Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическому занятию 2 страница




МОНИЗМ – мировоззренческий принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. Материалистический монизм таким началом считает материю, идеалистический монизм – дух, идею. Монизм противоположен дуализму, признающему два независимых начала, и плюрализму, исходящему из множественности начал.

Монизм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к одному первоначалу. Представители: Милетская школа, Спиноза, Гегель.

 

МОНОТЕИЗМ – религиозное представление о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.

 

МЫШЛЕНИЕ – способность к познанию через понятия, высшая форма постижения человеком действительности путем обобщения сущностных и отношений предметов и явлений.

 

НАТУРАЛИЗМ – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, обозначающая взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Противостоит различным видам супранатурализма, признающего трансцендентное и отказывающегося от принципа каузальности.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы в ее целостности.

НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские категории, конкретизирующие представления о характере взаимосвязи явлений; выражают типы связей и степень детерминированности явлений.

НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. В широком смысле – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п.

НОМИНАЛИЗМ – философская позиция, отрицающая реальность общего (онтологическое значение универсалий – общих понятий) и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия (имена).

Номинализм – философское направление средневековой философии, согласно которому обобщающие понятия – это только имена, даваемые людьми классам предметов; вне человеческого мышления обобщающие понятия не существуют.

 

ОБРАЗ – одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат познавательной деятельности субъекта.

 

ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

ОНТОГЕНЕЗ – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, который излагает фундаментальные принципы, начала бытия.

Онтология – отрасль философии, изучающая бытие (категории онтологии: бытие, существование, сущность, изменение, первоначало и др.).

 

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – категории, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ – понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

ОПЫТ – компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.

ОРТОДОКСИЯ – религиозное учение, закрепленное авторитетом церкви и обязательное для всех членов религиозной общины.

ОТКРОВЕНИЕ – непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

ОТЧУЖДЕНИЕ – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

ОЩУЩЕНИЕ (в гносеологи) – элементарный чувственный образ, фиксирующий отдельные свойства вещей.

 

ПАМЯТЬ – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПАНЕНТЕИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог, являясь личностью, проявляет себя в мире.

ПАНЛОГИЗМ – разновидность объективно-идеалистического рационализма, философская доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой бытие есть воплощение логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. Логические законы определяют законы бытия, являются единственными движущими силами всякого развития.

Панлогизм – философское направление, согласно которому в основе бытия всего мира лежит мышление (абсолютное начало, природа которого – мышление). Представитель: Гегель.

 

ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Пантеизм – философское направление, согласно которому Бог «растворён» в мире или тождественен миру.

 

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др.

Плюрализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к нескольким или бесконечному множеству начал, каждое из которых не порождает другие. Представители: Эмпедокл, Анаксагор, Лейбниц.

 

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

ПОНЯТИЕ – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.

ПОТРЕБНОСТИ – нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ – относящийся к делу, действию.

ПРАКТИКА – специфически человеческая, сознательная, целополагающая, целесообразная, материальная, чувственно-предметная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления, а также создание образа путем воображения.

ПРИНЦИП – в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов и знаний. Принцип – это основополагающее понятие, позволяющее объединить законы той или другой научной дисциплины в единую систему знаний.

ПРИЧИННОСТЬ – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития, в которой одно явление – причина – при наличии определенных условий неизбежно производит, порождает другое явление – следствие.

ПРОБЛЕМА – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществлении заранее предусмотренного божественного плана “спасения человека”.

ПРОГРЕСС – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

ПРОПЕДЕВТИКА – философский термин, означающий занятия, предваряющие введение в науку.

 

РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

РАЗУМ – творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму).

Рационализм – философское направление, согласно которому знания о наиболее фундаментальных свойствах мира человек может получить с помощью одного лишь рационального размышления, без опоры на чувственный опыт. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

 

РЕАЛИЗМ – в истории философии – позиция, согласно которой общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. Противостоит номинализму.

Реализм – философское направление средневековой философии, согласно которому обобщающие понятия существуют независимо от человеческого мышления.

 

РЕЛЯТИВИЗМ – методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Из такого подхода вытекает отрицание каких-либо субстанциальных (сущностных) моментов, сторон в вещах, научных теориях, моральных нормах и т. д.

РЕФЛЕКСИЯ – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

САКРАЛЬНОЕ – священное, отъединенное от мира.

САКРАЛИЗАЦИЯ – освящение, приобщение к миру религиозного, священного.

САМОДВИЖЕНИЕ – собственное, внутренне, необходимое, самопроизвольное изменение объекта (системы), которое определяется ее противоречиями, опосредствующим воздействием внешних факторов и условий. Самодвижение – это движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи.

САМОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – противоположное сакрализации: эмансипации от религии и церковных институтов в мировоззрении, практической деятельности и т.д.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Сенсуализм – философское направление, согласно которому в познании человек не оперирует ничем, кроме ощущений. Представители: Локк, Юм.

 

СИНКРЕТИЗМ – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

СИНТЕЗ – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практической деятельности.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – гносеологическая позиция, подвергающая сомнению возможность познания действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА – соотносительные философские категории. Содержание представляет собой единство всех составных элементов объекта или предмета, форма есть способ существования и выражения содержания.

