие; система взглядов, отвергающих религиозную веру в сверхъестественное (Бога или других высших сил).
АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться; противоположное – акциденция.
БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, выражающая негативные характеристики бытия; противостоит прекрасному.
БЕСКОНЕЧНОЕ – не имеющее границ, беспредельное, неисчерпаемое; противостоит конечному.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ “ДУРНАЯ” – безграничное увеличение количества; бесконечно повторяющееся чередование одних и тех же свойств, форм и т.п.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – процессы и состояния психики, не контролируемые сознанием.
БИОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой главной целью мироздания признается деятельность живых существ.
БОГ – высшее сверхприродное существо; безличный разум, разлитый в мире.
БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие.
ВЕРА – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию.
ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки. ВЕЩЕСТВО – вид материи, обладающий в противоположность полю массой покоя.
ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях.
ВЕЧНОСТЬ – бесконечность существования во времени; в качестве выражения абсолютного совершенства и постоянства может противопоставляться текучему и изменчевому времени.
ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, обладающая относительно самостоятельным существованием.
“ВЕЩЬ В СЕБЕ” – философский термин, введенный в широкое употребление И.Кантом, обозначающий реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.
“ВЕЩИ ДЛЯ НАС” – чувственно-воспринимаемые и рассудочно-мыслимые предметы; познанная “вещь в себе”.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т.п.
ВИДИМОСТЬ – кажимость; момент обманчивости в восприятии тех или иных явлений.
ВИД И РОД (в логике) – понятия, выражающие отношения между классами предметов; вид как класс входит в род.
ВИТАЛИЗМ – учение, объясняющее жизнь действием особых факторов, отсутствующих в неживых телах; утверждает качественное отличие живой природы от неживой, принципиальную несводимость жизненных процессов к силам и законам неорганического мира.
ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного.
ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма.
ВНЕШНЕЕ – свойства вещей, выявляемые в их отношении с другими вещами; то, что непосредственно дано в наблюдении, фиксируется органами чувств.
ВНУТРЕННЕЕ – организация, строение вещи, ее состав и структура; раскрывается в процессах теоретического познания. ВОЗМОЖНОСТЬ - скрытая потенция, которая может реализоваться при определенных условиях.
ВОЛЮНТАРИЗМ – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.
ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
ВООБРАЖЕНИЕ – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.
ВОСПРИЯТИЕ – целостный чувственный образ предмета.
ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – изначальное, независящее от опыта содержание человеческого мышления.
ВСЕЕДИНСТВО – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности индивидуальности.
ВСЕЛЕННАЯ – в традиционном понимании – весь бесконечный материальный мир.
ВСЕОБЩЕЕ – характеристики, присущие всем предметам данного класса; единая основа бесконечного множества явлений; внутренняя сущность явлений, закон их существования и развития.
ВТОРИЧНОЕ – несамостоятельное, имеющее причину не в себе, а в другом.
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – человеческие ощущения (цвет, запах, вкус, звук), рассматриваемые в качестве субъективных характеристик вещей.
ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное не из непосредственного наблюдения, а из другого знания посредством умозаключения.
ВЫТЕСНЕНИЕ - защитный механизм психики; удаление из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для “Я” влечений и импульсов.
ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.
ГЕРМЕНЕВТИКА – теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.
ГИЛЕМОРФИЗМ – учение о матери и форме как основных принципах бытия.
ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о всеобщей одушевленности материи.
ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – приписывание самостоятельного существования тому, что таким существованием не обладает (отвлеченным понятиям, свойствам, отношениям). ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности. Гносеология – отрасль философии, изучающая познание (категории гносеологии: субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, истина и др.).
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – убежденность в принципиальной познаваемости мира. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ – убежденность в принципиальной непознаваемости мира. ГУМАНИЗМ – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.
ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще.
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – учение о взаимной независимости истин философии (разума) и богословия (веры). ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок. ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования. Деизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир и после этого не вмешивается в существование мира.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – актуально существующая реальность; противоположное – возможность. В широком смысле слова – все реально существующее. ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания. ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении. Диалектика – учение о противоречии как источнике развития. Наиболее крупный вклад в разработку диалектики внёс Гегель. Материалистическую диалектику разрабатывали Маркс и Энгельс.
ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо. ДОГМАТИЗМ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостенелый тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – процесс (метод) установления истины; обоснование истинности того или иного суждения (тезиса). ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. ДОСТОВЕРНОСТЬ – характеристика знания, истинность или ложность которого доказана; противоположное – проблематичность. ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное. Дуализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к двум началам, каждое из которых не порождает другое. Представитель: Декарт.
ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало. ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела. ЕДИНИЧНОЕ – индивидуальное, неповторимое, уникальное; совокупность характеристик, отличающих данное явление от других. ЕДИНОЕ И МНОГОЕ – понятия, выражающие соотношения общей основы (единое) и разнообразия бытия (многое). ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание, неадекватное сущности объекта; неверное, искаженное отражение действительности. ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – практическое мышление, не поднимающееся до уровня научного и философского осмысления действительности; складывается на основе повседневного опыта. ЗЛО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей. ЗНАК – явление, выступающее в качестве представителя и заместителя других явлений; смысловое значение знака содержит информацию об обозначаемых явлениях. ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов. ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ – понятия, фиксирующие обозначаемый знаком класс предметов и информацию о нем. “ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО” НРАВСТВЕННОСТИ – нравственная максима, гласящая: “Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе”. ИДЕАЛ – образ совершенства, выступающий в качестве цели. ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно. ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное человеческое (субъективное) сознание и отвергающая объективную реальность, существующую независимо от этого сознания. Идеализм – философское направление, согласно которому сознание первично, материальный мир вторичен. Разновидности: 1) Объективный идеализм. Согласно ему существует духовная субстанция (это может быть душа, дух, Бог, в теории Платона – эйдос, в теории Гегеля – Абсолютная Идея и т.п.), которая не зависит в своём существовании ни от материи, ни от индивидуального человеческого сознания. Материальный мир либо полностью производен от духовной субстанции, либо полностью ей подчиняется, оформляется и упорядочивается ею. Представители: Платон, Аристотель, Гегель. 2) Субъективный идеализм. Согласно ему точкой отсчёта бытия мира является индивидуальное человеческое сознание. Всё остальное существует постольку и таким, поскольку и каким его воспринимает индивидуальное человеческое сознание. Представители: Юм, Кант.
“ИДЕАЛИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ” – концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. ИДЕАЛИЗМ “ФИЗИЧЕСКИЙ” – философское учение, отрицающее объективный характер физического знания, настаивающее на “фундаментальной зависимости ” объективного содержания физической теории от сознания “наблюдателя”. ИДЕАЛЬНОЕ – нематериальное, относящееся к психике, сознанию, духу. ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. ИДЕЯ – форма постижения в мысли явлений, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. ИЛЛЮЗИЯ – кажимость; искаженное восприятие действительности. ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее какому-либо явлению, вытекающее из его природы. ИМПЕРАТИВ – требование, приказ, закон; нравственное предписание (И.Кант). ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее всеобщую причинную обусловленность явлений; противостоит детерминизму. ИНДИВИД - отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода. ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в ее противопоставлении человеческим общностям. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека. ИНДУКЦИЯ – логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер. ИНСТИНКТ – совокупность врожденных компонентов психики, определяющая поведение животных и человека. ИНТЕЛЛЕКТ – мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, приписывающее интеллекту решающую роль в познании; обратное – антиинтеллектуализм. ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – сверхчувственный, постигаемый только разумом; противоположное – сенсибельный. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на какой-либо предмет. ИНТЕРЕС – понятие социальной философии, отражающее реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов; фиксирует направленность деятельности субъекта на явления определенного круга. ИНТУИТИВИЗМ – направление в философии, усматривающее в интуиции единственный достоверный источник познания. ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения. ИНФОРМАЦИЯ - результат отражения одного объекта в другом; отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы). ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, мистическую интуицию и инстинкт; противостоит рационализму. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему. ИРРЕАЛЬНОЕ – не постигаемое, воображаемое, фантастическое, существующее лишь в сознании. ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение. ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении. ИСТИНА ВЕЧНАЯ – неопровержимое знание о чем-либо.