СОЗНАНИЕ – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в восприятии индивида.

СОТЕРИОЛОГИЯ – раздел богословия, в котором излагается учение о путях спасения души.

СОФИЗМ – хитрая уловка, измышление, логически неправильное (мнимое) рассуждение, выдаваемое за правильное.

СОФИСТИКА – умение хитроумно вести прения; 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами, 2) рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

СОФИОЛОГИЯ – учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 – начала 20 в., вобравшее в себя элементы как церковного предания, так и некоторых восточных и европейских мистических учений. Существенной для софиологии является проблема взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

СОЦИОЛОГИЯ – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту.

СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ- философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т.е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии.

СПИРИТУАЛИЗМ – философское воззрение, согласно которому дух является первоосновой действительности как особая бестелесная субстанция, существующая вне материи и независимо от нее.

СПОНТАННОЕ – самопроизвольные явления, возникающие без внешних организующих воздействий.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ-понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах.

СТАНОВЛЕНИЕ – философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение в другое.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ – две основные формы закономерной связи явлений, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. В статистических законах предсказания имеют вероятностный характер.

СТРУКТУРА – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

СУБСТРАТ – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВИЗМ – мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское направление, представители которого отрицают наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР (в истории) – деятельность субъекта – масс, классов, партий, отдельных людей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных условий.

СУДЬБА – в мифологии, в иррационалистических философских системах – неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

СУЩЕЕ – категория онтологии, обозначающая: 1)совокупность многообразных проявлений бытия; 2)любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3)онтологический абсолют. Иногда понятие сущего употребляется как синоним бытия.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – философское понятие, традиционно употребляемое для обозначения наличного бытия вещи, которое, в отличие от ее сущности постигается не мышлением, но опытом; существование (экзистенция) – одно из важнейших понятий европейской философии, оно занимает центральное место в экзистенциализме – влиятельнейшим течении философии ХХ века, где трактуется как нечто соотнесенное с трансценденцией, т. е. выходом человека за собственные пределы, оно единично, личностно и конечно.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – соотносительные философские категории. Сущность – это внутренняя основа вещи, внутреннее единство ее различных сторон. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.

СЦИЕНТИЗМ – мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и ориентиром человека и его деятельности.

СЧАСТЬЕ – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового.

ТЕИЗМ – религиозно-философское учение, которое признает существование личного Бога, находящегося вне мира, сотворившего мир и могущего в любой момент вмешаться в ход его событий. Признание трансцендентности Бога отличает теизм от пантеизма, признание постоянной активности Бога – от деизма.

Теизм – философское направление, согласно которому Бог, являющийся абсолютной личностью, сотворил мир и после этого управляет им.

 

ТЕЛЕОЛОГИЯ – философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Телеология – философское учение, согласно которому всё в мире имеет цель своего существования.

 

ТЕНДЕНЦИЯ-направление развития какого-либо явления или процесса.

ТЕОДИЦЕЯ – религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре.

Теодицея – философская попытка «оправдать Бога», объяснить, почему всемогущий Бог допускает существование зла в мире.

 

ТЕОЛОГИЯ ИЛИ БОГОСЛОВИЕ – систематизация вероучения данной религии.

ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология)- раздел философии, в котором изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека.

ТЕОСОФИЯ – мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц; религиозно-философское учение Е.П.Блаватской и ее последователей.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, у Канта – все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ – философский термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания; у Канта и то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логическая форма получения выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по какому-либо правилу логики (правилу вывода).

УМОЗРЕНИЕ – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому умозрение может приобретать ненаучный характер.

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия.

УНИВЕРСУМ – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

УТИЛИТАРИЗМ – направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

 

 

 

ФАТАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, изначально предопределены таинственной силой (роком), не оставляющей места свободе, творчеству человека.

ФЕНОМЕН – философское понятие, означающее объект чувственного созерцания, явление, постижимое посредством опыта.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философский принцип, согласно которому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью.

ФИДЕИЗМ – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.

ФИЛОСОФИЯ – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – процесс отображения результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

Х

ХАРИЗМА – исключительная одаренность какого-либо человека, наделенность какого-либо лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга сторонников.

ХИЛИАЗМ – религиозное учение о грядущем тысячелетнем царствовании на земле Бога и праведников.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

ЦЕЛЬ – идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; идеально-побуждающий мотив деятельности.

ЦЕННОСТЬ – термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

ЭВДЕМОНИЗМ – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цели жизни.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ – тайный, предназначенный для посвященных.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ – противоположный эзотерическому.

ЭЛЕКТИКА – соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.

ЭЙДОС – образ, форма, сущность, вид.

ЭМПИРИЗМ – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Эмпиризм – философское направление, согласно которому все знания, получаемые человеком, имеют своим источником чувственный опыт. Представители: Ф. Бэкон, Локк.

 

ЭСТЕТИКА – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

Эстетика – отрасль философии, изучающая прекрасное.

 

ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.

ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

Этика – отрасль философии, изучающая нравственность (категории этики – добро и зло, страдание и наслаждение, долг, совесть, смысл жизни и др.).

 

ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения

 

III курс специальность «Педиатрия»

Дисциплина: «Пропедевтика детских болезней с курсами здорового ребенка и общим уходом за детьми»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.