ИСТИНА КОНКРЕТНАЯ – знание, истинность которого зависит от условий места и времени. ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное знание о действительности. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука о возникновении и историческом развитии систем философского знания о мире и человеке. КАТЕГОРИЯ – предельно общее, фундаментальное понятие философии. КАУЗАЛЬНОСТЬ – то же, что причинность. КАЧЕСТВО – то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов. КЛАСС (логический) – понятие, обозначающее множество предметов, удовлетворяющее каким-либо условиям или признакам. КОЛИЧЕСТВО – философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и законы являются результатом соглашения (конвенции) между учеными. КОНЕЧНОЕ – философская категория, характеризующая всякий определенный, ограниченный, преходящий объект. КОНКРЕТНОЕ – многостороннее, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений; единство многих определений. КОСМОЛОГИЯ – наука о Вселенной как едином связном целом. КОСМОС – мир как структурно организованное и упорядоченное целое. КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Креационизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир из ничего своим волевым усилием.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – средство установления истинности того или иного утверждения, гипотезы и т.п. КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.
ЛИБИДО – энергия психических, в том числе сексуальных влечений. ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания. ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание с помощью абстрактного мышления, подчиняющегося законам логики. ЛОГОС – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония; всеобщий разум; созидающая божественная сила; посредник между Богом и сотворенным миром. ЛОЖЬ – искаженное отражение действительности. ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия. МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, пытавшееся объединить элементы восточных религиозных учений и христианство; все мировые процессы по этому учению трактуются как борьба добра со злом. МАРГИНАЛЬНОСТЬ – социологическое понятие, обозначающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения. МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости. Материализм – философское направление, согласно которому сознание производно от материи. Представители: Демокрит, Фейербах, Маркс и Энгельс. Разновидность материализма – диалектический материализм: материализм в сочетании с диалектикой (представители – Маркс и Энгельс).
МАТЕРИАЛИЗМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ – школа материализма, ставящая в центр человека и трактующая его в качестве абстрактного природного существа. МАТЕРИАЛИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ – разновидность материализма, отрицающая реальность идеального и трактующая мышление как материальный процесс. МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – материализм, основанный на органическом синтезе идей материализма и диалектики. МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ – основанная на данных конкретных наук стихийная убежденность естествоиспытателей в объективном существовании и принципиальной познаваемости природы и ее законов. МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ – применение идей материализма и диалектики к пониманию общественной жизни. МАТЕРИАЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, отрицающая или игнорирующая всеобщую связь и развитие природы, ее саморазвитие. МАТЕРИАЛИЗМ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, объясняющая природу, общество и человека, исходя из законов механики. МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто. МЕДИТАЦИЯ – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. МЕНТАЛИТЕТ – термин, означающий совокупность и специфическую форму организации психики человека и ее проявлений. Главным образом используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроения. МЕРИТОКРАТИЯ – власть, основанная на заслугах. МЕТАФИЗИКА – 1.Умозрительное философское учение о сверхчувственных (сверхприродных) принципах и началах бытия, знания, культуры.2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. МЕТОД – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология науки – отрасль философии, изучающая методы научного познания.
МЕХАНИЦИЗМ – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения. МИКРОКОСМ – малый мир, человек в соотношении с большим миром (микрокосмом), Вселенной. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. МИСТИЦИЗМ – совокупность религиозных и философских учений, проповедующих таинственное знание, переживаемое в момент экстаза, непосредственное единение с Абсолютом, постижение природных процессов путем проникновения в них. МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |